Логопед рекомендует
консультация по теме
Рекомендации логопеда по обучению грамоте детей 5-7лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_logopeda_po_obucheniyu_gramote_v_5-7_let.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение является сложным видом речевой деятельности. Формирование данного вида деятельности протекает успешно при достаточном уровне развития психофизиологических предпосылок и мыслительных операций. Знакомство дошкольников 5-7 лет с языком письменной речи и развитие умений использовать данные знаки с учетом существующих правил для понимания и выражения различных смыслов – требуют особого подхода в организации образовательного процесса.
Работа по обучению грамоте детей предшкольного возраста (5.5 – 7 лет) должна обязательно включать задания, направленные на развитие неречевых и собственно речевых предпосылок такого сложного вида деятельности как чтение.
Основу формирования навыков чтения составляют:
- состояние речевых умений и навыков (словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, фонематические процессы);
- возможности совершения серии мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, синтеза, классификации предметов (изображений, букв) по признакам.
- умение пространственной ориентировки (в собственной схеме тела: понятия право - лево, вверху - внизу, ориентировка на плоскости, на листе бумаги: верхний правый угол листа, центр листа, сдвинься на 2 клетки вправо, три клетки вниз))
- предметный и буквенный гнозис (узнавание изображений предметов и букв в разных оптических условиях; различение вариантов правильного и искажённого написания букв),
- состояние фонематических процессов: навыки звукового анализа и синтеза, сформированность слуховой дифференциации оппозиционных звуков, сложные формы аналитико-синтетической звукопреобразующей деятельности (при устном выполнении заданий);
- состояние мелкой моторики и графо – моторных навыков (умение правильно держать ручку/карандаш при письме, рисовании; координация движений пальцев, кисти и локтя руки);
- достаточный объём слухо–речевой памяти (умение удерживать в оперативной памяти последовательность звуков в слове, смысловые характеристики слов в словосочетании, предложении).
Необходимым условиям началом занятий по обучению грамоте также является владение ребёнком общими речевыми умениями и навыками (достаточный уровень развития словарного запаса, сформированность навыков словоизменения и словообразования, развёрнутая фразовая речь). Детям, в речи которых отмечается большое количество замен и смешений звуков (например ш – с, ж – з, л – в, р – й, ц – с) рекомендуется более длительный подготовительный период, что связано с необходимостью работы по слуховой дифференциации смешиваемых в произношении звуков.
В целом, звуковой аналитико-синтетический способ является наиболее оптимальным для обучения детей предшкольного возраста чтению. Выделяется три этапа работы: подготовительный (добуквенный), (буквенный) и послебуквенный.
На подготовительном этапе важно реализовать следующие направления работы:
- Научить ребёнка составлять предложения из слов, данных в неверном порядке, из слов в начальной форме.
- Исправлять логико-грамматические ошибки в предложениях.
Примеры алогичных предложений: «Пошёл сильный дождик, потому, что Катя взяла зонт». «Осень началась, потому что перелетные птицы улетели на юг».
- Определять на слух количество слов в предложениях без предлогов, затем в предложениях с предлогами.
- Научить ребёнка различать на слух длинные и короткие слова, постепенно сокращая разницу между парой слов (например, первоначально анализируют пары типа гусеница – жук, затем можно взять пару слов лук – корова, дом – кошка и т.д.)
- Сформировать навыки выделения на слух звука из слогов, слов; определение первого и последнего звука в слове. При этом, рекомендуется определённая последовательность звуков, используемых для отработки данных операций: гласные А,О, У, И, Э, Ы, согласные (щелевые) Ф, В, С, Х, Ж, Ш, Щ, далее можно преложить согласные (смычные и сложной артикуляции): Д, Т, К, Г, Б, П, Л, Р, Ц,Ч . В последнюю очередь учат выделять на слух Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я.
- Развивать навыки синтеза слов из отдельных слогов, звуков. Наиболее продуктивным видом работы является добавление последнего или первого звука (слога) в словах, подобранных с единообразным началом или концом. Данная работа также проводится на слух. Например: взрослый произносит «осколочки слов»: бан.., мыш…, руч.., картош…, веточ… и просит ребёнка в конце каждого осколочка добавить слог «КА» и назвать слово целиком.
Параллельно должна проводиться работа по развитию навыков пространственной ориентировки. Большое внимание следует уделять дифференциации значений предлогов и слов с пространственным значением.
Ориентировка на листе бумаги включает возможность чёткого следования инструкциям по графическим заданиям (проведение линий, точек, соблюдения направления линий, штрихов) с использованием терминов: диагональ, центр листа, правый/левый/нижний/верхний углы листа. Дети обучаются копировать образцы геометрических фигур, линий, нарисованных по клеточкам или по точкам.
В буквенном периоде дети знакомятся с буквами и учатся чтению по слогам (без называния отдельных букв). Параллельно можно проводить работу по обучению навыкам письма (написание печатных букв, слогов, слов путём списывания с образца, под диктовку на слух)
Последовательность подачи звуков и букв (в ходе изучения) далека от привычной – алфавитной. Это обусловлено соблюдением как общедидактических, так и коррекционных принципов.
