Приложение №3 к проекту с родителями
материал по теме

Иванова Ольга  Сергеевна

Содержит практический материал по проекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx303.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №14

« Солнышко»

Приложение 3 к проекту с родителями

 « От счастья ключи в семье ищи»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ВОСПИТАНИЮ СТАРШЕГО РЕБЕНКА

1. На меня всегда можно положиться, но я так устал от этой ответственности, которая постоянно ложится на мои хрупкие плечики. Я ребенок, а чувство ответственности за младшего - это такое взрослое чувство. Я тоже еще ребенок!

2. Мне приходится постоянно взвешивать свои поступки и слова, думать о том, как воспримет их младший, не научится ли он у меня плохому. От этого я перестаю быть самим собой, я теряю непосредственность и становлюсь не по годам взрослым. Я еще буду взрослым, а сейчас помогите мне оставаться ребенком.

3. Несмотря на внешнюю открытость и общительность, я внутренне много переживаю. Говорите мне о том, что вы меня любите, мне так не хватает ваших подтверждений в любви.

4. Ваша строгость и излишняя требовательность по отношению ко мне вызывают у меня чувство незащищенности.

5. Когда я не прав, проявите терпение, объясните мне мою неправоту, я и сам пойму это со временем.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО РЕБЕНКА

1.Воспитывайте у меня чувство ответственности, это чувство я часто замечаю у старшего. Я тоже хочу за кого-то или за что-то отвечать.

2. Я не боюсь рисковать, ведь у меня есть надежный тыл из старшего и родителей. Оберегайте меня от слишком рискованных поступков, ведь я могу пострадать.

3. Когда мне часто напоминают о том, что я младшенький, я начинаю об этом задумываться и извлекать для себя пользу в виде поблажек, психологических выгод и т. п. Я и сам знаю свою роль младшего ребенка, не надо делать на этом акцент.

4. Я быстро привыкаю к помощи окружающих. Это будет мешать мне, когда я повстречаюсь с серьезными препятствиями, я буду ожидать и даже требовать поддержки.

5. Я часто не стремлюсь лидировать среди сверстников и поэтому могу оказаться на последних ролях. Помогите мне поверить в себя, в этом вопросе мне нужна поддержка.

6. Мне необходимо свое личное пространство, свои игрушки, своя комната и т.д. Наша дружба со старшим будет от этого только крепнуть

Памятка для родителей:

«Воспитание единственного ребенка в семье»

Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём.

Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребенку. Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для родителей.

1. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

2. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

3. Хвалите не личность ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в глаза, обнимайте и целуйте его.

4. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

5. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

6. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что он наказан.

7.Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

8. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.

9. Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

10. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.

11. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.

12. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.

13. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.

14. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

15. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.

16. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.

17. Учитесь быть своему ребенку другом.

18. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

19. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.

20. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.

21. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

Ваш дом должен быть открытым не только для ваших друзей, но и для приятелей ребенка. Особенно если вы уверены, что ваш малыш — „несадовский” ребенок. Походы в кружки и секции могут развить интеллектуальные, спортивные или эстетические способности ребенка. Но приобрести навыки настоящего детского общения он там не сможет: внимание сосредоточено на занятиях, после чего детей уводят по домам. В лучшем случае они повозятся в песочнице. Но и этого недостаточно.

Значит, ваш удел — стать режиссером всевозможных праздников, детских вечеринок, организовать домашний клуб. Конечно, это нелегко, но зато окупится сторицей.

Мамы, у которых один ребенок, бывают чересчур тревожны. Что объяснимо, но для ребенка часто становится обузой. Строгий контроль может загубить первые ростки самостоятельности, а в подростковом возрасте, когда большинство ребят стремятся получить независимость, станет причиной серьезных конфликтов между ребенком и взрослыми.

Когда детей несколько, родители волей-неволей распределяют любовь, заботу и строгость на всех. И дают детям больше самостоятельности, а единственного труднее отпустить от себя, это в глазах чужих людей он уже большой, но мама уверена, что он еще того не умеет - этого не знает. Нельзя не переживать за ребенка, но можно скрывать от него этот страх. Научитесь не показывать тревоги, старайтесь разговаривать спокойно и быть сдержанными. Кому-то для этого будет достаточно здравого смысла, другим помогут элементы аутотренинга, а кому-то стоит больше внимания уделять своим собственным достижениям и неудачам, чтобы не так сосредотачиваться на детских.

Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней. При этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого, должен быть установлен эмоциональный контакт.

Запреты и повышение голоса – весьма неэффективные средства воспитания.

Когда ребёнок станет постарше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением со сверстниками и другими взрослыми. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример.

Никто от родителей не требует совершенства, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать, если для начала решить свои личностные проблемы и проблемы семейных взаимоотношений. Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям. Ясное понимание такого решения в будущем благотворно способствует психическому здоровью ребенка в семье.

Полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим родителям помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей здоровыми в психологическом смысле слова. Дети, чувствуя в родителях прежде всего любовь, находя опору и понимание, гораздо легче проходят кризисные моменты своей жизни. Надо отследить следующий момент: насколько адекватно отношение родителей к возрасту ребенка, и соответствующие ли его возрасту предъявляются требования

Консультация для родителей "Как устроить Новый год с ребенком дома?"

В материале даны рекомендации для родителей о том, как подготовиться к празднованию Нового года в семье, как придумать сценарий праздника, как украсить квартиру. Даны практические рекомендации изготовления украшений  для дома. Также в консультации размещены советы о том, как можно преподнести ребенку новогоднюю елку и многое другое.

Новый год- самый долгожданный праздник не только для детей, но  и, я думаю, для нас с вами, взрослых уже людей. Как же сделать так, чтобы этот праздник Нового года в семье остался в памяти у ребенка на весь год?  Конечно, подготовиться  к этому долгожданному дню. Что значит подготовиться? Как вы думаете?

Конечно, праздничный стол с кушаньями, которые мы не можем позволить себе в обычные дни, с тортом. Но ведь как раз для ребенка это далеко не самое главное. По моему мнению, подготовку к Новому году нужно начать с создания праздничного настроения, ожидания этого самого праздника. Как же создать это настроение и ожидание чего-то волшебного? Вот сегодня я постараюсь вам дать несколько советов по этому поводу.

