Проект "Скоро в школу"
проект по теме
В документе представлена теоретическая часть проекта организации совместной работы детского сада с семьёй по формированию готвоности детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Скоро в школу»
Актуальность
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной. В ДОУ был разработан долгосрочный проект "Скоро в школу мы пойдем" для детей и родителей подготовительной группы (далее - проект), реализация которого рассчитана на учебный год. Участниками проекта стали дети, их родители, воспитатели подготовительной группы и учитель начальных классов.
Основная цель проекта - организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребёнка к школе; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.
Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:
- знакомство детей со школой (зданием, школьной библиотекой, спортивным залом) и профессией учителя;
- создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, альбомы с пословицами и поговорками, художественная литература по теме);
- разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров, круглых столов, устных журналов и т. д.;
- заключение договора со школой о совместной работе, разработка плана деятельности по преемственности со школой.
Главные идеи проекта заключаются следующем: приведение в систему работы по данной проблеме, повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе, разнообразие форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Теоретическое обоснование проекта
При разработке проекта был проведен анализ педагогического наследия, который показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также в пробуждении интереса к школе и учению (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Во-довозова, А.С. Макаренко).
В современной отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению изучалась в различных направлениях. Исследованием данной тематики занимались А.В. Запорожец, А.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.А. Антонова и др.
Аналитический обзор литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:
• наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
• заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
• наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует положительное отношение к школе.
Как показывают теоретический анализ литературы и данные практики, эффективная целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы предполагает соблюдение следующих условий:
• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта;
• создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное ее изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности для воспитанников;
• понимание воспитателями значимости проблемы подготовки детей к обучению в школе и проявление ими творческой активности в подборе форм и методов работы с дошкольниками;
• педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к обучению в школе;
• обеспечение связи дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности в соответствии с планом (приложение 1).
Содержание и этапы реализации проекта
/ этап:
— анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта работы по заявленной теме;
— психолого-педагогический мониторинг освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и уровня адаптации детей к школе;
— формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности через презентацию достижений и успешности детей в результате их участия в проектной деятельности;
— проведение обучающих семинаров для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности и формирования умения социального позиционирования себя в профессии;
— разработка тематики родительских собраний и плана работы с детьми.
// этап:
— реализация семейных, творческих, социальных и познавательных проектов;
— творческие отчеты педагогов по проделанной работе в различных формах (фото- и видеопрезентации, выставки, тематические эссе, круглые столы, творческие акции и т.д.);
— создание интернет - ресурсов для родителей по данной проблеме.
/// этап:
— обобщение и структурирование материалов по результатам работы;
— проведение итоговой педагогической диагностики;
— создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы дошкольного учреждения;
— публикации в отраслевых изданиях.
Содержание проекта
Для работы с каждой категорией участников образовательного процесса в ходе проекта были выбраны соответствующие формы.
В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше подготовить дошкольника к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки. Так, с детьми в течение года проводятся беседы о школе, были разработаны сюжетно-ролевые, словесные и дидактические игры на школьную тематику.
В частности, сюжетно-ролевая игра "В школу" помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь и овладеть необходимым опытом. В игре формируются умения пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает мир вещей (познавательную и предметную практическую деятельность) и мир людей (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо первокласснику.
Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого были разработаны сценарии экскурсий: к зданию школы, в школьную библиотеку, спортивный зал, класс, столовую. Затем дошкольники должны будут отразить свои впечатления в рисунках. В план образовательной деятельности с детьми по рисованию были включены такие темы, как "Здание школы", "Спортивный зал", "Класс", "Моя будущая учительница".
Вместе с педагогом воспитанники будут рассматривать картины, фотографии, иллюстрации на тему "Школьный двор" на занятиях по развитию речи, а также школьные принадлежности, читать художественную литературу о школьной жизни, заучивать стихи, знакомиться с пословицами и поговорками, отгадывать загадки. Все это расширяет и систематизирует знания детей о школьной жизни.