1. Первоначальным является изучение гласных звуков (первого ряда: А, О, У, Э, Ы) и букв, затем согласных. Это позволяет сформировать в сознании ребёнка чёткое представление о системе гласных и согласных, понять слогообразующую роль гласных. Благодаря такой последовательности ребёнку легче освоить членение слов на слоги, составление из отдельных слогов слов.
2. Необходимо учитывать последовательность появление звуков в онтогенезе (индивидуальном речевом развитии). Сначала в речи ребёнка появляются гласные, затем заднеязычные согласные (к, х, г) и губно – губные (п, б, м), а также губно – зубные (В,Ф). Позже появляются свистящие, шипящие, сонорные (Л, Р) и аффрикаты (Ц, Ч).
2. Йотированные гласные (Е, Ё, Ю, Я) вводятся для изучения в последнюю очередь. Это связано с необходимостью чёткого осознания понятий «звук» и «Буква» и пониманием специфики образования данных гласных (например: буква Ю обозначает два звука Й+У и т.д.)
3. В основу обучения должен быть положен звук. Это значит, что букву следует произносить так же как звук (например: М – буква (м), а не (Эм).
4. После того как ребёнок усвоил определённое количество букв, и вы начинаете переходить к чтению слогов и слов, необходимо следить за тем, чтобы минимальной единицей чтения был слог, а не отдельные буквы слога. Типичной ошибкой является случай, когда ребёнок, видя слог (слово) сначала называет буквы (по порядку), а затем пытается их соединить.
Нередко у детей возникают трудности запоминания букв, что может быть обусловлено дефицитом внимания, незрелостью навыков пространственной ориентировки, зрительного гнозиса, зрительной памяти. Особые трудности вызывают буквы с несимметричным расположением элементов (Е,З, Б, Г, С, Р, Ь,
Ч, Ц, Щ) и буквы с элементом, расположенным под острым углом относительно осевой линии буквы (У, И, Я). Встречаются случаи, когда дети длительное время запоминают и более простые буквы ( М, Н, П, Т, Ш, Ф, Л, А, Ж).
Существуют различные приёмы, призванные облегчить процесс запоминания каждой новой буквы.
- Письмо букв большого размера. Их раскрашивание, штриховка. Рядом располагаются слова, в которых ярким цветом выделена изучаемая буква.
- Узнавание буквы из ряда других букв. Более лёгким вариантом является отсутствие в данном ряду оптически сходных букв по отношению к данной. Например, для буквы Я можно подобрать следующий ряд: О, Д, Я, Ч, К, Я, Ш, Ф, Я, Т. Более сложным вариантом является подбор букв оптически сходных с данной. Например, Я, Р, Ь, В, Я, Л, Р, Я, Ъ, Я.
- Выкладывание буквы из палочек, одинаковых пуговиц (так как буквы с закруглёнными элементами сложно выложить из палочек); лепка буквы из пластилина, плетение из проволоки; рисование букв на песке.
- Введение неречевой ассоциации буквы. Например, Буква О – колесо, У – рогатка, Т – стол на длинной ножке, Б – пузатый старичок в кепочке и т.д.
- Написание буквы в воздухе.
- Дописывание пропущенных элементов буквы. Узнавание и вычёркивание неверных вариантов написания буквы (например зеркальных букв).
- Написание буквы по опорным точкам.
В послебуквенном периоде внимание уделяется чтению слогов и слов различной слоговой структуры. Основным приёмом закрепления навыка чтения на данном этапе является чтение таблиц слогов и слов. При этом соблюдают следующие требования:
Для заполнения таблицы подбирают единообразный речевой материал. Это слоги и слова определённой структуры (например, ряды прямых слогов: па, на, са, по, ту, мы, лу; обратных слогов без стечения: ап, ом, ук, уд, аш, ис, ел, юп, со стечением согласных: апр, окр, афр , укр, опт, уст и т.д. Чтение данных таблиц проводится в двух направлениях: по строчкам и по столбикам. Используют приёмы избирательного чтения слов (например, каждого второго слова из строки, или первый столбик читаем снизу – вверх, второй сверху – вниз).
Наш опыт работы с детьми 5.5-7 лет по развитию начальных навыков чтения показал, что наиболее целесообразной последовательностью подбора речевого материала слогов является следующая:
1.Обратные слоги структуры (Г+С)
АФ, АС, АХ, ОФ, УШ, ОВ и.т.д.
2. Прямые слоги структуры (С+Г) при этом согласный должен быть щелевым: Ф, В, С, З, Х, Ш, Щ, Ж.
ФА, ХА, ВУ, СО, ЗУ, ШУ, ЩА, ЖА и т.д.
