Взаимодействие педагогов с детьми в создании предметно развивающей среды в ДОУ
учебно-методический материал по теме

Терентьева Ингрида Анатольевна

Взаимодействие педагогов с детьми в создании предметно развивающей среды в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов с детьми в создании предметно развивающей среды в ДОУ

Москва

2013

Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность.

Предметная среда ДОУ должна включать предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности, а материалы должны — подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Соответствие возрасту ребенка — одно из значимых условий организации предметно-развивающей среды. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей конкретного возраста и учитывать особенности зон развития, характерные для отдельного ребенка.

Один из важнейших факторов развития личности ребенка — среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в ДОУ, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. При организации деятельности учреждения особое внимание необходимо уделять формированию предметно-развивающей среды, исходить из самоценности периода дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития [1].

Можно выделить несколько компонентов развивающей среды.

Социальный. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кузьмин и др. выделяют основные характеристики данного компонента:

—           взаимопонимание всех субъектов и их удовлетворенность взаимоотношениями;

—           преобладающее позитивное настроение;

—           авторитетность руководителей;

—           степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

—           сплоченность;

—           продуктивность взаимоотношений.

Пространственно-предметный. В.В. Давыдов выделяет главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; связной, позволяющей ему, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

Психодидактический. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка — оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, обеспечивающими комплекс возможностей для личностного развития [3].

Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Необходим уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки могут служить и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создать свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т.е. создание «своего» личного пространства.

Мебель и оборудование в группе устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью должна использоваться различная мебель, в том числе и разноуровневая: диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства — одно из условий среды, дающее возможность воспитателю приблизиться к позиции ребенка.

При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:

—           открытости;

—           гибкого зонирования;

—           стабильности (динамичности) развивающей среды;

—           полифункциональности.

Принцип открытости. Его можно реализовать в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и своего «Я».

В предметно-пространственную среду группы необходимо включить не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают за растениями, проводят элементарные опыты, можно организовать экологическую комнату. Помимо специальных занятий, дети могут посещать ее в свободное время. Растения, клетки с птицами, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, пение птиц, рассматривать растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, морских свинок, черепах и чистят их клетки.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если дети младшего возраста на нем отмечают лишь основные явления природы (дождь, снег), старшие дошкольники самостоятельно отмечают погоду, температуру воздуха, помещают свои рисунки об увиденном в природе.

         В уголках детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится ознакомление детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т.д.).

Элементы культуры — живописи, литературы, музыки, театра — входят в дизайн интерьера детского сада. В каждой группе должны организовываться выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок). Воспитателям необходимо с уважением относиться к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети должны знать, где в группе можно хранить игрушки, «драгоценные» для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.

Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах можно оформить выставки фотографий «Вот мы какие», должно быть место для хранения семейных альбомов. Каждая группа может иметь свое название, которое обыгрывается в предметной среде.

Принцип гибкого зонирования. заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает им самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип стабильности — динамичности развивающей среды тесно связан с принципом гибкого зонирования.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, необходимо оборудовать ее конструкторами, кубиками, машинами, что позволит детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если больше девочек, чаще нужно организовывать игры в «семью», «больницу», «магазин», выделяя для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, тем самым меняется в восприятии и его окружение.

Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, залов (музыкального, физкультурного), и более динамичной, например, оформление зала, групповой, вестибюля для какого-то конкретного праздника, досугового мероприятия, на время постановки сказки. Еще более динамична развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и специфична для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, не несущими в себе определенной смысловой информации, развивает воображение и знаково-символическую функцию мышления дошкольников.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек — не основное условие развития ребенка.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Предметная среда не должна быть самоцелью — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда становится таковой, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, должно способствовать обогащенному развитию, обеспечивать эмоциональное благополучие, отвечать интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогать осуществлению комплексного подхода. В развивающее пространство детского сада необходимо включать следующие компоненты: пространство интеллектуального, социального, физического, экологического, эстетического развития.

По мнению В.А. Петровского, обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [2]. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.

Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир должен включать в себя разнообразие, объектов социальной действительности. Предметно-развивающая среда необходима детям прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, становится источником его знаний и социального опыта.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:

—           она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;

—           необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

—           дизайн детского сада ориентирован на безопасность и возраст детей;

—           элементы декора должны быть легко сменяемыми;

—           в каждой группе должно быть предусмотрено место для экспериментальной деятельности;

—           организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;

—           пространство группового помещения должно быть полифункционально;

—           цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;

—           при создании развивающего пространства в групповом помещении нужно учитывать ведущую роль игровой деятельности;

—           предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Значение проектирования предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников

Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ [8, c.5].

