Комплекс № 4. "Нарушение осанки"
консультация (младшая группа) по теме
Данный комплекс можно выполнять не только деткам с нарушениями в осанки, но и для профилактики и укрепления мышц спины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narushenie_osanki.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИ ребенка __________________________________ Группа № ____________
Комплекс № 4. «Коррекционные упражнения при нарушениях осанки»
Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги; прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте; живот подтянут.
Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все более типичные ее формы.
Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции). У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы костей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнение упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и т.д.
При коррекции осанки у детей необходимо руководствоваться следующими положениями:
- В основе формирования осанки лежит гармоничное развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
- Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные занятия, прогулки на свежем отдыхе, плавание, закаливание и др.
- Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиеническ5ие и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т.п.
- Необходимо следить за тем, чтобы дети не горбились, не опускали голову, старались держать спину прямо, чтобы не выпирали лопатки. Правильную осанку необходимо сохранять и сидя за столом (во время еды, выполнения домашних заданий), при ходьбе и при выполнении физических упражнений.
- Детям с нарушениями осанки полезно спать на ровной и жесткой постели на спине или животе (но не на боку!).
- Не менее 2 часов в день ребенок должен посвящать активным движениям. Отдыхать в течение дня (особенно после физической нагрузки) полезно лежа, а, не сидя, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на позвоночник.
- Очень полезно для коррекции нарушений осанки оздоровительное плавание стилем брасс на спине.
- Высота стола или парты должна соответствовать росту ребенка, плечи всегда располагаются на одном уровне, а голова – на одной прямой с туловищем, ноги и спина при этом должны иметь опору, а свободная рука не должна свисать со стола.
- К нарушению осанки могут привести некоторые привычки: длительное стояние на одной ноге, перенос тяжестей в одной руке, а также однообразные игры.
Из приведенных упражнений необходимо выбрать 8-12 упражнений и выполнять их не менее 3 раз в неделю, каждое занятие займет всего 10-15 минут. Основная задача – поднять грудную клетку и отвести плечи назад. Эти упражнения нужно выполнять в течение 2-3 месяцев (минимум). При выполнении некоторых упражнений потребуется зеркало, если его нет, то необходимо выполнять упражнение вместе с ребенком.
Упражнения для формирования, закрепления
навыка правильной осанки
Упражнения у стены.
1. Принять правильную осанку, стоя у стены. При этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.
2. Принять правильную осанку у стены, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение.
3. Принять правильную осанку у стены, сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.
4. Принять правильную осанку у стены. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, пояса верхних конечностей, рук и туловища. Принять правильную осанку.
5. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 секунды. Вернуться в исходное положение.
6. То же упражнение, но без стены.
7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба. Медленно встать в исходное положение.
8. Сидя на стуле принять правильную осанку.
9. То же, что в упражнении 8. Затем расслабить мышцы шеи, «уронить» голову, расслабить плечи, мышцы спины. Вернуться в исходное положение.
10. Повернуться лицом к стене, на расстояние шага, руки на стену. «Шагаем» руками по стене вверх-вниз.
Упражнения в ходьбе.
1. Обычная ходьба или на носках, менять положение рук (на поясе, за головой, в стороны, либо палка за спиной, хватом под локти).
2. Ходьба с грузом на голове (мешочек с песком, книга и.т.п.).
3. Ходьба в полуприседе на носках, палка за спиной, хватом под локти.
Упражнения с гимнастической палкой.
- И.п. – основная стойка (о.с.). Поднять прямые руки вверх – вдох; опустить – выдох. Темп медленный. Повторить 3-4 раза (то же самое палка в руках).
- И.п. – о.с., палка вверх. Опустить палка за голову («Спрятать палку за голову»), поднять палку вверх. Повторить 4-6 раз.
- И.п. – о.с., палка за головой. Повороты туловища вправо-влево. Темп средний. Выполнить 6-8 раз.
- И.п. – о.с., палка за спиной, хватом под локти. Наклоны туловища вперед-назад. Темп средний. Выполнить 6-8 раз.
- И.п. – о.с. палка вниз. Наклон туловища вперед, коснуться палкой пола, вернуться в и.п. темп средний. Выполнить 6-8 раз.