3. Открытые слоги структуры (Г+С+Г). Сначала следует подбирать слоги с одноимёнными гласными, например:
АПА, ОКО, УТУ, ОГО, АСА, ОБО, ЭДЭ и т.д.
Затем в закрытых слогах используют разные гласные, например:
АКО, ОТУ, УЛО, ОДА, УША, ИШО, ЭТО и т.д.
4. Закрытые слоги, где первый согласный щелевой, например: СУП, ХОМ, ФУТ, ЗОМ.
5. Закрытые слоги, где первый согласный смычный, например: БУС, КУТ, ДОК, БАН, ГОР, НОМ.
6. Обратные слоги со стечением согласных, например: ОСТ, УСТ, АФЛ, ОВЛ, АШТ, УШТ (первый согласный из стечения должен быть щелевым)
7. Обратные слоги со смычными согласными: ОБТ, УНК, АРК, ОДР, УТР, ОГН.
8. Прямые слоги со стечением согласных. Первая буква – щелевой согласный: например, СТА, ФТО, ШПУ, ЗЛА, ЖДУ, ХЛО, ВРА.
9. Прямые слоги со стечением согласных (оба согласных – смычные).
Например: ПТО, МЛА, ГЛО, ДРО, КМА, ДНО, ТКА, КТУ и т.д.
Если у ребёнка не вызывает затруднения слогослияние прямых и обратных слогов (даже без стечения согласных), можно параллельно включать односложные слова: сок, дом, лук, кот, дым, рак, бык, жук, луч, шар, сом, нос. При этом важно следить, чтобы ребёнок не называл каждую букву по отдельности, а пытался прочесть первый слог целиком, затем добавить последний звук: со – о – М, лу – у – Ч, и т. д.
Затем можно использовать таблицы слов (по аналогии со слоговыми таблицами). Примерные столбики слов: сок, нос, лис, рог, лак, кит, шум; парк, куст, мост, борт, морс и т.д., рука, туча, коза, луна, дача, мука, лужа, рыба или балкон, картон, каблук, капкан и др.)
Также целесообразно использование следующих видов работы:
- чтение слов по цепочке (второе слово начинается с последней буквы первого слова, третье слово начинается с последней буквы второго и т.д. При этом границы слов не выделены: сокустанкротучарка),
- чтение слов, зашифрованных в слоговых пирамидках, звуковых или слоговых дорожках;
- восстановление порядка букв в слове по цифрам:
О Т К (кот) У Т А Ч (туча) А М К (мак)
2 3 1 2 1 4 3 2 1 3
- нахождение отдельных слов в таблице букв (по строчкам и по столбикам);
- чтение слов из таблицы в определённом порядке.
Например: в таблице вписаны названия животных, начинающиеся на разные буквы алфавита. Ребёнок должен найти и прочитать названия животных в алфавитном порядке или прочитать слова, начинающиеся с согласных.
- запоминание серии слогов или слов, вписанных в один квадрат, и последующее нахождение запомненного материала во втором квадрате (без опоры на первый квадрат).
Включение в качестве речевого материала предложений и текста должно опираться на достаточно высокий уровень сформированности у детей навыка слогослияния и слогового синтеза отдельных слов при чтении.
Автоматизация навыков чтения должна включать задания по расширению объёма, устойчивости и переключаемости зрительного внимания, памяти. Целесообразно использование приёма чтения слов с пропущенными буквами, слогами; нахождение ошибок в предложениях (неверное использование предлога, окончания слов). Запоминание ряда из 5 – 8 слов и нахождение данных слов в тексте. Проводится чтение слов и предложений с утопленным изображением верхней или нижней части надписи; чтение предложений (пословиц, поговорок) по таблице с использованием ключа. Составляют две таблицы. Клеточки первой заполнены буквами. Во второй таблице нарисованы стрелки, указывающие, в какой последовательности и по каким клеткам надо двигаться в таблице с буквами, чтобы получилось слово.
Следует помнить, что качественные изменения техники чтения более успешны, если осуществляется оптимизация смысловой стороны чтения. Это направление работы связано с обогащением словарного запаса ребёнка, развитием навыков словообразования и словоизменения; уточнением этимологии (происхождения) наиболее частотной лексики, устойчивых выражений. Важно следить за тем, чтобы ребёнок понимал прочитанное и мог пересказать (своими словами, близко к тексту)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопед рекомендует
15 советов родителям...
Логопед рекомендует "20 пальчиковых игр - для дома"
Игровая гимнастика для пальчиков – бесценный вклад в становление и развитие речи малыша, мелкой моторики его ручек, подготовку к нагрузкам в школе. Ее огромные плюсы ...
Детский учитель-логопед рекомендует …. 20 советов родителям
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэт...
Логопед рекомендует…
рекомендации логопеда при занятии с детьми....
Логопед рекомендует родителям старшей группы
Советы логопеда родителям старшей группы "Такие простые, но очень полезные советы по развитию речи"...
Логопед рекомендует
20 советов логопеда...
Консультация "Логопед рекомендует"
Консультация для родителей...