Подготовку к празднику надо начинать хотя бы недели за 3. Нужно сочинить письмо вместе с ребенком для Деда Мороза. Из него вы узнаете, что хочет получить ваш ребенок от Д.М. в подарок. Заранее предупредите своего ребенка о том, что Д.М. не всегда приносит то, что он заказывал, чтобы у малыша не было разочарования, если вы не сможете это реализовать. Помните, что ребенок должен получить подарок не только от Д.М., но и от вас, родителей.  Ваше родительское чутье должно подсказать вам выход из такой ситуации .

Что более важно в Новый год, чем украшение дома, квартиры к празднику? Сейчас я вам предложу несколько вариантов таких украшений, которые можно изготовить вместе с детьми.

  1. Объемная снежинка;
  2. Объемная гирлянда;
  3. Цепи;
  4. Новогодние поделки(аппликации, рисунки и т.д.)

Очень важно продумать, где будет стоять елка. Как она будет выглядеть? Как ее приподать малышу? Есть два варианта для этого. Елку очень хорошо нарядить вместе с малышом новыми игрушками ( желательно, небьющимися). Радость от этого безграничная!

А есть и иной способ  организовать появление елки в доме.  До дневного сна читаете  открытку, которую якобы прислал Д.М, что скоро( не обязательно сегодня)он принесет елку. Условие- наряженная комната. Вы вместе с ребенком украшаете комнату, в которой будет стоять елка. Во время дневного сна  наряжаете елку. Вы не представляете, какой восторг будет у ребенка , когда он встанет со сна,от того, что Д.М. принес! долгожданную елку!

Ну вот, елка есть, квартира или дом готовы к приходу Нового года. Что же дальше? А дальше- самое время продумать, какой, собственно, будет праздник у вас в семье? А с чего начинается любой праздник?( ответы родителей)     Правильно, со сценария. Кто-то из вас уже задумывался, каким будет праздник в вашей семье? ( ответы родителей)   Когда я придумываю сценарий для праздника в детском саду, я всегда исхожу их условий, в который будет проходить этот праздник, из индивидуальных особенностей детей конкретной группы. Все это и вы должны учесть при подготовке домашнего праздника.

Как вы думаете, а что должно входить в детский праздник?

  1. Сюжет;
  2. Песни, хороводы;
  3. Игры подвижные, музыкальные, малоподвижные;
  4. Сюрпризные моменты.

Как построить сюжет? Любой сценарий начинается с основной идеи, стержня, на который нанизываются дальнейшие события.

Возможно, ваш праздник будет завязан на какой-то сказке, или истории мультфильма или книги.

А , возможно, ваш праздник будет начинаться с того, что в доме погаснет свет, а когда зажжется, в комнате появится воздушный шарик с письмом от какого-то персонажа( Снегурочка, Снеговика, Зайчика и т.д.) с сообщением, что его похитил отрицательный персонаж( Б.Я., Волк, Кощей и т.д.), и если не освободить положительного персонажа, не наступит Н.Г., или не будет подарков. Придумать можно все, что угодно. Только немного фантазии!

Для детей возраста вашей группы(5лет) будет также интересно новогоднее путешествие.Карту поиска подарков прислал в письме Дед Мороз. Дорога проходит через все уголки вашей квартиры. И в каждом уголке вы играете в игры, конкурсы, выполняете какие-то задания разных персонажей, отгадываете загадки, читаете стихи. А персонажами могут стать переодетые взрослые: бабушки, дедушки, мамы, папы, старшие братья, сестры. И пусть вас не пугает малое пространство вашей квартиры. Дети- удивительные существа, которые могут довольствоваться для игры маленькой площадью помещения.

А, может ваш праздник будет завязан на поиске сундука  с подарками для  всей семьи, который спрятали злые лесные( или сказочные персонажи). В общем, идей для новогоднего праздника в доме очень много, вы можете обратиться ко мне со своей идеей, а разработать ее вам я помогу.

Итак, мы с вами поговорили о сюжете. Но я уже говорила, что праздник должен быть наполнен какими-то действиями: играми, конкурсами.

Я вам рекомендую несколько таких игр.

  1. Нарисуй нос Снеговику. На двух листах нарисуйте Снеговиков. Завяжите участникам глаза и предложите фломастером дорисовать им носы.
  2. Конкурс на лучшее стихотворение. Новогодние стихи должны рассказывать и взрослые и дети . Будет забавно, если каждый из чтецов встанет на стул. Победителей в этом конкурсе, конечно же, нет. Каждый их участников должен получить по маленькому сувениру. Но помните, если ребенок по какой-то причине не хочет читать стихотворение, никогда его не заставляйте!
  3. Творческий фестиваль. Задача взрослых и детей показать свои умения: спеть песню под караоке, станцевать танец и т.д.
  4. Веселые старты. Дети обожают подвижные конкурсы. Устройте эстафету. В чем соревноваться? Да в чем угодно!

Кто быстрее наденет валенки;

Кто проскачет вдоль комнаты или вокруг елки в мешке( в пакете из-под мусора);

Без помощи рук перенести воздушный шарик, мандарины и т.д( вообще, переносить из одного места в другое можно все, что угодно).;

Кто соберет как можно больше фруктов , разложенных по полу комнаты с завязанными глазами;

Кто дольше продержит снежинку( кусочек ватки) в воздухе, дуя на нее;

Конкурсы со злым персонажем: он придумывает злые слова, а вы с ребенком-добрые;

Пройти через сугробы. Разбросайте дешевые столовые белые салфетки- снег. Чем больше, тем лучше. Нужно « разгрести»- собрать сугробы, чтобы пройти к кому-то( персонажу).

Обычно все детки готовят к празднику стихотворение, песенку. Но ведь не очень интересно встать около елки и прочитать дежурное стихотворение. Сначала можно поиграть в игру « Снежный ком».В чем она заключается: Все встают в круг и передают « снежный ком»- мяч, сделанный из ваты или какого-то другого подходящего материала, и говорят: Снежный ком мы все катаем,

До пяти мы все считаем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Тебе песню исполнять!

( А тебе, дружок, плясать. А тебе стихи читать…)

Дошли по следам к какому-то персонажу, а там – конкурс « Снежинка». Натянута веревочка, на ней- снежинки. Нужно высоко подпрыгивать и срывать снежинки с ниточки. А на каждой снежинке- задание: ответить на вопрос новогодней викторины, рассказать стишок, похрюкать, спеть, станцевать танец снежинок, изобразить кого-то и т.д.

В общем, вы понимаете, что конкурсов можно придумать очень много. Но,  всеже, ни один самый хорошо придуманный праздник не обойдется без музыки. И для этого я подготовила для вас записи с новогодними песнями, играми, хороводами. Если вы хотите, я могу вам записать для вашей  домашней детской  аудиотеки несколько таких песен и распечатать мои рекомендации.

