Конспект собрания для родителей раннего возраста "Возрастные особенности детей от полутора до двух лет"
учебно-методический материал по теме
Данная работа может быть полезная воспитателям групп ранннего возраста (1-я ясельная, 2- ясельная), педагогам-психологам. Структуру разработал самостоятельно, содержание собрание построено на классических разработках Печёра К.Л. ,Аксарина Н.М., Павлова л. В содержании собрания представлен как теоретический, так и практический материал. Основная цель - донести до родителя, что общение и взаимодействие с детьми раннего возраста должно строиться с учетом их возрастных особеностей, взаимодействие с ребёнком должно быть содержательным и решать определённые задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sobraniya_dlya_roditeley_detey_rannego_vozrasta_.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект собрания.
Возрастные особенности детей раннего возраста (1год6мес. – 2года1мес).
Цель: психологическое просвещение родителей.
Задачи: познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста, формировать адекватное отношение к потребностям и возможностям детей, формировать мотивацию к взаимодействию с детьми, учиться правильно организовывать совместное взаимодействие с ребёнком на содержательном уровне.
План:
- Представление.
- Знакомство.
- Упражнение «Мои ожидания от встречи»
- Упражнение «Ассоциации»
- Упражнение «Мозговой штурм»
- Мини лекция «Возрастные особенности детей раннего возраста»
- Физпауза, упражнение «Волшебные шарики».
- Занятие №1 Пирамидка
- Занятие №2 Форма предметов.
- Работа с текстом.
- Составление графика.
- Обратная связь.
Материал: доска, маркеры, ручки, бумага, видеопроектор, шарики, мяч.
Участники: психолог, воспитатели, родители.
Ход.
Представление ведущих, вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители, мы рады вас видеть сегодня на нашем мероприятии. Сегодня с вами будут работать и играть: педагог-психолог, воспитатели первой ясельной группы.
Тема нашей с вами встречи «Возрастные особенности детей раннего возраста». Тему мы выбрали не случайно, как показал анализ заполненных вами анкет, она является одной из актуальных, а вторых знания об особенностях развития ребёнка на каждом возрастном этапе лежат в основе успешного взаимодействия с ним.
Период от 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. – этап новых возможностей в развитии ребенка. В этом возрасте поведение ребенка значительно меняется. «Ребенок растет, умнеет», - говорят взрослые, пытаясь объяснить феномен взросления крохи, но понять объективную выраженность этого явления им, как правило, не удается. Вместе с тем, мамам и папам желательно иметь более точные представления о раннем детстве ребенка. И здесь на помощь приходит наука-детская психология.
Знакомство.
Психолог: предлагаю вам представиться и написать свои имена на бейджиках, так легче будет общаться.
Ожидания.
Задание №1.
Психолог: сейчас я вам раздам листочки, на которых вы напишите свои ожидания - ответ на вопрос: зачем я сюда пришла(л) ? А в конце мероприятия, мы проверим, совпали ли ваши ожидания с тем, что вы увидели и услышали.
Игра на включение.
Задание №2.
Психолог: я вам предлагаю поиграть в игру «Ассоциации», я буду бросать мяч, тот, кто его поймает должен назвать ассоциацию к слову «ребёнок», мои коллеги, будут записывать на доске ваши ответы.
Дополнение - в зависимости от того, насколько активно работает аудитория, родителям можно предложить еще несколько вариантов проведения игры: нарисовать как можно больше ассоциаций для слова «ребёнок; подобрать как можно больше предметов и связать их со словом «ребёнок»
После выполнения задания психолог подводит итоги, задает следующие вопросы: сложно ли было подобрать слова-ассоциации? С чем были связаны трудности? Психолог обращает внимание родителей на те особенности, которые больше всего затрагивают их внимание.
Основная работа.
Психолог: Возрастные особенности – это особенности (отличия, характеристики, свойства или качества), которые отличают детей раннего возраста от детей других возрастов.
Задание №3.
Психолог: предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы знаете возрастные особенности ваших детей. Упражнение «Мозговой штурм - назови возрастные особенности детей раннего возраста» Мы разделимся на 2 группы, у каждой из групп есть набор карточек, на которых написаны возрастные особенности детей, ваша задача - просмотреть и выбрать, те, что на ваш взгляд подходят детям вашего возраста.
