Выступление на педагогическом совете
статья (средняя группа) по теме
Выступление на педагогическом совете "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-_nravstvennoe_vospitanie.rar | 11.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
на культурных традициях своего народа.
Доклад составила
Воспитатель
Першина Т. В.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.
Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.
Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).
Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям),
бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.
Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.
Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта.
Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.
Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.
Педагоги, родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.
От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.
Основные формы приобщения детей к культурному наследию:
- предпраздничные посиделки;
- посещение краеведческих музеев;
- оформление в детском саду мини-музея и выставки художника;
- познавательные беседы;
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).
Предпраздничные посиделки
Задачи воспитания:
- познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;
- формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;
- развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности;
- создание эмоционального комфорта.
Основная цель — это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер русской горницы предметами старины; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям) и др. Дошкольники проживают (пропускают через разум, сердце, руки) собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.
В ожидании праздника педагоги организуют несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы для
оформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других — делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих — бабушка знакомит с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности. Все посиделки заканчиваются народными играми, хороводами («Кончил дело — гуляй смело»).
Посиделки состоят из трех частей.
В первой — познавательный рассказ бабушки, беседа с детьми;
во второй — практическая деятельность детей и взрослых;
в третьей — творческие игровые, музыкально-литературные занятия.
Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально. Добровольность и собственный интерес создают эмоционально-насыщенный характер межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.
На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.
Творческая деятельность детей
Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем; а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.
Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.
Познавательные беседы
По окончании праздничного периода педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы.
Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др.) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.
Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.
Праздники в детском саду и семье начинаются с осени.
Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.
С октября начинаются календарные народные праздники. Педагоги помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека. Первый народный праздник — «Ярмарка». Затем - «Новый год и рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....
Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...
Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".
Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...