Совершенствование лексико – грамматических представлений у дошкольников с нарушением речи
статья по теме

Бурганова Екатерина Витальевна

В данной статье описаны основные направления работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lgk.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование лексико – грамматических  представлений  у дошкольников с нарушением речи

Бурганова Е.В.

Учитель – логопед МБДОУ №131, г.Мурманск

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Лексико-грамматический строй языка представлен двумя взаимосвязанными компонентами: лексикой и грамматикой. 

Лексика – это активный и пассивный запас слов, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях на морфологическом и синтаксическом уровне. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, Н.С., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичева Т.Б., Тумакова Т.В. и др.

Большинство из них настаивают на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.  

 Цель занятий по формированию лексико-грамматических представлений -  развитие словаря (активизация и обогащение словаря по теме) и формирование  грамматических представлений.

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений:

I. Развитие лексики.

  1. расширение объёма словаря;
  2. уточнение значений слов;
  3. формирование семантической структуры слова;
  4. организация семантических полей;
  5. активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.

ΙΙ. Работа по формированию словообразования.

  1. расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;
  2. развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;
  3. развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
  4. умения образовывать однокоренные слова;

ΙΙΙ. Работа по формированию словоизменения

  1. Существительные (дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; отработка беспредложных конструкций единственного числа).
  2.  Глаголы (согласование существительного и глагола настоящего, прошедшего времени 3-го лица в числе: дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени.
  3. Прилагательные (согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа; согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.)

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи

ΙV. Употребление предлогов в речи

V. Построение предложений разной структуры

  1. развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;
  2. развивать умения дополнять предложения недостающими словами.
  3. развивать умения составлять простые распространенные предложения;
  4. совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;
  5. развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).
  6. совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;

Методические и организационные принципы проведения лексико-грамматических занятий:

  • четкость, краткость инструкций и вопросов, неторопливый темп, эмоциональность и акцентированность речи облегчают и улучшают усвоение детьми учебного материала.
  • При изучении определенной темы важно делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончания соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге), чтобы усилить их восприятие детьми.
  • Подбор лексического материала должен быть свободным в фонетическом плане, т.е. он может содержать звуки, еще не скорректированные в произношении детей.
  • На каждом занятии полезно использовать индивидуальный наглядный материал.
  • Все занятия должны проводится в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми. Интересными, результативными.

Литература

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
  3. Ткаченко Т.А.  В первый класс – без дефектов речи (методическое пособие). – СПб, 1999.
  4. Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры...

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В данной статье раскрываются практическое применение приемов развития эмоций у дошкольников с нарушениме речи в процессе театрализованной деятельности...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

" Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"

Эмоции признаны первичными формами психической жизни, «центральным звеном» в развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются результатом оценки индивида взаимодействия со сре...

"Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"

quot;Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики  у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"...

" Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"

quot; Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики  у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"...

Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи

Способность осмыслить и вербализовать свои эмоции лежит в основе формирования эмоционального интеллекта. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемами при понимании и выражении своего эм...