- И.п.- о.с., палка вперед. Сгибая правую ногу, подтянуть ее в животу и коснуться палки, вернуться в и.п. То же самое выполнить левой ногой.
- И.п. – ноги на ширине плеч, палка вниз. Приседания, палка вперед, вернуться в и.п. (спина прямая). Дыхание произвольное. Повторить 8-10 раз.
Упражнения для коррекции нарушений осанки
№ | Упражнения | Коррекционная направленность |
1 | «Насос». Стоя перед зеркалом в позе правильной осанки – наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса. | Укрепление боковых мышц туловища, устойчивость вестибулярного аппарата, регулирование позы. |
2 | «Штанга». Из положения стоя перед зеркалом с гимнастической палкой за плечами – наклон туловища вперед до горизонтального положения, неотрывно глядя в глаза своего зеркального отражения. | Укрепление мышц туловища, гибкость грудного отдела позвоночника, зрительный контроль за регулированием позы, симметричность движений. |
3 | «Дровосек». Из положения стойки ноги врозь, руки в замок – замах руками вверх и резкий наклон вперед, ноги не сгибать. | Растягивание мышц спины, ритмичность движений, устойчивость вестибулярного аппарата. |
4 | «Замок». Из положения стоя или сидя на полу, скрестив ноги – левая рука заводится за спину ладонью наружу, правая, согнутая локте, переносится через плечо ладонью вовнутрь, сцепить пальцы в замок. То же с другой рукой. | Координация движений рук и кисти, растягивание мышц плечевого пояса, ориентировка в пространстве, точность движений |
5 | «Столбик». Стоя на коленях, руки вдоль туловища, подбородок прижат – наклон туловища назад, сохраняя прямую линию от коленей до головы. | Растягивание мышц передней поверхности бедер, равновесие, дифференцировка амплитуды движения. |
6 | «Ножницы». Из упора сидя сзади – скрещивание прямых ног. | Сила мышц брюшного пресса. |
7 | «Рак». 1) Из положения лежа на животе – поочередное поднимание прямых ног назад – вверх. 2) То же, из упора на коленях. | Укрепление мышц задней поверхности бедер и спины, координация движений. |
8 | «Кошечка». Из положения стоя на четвереньках – опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибание в грудном и поясничном отделах позвоночника | Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость |
9 | «Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) – наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук. | Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве. |
10 | «Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед – медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув голову назад. | Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота и груди, устойчивость к вестибулярному раздражению. |
11 | «Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину (либо вперед) – поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке». | Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота. |
12 | «Рыбка». Из положения лежа на животе, руки на уровне плеч, ладонями вперед – медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отделах позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы. | Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота и груди, укрепление мышц туловища. |
13 | «Свеча». Из положения лежа на спине, руки за голову – сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положение. | Сила мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная ориентация, регулирование амплитуды движения. |
14 | «Велосипед». Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения – имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с постепенным ускорением. | Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений, дифференцировка темпа движений. |
15 | «Цифры». Из положения лежа на спине и подняв ноги вверх до прямого угла – написание прямыми ногами цифр 1,2,3 … по большой амплитуде, но не касаясь пола. После каждой цифры - отдых, который постепенно сокращается и исключается совсем. | Сила мышц брюшного пресса, координация движений, образное мышление, волевое усилие, точность движений, ориентировка в пространстве, регулирование амплитуды движений. |
16 | «Тяжелые ноги». 1) из положения лежа на спине с зажатым между коленями мячом – согнуть ноги, приподняв до угла 45º и медленно вернуться в исходное положение. 2) То же, зажав мяч между лодыжками. 3) То же, но удержание прямых ног с мячом на высоте 10–20 см от пола, в течение 5-10 с | Сила мышц брюшного пресса, координация и точность движений, волевое усилие, дифференцировка усилий и пространства. |
17 | «Ящерица». 1) Из положения лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга, - перевести руки на пояс, приподняв голову и плечи, лопатки соединить. Удержать это положение как можно дольше, не задерживая дыхание. 2) То же, но кисти рук переводить к плечам, за голову. | Укрепление мышц спины, удержание осанки в непривычной позе, волевое усилие, координация движений. |
18 | «Бокс». 1) Из положения лежа на животе, подняв голову и плечи, руки в стороны – сжимать и разжимать кисти рук. 2) То же, но поочередно сгибая и разгибая руки вперед – вверх (бокс). | Укрепление мышц спины, развитие мелкой моторики, соразмерность и точность движений. |
19 | «Пушка». Из положения лежа на животе – толкание от себя набивного мяча (1-2 кг) или фитбола. | Сила мышц спины и плечевого пояса, координация движений и соразмерность усилий, удержание осанки в непривычной позе. |
После выполнения 2-3 упражнений необходимо выполнять упражнений на расслабление.
