Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА
методическая разработка на тему
Данный материал раскрывает формы создания единого пространства музыкального развития ребенка в семье и детском саду, формы работы с родителями, как участниками полноценного музыкально-образовательного процесса в ДОУ, повышения педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания дошкольников
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА».
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Цель педагогов ДОУ – создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками полноценного музыкально-образовательного процесса в ДОУ, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания дошкольников. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми.
Исследования в области развития музыкальных способностей детей показывают, что в семьях, где родители любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, где, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка, можно наблюдать детей с достаточно высоким музыкальным развитием.
В настоящее время общение музыкального руководителя с родителями строится на следующих принципах:
- единое понимание педагогом и родителями целей и задач музыкального развития детей;
- родители и педагог являются партнерами в музыкальном развитии детей;
- уважение, помощь и доверие к ребенку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
- максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми и их родителями;
- открытость ДОУ для семьи – обеспечение каждому родителю возможности знать и видеть, как живет и развивается его ребенок, оценить уровень предоставляемых услуг.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности музыкального руководителя в ДОУ.
Задача музыкального руководителя – раскрыть перед родителями актуальные вопросы музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Играть и творить – вот главная задача, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:
- Педагогическое просвещение родителей в вопросах музыкального воспитания детей.
- Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ
Формы работы музыкального руководителя по организации совместной деятельности с семьей для реализации образовательной области «МУЗЫКА».
Раздел | Задачи работы с родителями | |
Педагогическое просвещение родителей | Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ | |
«Слушание» | Консультации для родителей «Индивидуальные и возрастные особенности ребёнка» Родительское собрание «Развиваем творческие способности средствами музыку» Индивидуальные беседы Мастер-класс «Страна счастья» Открытые просмотры НОД Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей: - фонотеки детских песен, шедевров мировой классики, детских сказок, музыки для релаксации; - памятки по развитию музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки. Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье. Посещение детских музыкальных театров, экскурсии. Прослушивание аудиозаписей с параллельным просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов | Совместные праздники, развлечения в ДОУ Семейный проект «О чем говорит музыка?» Творческие столы – выполнение заданий «Изобрази музыку», «Подбери картинку», «Какого цвета музыка?» и пр. Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр) Создание фотовыставки по результатам посещения театров и экскурсий Создание музея любимого композитора - подготовка информации, реквизита. |
«Пение» | Открытые просмотры НОД Мастер-класс «Кто поёт круглый год, того скука не берёт» Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей: - коллекций детских песен из мультфильмов и детских музыкальных фильмов; - буклеты по развитию певческих умений и навыков; - оформление уголка для родителей «От природы музыкален каждый» Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещение детских музыкальных театров | Совместные праздники, развлечения в ДОУ Семейный проект «Как появляются частушки?» Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, театрализованные представления) Совместное подпевание и исполнение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности Создание совместных песенников |
«Музыкально-ритмические движения» | Открытые просмотры НОД Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей: - коллекция музыки для движения и танцев; - методические рекомендации по вопросам развития музыкально-двигательной деятельности. Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещение детских музыкальных театров | Совместные праздники, развлечения в ДОУ Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, театрализованные представления) - пошив праздничных костюмов Семейный проект «Почему в балете не поют?» Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей |
«Игра на музыкальных инструментах» | Открытые просмотры НОД Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей: - оформление уголка для родителей «Музыка начинается в семье» - картотеки музыкальных инструментов и соответствующей им фонотеки; - памятки об обучении детей игре на детских музыкальных инструментах Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещение детских музыкальных театров | Совместное проведение НОД – родители в роли ассистентов Совместные праздники, развлечения в ДОУ. Семейные проекты «История скрипки», «Путешествие нотки» Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание музея любимого исполнителя - подготовка реквизита Совместный ансамбль, оркестр |
«Творчество» | Открытые просмотры НОД Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей: - изготовление постоянно обновляющейся афиши репертуара городских театральных постановок для детей; - особенности развития творческого воображения дошкольника; Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещение детских музыкальных театров | Совместные праздники, развлечения в ДОУ - обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящих мероприятий. Семейные проекты «Откуда родом театр?» Творческие столы – знакомство родителей с методами и приемами развития музыкального творчества во время занятий дома Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, театрализованные представления, шумовой оркестр) - пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита, помощь в оформлении помещения. Создание газет - фотоотчетов с использованием фотографий выступлений детей и родителей. |
Данные формы работы музыкального руководителя соответствуют ФГТ и направлены решение программных задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.
Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей.
Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений.
Используемая литература:
- Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.
- Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.
- Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
- Свирская Л. «Шпаргалки для родителей» Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
- Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории\\ Дошкольное воспитание, 1998 № 2.
- Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1994.
- Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1999.
- Кокина Н.А. Реализация образовательной области «Музыка»\\Справочник музыкального руководителя, 2012 №0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА"
Данная статья описывает опыт работы музыкального руководителя с семьями воспитанников ДОУ в рамках музыкального развития дошкольников....
Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»
Внедрение ФГОСв практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области« Музыка» с другими образовательными областями»...
Консультация на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в рамках образовательной области «Музыка»
Консультация на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в рамках образовательной области «Музыка» Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки те...
«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя "в рамках образовательной области «Музыка»
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, пон...
Коллективный просмотр (сообщение из опыта работы) по теме: "Современные формы работы музыкального руководителя с семьей".
Сообщение для педагогов ДОУ...
«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя» в рамках образовательной области «Музыка»
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, пон...
Презентация опыты работы: Формы работы музыкального руководителя с семьями воспитанников
Формы работы музыкального руководителя с семьями воспитанников...