Ну , а если конкурсы закончились, а у вашего ребенка все еще есть силы для игр, тогда идите скорее на улицу, к большой елке, на горку, кататься на санках, запустите безопасные фейерверки. После такого насыщенного вечера ваши чада уснут крепким сном, а самое главное- у них останутся приятные воспоминания о сказочном Новогоднем празднике, который они провели вместе! Со своими любимыми родителями.

Информация для родителей   .

Методика «Интервью с ребенком»

В качестве одного из основных методов диагностики можно использовать интервью с ребенком (автор Захаров А.И.), в процессе которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использование методики интервью с детьми, разработанной А. И. Захаровым, по следующим основным вопросам:

Вопрос: С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому испытывает чувство  привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

Вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму)?

Если  в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

Вопрос: Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? Этот вопрос повторяется в отношении отца.

Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.

Вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), и у тебя были бы девочка (дочка) или мальчик (сынок), то ты бы также относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом – страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

Вопрос: Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

 

 

 

Бланк методики «Интервью с ребенком»

Фамилия, имя_______________________________ Возраст___________

 МДОУ № ____ группа _________________ _____  Дата ______________

 

 

Вопрос: С кем ты живешь дома?

 

 

 

Вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

 

 

 

Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму)?

 

 

 

Вопрос: Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? Этот вопрос повторяется в отношении отца.

 

 

Вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

 

 

 

Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), и у тебя были бы девочка (дочка) или мальчик (сынок), то ты бы также относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

 

 

 

Вопрос: Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

 

Вывод: 

Информация для родителей:

 Психологическое тестирование. Тесты для детей. Тест "Рисунок семьи"

В рисунках отражается эмоциональное состояние ребенка: его желания, страхи, отношения к окружающему миру (в том числе, к своим близким). Зачастую детские рисунки рассказывают о ребенке больше, чем может поведать сам малыш.

Тест "Рисунок семьи" является наиболее информативным. Рисунок способен указать на возможные проблемы и трудности ребенка (касающиеся его личностных особенностей, развития, эмоциональных отношений). Однако, стоит помнить, что более точную диагностику может сделать только опытный специалист при очном тестировании ребенка. И одного теста для окончательного заключения может быть недостаточно.

Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих?

Дети по-своему оценивают поведение родителей, видя то же, что и взрослые, но воспринимают не так, как мы, взрослые.
Особенности детского осмысления часто не понимаются и не принимаются взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные теории, версии.
 
Опираясь на них, дети ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей.

Чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье, можно предложить ему нарисовать семью, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В.К.Лосевой, помогут вам в этом.

Отказ ребенка: «Я не хочу» или вопрос: «А кто это?» говорят нам о том, что у ребенка не формировано понятие «семья» или о тревожности. В рисунке нет ничего случайного. Ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей. Отговорки: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась...» - не имеют значения.

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

1. Если отсутствует кто-то из членов семьи:
а) Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку.
б) Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» человеком.
2. Если нет самого автора:
а) Трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне нет места».
б) «Мне и без них неплохо».
3. Размер персонажа выражает его значимость для ребенка, т.е. какое место занимает этот член семьи в душе ребенка.
4. Вымышленные персонажи (кот, собака или предметы) – неудовлетворенные желания.
5. Кто выше, кто ниже: выше тот, кто имеет наибольшую власть в семье (младшая сестра или сам автор управляют остальными членами семьи).
6. Расстояние между персонажами связано с психологической дистанцией (кто в психологическом плане ребенку ближе всех, того он изобразит рядом).
7. Если ребенок рисует себя очень маленьким – у него низкая самооценка.
8. Соприкосновение изображенных руками - тесный психологический контакт (мама, бабушка или др.)
9. Усиление нажима или очень тоненькие, дрожащие линии – этот персонаж вызывает наибольшую тревожность у ребенка.
10. Большая голова – более умный член семьи (по мнению ребенка).
11. Глаза – орган выражения печали, просьба об эмоциональной поддержке.
Глаза большие, расширенные – тревожные, беспокойные персонажи, желающие, чтобы им помогли;
маленькие, узкие – внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи.
12. Уши – «орган» восприятия критики о себе:
Большие уши – изображенный должен больше всех слушаться других;
без ушей – отказ слушаться, игнорирует то, что о нем говорят.
13. Большой рот – источник угрозы;
если вообще нет рта или изображен точкой или черточкой – не может словами выразить или влиять на других.
 
14. Шея – символизирует способность к рационализму, самоконтролю над чувствами.
15. Руки - функция присоединения, взаимодействия, человек может что-то делать, менять; чем больше пальцев – тем сильнее человек; чем меньше пальцев – ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
16. Ноги – чем больше площадь опоры, тем тверже человек стоит на земле.
17. Солнце - символ защиты и тепла.
18. Если ребенок изображает между членами семьи людей или предметы – это то, что мешает ощущать себя защищенным

Опросник «Ребенок глазами взрослого»

ФИО ребенка _______________ Возраст

Дата заполнения _______________

Заполнил: родитель, психолог, педагог _______________

Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте те, которые не указаны.

Агрессивность

В мимике: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки.

Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника; кусается; плюется; походя, ударяет встречных.

Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.

Вербальная: ругается, говорит обидные, нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит стукнуть себя еще раз.

Вспыльчивость

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать книгу, пособие, плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово.

Негативизм

В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.

Как отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный: говорит слова «не хочу», «не буду», «нет».

Демонстративность

В движениях: поворачивается спиной, утрирует движения на занятиях; падает с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого.

Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-нибудь наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

В мимике недовольное выражение лица, плачет.

Как реакция на препятствие обижается при проигрыше в игре, другой деятельности.

Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса.

Конфликтность

Чувствительность к провокации: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.

Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состояние: не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает замыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.

Как трудность переключения: не уступает игрушек.

Эмоциональная отгороженность

Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.

Как эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.

Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как неодушевленные предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние других людей.

Дурашливость

В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает в движениях.

Как реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала и порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка.

Как нарушение социальных норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками выводит окружающих из себя.

Нерешительность

В социальных отношениях: избегает устного опроса; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх; проявляет застенчивость, стесняется новых людей.

В речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать»; не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится спрыгнуть с возвышения в ситуации неопределенности.

Реакция на новизну: проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее вариативное, чем в привычной.

В деятельности: затрудняется в принятии решения в условиях выбора, дефицита времени.

