Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
ЛУЧШАЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ – БЕЗЗАБОТНО ПРОЖИТОЕ ДЕТСТВО
Тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого школьного года и сами первоклассники, и их близкие. Это влечёт за собой постоянную напряжённость, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Нередко это сказывается и на физическом состоянии ребёнка: снижается иммунитет – он часто болеет (а пропускать школу с первых же недель не хотелось бы), что тоже мешает адаптации.
А ведь этих неприятностей можно было бы избежать. Как и в любом другом деле, лучше предупредить появление проблемы, чем потом с большим трудом её преодолевать. И начинать эту работу лучше задолго до первого класса – в 5 – 5,5 лет, в старшей и подготовительной группах д/сада.
Дело в том, что умение читать, считать, знание своего адреса, дня рождения, имён родителей, а также многое другое, что проверяют при поступлении в школу, - всё это не избавит ребёнка от тревоги, растерянности, стрессов, не поможет ему научиться общаться с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя 40 мин. Подряд. Даже если он способен изобразить письменные буквы, хорошо читает и считает до 100, даже если у него есть начальные знания иностранного языка и он обладает широким кругозором, умеет решать логические задачи, адресованные детям 8 – 9 лет, - и это не обеспечит принятие сверстниками, их симпатию и дружелюбие, не избавит от страха перед строгими учителями, не поможет почувствовать и сохранить интерес к учёбе в школе.
В результате в школу приходят дети, умеющие читать или считать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между людьми, смутно представляют себе, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Такие дети называют учительницу «на ты», на уроке перебивают её и сверстников, смеются – это воспринимается как грубое нарушение дисциплины. Другие, одинаково боясь и учителей, и детей, зажимаются и не могут вымолвить ни слова. Им трудно найти в школе своё место, понять, что можно, а что нельзя делать, включиться в учебный процесс.
Готовность к школе, таким образом, не определяется, вопреки мнению многих родителей, объёмом имеющихся у ребёнка знаний и количеством занятий в подготовительных группах, подготовительных классах при школах и т.п. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш учиться в школе не сможет.
Дополнительные занятия, доступность огромного количества обучающих материалов и пособий приводит к тому, что большинство детей к 1 классу имеют «интеллектуальный багаж» гораздо больший, чем требуется.
Раннее обучение лишает ребёнка инициативы, убивает его личность. Дошкольный возраст – замечательный возраст, когда развиваются мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Всё это развивается в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит. Оно осуществляется только под нажимом взрослых. Когда ребёнка с 3 – 4 лет заставляют учиться, из его жизни выдавливаются необходимые виды деятельности, подменяясь чуждыми и ненужными.
Современные дети, как показывают исследования, не умеют играть. Игра – очень сложная и тонкая деятельность. Есть ступени развития игры: сначала это игра – действие (машинки едут, пекутся пирожки), затем – игра с сюжетом и высший уровень – творческая игра («врач – больной», «дочки – матери»). Подавляющее же большинство детей остаются на первом уровне – самом бедном и примитивном – до 5 – 6 лет. По-настоящему играющих детей – единицы.
Суть дела в том, что взрослые не придают игре должного значения. Родители часто считают её потерей времени. Взрослому трудно играть – надо придумывать, изобретать, прыгать, двигаться. И в детском саду в последние годы очень много, скажем так, школы. Среди занятий и режимных моментов на игру остаётся очень мало времени.
Если ребёнок не умеет играть, у него хуже развиты сознание, самосознание и так называемая произвольность – способность владеть собой. Ребёнок может действовать только под давлением, не может сорганизоваться, лишён самостоятельности.
Сейчас всем кажется, что чем раньше ребёнок начнёт читать, тем развитее он будет. Глубокое заблуждение! Чтение – это навык, который ничего не даёт ни для личностного развития, ни для мотивации. Сколько детей, умеющих читать, не любят это занятие! Не надо мучить 4-х, 5-ти, 6-ти - летних детей – в восемь они легко справятся с буквами. А вот развить активность, воображение, любознательность легче в детском саду.
Ребёнок должен наиграться, тогда в 6 лет он захочет учиться.
Сейчас 60 % детей не хотят идти в школу. Зато интерес к игре у них просыпается после 6 – 7 лет, и они тайком несут в класс кукол и машинки.
Не следует забывать, что в школе учителя в первую очередь оценивают учебные умения ребёнка, скорость и качество усвоения учебного материала и поведение на уроке. На основании этого характеризуется ученик, определяется его роль и положение в классе. И изменить это впоследствии очень сложно. Поэтому важна разносторонняя подготовленность к школе.
Итак, проверьте, умеет ли ваш ребёнок:
- заниматься одним делом (не только интересным) в течение 20 – 30 мин.;
- понимать и выполнять простейшие задания, которые даёт взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека; робота, принцессу и т.д.);
- действовать точно по образцу (нарисовать картинку строго по образцу);
- действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4 – 5 мин. (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а потом – без подсказки, но с той же скоростью);
- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, не путать «над» и «под», «вверх» и «вниз», «направо», «налево» (например, узор по клеточкам, следуя инструкции взрослого: «три клетки налево, три вверх, одна вниз, две направо, три вниз, три налево, одна вверх»);
- запоминать короткие стишки (чем больше, тем лучше);
- ориентироваться в понятиях «больше – меньше», «раньше – позже», «сначала – потом», «одинаковое – разное».
Важно также проверить не стесняется ли ваш ребёнок посторонних (как взрослых, так и детей), способен ли контактировать с ними (по собственной или их инициативе), в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за их соблюдением другими участниками.
И если ребёнок всё это умеет, да ещё знает буквы и свободно считает а пределах десятка, многие трудности его минуют.
А сейчас пока ещё есть время. Пусть ребёнок больше общается с детьми, играет в игры с правилами: спортивные, настольные , компьютерные (недолго!), пусть больше рисует, конструирует из любых материалов, складывает мозаики, паззлы, играет в кубики (купите кубики с буквами). Приобретите дидактические тетради (их много в продаже), но не заставляйте ребёнка заниматься по ним, как на уроке: лучше выполняйте задания вместе.
А главное – поддерживайте в ребёнке уверенность в себе, обеспечивайте необходимый ему «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.
Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые первые годы жизни.
УЧИТЕ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дети, в школу собирайтесь!"
Консультация для родителей...
Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»
консультация для родителей...
Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Психологическая готовность детей к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. В консультации рассматриваются пять компоне...
Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Что же означает психологическая готовность ребёнка к школе?...
Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением...
Консультация: " Речевая готовность детей к школе"
Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом ...
Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Консультация "Психологическая готовность детей к школе" Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка,независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый кла...