После выполнения задания, психолог обсуждает с родителями их выбор, просит на конкретных примерах, объяснить, почему они выбрали именно эту карточку.
Дополнение.
Как показывает практика, многим родителям трудно выделить и назвать характерные особенности той или ной возрастной группы в дошкольный период, поэтому, я принял решение раздать карточки.
№4 Консультация «Возрастные особенности детей раннего возраста»
Психолог: возрастные особенности – это особенности того или иного возраста (в психологии) — качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития.
Дополнение: по мере того как психолог рассказывает на экране появляются слайды с информацией.
Психолог: В начале своей маленькой лекции, хочу отметить, что период раннего детства, это особый период и многими психологами и педагогами, он выделяется как особо-важный для развития личности ребёнка. И как для каждого из этапов развития человека: младенчество, ранний возраст, дошкольное детство, подростковый этап, для него характерны свои общие моменты, так и частные особенности. В начале сообщения я хочу отметить основные, важные характеристики, зная и понимая, которые вам легче будет свои взаимоотношения с ребёнком.
- Быстрый темп развития. (Пример)
- Скачкообразность: периоды накопления опыта сменяются скачками в развитии той или иной сферы.
- Неустойчивость и незавершённость формирующихся навыков и умений.
- Большая ранимость, повышенная эмоциональность, повышенная возбудимость и чувствительность к стрессам, эмоциональная заразительность, внушаемость.
- Большие компенсаторные возможности организма.
- Тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития.
- Высокая степень ориентировочных реакций- все интересно.
- Зависимость от наличия положительных эмоций.
- Ведущая роль принадлежит взрослому- согласованность, единство, постоянство требований всех, кто участвует в воспитании.
- Учет индивидуальных особенностей.
Второй год жизни ребёнка, начинает складываться характер, формируется поведение. Освоение ходьбы дает возможность непосредственного ознакомления с внешним миром, что способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления. Поведение неустойчиво, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Через общение ребёнка с близкими взрослыми формируются важные социальные черты: любовь к близким, сочувствие к сверстникам. Происходит рост психофизиологических сил организма, увеличивается выносливость и время активного бодрствования. Ученые выделяют 4 эпикризных срока.
Психологи, занимающиеся вопросами раннего детства, советуют, родителям обратить внимание на следующие важные моменты:
Три важных момента:
- Развитие предметной деятельности.
- в процессе практического манипулирования дети познают свойства и качества предметов - обогащается сенсорный опыт, ведущими признаками выступает форма и величина.
- развитие орудийных действий - учиться действовать с предметом
- активное развитие наглядно-действенного мышления, активность, целенаправленность действий - личностный рост.
- Развитие речи.
- совершенствуется понимание речи взрослого, развивается регуляторная функция (выполнение поручений), способность подражать речи взрослого (предлагать облегчение слова) и слова ребёнка называть правильно; постепенно увеличивается рост произносимых слов и переход от лепета к словам, могут появиться вопросы (развитие познавательной активности).
- связующее звено развития – особое внимание родителя.
- развитие регуляторной функции.
- Развитие личности.
- любознайки, все интересно и всем можно заинтересовать, но заставить быть внимательным невозможно – учить находить содержание своей активности.
- развивается игра: увеличивается время игры, появляться последовательные действия, могут появиться действия- замещения (перенос) – учить играть с предметами игрушками.
- формируются некоторые качества: доброжелательность и сочувствие - быть примером.совершенствование движений и физических качеств –обязательны гимнастика и простые физические упражнения.
Психолог: в завершении, хочу остановиться на особенностях детей вашей возрастной группы, которые ходят в 1-ю ясельную.
Возраст 1год6 мес. – 1год 9мес.
1.Ориентировачное поведение, исследователь.
2.Подвижность.
3.Качественые изменения исследовательской функции руки.
4.Первая система полученных знаний.
5.Появление автономности речи.
Возраст 1год 9мес. – 2год 1мес.
1.Первое осознанное понимание слов «надо».
2.Формиирование устойчивости целенаправленности избирательности предметных действий.
3.Усложнение предметных (мыслительных) действий.
4.Активное развитие подражания и копирования.
5.Становление самостоятельной речи.
№5 Физпауза.
Игра «Непослушные шарики»
Психолог: предлагаю немножко подвигаться и поиграть, разделитесь на группы по 3-4 человека, у каждой группы будет 2 шарика, ваша задача - удержать шарик в кругу, не разрывая руки. (Если у родителей получается задание - добавляем шарики).
Психолог: хочу вас поблагодарить за то, что вы так внимательно слушали, а теперь , ответьте мне на вопрос - Что делать теперь с этими знаниями? (будем применять и как что конкретно делать и зачем с ребёнком?)
№6.
Занятие первое: пирамидка.
Воспитатель: мы с вами взрослые многое умеем, многое знаем, а дети только учатся, только осваивают это мир, поэтому очень важно им помочь, научить, казалось бы, что сложного собрать пирамидку или покатать машинку, а нет, в этих простых действиях для маленького ребёнка заложен глубокий смысл. Сейчас на конкретных примерах, я вам постараюсь объяснить, как и зачем играть с ребёнком, чтобы его развитие соответствовало возрастным нормам. Попробуем смоделировать ситуацию занятий дома, в роли детей выступят родители.
Воспитатель: цель первого занятия - развивать умения ориентироваться в трех величинах (большой, поменьше, маленький), формировать целенаправленные действия, развивать координацию рук.
Воспитатель: для занятия нам понадобится пирамидка, у которой три контрастные величины, игрушки. Воспитатель: обращается к взрослому в роли ребёнка: Миша, смотри, кто пришел к нам в гости – и показывает игрушку (зайка). Воспитатель : зайка пришел с подарком, давай поиграем с зайкой. Воспитатель достает пирамидку: смотри, какая красивая пирамидка, дает ребёнку рассмотреть. Воспитатель пирамидка не простая ее можно разобрать и собрать, давай попробуем с зайкой . Воспитатель разбирает пирамидку, обращает внимание на то что кольца разной величины, проводит пальцем ребёнка по окружности, раскладывает колечки на столе и интонационно выделят слова «большое, по меньше, маленькое» колечко. Надев сначала большое колечко потом поменьше и самое маленькое, проводит пальцем ребёнка по пирамидке и обращает внимание на то, что пирамидка не ровная. После предлагает ребёнку самостоятельно разобрать и собрать пирамидку.
Воспитатель: обращаю ваше внимание, что в игре надо быть эмоциональным интересным, хвалить ребёнка и радоваться его успехам.
№7.Занятие второе: ориентировка в контрастных формах предмета.
Цель: учить детей ориентироваться в форме предметов по образцу, учить соотносить предметы по форме.
Воспитатель: для занятия нам понадобятся: 3 шарика 3 кубика одинаковой величины. 2 набора кубиков
Воспитатель: для занятия необходимо подготовить место - стол, стул, ребёночка сажаем на стул, берем игрушку и обращаемся к ней - Петрушка, смотри какие у меня есть кубики, давай с тобой поиграем, выполняет несколько простых действий. А Миша будет с нами играть, дает ребёнку кубики и просит его выполнить следующие действия. Воспитатель берет шарик и просит найти такой же у ребёнка и у петрушки, прокатывает шарик по столу, прокатывает шарик по наклонной поверхности, просит ребёнка повторить, обращает внимание на то, что шарик гладкий круглый и катиться, просит собрать все три шарика вместе. Затем берет кубики и строит из них башню (один кубик на второй), строит за петрушку, просит ребёнка самостоятельно поострить башню, просит ребёнка покатать кубики, проводит пальце по ребру кубика и обращает внимание на углы. Затем воспитатель показывает второй набор и просит ребёнка найти шарики и кубики.
Воспитатель: с целью развития речи мы предлагаем вам придерживаться следующих рекомендаций:
1.В общении с ребёнком нужно строить понятные для него фразы, делать паузы, давая возможность осознать, что от него хотят; развитию речи способствует вопросы: Что это? Где? куда? (Родителям можно приложить текст- определение из словаря какого-либо термина, задача- объяснить ребёнку на его уровне, так чтобы было понятно).
2.Общение должно быть эмоциональным, смена интонаций выразительности голоса поможет поддержать ориентировочную активность малыша.
3.Предлагать образец речи – тем самым учить говорить 2-3 словами (машина едет, дядя идет)
Психолог: несколько слов о развитии личности ребёнка.
Психолог: еще раз повторю основное правило - развитие ребёнка зависит от тех условий, в которых он развивается, самым главным и самым первым ориентиром, на который равняется ребенок, выступает взрослый. Первое - обратите внимание, что ребёнок нуждается во внимании взрослого и постоянно стремится вызвать его интерес, и чтобы это не превратилось в занудство, и вы не уставали от постоянного нытья необходимо его занять - найти дело, организовать. В период с 1.6-2.1 активно развивается предметная деятельность малыша, и развитие личности во многом определяется успехами в освоении предметных орудийных действий.
Психолог: предлагаю, вам вариант планирования занятий с ребёнком (приложение№), по дням недели расписаны варианты занятий с ребёнком, его можно менять, перестраивать, но основные виды занятий желательно оставить: предметная деятельность, развитие речи, физические упражнения. Достаточно 5-7 минут, эмоционально, интересно. Увлекательно, доступным языком, положительная оценка участия, желания принимать участие, действия и результатов действии ребёнка.
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
1-я 1-половина дня | ||||||
Предметная деятельность. -пирамидка -вкладыши Физпауза: - упражнения с мячами | Речь. -чтение сказки, имитация действия Физпауза: -занятия на фитболе | Физкультура. -комплекс упражнений | Предметная деятельность. -пирамидка -мисочки Физпауза: -упражнения с мячами | Речь. -рассматривание картинок -проигрывание потешек Физпауза: -занятия на фитболе | Физкультура. -комплекс упражнений | Речь. -чтение сказок, имитация действий Физпауза. -упражнения с мячами |
2- половина дня | ||||||
Рисование. -рисование пальчиками | Предметная деятельность. -кубики | Речь. -рассматривание картинок, беседа -проигрывание потешек | Действия с игрушками. -повторение простых действий с игрушками | Рисование. -рисование пальчиками | Предметная деятельность. -кубики Речь. -театр | Действия с игрушками. -учиться выполнять простые действия |
Надо быть очень аккуратным в общении и взаимодействии, ребёнок все копирует и переносит на себя, при этом совершенно не осознает где плохое, а где хорошее не знает и не чувствует границ. Поэтому стоит задуматься чему ребёнок от вас научиться?
В качестве итога, предлагаю вашему вниманию рекомендации:
- Помнить, что только вы являетесь основным образцом ориентиром ребёнка.
- Каждый ребёнок требует, не только внимания, но и организации содержательной деятельности (игра рассматривание картинок, занятия).
- Знать и учитывать особенности возрастного развития.
№10.Упражнение на обратную связь
Психолог: предлагаю вам поделиться своим мнением, рассказать, что вам понравилось, что не понравилось, что было сложным, возможно, вы открыли для себя что-то новое. Прочитайте, что вы написали на листочках в начале нашей встречи.
Уважаемые родители спасибо вам за работу и до новых встреч.
Список литература.
1. Макарычева Н.В Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика. В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет. М. 2010.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком (период раннего детства). СПб. 2003.
3. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребёнка. Спб. 2007.
4. Ребёнок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов. / под ред. С.Н. Теплюк М. 2008.
5. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад. Под ред. Л.И. Кавлан М. 1983.
6. Практические семинары для педагогов. Вып. 2 Психологическая компетентность воспитателя. /авт.-сост. С.В. Терпигорьева. Волгоград 2009.
7. Заводчикова О.Г. Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. М. 2007.
8. Печера К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М. 2004.
9. Материалы с ресурса http://www.2mm.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей от года до двух лет
В презентации представлена информация о возрастных особенностях детей от года до двух лет."В детском садике своем очень дружно мы живем!"...
Конспект родительского собрания в старшей группе.«Возрастные особенности детей 5-6 лет»
познакомить родителей с задачами дошкольного учреждения на новый учебный год и возрастными особенностями старшего дошкольного возраста детей, повышать педагогическую культуру родит...
Конспект родительского собрания в средней группе «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- рассмотреть возрастные ...
Онлайн-собрание для родителей «Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении».
Учитывать индивидуально-психологические особенности в процессе воспитания – значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия, добиваясь, чтобы каждый ребенок дости...
Родительское собрание для родителей средней группы «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста». «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти».
Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 6-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»
Родительское собрание поможет выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на данный возрастной период; показать роль семьи в формировании здорового образа жизни; повысить урове...