Роль игр в жизни ребенка
консультация по теме

Ракова Кристина Олеговна

краткое описание влияния разных видов игр на развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igry.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Вся наша жизнь – игра (по правилам и без них). Если научить играть ребенка в дошкольном детстве, то во взрослой жизни, человек легко будет преодолевать трудные ситуации. Игра поможет по-иному относиться к происходящему, обыгрывать любые моменты, проживать их заново.

Все что человек постигает в игровой, т.е. увлекательной, непринужденной, интересной, приятной для него форме, он будет запоминать и применять впоследствии. Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Игры можно разделить на группы по целям развития:

  • на физическое воспитание нацелены подвижные игры, 
  • на эстетическое – музыкальные,
  • на умственное развитие – дидактические и сюжетные игры.

Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.). В игре можно развивать все стороны личности. Ни дня без игры!

Любой программой воспитания и обучения детей в ДОУ, выделяют несколько видов игры. И в каждом последующем возрастном периоде игры отличаются, т.к. у ребенка формируется психика, интеллектуальное развитие переходит на более высокие ступени развития. В игре зарождаются более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. Также содержание игры способствует развитию продуктивных видов деятельности, что, несомненно, расширяет жизненный опыт детей.

Игра – основной метод воспитания, в игре (сюжетно-ролевой) дети проживают «взрослые» жизненные ситуации. Все, что дети видят: общение и поведение взрослых, они  переносят в игру. Поэтому, чем больше впечатлений получает ребенок, тем насыщеннее у него игра: действиями, разговорами, сюжетом. Вероятно поэтому, девочкам во взрослой семейной жизни легче, т.к. они чаще играют в «дочки-матери» (с/р «Семья»), а мальчишки больше в «строителей», «водителей».  

Если педагог владеет умением правильно выстроить игру, вовлечь в нее детей. Приемами, чтобы игру поддержать и развить, то дети (даже из не очень благополучных семей) будут иметь опыт правильного поведения в общественных местах; будут знать, как вести разговор, что можно делать в социуме и что не нужно; у детей будет развиваться чувство коллективизма.

В игровой форме можно и нужно формировать у детей такие качества личности, как доброжелательное отношение к близким, бережливое отношение к вещам, чувство ответственности и много других. Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей в реальной жизни.

Этому в большей степени способствуют сюжетно-ролевые игры, именно они имеют наибольшее значение в развитии детей. Этот вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.

Другой вид – дидактические игры – хороший метод обучения, развития умственных способностей и воспитания. Хороший пример, когда надо убирать игрушки. Если просто сказать детям «Убираем игрушки на место», то результат может и будет достигнут, а хорошего настроения поубавится и у детей, и у взрослого . А если предложить детям устроить соревнование: «Кто быстрее отнесет кубики на полку?» или «Кто красиво расставит мебель?», а потом еще и медали вручить(!) и много других вариантов, то получится увлекательная игра. Дети с удовольствием будут соревноваться друг с другом, и радоваться похвале от воспитателя (или родителей) и порядку в комнате, в игровой форме пройдет формирование необходимых личностных качеств. Этот пример показывает насколько игровые ситуации и сами игры требуют творческого подхода, воображения от взрослого. Такой вариант лучше применять в более раннем детстве, обращая внимание детей на порядок в комнате, группе. Чтобы в старшем возрасте у детей сформировалось желание помочь взрослому, бережно относиться к игрушкам и творить вокруг себя прекрасное (в беспорядке этого нет).

Другой вид игры – подвижные игры. Они в основном нацелены на развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости и других качеств. Также в них можно решать задачи социализации. Командные игры развивают чувство ответственности, сюжетные воображение и творческий подход («Птички в гнездышке», «Лохматый пес», «Третий лишний» и др.).

Про игру можно говорить много. Кратко можно заключить: если обозначить все формы и средства, методы и приемы, как роли для артистов, то у игры, несомненно, это главная роль.

Родители! Развивайте ребенка во всех направлениях. Играйте с детьми в подвижные игры, дидактические, сюжетные, театрализованные. Покажите ребенку мир, полный возможностей и вариантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль рисования в жизни ребенка"

Для чего дети рисуют? Для одних - это мимолетное увлечение, для других -  это навсегда. А есть ли польза в рисовании? Что оно дает?......

Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)

Играем вместе с ребенком.      Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".

Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".Что такое сказка?Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка –...

Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...

Роль фольклора в жизни ребенка. Как и когда он применяется в жизни и быту.

Детский фольклор может стать ценным средством в воспитании ребенка....