Запланировано посещение воспитанниками праздника букваря в школе. В дни каникул в детский сад были приглашены выпускники ДОУ, это вызовет у дошкольников особый интерес. Также в гости к будущим первоклассникам придет учитель начальных классов.
Наиболее интересным методом работы с детьми являются рассказы воспитателей из своего личного опыта: об интересных историях, приключившихся в школе, учителях, одноклассниках. Причем только о положительных или смешных случаях.
Предметно-развивающая среда в группе будет создаваться совместно с родителями. Задача педагогов состоит в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность: работа по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре "В школу" (обшивание кукол-школьниц, изготовление портфелей, игрушечных парт и т. д.), оформление иллюстративного альбома для рассматривания, отбор художественной литературы и т. д.
Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить данную работу. Для этого в первую очередь был подобран интересный материал, помогающий разнообразить формы взаимодействия.
С целью обсуждения с родителями вопросов подготовки детей к школе были запланированы родительские собрания с участием учителей начальных классов, консультации, семинар-практикум, оформление папок – передвижек, мини – брошюр ит.д. В уголке для родителей воспитатели оформили папку-передвижку "Рекомендации родителям будущих первоклассников", устный журнал на темы: "Ваш ребенок - будущий первоклассник", "Восемь советов будущему первокласснику". Также было проведено анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе.
Коллектив ДОУ продолжает экспериментальную работу по теме: «Подходы к организации непрерывного познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Поэтому задача педагогов - создание элементов образовательной среды, ориентированных на эффективное развитие познавательной сферы ребёнка.
Таким образом, слаженная работа всего коллектива в сотрудничестве с родителями и школой помогает будущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям и новой социальной роли.
Планируемые результаты проекта
Для детей:
- успешная адаптация к школе
- изменение характера позиции (от объектной к субъектной) детей в с целью решения проблем эффективного развития познавательной сферы дошкольников на этапе перехода из ДОУ в школу.
-научиться решать с высокой степенью самостоятельности интеллектуальные задачи, адекватные возрастным возможностям детей;
- иметь представление о своих познавательных интересах;
- уметь выстраивать совместно с педагогом собственную траекторию продвижения в познавательной сфере.
Для педагогов:
реализовывать и адаптировать предложенную совокупность элементов образовательной среды, ориентированных на эффективное развитие познавательной сферы ребёнка в период формирования готовности детей к школе.
- осознанная потребность в знакомстве с идеями Образовательной системы «Школа 2100» с целью решения проблем развития познавательной сферы детей на этапе подготовки детей к школе и начального обучения в школе;
- иметь представление о предлагаемой модели элементов образовательной среды, ориентированных на эффективное развитие познавательной сферы ребёнка и уметь выстраивать эту модель для образовательного учреждения в целом.
Для родителей
- осознанная потребность в знакомстве с идеями Образовательной системы «Школа 2100» с целью решения проблем развития познавательной сферы детей на этапе подготовки детей к школе и начального обучения в школе;
- теоретическая и практическая готовность родителей поддержать ребенка в период школьного обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Сроки | Для детей | Для родителей | Для педагогов |
Анализ проблем
взаимодействия педагогов и родителей совместно ДОУ и школой
№ | Выявленные проблемы | Причины | Цель и задачи их разрешения | Способы (формы, методы, средства) их решения |
1. | Педагоги ДОУ имеют слабое представление о ФГОС начального общего образования | Нет информации о ФГОС Не запланированы мероприятия по изучению ФГОС в ДОУ Нет взаимодействия педагогов ДОУ и школы по вопросам преемственности в реализации ФГОС и ФГТ | Цель – сформировать представление о сущности и содержании ФГОС начального общего образования Задачи: 1. Подобрать и представить информацию о ФГОС начального общего образования 2. Составить план мероприятий по изучению ФГОС 3. Организовать взаимодействие педагогов ДОУ и школы по вопросам преемственности в реализации ФГОС и ФГТ 4. Разработать информационный материал для родителей | Круглый стол для педагогов ДОУ и школы по заявленной проблеме Презентация ФГОС Совместный семинар педагогов ДОУ и школы «Какого дошкольника ждёт школа?» Подготовка информации для родителей будущих первоклассников и пр. |
РЕЗУЛЬТАТЫ
диагностики родителей
Отсутствие информации, что нужно знать родителям будущих первоклассников
- Отсутствие систематической работы по ознакомлению родителей с критериями готовности к школе
- Отсутствие систематического взаимодействия педагогов ДОУ, родителей и школы по вопросам преемственности в подготовке детей к школе и освоению ФГОС
- Отсутствие заинтересованности школы и ДОУ в совместном решении проблемы
Результаты показали:
- Родители ориентированы на подготовку к чтению, письму и математике, и их устроило
бы, чтобы были те учебники, по которым их учили.