Страхи

Конкретные: пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра. Социальные: новых людей в новых ситуациях; публичного выступления; остаться одному.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Тревога

В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит.

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремится быть поближе к взрослому.

Скованность

В речи: запинается.

В движениях: скован, неловок в новой ситуации.

Заторможенность

В познавательной активности: ничем не интересуется; не знает, чем себя занять.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам.

В речи: говорит слишком тихо.

Время реакции: темп действий (движений) замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность

Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты, все внимание окружающих для него.

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям.

В речи: использует местоимение «я».

Избегание умственных усилий

В условиях умственной деятельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослым.

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту мыслительного задания.

Дефицит внимания

Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.

Содержание помощи: приходится словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.

В речи: переспрашивает условия выполнения задания.

Расторможенность (двигательная)

Особенности в планировании действий: поспешно планирует собственные действия. Темп и количество действий: темп действий убыстрен; много лишних действий; действует раньше условленного сигнала.

Длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.

Расторможенность (речевая)

Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить, пользуясь обычной силой голоса.

Темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб; переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого.

Непонимание словесных инструкций

Сложных: путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость

В деятельности: рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях: навязчив в общении; привлекает к себе внимание.

В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу (просьбу); навязчивые хмыкание, поперхивания.

В сфере чувств и эмоций: застревает на обиде; нетерпим к замечаниям.

Трудности переключения: с трудом переключается.

В мышлении: трудность осмысления материала в условиях дефицита времени.

Навязчивые, стереотипные действия и движения: биение, грызение, глотание, выдергивание, дергание, обкусывание, кручение, сосание, сжимание-расжимание, посасывание, раскачивание, постукивание, потирание, пощипывание, подергивание, ковыряние, поглаживание, почесывание.

Работоспособность

Умственная: быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия.

Физическая: быстро устает на прогулке, от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; необходимо варьирование сложного задания, требующего физических усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ"

 

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы поведения со сверстниками.

        Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы поведения со сверстниками.

        «Звезда» (как и «предпочитаемые») находится в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, способность быстро оценивать ситуацию и быть лояльным (беспристрастным, выполняющим все требования), за то, что он знает, чего он хочет, за способность, не колеблясь, брать на себя ответственность и прочее. Однако дети с особенно самой высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством.

«Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность. Таких принимают в игру на посредственные роли. У этих детей копиться обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение.

«Изолированный» испытывает эмоциональный голод  по общению со сверстниками. Чувство его остры: он может обожать кого-то из группы за его доблести или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне.

«Изолированными» становятся по многим причинам. Один ребенок часто болеет, редко ходит в детсад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда новенький. Другой имеет какие-либо физические недостатки. И его тоже не принимают в детское общество, отвергают.

Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно – социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться,  хвастать и подавлять других, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо.

Эта болезнь социализации не должна превратится в хроническое состояние, не должна сформировать асоциальные свойства личности. Непопулярному ребенку нужно помочь реализовать притязание среди ровесников. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильную ориентацию ребенка, способствовать развитию у него активности. Социальная терапия в данном  случае должна исходить из двух основных положений. Во-первых, необходимо создать определенный социальный микроклимат в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание. Это все успешно реализовывается в нашей группе. Малоактивные дети привлекаются в такие виды деятельности, где они могут проявить свои лучшие качества, «выделиться» среди других. Часто отмечаются их успехи, пусть даже маленькие, детям постоянно говорят об их достоинствах.

Во-вторых, у непопулярных детей следует специально развивать социальные навыки общения и настойчиво поощрять даже небольшие их успехи не только в детском саду, но и в семье

Консультация для родителей: «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины».

Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.  

Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.

По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчёркивая важность эмоциональных переживаний ребёнка при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношение с близкими взрослыми и сверстниками создаёт опасность нарушения последующего формирования личности  .

Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьмис другой - особенностях внутреннего мира ребёнка.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка . Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребёнка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищённостииногда страх в связи с отрицательным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует у ребёнка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьёзным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребёнок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них 
характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения .

 К первой группе относятся дети неуравновешенные, легковозбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубость. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожиусиление потоотделения и прочее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьёзными или незначительными причинамиоднако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и так далее надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворённостью отношениями со взрослыми или сверстниками. Острая восприимчивость ребёнка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутри личностному конфликту.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребёнка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).

Причины детских страхов очень разнообразны. Их проявление прямо зависит 
от жизненного опыта ребёнка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью
инстинктом самосохранения.

В 6 - 7 месяцев младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берёт ребёнка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание.

Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для проявления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движенийпренебрежение интересами и желаниями малыша и прочее. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт.

Развивающееся воображение приводит к тому, что к трём годам проявляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.

Нельзя стыдить ребёнка за переживаемый страх, ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страхкоторый не только не исчезнет, но в таком случае даже усиливается. Ребёнок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

С 3 до 5 - 6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формыблизкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение трёх-четырёх недель.

Таким образомна эмоциональное благополучие ребёнка оказывает воздействие ряд различных причин, а нарушения могут быть вызваны разными причинами.

ДЕТИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ, ИЛИ РОДИТЕЛЯМ О ДЕТСКОМ ТЕМПЕРАМЕНТЕ

Все дети очень разные: «смешинки» и «хныки», «ураганы» и «останавливающие время». Даже близнецы с самого рождения могут вести себя по-разному, хотя имеют одинаковые гены и воспитываются в одной семье.

Причина этого явления – разный ТЕМПЕРАМЕНТ, такая характеристика личности, которая определяет силу и скорость детских реакций на жизненные события, степень внешних проявлений эмоциональности маленькой личности. Темперамент, как и цвет глаз, дается нам от рождения, его черты мы наследуем от родителей. В его основе лежат свойства нервной системы, а это значит, что кардинальной перестройке эта черта не подлежит.

Для родителей это сигнал о том, что темперамент нельзя воспитать и уж точно невозможно изменить на «более удобный». Задача родителя – научиться «сотрудничать» с темпераментом ребенка, а главное - научить этому своего малыша еще в раннем возрасте. Зачем? Чтобы слабые стороны темперамента превратить в продолжение достоинств формирующейся личности, а сильные сделать прочной опорой в жизни.

В жизни темперамент в чистом виде (т.е. когда ребенку полностью свойственны черты только одного типа) встречается редко. Чаще же мы наблюдаем смешение черт и, соответственно, образование промежуточных типов. Но даже в этом случае наиболее яркие черты все равно будут уловимы. Именно на них и стоит обращать внимание при выборе стратегии эффективного взаимодействия с ребенком.

