Шпаргалка для родителей по развитию речи
статья по теме
Развитие речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развивающий потенциал речевой среды
Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т. д.
Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).
— У-у-у, какие мы! — говорит мать, наклоняясь над кроваткой. И ребенок, видя ее лицо, инстинктивно вытягивает губы:
- У...у...у...
— А-а-а, — напевает мама. И малыш вторит ей:
— А...а...а...
Это подражание речедвижениям еще неосмысленное, инстинктивное. Почти инстинктивным будет подражание и позже, когда ребенок, имея уже в своем запасе определенные комплексы звуков («баба», «каша», «дай-дай»), научится связывать с ними явления действительности (человека, пищу, определенное действие); он будет делать это, подражая тому, кто научил его устанавливать эту связь. В детском саду ребенок в своих речевых действиях будет подражать воспитательнице, в школе — учителям, кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, и со временем, если останется жить там же, речь его будет иметь все те общие для данной местности особенности языка, которые отличают его от строгой литературной нормы, т. е. ребенок будет говорить на местном диалекте.
К подражанию в речи склонны и взрослые люди: человек, говорящий вполне литературно, прожив один-два месяца в местности с диалектной речью, непроизвольно, инстинктивно перенимает особенности этой речи. Но взрослый человек все же может осознанно регулировать свою речь. Ребенок же не в состоянии выбирать объект для подражания и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих. Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети тоже оказываются картавыми, пока не попадают в детский сад или школу, где с ними начинает заниматься логопед.
Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития (в случае если с ребенком общаются люди с правильной речью, если они постоянно реагируют на его «речь», в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т. д.) и неблагоприятной (когда общение с ребенком ограничивается только кормлением, когда с ним не говорят, т. е. не реагируют на его «речь», а также если речь окружающих ребенка людей неправильная — с плохой дикцией, а то и явными дефектами — картавостью, шепелявостью и т. д.).
Развивающие возможности речевой среды, в которой растет ребенок, называют развивающим потенциалом речевой среды. Развивающий потенциал естественной речевой среды складывается спонтанно, не регулируется.
В детских учреждениях — в яслях, детском саду, в школе — специально организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Речевая среда с нарочно установленным высоким развивающим потенциалом называется искусственной речевой средой.
В традиции русской методики искусственная речевая среда обязательно создавалась только при обучении иностранному языку. Однако опыт обучения родному языку подсказывает необходимость организации искусственной речевой среды и для развития дара родной речи ввиду особой важности ее для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы растущего человека.
Предварительный просмотр:
Шпаргалка для родителей по развитию речи.
1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны
на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают
занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться
неправильный прикус. Пострадает и произношение.
2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и
уклада языка).
3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и
речь людей (особенно мамы). Недостаток общения может значительно задержать развитие речи.
Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг
него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые,
которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом
выслушивая его.
5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха
чрезмерно активный, постоянно двигается.
6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой.
Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет
говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.
7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш
просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую
массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А
позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается
копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.
8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов).
Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок,
обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик
пыхтит и т.п.).
10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки
расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр
речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.
Помните: только Вы способны помочь ребенку развиваться гармонично.
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 2–3 ЛЕТ СВОИМИ РУКАМИ
Развитие сенсорных действий ребенка составляет одну из ведущих линий умственного развития детей раннего возраста. Очень важно формировать у детей 2-3 лет богатый разнообразный чувственный опыт зрительных ощущений свойств окружающих предметов, развивать интерес к их использованию в практических действиях. Решению этой задачи нам помогают дидактические игры.
1. Дидактическая игра «Собери яблоки (осенние листья) ».
Цель: учить группировать предметы по цвету.
Ход игры:
Пример: Трудно ежику одному собрать так много яблок. Давайте поможем ёжику! Только будьте внимательны: красные яблоки нужно сложить в красную корзинку, зеленые – в зеленую, а желтые – в желтую.
Взрослый выставляет три корзинки – красную, зелёную и жёлтую. Дети должны собрать и разложить яблоки (листья) по корзинкам соответствующего цвета.
2. Дидактическая игра «Собери урожай».
Цель: учить группировать предметы (помидорчики и огурчики) по величине.
Задача: необходимо собрать овощи малой величины в маленькую корзинку, а большие – в большую.
3. Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам».
Цель: учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине.
Задача: необходимо подобрать к блюдцам нужные чашки по цвету и величине.
Предварительный просмотр:
Как долго и как часто ходить к логопеду?
Постановка любого из звуков проводится в несколько этапов:
• подготовительный;
• постановка звука;
• автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
• этап дифференциации (проводится в случаях замены или смешения звуков).
Помимо того что каждый из этих этапов занимает определенное время и имеет свое содержание, все занятия с логопедом на любом этапе работы с тем или иным звуком будут сопровождаться упражнениями, направленными на развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия и слуха, внимания, мышления, памяти.
В обязательном порядке логопед будет дополнительно работать над грамматической стороной речи и над эмоционально-волевыми качествами малыша, то есть развивать усидчивость, умение доводить дело до конца, объективно оценивать результаты своего занятия и т. д.
Конечно, в идеале занятия с логопедом должны проводиться каждый день, подкрепляясь ежедневными «домашними» упражнениями, но на практике, к сожалению, чаще всего занятия проводятся два раза в неделю. Так что в ваших интересах, дорогие родители, заниматься с малышом дома практически каждый день.
Все, что вам будет необходимо для занятий, посоветует ваш логопед. Кроме того, в продаже имеется масса дидактических пособий, логопедических игр, лото и пр.
Как долго предстоит работать с логопедом, зависит от множества разных факторов.
Основной из них – «исходные данные ребенка», то есть какое именно нарушение произношения у малыша, насколько оно сложное, каков возраст ребенка при обращении к логопеду, каков общий уровень его развития. Большую роль играет регулярность занятий и домашняя работа родителей с ребенком. Разные этапы коррекции звукопроизношения могут иметь различную протяженность во времени у каждого конкретного ребенка – это вполне нормально. Тем не менее возникает вполне резонный вопрос: когда же конец?
Ориентировочный срок для получения значимого результата – 2–3 месяца.
Но если вы и ваш логопед усиленно и добросовестно занимаетесь с ребенком 2–3 месяца, а сколько-нибудь значительных результатов так и нет, очень советуем вам пройти альтернативную консультацию у другого специалиста. Возможно, вашему ребенку требуется более глубокая помощь или нужно несколько изменить направление приложения своих сил, а может быть, и сегодня это, к сожалению, не редкость, логопед, работающий с ребенком, не столь добросовестен, как кажется на первый взгляд.
Этапы постановки звука
Подготовительный этап
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.
На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
• формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
• формирование направленной воздушной струи;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие фонематического слуха;
• отработка опорных звуков.
На этом этапе вам и вашему малышу будет предложен определенный комплекс артикуляционных упражнений, которые будут направлены на увеличение подвижности и переключаемости с одного движения на другое органов артикуляционного аппарата, то есть губ, языка, щек. Этот комплекс будет разработан для ребенка индивидуально, в него войдут те движения, которые необходимы именно для того звука, который у ребенка нарушен.
Этот этап является ключевым для всей дальнейшей работы, и именно от него в основном зависит успешная и правильная постановка звука.
На начальном этапе все упражнения будут проводиться в достаточно медленном темпе и с обязательным зрительным контролем. То есть у логопеда в кабинете всегда есть зеркало, с помощью которого ребенок может проверить качество выполнения упражнения. Таким же зеркалом придется обзавестись и вам.
В дальнейшем, когда то или иное движение будет освоено уже достаточно хорошо, необходимость в зрительном подкреплении отпадет, и ребенок начнет опираться на собственные ощущения.
В некоторых случаях то или иное упражнение может у ребенка вообще не получаться. Попробуйте, например, сами свернуть язык в трубочку! Поэтому со стороны логопеда вполне правомерно оказать ребенку механическую помощь, то есть руками или специальными инструментами придать языку нужное положение. Естественно, инструменты должны быть стерильными, а руки логопеда – в одноразовых перчатках.
Когда вы будете отрабатывать упражнение дома, пользуйтесь одноразовыми трубочками или шпателями и, конечно, тщательно мойте руки. Если малыш активно сопротивляется «вторжению» в свой рот, что бывает достаточно часто, придется приложить дополнительные усилия: продемонстрировать упражнение самостоятельно, подключить игрушки и других членов семьи. Ни в коем случае не допускайте насилия: толку от такой «работы» будет чуть, а настроение испортится надолго.
Помимо работы над различными позициями артикуляционных органов подготовительный этап постановки звуков содержит в себе комплексы упражнений, нацеленных на выработку направленной воздушной струи.
Поскольку наша речь устроена так, что все мы говорим на выдохе, любое нарушение этого принципа неизбежно приводит к тому или иному искажению речи. К тому же русский язык таков, что воздушная струя для произнесения звуков требуется достаточно «жесткая» и направленная. У детей чаще всего работа над речевым дыханием не вызывает никаких сложностей, проблем или противоречий, потому что все упражнения этой серии достаточно забавные, их легко обыграть и преподнести ребенку как нечто действительно интересное.
Работа по развитию и коррекции фонематического восприятия и слуха может доставить малышу немало неприятных минут, особенно если эта функция изначально серьезно нарушена. Основные приемы работы покажет логопед, но и вам самим придется призвать на помощь всю свою фантазию, чтобы ребенку эти упражнения стали интересны, и появился стимул продолжать их выполнять.
На первых порах у малыша может не получаться различать те или иные звуки, и ваша задача в этот период – ни в коем случае не ругать ребенка и не смеяться над ним. Ничего, кроме «комплекса неудачника», такое «воспитательное» воздействие не принесет. Поддержите малыша, помогите ему, разбирайте упражнения вместе, не оставляйте ребенка один на один с трудными упражнениями, и все обязательно получится.
В некоторых случаях допустимо время от времени предлагать ребенку образцы «идеальной» речи и давать ему возможность сравнить образец со своим собственным произношением. Прибегая к этому приему, вы должны очень хорошо знать индивидуальные особенности вашего ребенка и быть уверенными, что он отреагирует правильно. Задача такого невольного сравнения – выработать у малыша стимул для исправления звукопроизношения, но ни в коем случае не нажить себе комплекс. Поэтому мы призываем вас никак не комментировать эту «идеальную» речь. Ни в коем случае не говорите ребенку, что «дядя говорит хорошо, а вот у тебя…» Вообще никогда ни с кем и ни по какому поводу не сравнивайте вашего малыша, во всяком случае, очень постарайтесь этого не делать. Просто речь вокруг ребенка должна быть красивой и правильной, а свои выводы он сделает самостоятельно.
Дополнительно, как мы уже говорили, логопед будет проводить работу по развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, общей и мелкой моторики и пр. Это, безусловно, очень важно, и вам обязательно понадобится интенсивная «домашняя работа» в этом направлении. Об отдельных упражнениях мы поговорим в дальнейшем, а пока только заметим, что различные конструкторы и мозаики обязательно должны быть в «арсенале» любого ребенка. Рисование, аппликация и лепка – прекрасная стимуляция для пальцев, а значит, и для развития речи.
Постановка звука
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Для этого нам предстоит соединить те движения артикуляционных органов, которые мы основательно отработали на подготовительном этапе, в одно общее движение. Это движение станет базой для того звука, который нам необходим. Добавив определенную воздушную струю и, если нужно, голос, мы и получим необходимый результат.
Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, поэтому способов постановки звука существует несколько. Если какой-то из них категорически «не пошел» именно у вашего ребенка, не нужно отчаиваться, попробуйте следующий.
Первый способ, который предложит вам логопед, вероятнее всего, будет игровым.
Никак не упоминая о том, что вот сейчас-то и начинается работа по постановке звука, после комплекса обычных упражнений логопед предложит малышу определенную игровую или же «проблемную» ситуацию, где ребенку необходимо будет «озвучить» определенное событие. Например, «посвистеть» за Соловья-Разбойника, «пошуршать» вместо листьев, «пошуметь» речкой и пр.
Второй способ постановки звука основан на подражании и проводится уже на сознательном уровне.
Ребенка в этом случае предупреждают о том, что начинается «постановочная» работа и он должен уделить все свое внимание речи специалиста. Малыш смотрит на положение артикуляционных органов логопеда, слышит звук, который в результате получается, и пытается его повторить.
База для такого повторения в достаточной степени сформирована предшествующей артикуляционной гимнастикой. Очень часто можно наблюдать, как специалисты используют и тактильные ощущения малыша для лучшего восприятия звука в целом. Ладонь ребенка подносится ко рту или кладется на шею, для того чтобы малыш почувствовал силу воздушной струи или вибрацию голосовых связок. Вторую ладонь ребенок использует для самоконтроля, проверяя свою собственную воздушную струю. Обычно подготовительный этап позволяет довольно быстро освоить артикуляционный уклад того или иного звука, но если в вашем случае этого не произошло – не отчаивайтесь и продолжайте артикуляционную гимнастику. Вполне допустимо также попробовать сочетать второй и третий способы постановки звука.
Третий способ предполагает механическую помощь специалиста и используется в тех случаях, когда самоконтроль ребенка еще не достаточно развит, чтобы полностью правильно провести подражание. В этих случаях логопед с помощью специальных инструментов придает органам артикуляционного аппарата необходимое положение. На вся кий случай еще раз напомним: проследите, пожалуй ста, чтобы инструмент был одноразовым или стерильным, а руки логопеда – чистыми.
Маленькая хитрость: практически все логопеды в момент постановки звука избегают прямо называть звук, над которым идет работа. Это объясняется тем, что в том случае, если звук не совсем получился, в сознании малыша продолжает закрепляться неверный стереотип. Чтобы этого избежать, производится опора на звукоподражание. Малышу предлагается «пожужжать», «позвенеть», «посвистеть» и пр. Впоследствии такое звукоподражание уже будет названо определенным звуком («Жук жужжит так, как я произношу звук “Ж”, теперь и ты скажи “Ж”» – и малыш, который уже давно и успешно «жужжал», правильно и с удовольствием назовет нужный звук).
Когда можно считать, что звук поставлен? Тогда, когда ребенок легко, без подготовки и не задумываясь сможет произнести нужный звук изолированно, не прибегая к звукоподражанию. В этом случае самое время переходить к следующему этапу, то есть автоматизации звука.
Автоматизация звука
Отработав правильную постановку звука на занятиях, в повседневной речи малыш может продолжать допускать ошибки в уже отработанном звуке.
Поэтому цель второго этапа – автоматизировать правильное произношение. Начинать работу придется с коротких слогов. Следующим этапом станут слова, словосочетания – и лишь затем предложения, от простых к сложным.
Специалист вначале предложит ребенку слоги, в которых требуемый звук сочетается с гласной («А», «Ы», «О» или «У» – такой «набор» гласных необходим для того, чтобы звук при произнесении получился твердым). Сначала отрабатываются прямые слоги, затем переходят к обратным (от «ЖА» к «АЖ»). После этого логопед подбирает такие слоги, в которых необходимый звук находится между двумя согласными. Венцом этого этапа становится произнесение слогов с нужным звуком в стечении согласных (второй согласный звук должен быть у ребенка не нарушен).
Когда в словах звук автоматизирован, можно переходить к словам. Этот этап занимает достаточно длительное время, поскольку звук в слове должен быть отработан во всех позициях, то есть в начале, середине и конце слова. На каждую из этих позиций логопед подбирает определенный дидактический материал, причем, что немаловажно, помимо положения звука в слове этот материал еще должен содержать в себе предварительно отработанные слоги и вводиться в той же последовательности.
То есть, например, если логопед предлагает ребенку назвать, что изображено на картинке, название предмета на первых порах должно содержать в себе прямой слог с нужным звуком в начале слова. Обычно за занятие ребенку предлагается 10—15 слов, каждое из которых проговаривается около пяти раз. На начальном этапе автоматизации звука этот звук обычно выделяется в речи, то есть произносится более длительно и немного громче, чем все остальные. Ничего страшного. Впоследствии, когда автоматизация будет завершена, разница сгладится.
Для автоматизации звука в словосочетаниях и предложениях используют уже «наработанную» базу слов в той же последовательности.
Этап дифференциации звуков
Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
На этом этапе нам предстоит научить ребенка различать те звуки, которые он смешивает, по различным признакам. Эти признаки принято обозначать как двигательные и акустические. То есть на этом этапе малыш научится чувствовать разницу в положении своих артикуляторных органов при произнесении того или иного звука, а также четко отличать один звук от другого на слух. В процессе этой работы, как и всегда, крайне важна последовательность, то есть сначала ребенка учат дифференцировать отдельные, изолированные звуки, затем – их же, но уже в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Предварительный просмотр:
МОНТЕССОРИ ДОМА: ИДЕИ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5-2 ЛЕТ
1. Монтессори - игры с водой.
На дворе лето. Поэтому как никогда актуальны игры с водой и в воде. В том числе - всевозможные вылавливания. В тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии. Выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает. Не забывайте, что всё должно иметь игровой подтекст. Например, возьмите тарелку с изображением зверька и скажите малышу, что зверёк шел по мостику через речку и обронил все «грибочки» из корзинки. Попросите малыша выловить их для бедной зверюшки!
Мелкий материал, например, рис, ребенок с удовольствием будет вылавливать пальчиками.
Любой малыш приходит в восторг от взбивания пены венчиком!
Научите малыша переносить воду из одной ёмкости в другую с помощью губки.
Пока Вы купаете ребенка, пусть он помоет пупсика. Сначала губкой.
Подключите малыша к уходу за цветочками – он может помочь Вам их поливать.
Поиграйте с ребенком в «большую стирку». Сделайте из коробки стиральную машинку. Пускай малыш «стирает» в ней свои носочки, предварительно разобрав их по парам.
Потом объявите, что свет отключили и придётся стирать вручную. Перестирав все носочки, развесьте их сушить.
2. Играем с щипцами и пинцетами.
М.Монтессори неоднократно писала о пользе игр с использованием щипцов и пинцетов.
Сортируйте помпоны по цветам, используя щипцы или пинцет.
Раскладывайте пинцетом маленькие фасолинки в форму для льда.
3. Нанизывания.
Всевозможные нанизывания прекрасно развивают мелкую моторику.
Нанизывайте брелки или резинки для волос на стержень от пирамидки.
Массу игр можно придумать со шнурком. Например, малыш может сделать бусы для мамы, нанизывая на шнурок макароны, скрепки или нарезанные коктейльные трубочки.
Можно рассказывать малышу сказку «Репка», а он пускай нанизывает на шнурок персонажей в нужной последовательности!
С помощью шнурка ребенок может освоить и технологию застёгивания пуговиц! Приготовьте фигурки из фетра или, как делали мы, из влаговпитывающей салфетки. На один конец шнурка привяжите пуговицу, а в фигурках сделайте надрез по размеру этой пуговицы. Начинайте нанизывать! Ну а потом попросите малыша вставить фигурки «в свои домики» на салфетке!
4. Тактильные игры
С тактильными шариками можно познакомить малыша уже до того, как ему исполнится 1 год! Наполните обычные воздушные шарики мукой, фасолью, рисом, гречкой, пшеном, крахмалом, водой, пластилином, бусинками и тем, что еще изобретет Ваша фантазия. Просто перебирать эти «мячики» пальчиками – одно удовольствие. Обязательно называйте малышу, что находится внутри того шарика, который у него в руках. Чуть позже предложите ему соотнести шарики с картинками.
