Технология проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа) по теме
«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы»
Дж. Тэрбер.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Мы знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность; установление причинно-следственных связей; открытие нового через проявление стремления к получению знаний; установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В этой связи усилия воспитателя детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка. Рассмотрим технологию проблемного обучения.
Технология проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе со взрослыми и сверстниками. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lupinos_doklad.doc | 41.5 КБ |
kvest_igra_kosmicheskie_spasateli.doc | 693.5 КБ |
metodicheskoe_soprovozhdenie_sovremennoy_igrovoy_tehnologii_v_dou._kvest-igra.doc | 46 КБ |
tehnoogiya_problemnogo_obucheniya.docx | 24.08 КБ |
problemnoe_obuchenie.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы
Лупинос Людмила Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 4»
г. Называевска
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Поиски новых подходов к организации воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях направлены на взаимодействие педагогов и родителей в формировании личности ребёнка.
Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.
Семья для ребенка — «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильными представлениями родителей о воспитании ребенка, его психологических, возрастных и индивидуальных особенностях, что приводит к нарушению в системе детско-родительских отношений.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Наиболее оптимальным вариантом формирования личности ребенка является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам проблемы. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а родителям необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата — правильного и полноценного развития ребенка, базирующегося на эмоциональном благополучии.
Сотруднические взаимоотношения осуществляются в создании особой формы общения между родителями и педагогами:
- трансляция родителям положительного образа ребенка;
- ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка;
- просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии;
- совместное исследование и формирование личности ребенка.
Организацию сотрудничества родителей и детского сада в деле воспитания и развития детей следует строить на основе единой педагогической позиции, то есть:
- установление доверительно-делового контакта;
- обеспечение педагогической поддержки;
- оказание помощи родителям в семейном воспитании;
- организация здорового образа жизни ребенка в семье и ДОУ.
Цель взаимодействия — защитить, создать условия для свободного развития духовных и физических сил ребенка и его индивидуальности в общем доме «детский сад — семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
Первое направление в совместной работе ДОУ и семьи — это охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка.
По первому направлению проведена многоплановая работа, направленная на приобщение семей воспитанников к здоровому образу жизни. Мониторинговые исследования по данной проблеме, позволили определить уровень здоровья воспитанников. На основе исследований создана система, которая позволяет сконцентрировать внимание на особенностях здоровья каждого конкретного ребенка, определить эффективный путь его оздоровления и физического развития. Большое внимание уделила подбору здоровьесберегающих технологий, что позволило все спортивно — оздоровительные мероприятия сделать интересными и значимыми для охраны и укрепления здоровья детей. Мониторинговые исследования в конце года позволили сделать вывод о высокой результативности проведенной работы.
Второе направление по этой проблеме — создание условий для продуктивного общения по проблемным вопросам. Работу по этому направлению строили на основе принципов:
а) понимание, признание и принятие личности ребенка, то есть ребенок принимается таким, какой
он есть;
б) эмпатия (сопереживание) — взрослые смотрят «глазами ребенка» на проблемы, исходят из интересов ребенка, его потребностей, принимать его позицию;
в) конгруэнтность предполагает адекватное отношение со стороны воспитателя детского сада и родителей к происходящему. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Проведенная работа на втором этапе позволила создать условия для продуктивного общения на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей. Появились инициативные группы родителей, которые охотно взаимодействовали не только со своим ребенком, но и с другими детьми группы, помогали им в установлении контактов друг с другом, в разрешении возникающих проблем. В результате, улучшилась атмосфера во взросло-детском сообществе, появились новые идеи по поводу организации более эффективной детской деятельности. Постепенно число родителей в инициативной группе увеличилось. Это облегчило взаимодействие родителей друг с другом, а также продумать пути вовлечения остальных родителей во взаимодействие.
Третье направление — создание условий хотя познавательной деятельности ребенка. Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместной с семьей единой тактики в развитии умений ребенка, его познавательной
активности;
б) проведение мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ребенка;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, тематических, групповых и индивидуальных консультаций, тренингов, семинаров.