Определяем тип темперамента своего ребенка

Ребенок-САНГВИНИК – это дружелюбный, общительный и жизнерадостный ребенок. Он покладист и рассудителен, открыт и разговорчив. Обожает ВСЕ НОВОЕ: лица, места, впечатления. Охотно идет на компромисс. Не боится трудностей и легко переживает неудачи. Хорошо приспосабливается к непривычной обстановке. Любознателен, легко усваивает новую информацию. Быстро переключается с одного дела на другое, способен выполнять несколько дел одновременно. Он активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Но если ему скучно, то тут же становится вялым. На наказания реагирует спокойно, совершенно незлопамятен и неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. Но оборотная сторона «солнечной» натуры такова: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-САНГВИНИКА

  • Основной принцип - «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ». Милый сангвиник всегда обещает, НО далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому обязательно проконтролируйте, сдержал ли он свое обещание.
  • Обращайте особое внимание на качество деятельности, не допускайте поверхностного выполнения заданий.
  • Приучайте доводить начатое дело до конца.
  • Хвалите только заслуженно, т.к. сангвиник склонен к зазнайству.
  • Формируйте устойчивые привязанности, интересы.
  • Общайтесь с ребенком весело, с юмором, в духе легкости, т.к. этот стиль взаимодействия ему больше всего близок.
  • Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником легкомыслия и непостоянства.

Ребенок-ХОЛЕРИК часто приносит родителям бесконечные хлопоты. «Покой нам только снится!» - говорят родителей таких деток. Холерик непоседлив, шаловлив, он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения стремительные, резкие, энергичные. Настроение неустойчиво, меняется по незначительным причинам. Новую информацию он усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Не умеет ждать и подавлять свои желания. Невнимателен. Ему не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. По натуре командир, легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет одобрения. А потому никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Засыпает с трудом (ото сна отвлекают впечатления прожитого дня).

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-ХОЛЕРИКА

  • Основной принцип - «НИ МИНУТЫ ПОКОЯ»: поддерживайте и направляйте кипящую энергию ребенка на полезные дела.
  • Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело.
  • Контролируйте бурные проявления ребенка, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби, занятия спортом.
  • Постарайтесь оградить малыша от того, что явно перевозбуждает его нервную систему.
  • В связи с повышенной чувствительностью обращайтесь с ребенком мягко.
  • Холерик лучше реагирует на спокойное, тактичное требование, а не на уговоры.
  • Целенаправленно воспитывайте усидчивость.
  • Учите конструктивным способам выражения агрессии, умению владеть собой.
  • Помните, что ребенку-холерику очень важно знать, что к его мнению прислушиваются.

Ребенок-МЕЛАНХОЛИК — это мягкий и послушный кроха. Он застенчив, робок и очень обидчив, а нерешительность – одно из основных свойств его натуры. Расстраивается из-за любой мелочи, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Причина повышенной чувствительности — в особенностях функционирования нервной системы. Всего боится, особенно незнакомых людей и новой обстановки. Опасается перемены мест и изменения уклада жизни. Часто замыкается в себе. При общении стремится быть в тени, малоинициативен, в конфликтных ситуациях теряется. Склонен зацикливаться на неудачах, болезненно реагирует на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Мнителен, часто волнуется по пустякам. Большое значение придает мелочам. Знания ему даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Любая деятельность, в том числе игра, для него - работа, от которой он быстро устает. С трудом переходит от одного вида деятельности к другому. Настроение изменчиво, движения скованы и часто суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная. Долго готовится ко сну, плохо засыпает и с трудом просыпается.

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-МЕЛАНХОЛИКА

  • Основной принцип - «НЕ НАВРЕДИ». Ласка, мягкость такт – вот что ему нужно.
  • Считайтесь с ранимостью психики ребенка – не кричите и не давите на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом.
  • Чаще хвалите и не скупитесь на проявление искренних слов. Знайте, что у этого ребенка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.
  • Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.
  • Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.
  • Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях, не обзывайте его – это провоцирует развитие серьезных комплексов.
  • Чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь, гладьте его.
  • Помните о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов, – не перегружайте его развивающими заданиями, длительными играми или поездками, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы.
  • Старайтесь избегать любых ситуаций соревнования.
  • Избегайте в общении с ребенком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.
  • Развивайте самостоятельность, давая ребенку посильные поручения.
  • Прицельно развивайте активность, общительность, смелость, инициативность.
  • Не пугайте и не запугивайте своего ребенка. Страшные истории, тревожные фильмы и передачи не для вашего малыша.
  • Своевременно помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребенком его чувства. За страхи никогда не высмеивайте.

Ребенок-ФЛЕГМАТИК по упрямству превосходит всех, а дома его любя называют копушей. Он всегда невозмутим и спокоен. Рядом с этим никуда не спешащим малышом кажется, что время остановилось или его попросту не существует. У него замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. Чувства ровные, постоянные и глубокие. Он все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия к достижению цели. Свои решения не меняет, а если их надо отстоять, то он проявит максимум упрямства. Он очень предан своим близким и друзьям. Не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики. Засыпает быстро, а вот разбудить его непросто: малыш капризничает, ноет, а после сна ходит сонный, вялый, словно недоспал. Не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому коллективу. Из-за низкой скорости протекания нервных процессов ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго. Флегматика практически невозможно переучить!

Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-ФЛЕГМАТИКА

  • Основной принцип - «НЕ ТОРОПИ». Помните о том, что этот малыш не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело. Не требуйте от своего ребенка высоких скоростей.
  • Учите ребенка рационально распределить время.
  • Не давите на него, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится еще неповоротливее и пассивнее.
  • Не называйте ребенка копушей и т.п., особенно при других людях.
  • Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.
  • Развивайте интерес к движениям, для этого играйте с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощряйте, когда он соблюдает правила игры.
  • Постепенно вырабатывайте способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений.
  • Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.
  • Учите ребенка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте плакать, если ему радостно, разрешите радоваться в полную силу и пр.
  • Привлекайте ребенка к совместной деятельности.
  • Целенаправленно развивайте у ребенка навыки общения.

Маленькие личности: можно ли поменять характер ребенка.

Любому родителю хочется, чтобы его ребенок был жизнерадостен, активен, добр, интересовался окружающим миром, легко заводил друзей. Но что если ребенок не отвечает вашим ожиданиям? Если он чересчур застенчив, агрессивен или не верит в свои силы? Тогда родители, особенно те, кому в детстве подобные черты характера мешали самореализоваться, могут задаться вопросом: можно ли, пока не поздно, попытаться повлиять на темперамент ребенка?

