Я и школа (практикум для родителей)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Радионова Елена Ивановна

Актуализация в сознании родителей проблемы подготовки себя и ребенка к школьному обучению, осознанный выбор школы, психологическая готовность семьи к школьному обучению ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_shkolnogo_poroga.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб «У школьного порога».

Заседание на тему «Я и школа».

(МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»,

 педагог – психолог I квалификационной категории Радионова Е.И.).

Цель: актуализировать в сознании родителей проблему подготовки себя и ребёнка к школьному обучению.

Ребёнку пора в школу. Радость и волнение родителей. Множество вопросов, первый из которых – готов ли мой ребёнок к поступлению в первый класс? И сразу возникают следующие:

-как правильно подготовить ребёнка к школе?

-как помочь ему осознать новый этап в жизни?

-какова роль меня, как родителя в сложном деле подготовки к школе?

-какую школу выбрать? Как разобраться в школьных программах?

-готовы ли мы сами к школьному обучению своего ребёнка?

-смогу ли я принять переживания своего ребёнка относительно школьного обучения?

Сообщение психолога о новых образовательных стандартах.

Формула правильного выбора.

Чтобы ответить на все вопросы, возникающие перед поступлением в школу, необходимо соотнести возможности и потребности ребёнка с имеющимися вариантами выбора школы.

То есть формула правильного выбора будет выглядеть примерно так:

Возможности (могу) + интересы (хочу) + потребности (нуждаюсь) +

варианты выбора школы (есть ли они) = правильное решение.

1.Возможности ребёнка (могу). Очень важно иметь полную информацию о состоянии здоровья будущего первоклассника, его психофизиологические особенности. Знать не только уровень его подготовленности к школе, но и имеющиеся у него резервные (потенциальные) возможности (сможет ли ребёнок, будет ли ему по силам школьное обучение).

2.Интересы (хочу). Собрав наиболее полную информацию о возможностях ребёнка, необходимо проанализировать его интересы, то есть то, что больше всего его привлекает, побуждает к познавательной активности. Здесь важно обратить внимание на игровую деятельность (какие игры нравятся ребёнку), на заинтересованность книгой, фильмами. Важно учесть мотивацию учения, т.е. хочет ли ребёнок учиться в школе, понимает ли он, зачем вообще нужна школа.

3.Потребности (нуждаюсь). Очень важно уделить внимание потребностям ребёнка. Так, например, ребёнку с речевыми нарушениями необходимо выбрать школу, в которой организована логопедическая помощь. Ребёнку с повышенной двигательной активностью рассмотреть вопрос о наличии в школе бассейна, хорошего спортивного зала, наличие специалистов для психолого-педагогического сопровождения.

4.Варианты выбора школы – какие виды школ есть в нашем городе. Параллельно можно получить информацию о программах, по которым учителя ведут обучение детей.

Вывод:   проанализировав все  составляющие правильного выбора, можно принять действительно правильное решение.

Основные компоненты готовности ребёнка к школе.

Готовность к школе – это:

  • Интеллектуальная готовность. Ориентировка ребёнка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии возрастной нормой. Смысловое запоминание.
  • Личностная и социально-психологическая готовность. Принятие позиции школьника – с данным компонентом связано понятие: возрастные особенности ребёнка (с какого возраста 6 или 7 лет отдавать ребёнка в школу). Главное отличие по возрастам состоит в том, что у 6-летнего ребёнка переход от игровой деятельности к учебной идёт медленнее.  Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Потребность в общении, умении подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать отношения с другими детьми взрослыми. Способность действовать совместно с другими.
  • Эмоционально-волевая готовность. Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.
  • Физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, бег, поскоки и т.д.). готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам.

Рекомендации для родителей по теме, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу.

Главным элементом во время подготовки ребёнка к школе является развитие мелкой моторики рук. Очень  важно научить его владеть собственными пальчиками, ведь в школе он будет учиться писать

Тестирование родителей «Готовы ли Вы отдать своего ребёнка в школу?».

Цель: изучение мнения родителей  о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.

Рассмотрен вопрос о готовности к школьному обучению ребёнка. Но существует вторая сторона вопроса: готовы ли Вы сами к тому, что ваш ребёнок пойдёт в школу? Тест о готовности родителей к школьной жизни ребенка.

Отражение переживаний  и ожиданий родителей от школы в рисунках. Выставка рисунков о школе «Как я представляю своего ребенка в школе?»

 «Хорошие учителя создают хороших учеников» Остроградский М.В.

При поступлении в школу стоит вопрос о выборе учителя. Кем станет учитель для ребёнка – от этого зависит его отношение к школе в целом.

 Кто, по-вашему мнению, заслуживает наибольшего уважения и достоин высокого звания – учитель?

  • Учитель – это человек, поддерживающий и развивающий способности моего ребёнка к учению (друг, наставник).
  • Учитель – это человек, имеющий власть над ребёнком, доминирующий в его школьной жизни (тиран).
  • Учитель – это человек, оценивающий моего ребёнка и меня, как родителя (эксперт).
  • Учитель – это человек, на котором лежит ответственность за усвоение моим ребёнком новых норм и знаний (должник).

 Тренинговое упражнение «Нужная фраза»: замена негативного высказывания на позитивное.

Не будешь слушаться – заболеешь.

Не твоего ума дело.

Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить.

Сильные люди не плачут.

Ты всегда будешь здоров.

Твоё мнение всем интересно.

Как ты относишься к людям, так и они к тебе.

Поплачь, легче будет.

Домашнее задание. Мини – тест «Закончи фразу».

Цель: Помочь каждому родителю осознать свои переживания по поводу подготовки ребенка к школе, выделить основные трудности в решении этого вопроса.

Тест поможет осознать переживания по поводу подготовки ребёнка к школе, выделить основные трудности в решении этого вопроса.

Мини – тест «Закончи фразу».

1.С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы…_____________________________________________________________________________________________________________________________2.С началом школьной жизни мой ребенок все больше становится.._________

__________________________________________________________________

3.Когда мой ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит..

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В моем понимании хорошо учиться в школе-это…_____________________________________________________________

5.Готовность моего ребенка к школе я оцениваю по…______________________________________________________________

Рефлексия «Облака моего мнения».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы "На пороге школы"

Целью данного мероприятия является повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовки к школе....

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Год до школы»

Семинар-практикум педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей подготовительной к школе группы  «Год до школы»...

Готовность к школе. Практикум для родителей

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.) Термин «подготовка к школе...

Готовимся к школе. Практикум для родителей.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться&rdquo...