Задача сотрудничества ДОУ и родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда одна сторона воспитательного процесса принимает решение, она обязательно должна помнить о позиции второй.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в развитии основную и важную роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Личный пример родителей — важное средство влияния на воспитание ребенка. Характер отношений родственников, степень их взаимопонимания, согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.
Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи «воспитатель — ребенок — родитель» на доступном для детского восприятия уровне.
В.А. Сухомлинский считал, что если педагог, родители и дети объединятся, то такое сотрудничество принесёт всеобщую пользу, будет развивать все положительные качества детской личности.
Resource id #2362
Предварительный просмотр:
Квест игра «Космические спасатели»
Вид деятельности: познавательно-исследовательский
Применяемая технология: квест – игра с нестандартными ситуациями.
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о космосе.
Задачи:
образовательные:
- расширять знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира.
- закреплять умение работать с числовым рядом, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- закреплять знания геометрических фигур.
развивающие:
- развивать познавательный интерес детей;
- обогащать и активизировать словарь по теме «космос»;
- развивать двигательно-игровую активность.
воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи;
- создать радостную атмосферу праздника.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы: проблемный, наглядный, словесный, игровой.
Оборудование: ноутбук, конверты с заданиями, листочки с графическим диктантом, модуль солнца.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о космосе (Н. Носов «Незнайка на Луне»); чтение энциклопедической литературы; реализация проекта «Загадочный космос».
Работа с родителями: сбор информации о космосе, энциклопедической литературы; рассматривание ночного неба; беседы о космосе; изготовление поделок совместно с детьми на тему «космос».
Вход в игру (мотивация):
Здравствуйте, ребята! Напомните, как называется наша команда? (Космические путешественники)
Наш девиз: Дорогу к солнцу видим ясно, мы путешественники – это классно.
Раздается стук в дверь: инопланетянин вносит письмо и модуль плачущего солнца.
Дорогие ребята, пишут вам жители космоса. Космические пираты похитили лучи солнца, в наших домах стало темно и холодно. Мы просим вас о помощи, помогите вернуть лучи.
С надеждой ваши комические друзья.
- Ну что ребята поможем? ДА
- Воспитатель: Для того чтобы вернуть лучи, нам нужно выполнить требования космических пиратов. На каждом луче, который вы найдете, будет задание, выполнив его, вы сможете забрать луч. Мы пытались сами справиться, но смогли только добыть подсказки.
Лучик вы найдете, если на корабле полетите.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, на каком корабле мы можем полететь? (на космической ракете).
- У каждого из вас будет своя ракета. Где находятся ракеты. Быстрее идем искать первый луч.
Дети находят луч с заданием: Чтобы получить лучик, нам с вами нужно собрать ракеты.
- Задание: «Собери ракету по схеме» (прил. 1)
- Возьмите в руки прямоугольник и и найдите его место на изображении ракеты.
- Теперь выложите два квадрата и один треугольник. А сколько кругов? Два круга. Выложите их в виде окон-иллюминаторов. А теперь сосчитайте овалы. Сколько у вас овалов? Их три. Найдите и им место на нашей ракете.
- Ракеты готовы к старту, даем обратный отсчет, и производим запуск ракет. (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 ПУСК)
- Воспитатель: Есть у нас для вас подсказка, лучик прячется на шкафе, ты направо посмотри лучик солнца забери. (Дети находят луч с загадками).
2. Задание: «Космические загадки»
1. Раскинут ковер, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать. (Звездное небо)
2. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
3. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (Комета)
4. Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна. (Космос)
5. Чудо – птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звезд. (Ракета)
6. Синенькая шуба
Покрыла весь мир (Небо)
7. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
8. Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
- Воспитатель: Любишь с мячиком играть, вот к мячам мы подойдем, луч здесь 3-ий мы найдем.
- Задание «Парад планет»
Воспитатель: Вокруг солнца вращается девять планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути.
Хоровод планеты водят
В вышине, на небосклоне.
