Проверяем готовность ребенка к школе.
консультация по теме

Афонина Оксана Александровна

Консультация для родителей о воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proveryaem_gotovnost_rebyonka_k_shkole.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Проверяем готовность ребёнка к школе

Оценить развитие будущего первоклассника можно и самостоятельно, и проконсультировавшись с детским психологом в школе и детском саду. В настоящее время родителям доступны как материалы в виде книг с тестами для самостоятельной диагностики ребенка, так и информация о специалистах, которые могут в этом помочь. Суть такой предварительной диагностики – проверка того, над чем еще нужно поработать до 1 сентября.

Однако важно помнить, что ни одна методика, взятая в отдельности. Не может полностью оценить все стороны развития ребёнка. Так что если вдруг ребёнок не справляется с каким-либо заданием – ничего страшного, паниковать не нужно, просто поработайте над заданиями в игровой форме.

Обычно тесты на готовность ребенка к школе проверяют:

  • развитие памяти (норма при запоминании 10 слов – 6 и более слов);
  • чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
  • развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное)4
  • произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут не отвлекаясь);
  • готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
  • умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
  • развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности);
  • пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет – справа, слева, за, над, под)
  • общую осведомленность ребёнка об окружающем мире;
  • элементарные математические навыки (порядковый счёт до десяти, прямой и обратный; умение решить несложную задачу с помощью предметов).

Ребёнка считают неготовым к школе, если он:

  • настроен исключительно на игру;
  • недостаточно самостоятелен;
  • чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
  • не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
  • мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов;
  • имеет серьёзные нарушения речевого развития;
  • не умеет общаться со сверстниками4
  • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Отметим, что при любом уровне готовности ваш ребёнок будет принят в первый класс. но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей) ребёнку предстоит тестирование.

Готовим ребёнка к вступительному собеседованию в школе

При любом уровне готовности ваш ребёнок будет принят в первый класс. Единственный признак, по которому вам могут отказать в принятии в школу, это территориальный, и то при доказанном отсутствии мест. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей) ребёнку предстоит тестирование, как правило, для оптимального комплектования класса. У школы обязательно должно быть разрешение от органов образования на проведение этой процедуры, в противном случае вы можете отказаться от собеседования без каких-либо последствий. Также родители имеют право присутствовать на собеседовании или тестировании.

Можно столкнуться с тем, что родителей просят не присутствовать на собеседовании. Часто это вызвано тем, что родители переживают больше самих детей за результаты собеседования, пытаются подсказывать ребёнку и своим волнением сбивают его. В случае собеседования решайте самостоятельно, насколько более комфортно будет чувствовать себя именно ваш ребёнок в вашем присутствии или при вашем отсутствии. Важно самим родителям успокоиться и осознать, что собеседование никоим образом не направлено на то, чтобы «завалить» вашего ребёнка и не принять в школу. Оно обычно служит для того, чтобы посмотреть, насколько развиты у ребёнка навыки общения со взрослыми, в том числе и с незнакомыми, насколько он бегло мыслит и как себя ведёт в случае незнания ответа.

Узнайте заранее, если у школы особые требования к поступающему: умение бегло читать и т.д., чтобы на самом собеседовании не было неожиданностей. Стоит заранее подготовить малыша по требованиям школы. Общие же требования к предварительному собеседованию совсем несложные:

  1. Назови своё полное имя и фамилию.
  2. Сколько тебе лет?
  3. Назови дату своего рождения.
  4. Назови имя и отчество своей мамы.
  5. Где и кем она работает?
  6. Назови имя и отчество своего папы.
  7. Где и кем он работает?
  8. Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?
  9. Назови свой домашний адрес.
  10.  В каком городе ты живёшь?
  11.  Как называется страна, в которой ты живёшь?
  12.  Нравится ли тебе заниматься? Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

Помимо этого часто задаётся несколько вопросов на сообразительность, на уровень общих познаний об окружающем мире, пара вопросов на абстрактное мышление и выявление способностей к логике.

Чтобы помочь малышу чувствовать себя уверенно на собеседовании, существует простой и эффективный приём проигрывания ситуации школьного собеседования. Суть его в том, чтобы подготовить ребёнка психологически к новой для него ситуации, ситуации школьного тестирования.

Помогите ребёнку представить себе ту атмосферу, которая его будет окружать. Часто детей пугает и отвлекает слишком большое помещение или наличие каких-то непонятных ему вещей. Постарайтесь вместе представить, что именно будет окружать малыша в кабинете. Полезно будет приехать в школу заранее и дать ребёнку время на изучение пространства вокруг него. Потренируйтесь, как он будет здороваться с учителем. Как он сможет красиво попрощаться, когда настанет время уходить. Спросите малыша, что, как ему кажется, он будет чувствовать во время собеседования, и, скорее всего, ещё дома у вас получится позитивно настроить ребёнка на предстоящее испытание.

Сам процесс собеседования превратите в игру: «Давай, ты завтра поиграешь в школу, познакомишься со своей будущей учительницей, она добрая и ласковая, обязательно тебе понравится, она станет задавать тебе вопросы, постарайся отвечать так, как считаешь правильным, если не знаешь ответа, попробуй подумать. Ты можешь задать вопрос, если тебе что-то непонятно».  Порепетируйте с соседкой, со знакомым всю ситуацию: он за учителя, ребёнок за себя, вы смотрите со стороны, не вмешиваясь, и делайте выводы, какие ещё напутствия дать ребёнку. Поверьте, вам реально будет страшнее, чем ребёнку, ведь он многое воспримет именно как игру.

Любая подготовка должна быть организована в игровой форме, без тени нервозности и напряжения. Это залог успеха! Проследите, чтобы ваша подготовка и само собеседование не походили на экзамен, который вам должен сдать ребенок, чтобы получить пропуск в жизнь. Не стоит устраивать допрос ребёнка с пристрастием, ваша задача снять напряжение ребёнка, а не создать ещё  большее.

Возьмите на вооружение этот приём. Вскоре вы заметите, что ребёнок и сам в состоянии подготовиться к важному для него событию. Навык проигрывания ситуаций закрепится у него и будет занимать всё меньше времени, пока не станет практически незаметным для глаз окружающих. А как результат – маленький человек будет чувствовать себя уверенно и непринуждённо, научится получать удовольствие от пребывания в коллективе и незнакомой обстановке.

Консультация для родителей

«Готовим ребёнка к вступительному собеседованию в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как проверить готовность ребенка к школе.

Раскрывается суть, основные моменты готовности ребенка к школе....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей "Проверяем готовность ребенка к школьному обучению"

В консультации даны рекомендации для родителей как проверить готовность к школе у ребенка....

Консультация "Как проверить готовность ребенка к школе"

Можно ли самим проверить готовность      своего        ребенка к школе? Конечно же да. Учеными разработаны специальные задания, по успешност...