Готовность к обучению в школе
материал (подготовительная группа) по теме

Сидорова Светлана Владимировна

Памятка для родителей, раскрывающая основные составляющие готовности ребенка к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.odt12.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯГКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Ее содержание определяется системой требований , которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень  их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться.  Большинство родителей сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут,  он получит новый портфель, пенал; в школе будет все новое (класс, учительница, занятия и т.п.). Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться, жертвуя игрой, прогулкой. Именно стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и   обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Если Вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

- расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а ее основа — это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей  и их разочарований при отборе в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не  предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Однако главное — это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не только об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.  Можно развивать такое умение  и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу.

Чтобы успешно учиться в 1 классе, ребенок должен:

- уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность;

- уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что..., если...», «Если..., то...», то есть уметь решать простые логические задачи;

- уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение — впереди, сзади, справа, сле5ва, сверху, снизу, над, под, за, перед, т.е. у ребенка должны быть сформированы элементарные математические представления;

- различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больше, меньше, равно);

- иметь хороший уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, т.е. с той формой или величиной фигуры, которые нужно скопировать.

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе — умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.

Школьное обучение — это непрерывный процесс общения, поэтому те дети, которые умеют общаться, быстрее и легче адаптируются к школьному обучению.

У детей надо сформировать следующие навыки общения:

- умение слушать собеседника, не перебивая его;

- говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

- пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.

В 1 классе детей учат не только писать, читать и считать, но умению учиться и основам теоретического мышления. Что же такое  умение учиться и чем оно отличается от умения читать, считать и писать?

Ребенок, который умеет учиться:

- понимает, что он чего-то не умеет, не может, приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква «Ю»;

- умеет отличить новую задачу от старой  и задумывается над тем, как ее решить, а не спешит с первым попавшимся ответом;

- отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыслив, посмотрев, «понюхав, пощупав», от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, извлеченных из учебника и книг или добытых у взрослого;

- может не просто сказать взрослому о своем незнании, неумении, непонимании в негативной манере («Я не знаю», «Я забыл», «У меня не получается»), но даже сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения («Я не знаю марки этой машины: впереди она похожа на «Москвич», а сзади — на «Жигули», а не объявляющий с видом знатока, что это - «Жигули» новой модели).

В последний год  перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка у обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребенок играет со

своими сверстниками, умеет ли он подчиняться   требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к    окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в первом классе:

- внимание, способность к длительному (15-20 мин) сосредоточению;

- хорошая память;

- сообразительность;

- любознательность;

- развитое воображение;

- начальные навыки письма, чтения, счета;

- физическая ловкость;

- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу;

- организованность, аккуратность;

- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический скриннинг готовности к обучению в школе (Н.Семаго, М.Семаго)

Комплексная психолого-педагогическая система оценки готовности детей к обучению в школе. Разработана Н.Семаго и М.Семаго...

О мелкой моторике и готовности к обучению к школе

Упражнения для развития мелкой моторики...

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет

Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...