Заключили Солнце в круг
И летят за другом друг.
- Представьте, что перед вами не мячи, а планеты Солнечной системы. Разложите их по порядку, от самой большой до самой маленькой.
- Как называется самая большая планета Солнечной системы?
- Правильно. Это Юпитер. Мы положим его первым.
- Как называется вторая по величине планета?
- Да, это Сатурн.
- А Земля которая по счету?
- Правильно, Земля – пятая в этом ряду. Земля примерно такая же по величине, как и Венера, которая шестая по величине планета Солнечной системы.
- Вспомните название самой маленькой планеты?
- Правильно, Меркурий – самая маленькая планета.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
4.Задание «Помоги ракетам добраться до планет»
- Воспитатель: К планетам друг лети скорей, там лучик ждет тебя с секретом.
Обведи пунктирную линию. (прил. 2)
5. Задание «Собери 5 звездочек»
Пятый луч – спрятан высоко, ты найдешь его мой друг, если звездный путь пройдешь и 5 звездочек соберешь. (прил. 3)
Собрав, все лучи дети прикрепляют к солнцу.
Песня Дорога к солнцу.
Рефлексия:
На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и синего цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, синий – грустное настроение, пассивность, усталость.
Ведущий: Ребята, вот и закончилось наше космическое путешествие. Вы отличные путешественники, а еще вы надежные и отважные товарищи. Вы не побоялись трудностей и пришли на помощь космическим жителям. В знак благодарности они прислали вам посылку. (Открываем посылку, раздаем подарки).
Приложение 1
«Собери ракету по схеме»
Приложение 2.
Приложение 3.
Предварительный просмотр:
Лупинос Людмила Владимировна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №4
г. Называевска Омской области»
Методическое сопровождение современной игровой технологии в ДОУ. Квест-игра
В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.
Квест – технология, которая только начинает использовать педагог. Квест (англ guest) переводится с английского языка как «поиск» .
Идея квеста проста – нужно перемещаться выполняя различные задачи. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов детей. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
- образовательные (дети усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
- развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
-задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
- ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
- в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они
стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
- следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
- роль педагога в игре – направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием принимают участие в квестах. Для таких малышей подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, можно составить сценарий квеста для детей младшей группы детского сада на основе сказки «Колобок». К малышам неожиданно в гости приходит этот сказочный персонаж и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий. Можно внедрить в сценарий и других персонажей: Волка, Медведя, Лису. Для дошкольников средней и старшей группы лучше выбрать персонажей из популярных мультфильмов — знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и просто оставит незабываемые положительные впечатления у малышей. Использование квеста в старшей группе обусловлено возрастными особенностями детей. Во – первых в этом возрасте велика потребность детей в движении и во время квеста им нужно постоянно передвигаться с места на место. Во – вторых квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. В – третьих дети испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты.
Достоинства квестов для детей дошкольного возраста
1. Квест-игра является привлекательной для ребенка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объеме.
6. В квестах развивается свободное общение со взрослыми и детьми, развиваются все компоненты устной речи детей. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Если не понял, то переспросить. От его внимательности во многом зависит результат работы. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Выполнение игровых заданий невозможно без взаимодействия с другими игроками команды. Важно наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи. Проведение квест-игры способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.
7. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. Ребенку отдаётся ведущая роль, а педагог лишь направляет его деятельность в нужном направлении, где ребёнок в группе сверстников самостоятельно добывает необходимые знания. По ходу квеста используется система методов, которая направлена главным образом не на изложение воспитателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
8. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активного взаимодействия с семьями воспитанников.
9. Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
10.Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
11.Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий; создание плаката, коллажа, рекламы, поэтические музыкальные, танцевальные и театральные постановки и т.д.
12.Квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в неё обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей.
13.Приобретённый в ходе игры поисково-познавательный опыт дети- дошкольники смогут эффективно использовать в процессе обучения в школе.
14.Возможность интерактивной работы с родителями, что в свою очередь вызовет заинтересованность родителя в работе с педагогом и в ходе квест-игры можно получить конкретный результат работы родителя с ребенком. Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований.