Шура рыдает в салоне автомобиля, расстроенная поведением своей четырехлетней дочери Аленки на новогоднем утреннике. Она не поздоровалась ни с мамами, ни с детьми, наотрез отказалась прочесть стих, который они вместе учили два дня, не водила хороводы и весь утренник простояла у стенки, глядя исподлобья на чужое веселье. В ее застенчивости Шура видит саму себя: «В детстве мне пришлось сменить четыре садика, и ни в одном у меня не было друзей. Моя застенчивость мешала мне и в школе. Неужели моей дочери тоже придется пройти через это? Я не хочу, чтобы Аленка ненавидела школу так же, как и я. Я хочу, чтобы она легко сходилась с людьми. Я не знаю, как помочь ей!»

Шура - не единственная мама, кого заботит наследственность. Светлана, например, озабочена тем, что ее сыну передалась ее вспыльчивость: «Он постоянно ввязывается в драки. Я боюсь, что когда-нибудь он поранит кого-нибудь или его самого сильно травмируют. Я хотела бы научить сына самоконтролю, но не знаю, как это сделать. К сожалению, мне самой стыдно вспоминать свои некоторые детские поступки. Однажды моей сестре пришлось наложить швы, потому что я в гневе ударила ее степлером по голове».

Так можно ли помочь ребенку справиться с его 
темпераментом? Или то, что заложено генетически, скорректировать нельзя?

Что такое темперамент

Темперамент – это набор качеств, присущих человеку с самого рождения, который определяет его реакцию на то или иное событие. Например, на смену обстановки, на появление незнакомого человека или на поведение окружающих. Этот набор реакций делает нас и наше поведение уникальными в своем роде. Еще лет десять назад среди ученых продолжались споры о том, что же определяет характер ребенка: гены или воспитание. С развитием молекулярной генетики и расшифровкой человеческого генома стало ясно, что одна лишь наследственность не может определять характер человека, как и одно лишь воспитание. Ученые считают, что примерно на 50% темперамент ребенка определяется генетически, то есть является врожденным. И проявляться темперамент в ребенке начинает уже на 3-4-м месяце жизни. Но наиболее очевидно признаки темперамента проявляются с 1,5-2 лет, когда у ребенка начинают развиваться речь и навыки общения. 

Впервые попытку классифицировать темпераменты предпринял еще знаменитый древнегреческий ученый Гиппократ. Он говорил о четырех жидкостях тела, влияющих на характер: кровь, черная желчь, желтая желчь и слизь. Отсюда в дальнейшем развилась наиболее известная теория четырех типов темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Интересно, что американские психологи, а вслед за ними и все остальные, стали считать устаревшей прежнюю систему классификации темпераментов и теперь разделяют типы детского темперамента на следующие 3 вида: легкий, или покладистый (easygoing), медленно «разогревающийся» (slow to warm up) и трудный, или раздражительный (difficult, feisty). Так, например, некоторые дети с легким темпераментом, встречая незнакомого человека, тут же начинают считать его своим другом и активно общаться. Другим детям нужно сначала хорошенько рассмотреть незнакомца и определить для себя степень возможного общения. Третьи же просто отказываются от общения с незнакомцем. Чтобы привыкнуть к нему и начать общение, им нужно время и поддержка взрослых или детей, которым они доверяют.

Покладистые дети

Покладистые дети легко переносят переход от одной деятельности к другой и от одного сенсорного раздражителя к другому. С самых первых месяцев жизни покладистые дети обычно жизнерадостны, быстро привыкают к регулярному кормлению и часам сна и положительно реагируют на новые впечатления. Они обычно очень разговорчивы и 
рано начинают говорить, легко общаются даже с незнакомыми людьми, у них много друзей, они открыты окружающему миру. С такими детьми родителям справляться легче всего.

Раздражительные дети

Дети с трудным темпераментом склонны к раздражительности, нередко, как кажется родителям, беспричинной. В младенчестве они часто плачут, трудно утешаются, едят и спят по непредсказуемому графику, не любят новых мест и новых лиц. Раздражительные дети очень чувствительны к сенсорному воздействию. Они с трудом переносят вторжение в свой собственный привычный мир: будь это «вторжение» в виде мокрого подгузника, мытья лица или присутствия незнакомого человека. Дети с трудным темпераментом изначально настроены негативно, настойчивы, упрямы, негибки и непредсказуемы.

"Медленно разогревающиеся" дети

«Медленно разогревающиеся» дети тоже в каком-то смысле трудны, но более гибки и робки. Медлительным детям нужно хорошенько осмыслить новую ситуацию, прежде чем привыкнуть к ней. Мы часто зовем таких детей стеснительными или застенчивыми. Они прячутся за спину матери при встрече с незнакомцами и часто не знают, что делать с новой игрушкой. 

Осознать темперамент ребенка и признать его уникальность – уже большой шаг 
в помощи ребенку. Прежде всего, будьте наблюдательны. Приблизительно определить темперамент ребенка можно уже с первых дней его жизни. Поскольку темперамент – это набор реакций, определяющий, как ребенок приспосабливается к миру, то и наблюдать нужно за реакциями ребенка – насколько легко он засыпает, как быстро успокаивается после плача, какие эмоции ребенок выражает чаще – положительные или негативные. Наблюдательные родители уже очень скоро могут предсказывать, что требуется ребенку и какие приемы лучше «сработают» для его успокоения. 


Тест: «Какой темперамент у вашего ребёнка?»

Если вы будете знать, черты какого темперамента выражены у ребёнка сильнее, то сможете лучше понять своего малыша. А значит, выбрать правильную тактику воспитания, оптимально распределить нагрузку и организовать полезный досуг. Предлагаем пройти простой тест, чтобы определить, какой у вашего ребёнка темперамент.

1. Как говорит ребёнок?

а) быстро и эмоционально, любит жестикулировать;

б) тихо и неуверенно, но образно;

в) многословно и оживлённо;

г) мало и медленно, без жестов.

 

2. Узнав, что у сверстника хорошо получается какое-либо дело:

а) будет заметно обеспокоен, постарается доказать, что он не хуже;

б) огорчится, не захочет даже пробовать свои силы в этом деле;

в) легко признает свою некомпетентность и не придаст этому значения;

г) не обратит на это внимания.