№ | Упражнения | Коррекционная направленность |
1. | «Плети». И.п.- произвольная стойка, махи расслабленных рук вправо и влево, как «плети», при небольшой ротации позвоночника. | Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти. |
2. | «Покажи силу». И.п. – ноги на ширине плеч:
3-4- максимально напрячь мышцы рук; 1-4 – расслабить мышцы рук – «Стряхнуть воду» с пальцев рук. | Напряжение (расслабление) мышц рук, быстрота переключения, образное мышление. |
3. | «Обними себя». И.п. – основная стойка:
2-3 – крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох; 4- руки вниз, расслабленно. | Напряжение – расслабление, координация движений. |
4. | «Удивились». И.п. – о.с.:
Темп медленный. После 6-8 повторений расслабить мышцы плечевого пояса. | Напряжение – расслабление, координация движений и дыхания, эмоция удивления. |
5. | И.п – сидя или стоя. Сжимание – разжимание кистей с постепенно увеличивающимся темпом движений. По сигналу – отдых, расслабление – «Стряхнуть воду с пальцев». | Развитие мелкой моторики, дифференцировка темпа движений, расслабление. |
6. | «Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за голову – поднять голову, грудь, ноги. Зафиксировать позу на 5 с, расслабить все мышцы, опустить голову на руки и согнув ноги в коленях, «поболтать ногами». | Статическая сила мышц позвоночника, укрепление мышечного корсета, расслабление мышц туловища и ног. |
7. | И.п. - стоя у опоры – расслабленные махи ног вперед и назад. | Регулирование произвольного расслабления, гибкость. |
8. | И.п. – сед ноги врозь, руки расслаблены: 1-4 – круговые вращения головой вправо; 5-8 – круговые вращения головой влево. Назад голову не запрокидывать. | Расслабление мышц шеи, устойчивость вертикальной позы при раздражении вестибулярного аппарата. |
9. | «Бабочка». Бег на носках мелкими шагами со взмахом рук по большой амплитуде, «как машут крыльями бабочки». | Пластичность, выразительность движений, дифференцировка амплитуды и симметричности движений, образное мышление. |
10. | «Вертолет». То же, но движения ассиметричные: правая - вверх – в сторону, левая – вниз – в сторону (со сменой положения). | Пластичность, выразительность движений, координация ассиметричных движений, образное мышление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс по профилактики нарушения осанки и дыхательная гимнастика
Комплекс упражнений для родителей по профилактики нарушения осанки и дыхательная гимнастика...
Комплексы упражнений при нарушений осанки и плоскостопия
Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия в разных исходных положениях: сидя на стуле, стоя. Комплекс упражнений при нарушении осанки и сколиозе у детей. Группа специальных упражнений, вытяги...
Комплексы упражнений лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки.
Комплексы упражнений лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки....
Комплекс упражнений для детей 4-5 лет с нарушениями осанки.
Комплекс упражнений для детей 4-5 лет с нарушениями осанки. Комплекс включает в себя разминку, дыхательные упражнения, упражнения с применением мячей-хоппов, подвижную игр и упражнения на расслабление...
Занимайтесь на здоровье. Комплекс упражнении направленных на профилактику нарушений осанки.
Комплекс упражнении направленных на профилактику нарушений осанки....
Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр
Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...
Примерный комплекс корригирующей гимнастики после сна для профилактики плоскостопия и нарушения осанки в старшей группе (5-6 лет)
В неделе 7 дней. И если 5 из них мы как-то контролируем, то в выходные воспитатели не знают, что делают родители для профилактики и закаливания организма своих детей. Поэтому мы - педагоги постоянно п...