Предметная развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Среда выполняет в развитии детей несколько функций.

Организующая функция среды состоит в том, что содержание и вид развивающей среды является толчком того вида самостоятельной деятельности, которая отвечает его потребностям, формирует его интересы, предпочтения.

По мнению Г. Н. Любимовой, С. Л. Новоселовой, при формировании предметно-развивающей среды необходимо избавляться от загромождения пространства мало-функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз – рука», роста и предметного мира взрослых; исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей определенного возраста.

Воспитательная функция предметно-развивающей среды позволяет ребенку сделать нравственный выбор сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения к предметам.

Развивающая функция предполагает, что содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования В. А. Петровский предлагает придерживаться следующих принципов:

дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;

активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

стабильности – динамичности, то есть создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

комплексирования и гибкого зонирования, то есть возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво) ;

открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Для развития самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста важно, чтобы предметно-развивающая среда была связана с тем, что ребенок переходит от одного вида деятельности к другому, при этом, чтобы он, по мнению В. А. Ясвина, «ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты». Так же В. А. Ясвин отмечает, что предметно-развивающая среда должна быть «достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога» [12, с. 87].

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Опираясь на характерную для дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Предметно-развивающая среда для детей дошкольного возраста организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

Е. Смирнова выделяет следующие виды самостоятельной деятельности детей в ДОУ: 1. Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами; 2. Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительная деятельность, составление картинок, ремесло;

Предметно-пространственная среда проектируется на основе:

-реализуемой в детском саду образовательной программы;

-требований нормативных документов;

-материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности) ;

-предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

-общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка) [8, c.5].

Проектирование предметно-развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам не только овладевать различными видами самостоятельной деятельности, но и формирует личность. Комфортная психологическая среда формирует у детей эмоционально положительное отношение к детскому саду, вызывает чувство радости, способствует творческому и интеллектуальному развитию.

Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников

Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников опиралось на принципы, изложенные В. А Петровским [5, c.23].

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Известно, что одним из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя - это разновозрастная мебель. В нашем детском саду помещения планируются так, чтобы каждый ребенок смог найти удобное и комфортное место для самостоятельной деятельности как индивидуально, так и совместно с другими детьми. При этом учитывается, что ребенок может в групповой комнате сам регулировать психологическую дистанцию с воспитателем или сверстниками, вплоть до полного уединения.

Фрагменты групповой комнаты выделяются с помощью мебели (стационарно) – это игровая зона, и прозрачные или переносные перегородки, создающие полузамкнутые пространства или пространства, частично попадающие в визуальную тень. Для такого зонирования в группе используются ширмы, легкие детские столы, которые дают возможность педагогу ставить столы по разному: в круг, буквой Т, буквой П, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей рисованием, конструированием и т. д.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

В дошкольном возрасте уже проявляются разносторонние интересы детей. Учитывая это, создание условия для проявления творчества детей в разнообразных видах самостоятельной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании из бумаги, природного, бросового материала.

Для реализации творческих замыслов детей в группе должны быть созданы условия для проведения самостоятельной театрализованной деятельности детей.

3. Принцип стабильности - динамичности предметно-развивающей среды

При проектировании предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников учитывается то, что педагог и ребенок может менять предметное окружение. Так педагог может менять предметно - развивающую среду в зависимости от сезона, от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения. Этому способствует оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе: это легко передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов, подставки для игрушек, сюжетно-ролевых игр.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

При проектировании пространства в группе учитываются интересы и желания детей свободно заниматься различными видами самостоятельной деятельностью, не мешая друг другу.

Выделяются зоны (центры) : зона сюжетно-ролевых игр; зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми; учебная зона; физкультурно-оздоровительная зона; литературная зона; экологическая зона; зона художественно-творческой деятельности детей.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка

Ребенок в детском саду находится целый день, поэтому в детском саду создаются оптимальные условия для самостоятельной деятельности, предметно-развивающая среда эмоционально насыщена, оборудование привлекательно для детей дошкольного возраста.