 

3. Если станет свидетелем бурного спора родителей:

а) вступит в дискуссию, будет громко защищать одну из сторон;

б) встревожится, заплачет или прижмётся к одному из родителей;

в) предпримет попытку помирить спорящих;

г) не продемонстрирует никакой внешней реакции.

 

4. Когда не получается сделать что-то сложное:

а) проявляет упорство и настойчивость, но громко возмущается;

б) теряется, заметно волнуется;

в) легко бросает начатое дело;

г) невозмутимо и упрямо старается добиться результата.

 

5. Если очень хочется сделать то, что вы запрещаете:

а) бурно возмущается и кричит, вас при это не слушая;

б) волнуется, плачет;

в) устраивает дискуссию, уговаривает вас пересмотреть своё решение;

г) реагирует сдержанно, без вопросов.

 

6. Услышав справедливое замечание в свой адрес:

а) недоволен и оскорблён;

б) расстроен и обижен;

в) показывает, что раскаивается, но в будущем совершает тот же поступок;

г) хладнокровно выслушивает.

 

7. Оказавшись в непривычной обстановке или знакомясь с людьми:

а) ведёт себя активно и энергично, проявляет инициативу;

б) демонстрирует неуверенность в себе, сильно нервничает;

в) быстро адаптируется к ситуации, легко налаживает контакт с людьми;

г) безразлично, не совершает поспешных поступков.

 

8. Как реагирует на грустные или страшные сцены в фильмах?

а) вскакивает, громко сообщает, как бы сам поступил («Да я бы их всех…»);

б) нервничает, в дальнейшем отказывается пересматривать фильм;

в) сочувствует и предупреждает действующих лиц об опасности;

г) невозмутимо.

 

9. Если какая-либо ситуация требует быстрой реакции:

а) действует незамедлительно и весьма эмоционально;

б) ведёт себя несмело, не может ни на что решиться;

в) легко принимает решение;

г) заметно медлит.

 

10. Как просит родителей купить ему какую-нибудь вещь?

а) эмоционально и настырно;

б) неуверенно и нервозно;

в) настойчиво, но миролюбиво;

г) вяло и немногословно.

 

11. В каком состоянии чаще всего пребывает?

а) деятельном;

б) печальном;

в) жизнерадостном;

г) невозмутимом.

 

12. Как ведёт себя в конфликтной ситуации со сверстниками?

а) никого не слушает, спорит, дерётся;

б) обижается, хнычет, жалуется;

в) выслушивает противников и высказывает собственное мнение;

г) уходит от конфликта, высказывает миролюбие или безразличие.

 

Ключ к тесту

Подсчитайте, каких ответов у вас оказалось больше, и определите преобладающий тип темперамента. А – холерик; Б – меланхолик; В – сангвиник; Г – флегматик. «Чистых» темпераментов не существует, поэтому нужно подсчитать вторые по частоте ответы. Это поможет выяснить, какие типы темперамента сочетаются в личности вашего ребёнка. Если для двух типов темперамента получилось одинаковое значение, можно сделать вывод: черты того и другого свойственны малышу в равной мере. Помните: нет хорошего или плохого темперамента – каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Родительское собрание

Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка»

 (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Задачи:

  1. формировать у родителей представления о правах ребенка (на основе литературных произведений);
  2. развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника);
  3. воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;
  4. развивать эмоциональную отзывчивость;

Материал: таблицы «Права ребенка», рисунки детей на темы: «Моя семья», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Мой друг (подруга)», эмблемы.

- Здравствуйте, уважаемые родители!

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право  защищено международными правовыми актами. Если ребенок сыт и здоров, получает необходимое лечение и любовь близких и ценит все это, он никогда не станет смеяться над ребенком-инвалидом или пожилым человеком. Зная, что такое жестокое обращение и то, что это недопустимо, малыш никогда сам не будет жесток к людям, животным и природе.

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития.

Насколько вы осведомлены в области правовых знаний, мы с вами сейчас и увидим. Предлагаю вам поиграть, а для этого нужны две команды. Выбирайте капитана и дайте название своей команде.

Конкурс 1 «Сказочный»

Вопросы:

  1. Какое правило нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)
  2. Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)
  3. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность жилища)
  4. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик» (правом на бесплатное образование)
  5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей)
  6. Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна-Лягушка»? (вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
  7. Какое право нарушила злая волшебница, когда украла малолетнего принца, прогневавшись на его отца? (право жить со своими родителями)
  8. Вспомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». На какое право посягнула царица, приказав Чернавке извести царевну и бросить ее в лесу? (личная неприкосновенность, жизнь и свобода)

Подведение итогов.

- Обе команды отлично справились с первым конкурсом.

Жизнь маленького ребенка начинается с детства, и еще в древние времена люди понимали это. Как же помочь ребенку? Как ему защитить себя, отстоять свое собственное мнение? Об этом мы узнаем в следующем конкурсе. А он называется «Правовой».

Вопросы:

  1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка)
  2. В каком году принята Конвенция о правах ребенка? (1989 год)
  3. Сколько статей включает в себя Конвенция о правах ребенка? (54)
  4. На какие три вида условно делятся права ребенка в Конвенции?
  5. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка? (1990 год)
  6. В каком году принята Всеобщая Декларация прав человека? (1948 год)
  7. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН?     (0 – 18 лет)
  8. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)
  9. Назовите имя польского писателя, который в 1929 году выпустил книгу «Право ребенка на уважение?» (Януш Корчак)
  10.  Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом, и обязанностью)

Подведение итогов.

- И с этим заданием вы справились хорошо!

Каждый родитель желает своему ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать. И, конечно, невозможен процесс воспитания вообще без наказаний, применяемым к своим детям.  

Конкурс 3 «Воспитательный»

Задание сразу двум командам. Написать наказания, которые вы применяете к своим детям.

наказания

наказания

- Для правильного воспитания детей важно знать, какие формы наказаний существуют:

а) физическое применяется часто тогда, когда сами родители слабо контролируют свое поведение;

б) речевая агрессия (ругань, оскорбления) – тоже мало эффективна и обычно ведет к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками;

в) сепарационные наказания, то есть лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним), то есть ребенка лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться.

Это чрезвычайно сильно действующая форма и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

г) Наказание  естественными последствиями, состоящие в лишении ребенка за провинность чего-нибудь приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.д.). Такой метод может принести успех, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Применяя это наказание, нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития.

- Чтобы подкрепить желаемое поведение ребенка, вы, родители, часто используете поощрения. Задание также сразу двум командам: напишите, какие поощрения вы используете.