- Родители испытывают затруднения в том, как научить ребёнка самоорганизации, самостоятельности, но ждут, когда их научат, проконсультируют по этим вопросам или
напишут рекомендации.
- Родители отдают предпочтения разовым консультациям во взаимодействии с педагогами.
Задачи
- На основе диагностики подобрать активные методы и формы сотрудничества и развития компетентности педагогов и родителей в этом процессе.
- Педагогам ДОУ и школы совместно разработать культурно-просветительскую программу о стандартах дошкольного и начального общего образования и УМК начальной школы.
- Создать объединение педагогов ДОУ и школы для решения совместных проблем во взаимодействии с родителями.
Факторы, тормозящие решение задач:
– в структуре ООП нет раздела по взаимодействию с родителями;
– преемственность во взаимодействии с родителями не является критерием оценки эффективности ОУ, поэтому у руководителей нет заинтересованности в этом вопросе.
Дела и мероприятия по решению проблем
- корректировать программу взаимодействия с родителями;
- подготовить информацию родителям (дошкольников или первоклассников) об УМК «Школа 2100», как он позволяет достигать образовательных результатов;
- подготовить информацию родителям (дошкольников или первоклассников) родителям (дошкольников или первоклассников) о ФГОС начального общего образования;
- описать опыт работы сотрудничества родителей и педагогов, педагогов ДОУ и школы, на этапе подготовки детей к школе и адаптации в школе (клубы, школы для родителей, которые системно занимаются решением проблем воспитания);
- описать опыт работы по использованию электронных ресурсов и ИКТ во взаимодействии с родителями, в сотрудничестве с коллегами из школы или ДОУ;
- описать опыт работы по реализации преемственности во взаимодействии с родителями в ДОУ и школе;
- провести анкетирование педагогов подготовительной группы ДОУ по вопросам, что они знают о ФГОС начального общего образования, как готовят детей к их освоению в школе, а также какой опыт педагогов школы они могут использовать в своей работе, чем могут помочь родители на этом этапе, чем педагоги могут помочь, в чём видят помощь от учителей на этапе подготовки к школе;
- провести анкетирование учителей 1-х классов: в чём они видят преемственность в формировании УУД в школе и интегративных качеств в ДОУ, какой опыт педагогов ДОУ они могут использовать в своей работе по формированию образовательных результатов, чем могут помочь родители на этом этапе, чем нужно помочь родителям на этапе адаптации детей к школе, в чём видят помощь от воспитателей на этом этапе;
- провести коррекцию программ.
Алгоритм проектирования программы взаимодействия педагогов и родителей
1. Определить возрастные периоды детей, с родителями которых вы планируете взаимодействовать.
2. Выделить проблему, которую будете решать.
3. Причины этой проблемы.
4. Перевести проблему в цель.
5. Причины – в задачи.
6. Описать это в пояснительной записке в следующей последовательности: актуальность проектирования программы, цель, задачи, ценностные ориентиры.
7. Описать планируемые результаты в деятельности родителей и педагогов, в преемственности, в сотрудничестве с коллегами из школы или ДОУ.
8. Технология взаимодействия с родителями на основе сотрудничества ДОУ и школы.
9. Календарно-тематический план реализации программы.
10. Оценка планируемых результатов (критерии и средства их оценки).
11. Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...