15.Проведение квест-игр создаёт условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обмена опытом воспитания и организации квестов в семье.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Предварительный просмотр:
Лупинос Людмила Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №4
г. Называевска Омской области»
Технология проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста
«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы»
Дж. Тэрбер.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Мы знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность; установление причинно-следственных связей; открытие нового через проявление стремления к получению знаний; установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В этой связи усилия воспитателя детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка. Рассмотрим технологию проблемного обучения.
Технология проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе со взрослыми и сверстниками. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки. Для этого существуют различные формы организации проблемного обучения.
Творческий цикл совместной деятельности: постановка проблемы; поиск решения; реализация продукта. «Спросил, открыл, создал»
Основные условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.
3. Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить.
4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.
На примере проблемной ситуации «Вода во всем живом» рассмотрим алгоритм ее решения, состоящий из 5 этапов:
- Постановка проблемы – преподносит факт: «растения, животные, человек состоят на 2/3 из воды», демонстрирует виноград и спрашивает: «Ребята, виноград – тоже состоит из воды, но где она?»
- Актуализация знаний детей – Виноград относится к ягоде, потому что он имеет тонкую кожуру, много семян и сочную внутренность. Виноград состоит из воды. Они начинают задавать вопрос: «Где же вода?».
- Выдвижение гипотез, предположений – дети рассуждают, используя имеющие знания: «На кожице у винограда нет воды, а на ощупь он мягкий, возможно, вода внутри» У детей возникает любопытство, они осознают необходимость в новых знаниях и подтверждении научного факта.
- Проверка решения – Проводят поисковую деятельность в процессе опыта. Воспитатель предлагает выжать кусочки винограда с помощью марли: «Давайте поступим так, как делают ученые, которые открывают для нас новые знания: проведем опыт, исследование. Давайте разломаем ягоду винограда на небольшие кусочки, отожмем через марлю и сравним количество жидкости и твердой массы».
- Введение в систему знаний – на основе актуализации знаний дети выдвигают гипотезу: «Вода внутри винограда – это виноградный сок».
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия:
- воспитатель подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; создает проблемную ситуацию, направляет детей на ее решение, организует поиск решения;
- воспитанники осваивают знания в готовом виде путей доказательства их истинности.
Суть проблемного обучения: проблемная ситуация, самостоятельный поиск знаний и способов действий, разрешение проблем. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по- новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно.
Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:
• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
• Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).
• Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).
• Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в…»
• Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса, карандаша»).
Рекомендации по стилю общения с детьми
• Выслушивайте каждого желающего.
• Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
• Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
• Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
• В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.
Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребенка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки.
Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
В итоге проблемного обучения у детей воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тербер Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста
Согласно ФГОС целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - любознательность ; - установление причинно-следственных связей; - открытие нового через проявление стремления к получению знаний; - установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Технология проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе со взрослыми и сверстниками Творческий цикл совместной деятельности : - постановка проблемы ; - поиск решения; - реализация продукта. «Спросил, открыл, создал»
Основные условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Уровни проблемности в обучении: 1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми. 2 . Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. 3 . Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. 4 . Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.
Современные образовательные технологии. НОД на основе проблемного обучения «Вода во всём живом». Практическая часть
«Не дайте угаснуть желанию ребенка познавать окружающий мир»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Игры на развитие речи С использованием технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста»
Использование интерактивных игр в развитии речи с детьми дошкольного возраста. Использованы интерактивные технологии "Круг" (младший возраст), "Броуновское движение" (младший...
Проблемное обучение в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ
Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), ...
Технология проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста
laquo;Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы»Дж. Тэрбер. Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заи...
Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека игр
Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека игр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Использование проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»
В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы ста...
Методическое пособие: Здоровьесберегающая технология – по средством нетрадиционных технологий хатха - йоги в работе с детьми дошкольного возраста.
АКТУАЛЬНОСТЬ.Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях.Только здоровый ребен...
Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста.
Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста....