Совершенствование лексико – грамматических представлений у дошкольников с нарушением речи
статья по теме
В данной статье описаны основные направления работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lgk.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование лексико – грамматических представлений у дошкольников с нарушением речи
Бурганова Е.В.
Учитель – логопед МБДОУ №131, г.Мурманск
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
Лексико-грамматический строй языка представлен двумя взаимосвязанными компонентами: лексикой и грамматикой.
Лексика – это активный и пассивный запас слов, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях на морфологическом и синтаксическом уровне. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.
Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, Н.С., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичева Т.Б., Тумакова Т.В. и др.
Большинство из них настаивают на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.
Цель занятий по формированию лексико-грамматических представлений - развитие словаря (активизация и обогащение словаря по теме) и формирование грамматических представлений.
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений:
I. Развитие лексики.
- расширение объёма словаря;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова;
- организация семантических полей;
- активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.
ΙΙ. Работа по формированию словообразования.
- расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;
- развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;
- развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
- умения образовывать однокоренные слова;
ΙΙΙ. Работа по формированию словоизменения
- Существительные (дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; отработка беспредложных конструкций единственного числа).
- Глаголы (согласование существительного и глагола настоящего, прошедшего времени 3-го лица в числе: дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени.
- Прилагательные (согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа; согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.)
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи
ΙV. Употребление предлогов в речи
V. Построение предложений разной структуры
- развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;
- развивать умения дополнять предложения недостающими словами.
- развивать умения составлять простые распространенные предложения;
- совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;
- развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).
- совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;
Методические и организационные принципы проведения лексико-грамматических занятий:
- четкость, краткость инструкций и вопросов, неторопливый темп, эмоциональность и акцентированность речи облегчают и улучшают усвоение детьми учебного материала.
- При изучении определенной темы важно делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончания соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге), чтобы усилить их восприятие детьми.
- Подбор лексического материала должен быть свободным в фонетическом плане, т.е. он может содержать звуки, еще не скорректированные в произношении детей.
- На каждом занятии полезно использовать индивидуальный наглядный материал.
- Все занятия должны проводится в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми. Интересными, результативными.
Литература
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи (методическое пособие). – СПб, 1999.
- Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры
В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры...
Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры
В данной статье раскрываются практическое применение приемов развития эмоций у дошкольников с нарушениме речи в процессе театрализованной деятельности...
Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
" Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"
Эмоции признаны первичными формами психической жизни, «центральным звеном» в развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются результатом оценки индивида взаимодействия со сре...
"Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"
quot;Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"...
" Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"
quot; Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"...
Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи
Способность осмыслить и вербализовать свои эмоции лежит в основе формирования эмоционального интеллекта. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемами при понимании и выражении своего эм...