поощрения

поощрения

- Молодцы! Обе команды хорошо справились с поставленной задачей. Как правило, мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем. Объятья, похвала, улыбка – в отличие от десятой ненужной куклы или машины – не приведут к избалованности, а только подтвердят любовь и укрепят доверительные отношения. А баловство начинается там, где взрослые не могут сказать «нет», наказать ребенка за проступки и потакают всем его просьбам в ущерб своим потребностям.

Занимаясь воспитанием детей, нас порой мучают сомнения: не слишком ли мы строги, а может, наоборот, чересчур мягки и позволяем садиться себе на шею. Вот бы кто-нибудь объективно посмотрел со    стороны… Наш тест выступит в роли независимого эксперта.

Тест «Какая вы мама?»

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

  1. Ваши взгляды на воспитание детей значительно отличаются от взглядов ваших родителей. Будете ли вы  доказывать свою правоту?

а) Конечно, должен же кто-то им объяснить.

б) Зачем давать лишний повод для ссоры.

в) Для начала проверю свои теории на практике.

2. В детском садике вашего ребенка довел до слез ребенок. Будете ли вы разбираться с мамой обидчика?

а) Лучше разобраться с маленьким тираном.

б) Может, и не буду, но в мыслях точно все выскажу.

в) Зачем вмешиваться в отношения детей? Они и сами в состоянии разобраться.

3. Собрав  пазл, малыш переключается на игру с плюшевым мишкой. Вашу просьбу убрать за собой пазл полностью игнорирует. Чтобы больше не возникало такой ситуации, вы:

а) Не разрешаете играть, пока не уберет.

б) Грозитесь позвать Бабу Ягу, которая заберет пазл с собой.

в) Говорите, что отдадите пазл соседу Васе, который давно мечтал о нем и наверняка всегда будет класть его на место.

4. Ребенок залез в вашу косметичку и весь перепачкался помадой, что вы предпримите?

а) Отругаете и предложите самостоятельно выстирать одежду.

б) Отругаете и запретите впредь брать чужие вещи.

в) В будущем будете убирать косметичку подальше.

5. Ваш ребенок уговаривает купить ему новые краски. Вы отказали, но он продолжает настаивать. Вы измените свое решение?

а) Нет.

б) Может быть.

в) Если докажет, что они ему действительно необходимы.

6. Ваш ребенок ел кашу и нечаянно столкнул тарелку на пол. Тарелка – вдребезги, каша – по всему полу. Малыш уверяет, что он ни при чем, несмотря на все ваши доводы, что тарелки сами передвигаться не могут. Вы убираете с пола и говорите:

а) «Разбитая тарелка – это ерунда. Но зачем же обманывать?»

б) «Пусть будет по-твоему, но в следующий раз будешь есть из пластмассовой миски»

в) «Чем тебе помочь, чтобы тарелочка больше не падала?»

7. Малыш плачет и не реагирует на ваши слова. Что это значит?

а) Капризничает и хочет таким образом настоять на своем.

б) Требует, чтобы на него обратили внимание.

в) Очень утомился, поэтому его надо успокоить.

8. Несмотря на все замечания, ребенок продолжает кидаться бумажками, чем окончательно выводит вас из равновесия. Что вы делаете?

а) Начинаете активные действия по его усмирению.

б) Оставляете все свои попытки его «образумить».

в) Принимаете успокоительное.

9. Малыш неправильно завязал шнурки. Вы захотели поправить, но он наотрез отказался от предложенной помощи. Как помочь завязать шнурки, не обидев ребенка?

а) Предложить показать, как правильно завязывать шнурки, а потом  предоставить малышу самостоятельность.

б) Оставить все как есть, а через некоторое время перевязать.

в) Обратить внимание на завязанные шнурки и сказать: «Что же тут не так с нашими ботиночками?»

10. Через полчаса должны прийти гости, а у вас еще не убрана квартира. Вы расставляете вещи  по местам, а малыш достает их обратно. Что вы делаете?

а) Переключаете внимание ребенка на мультики.

б) Просите не мешать и отправляете малыша в другую комнату.

в) Предлагаете приготовить праздничный стол для игрушек.

11. Перед выходом на улицу ребенок отказывается застегнуть куртку. Что вы предпринимаете?

а) Застегиваете, несмотря на протесты.

б) Грозитесь, что пойдете на улицу без него.

в) Садитесь на стул и не двигаетесь с места, пока ребенок не передумает.

12. Какое из утверждений вам ближе всего? «Дети прежде всего – это…

а) … источник постоянного беспокойства».

б) … объект для заботы до конца жизни».

в) … своеобразные проводники, помогающие делать новые жизненные открытия».

- Подсчитайте, каких ответов больше: а, б, в. А теперь посмотрите и узнайте себя – сначала на рисунке и в комментарии (см. Приложение).

- А в конце нашей встречи предлагаю вам еще один тест. Мы не будем его анализировать, обсуждать. Вы сделаете это сами. Тест очень простой. Надо будет быстро ответить на вопрос и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком, или в вашей семье все прекрасно.

Десять раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листочке бумаги.

Оцените результат своей работы. Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я – мать» или «Я – отец». Если вы написали в самом начале, значит, родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.

- Обе команды проявили себя эрудитами в разрешении ситуаций, показали себя талантливыми педагогами, истинными знатоками детских душ.

                  «Ребенок – зеркало семьи;

                  как в капле воды отражается солнце,

                  так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В.А. Сухомлинский

- И закончить нашу сегодняшнюю встречу я хочу высказыванием        С. Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, сегодняшний, и поэтому он другой, как и все люди; я его принимаю, как  всякого другого человека. Я принимаю ребенка, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не унижаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым возвышаюсь в духе своем»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к педагогическому проекту "Рукодельница"

Приложение к педагогическому проекту....

Приложение №1 к проекту с родителями

Приложение содержит  материал,который поможет на практике реализовать проект с родителями....

Приложение №2 к проекту с родителями

Приложение содержит  материал,который поможет на практике реализовать проект с родителями....

Приложение №4 к проекту с родителями

Приложение содержит материал для реализации проекта на практике...

Приложение к опыту "Проект время"

Наше изучение времени началось  после чтения  сказка «Золушка». Часы пробили 12 и карета превратилась в тыкву. Золушка забыла про время. И у детей возник вопрос  «А что же такое в...

приложение к опыту проект "Посуда"

Идея проекта: создание мини-музея в процессе исследования посуды разного вида и  назначения через непосредственную образовательную  и самостоятельную деятельность детей.Участники проек...

"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...