6. Принцип открытости - закрытости

Принцип открытости-закрытости при проектировании предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников выражается в том, что педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности. Ежедневно в уголке «Мое творчество» вывешиваются новые рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки).

Открытость обществу выражается в том, что в организации предметно-развивающей среды важное участие принимают родители. При проектировании предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности учитываются идеи, практическая и материальная помощь родителей.

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей

Одним из главных требований при создании предметно-развивающей среды это учет возрастных особенностей детей и половых различий.

Так в группе у детей поддерживается познавательная активность, самостоятельность, ответственность, инициатива. Поэтому воспитатели все чаще привлекают детей к организации окружающей обстановки, вовлекают детей в сам процесс преобразований. Предметно-развивающая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, народных, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных играх. В группе оборудованы места для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.

В детском саду предметно-развивающая среда организуется по принципу небольших полузамкнутых мини-пространств, для того, чтобы дети имели возможность играть небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры и игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы они не мешали свободному передвижению детей.

Предметно-развивающая среда в группе организуется с учетом следующих требований:

1. Создание условий:

- для самостоятельных активных целенаправленных действий во всех видах деятельности;

- для предоставления права выбора деятельности м реализации индивидуальных интересов и возможностей детей;

2. Организация и расположение предметно-развивающей среды в пространстве группового помещения должна:

- быть рационально логичной и удобной для детей;

- включать стационарную и мобильную мебель, полуфункциональное оборудование.

Создание условий для самостоятельной деятельность включает:

• наличие различных материалов,

• удобное их расположение (свободный проход, эстетичность, учет возрастных особенностей, доступность) ;

• подготовка места для работы (стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол-верстак для работы с деревом,

• подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки.

Дети возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1, 5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью в нашей группе хорошо освещены, так как находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением в вечернее время. Для развития творчества детей в самостоятельной деятельности педагоги учитывают необходимость подбора различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п.

Для конструирования в группе зону можно не выделять специального, так как используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные. Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный материал убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Мелкий материал складывают в коробки.

В группе может быть создан уголок для релаксации и отдыха детей, где ребенок может один посидеть или полежать на ковре или диване, с игрушкой или книжкой. Несколько детей могут уединиться в уголок отдыха и найти укромное место на диванчике, которые создают зоны комфорта. Так же в группе могут существовать «зоны приватности», где дети хранят свои игрушки, личное имущество для любимого вида деятельности каждого ребенка.

Заключение

Проектирование предметно-развивающей среды является неотъемлемым требованием развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития».

Проектирование предметно - развивающей среде для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста учитывает следующие требования:

- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.) ;

- должна быть организована в соответствии с основными принципами - дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости - закрытости, стабильности - динамичности, комплексирования и гибкого зонирования;

- учитывает индивидуальные социально - психологические особенности ребенка.

- учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

- учитывает возрастные и полоролевые особенности детей.

Список литературы

  1. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПб., 2006.
  2. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003.
  3. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.
  4. Posted in Оформляем с любовью, Подольская О.А., Утро | No Comments
  5. Аверин, С. А. Навигатор в мире игрушек [Текст] / С. А. Аверин // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2011. - №6. – С. 34-35.
  6. Бурсова, Н. Выставка «Умелые ручки» [Текст]/ Н. Бурсова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №10. – С. 118-119.
  7. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? [Текст] / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 107-112.
  8. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Толстикова, С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. - М., 2003. – 120с.
  10. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С. 18-24.
  11. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения [Текст] Часть вторая: Методика диагностики предметно-развивающей среды / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – 1-15 февраля (№3). – С. 5.
  12. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. [Текст] Введение. Часть первая: Типология развивающих материалов дошкольного образовательного учреждения / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – 1-15 февраля (№1). – С. 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Опыт работы "«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПРИ СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды....

Консультация для родителей « Взаимодействие с семьей при создании предметно-развивающей среды, как условие развития личностных качеств ребенка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что вс...

Проект: «Оформление детского участка и создание предметно - развивающей среды при взаимодействии педагога с родителями»

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата и предметно – развивающая среда. Этому способствуют оп...

Доклад для педагогов На методичемком обьединении « Создание предметно – развивающей среды для развития речи дошкольников

Доклад для педагогов На методичемком  обьединении Создание  предметно – развивающей среды для                         ...