Для развития тактильного восприятия отлично подойдёт игра с тактильным мешочком. Сложите вместе с малышом в мешочек любые предметы. Желательно, чтобы они были разными по тактильным ощущениям: мягкий, твердый, гладкий, ребристый, колючий, шершавый…Теперь попросите ребенка, не подглядывая, доставать по очереди называемые Вами предметы.
5. Сенсорные коробочки.
Ну и «классика жанра» игр на развитие мелкой моторики – сенсорные коробочки! Наполнить их можно чем угодно: рисом, гречкой, пшеном, манкой, бобами, песком, макаронами, водой, ватными шариками, скрепками, пуговицами, мелкими игрушками, гидрогелевыми шариками и т.д. Инвентарь для игр также можно предложить самый разнообразный: лопатки, ложечки, баночки, ведёрки, грабельки, воронки и т.д.
Детям до 1,5 лет интересно исследовать эти коробочки просто так, малышам постарше обязательно нужен игровой сюжет.
Вот, например, игра с коробочкой из цветного риса. Из окрашенного в разные цвета риса делаем мини песочницу. Предлагаем малышу назвать все цвета, а потом смешать их. При начальном смешивании получаются необычайной красоты узоры, что очень увлекает малыша!
Когда ребенок всё смешал, объявляем ему, что перед нами ферма, и нужно заселить её фигурками животных. А потом и забор из прищепок выстроить!
А вот из хозяйского домика прибежал котёнок. Надо угостить его кормом!
А из леса в гости на угощение забежал медвежонок Тедди. И его нужно покормить (бутылка и воронка).
Или вот еще вариант игры с цветным рисом. Кладём в коробку с крукцупой геометрические фигурки, предварительно обводим их на бумаге. Задача ребенка – вынимать их из коробочки и раскладывать на соответствующие рисунки.
Очень нравится малышам «скользкая» сенсорная коробочка с использованием гидрогелевых шариков.
В них бесконечно приятно опускать ручки и ножки.
Очень захватывает детей перекладывать шарики из одной ёмкости в другую. Предложите ребенку ложки разных размеров и из разных материалов.
«Шариками» можно заполнять яичные лоточки, стаканчики-непроливайки.
Предложите малышу сортировать шарики по цвету.
Пускай он покормит шариками «коробочного друга».
Заполните тазик с шариками водой, а малыш будет вылавливать шарики ситом.
Фантазируйте вместе с малышом, предлагайте ему как можно больше игр, развивающих мелкую моторику. Ведь такие игры не только принесут Вашему ребенку море веселья и впечатлений, но и будут способствовать его речевому, интеллектуальному и гармоничному развитию в целом. Ведь, как говорил известный педагог В.Сухомлинский, «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей. Этапы развития детской речи.
Памятка для родителей в доступной форме, наглядно даёт представление о том как происходит становление детской речи....
Шпаргалка для родителей. Развиваем связную речь
Информация представлена в форме буклета....
Шпаргалка для родителей. Этапы развития детской речи
Пассивная речь опережает в развитии активную, но в тоже время влияет на её обогащение. Вначале речь ребёнка состоит из существительных, затем появляются глаголы (у деятельных детей быстрее, чем ...
Шпаргалка для родителей "Как развивать речь ребенка"
Чтобы научить говорить - надо говорит!...
Шпаргалка для родителей по развитию речи малышей
Подсказки родителям о секретах раннего развития речи...
БУКЛЕТ- ШПАРГАЛКА для родителей "КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА ДОМА"
Данный материал содержит советы для родителей как развивать речь ребенка дома....
Шпаргалка для родителей "Как развивать речь ребенка дома"
Советы для родителей по развитию речи детей дошкольного восраста в домашних условиях....