Логопед рекомендует
консультация по теме

Светлана Вячеславовна Шиленко

Рекомендации логопеда по обучению грамоте детей 5-7лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Чтение является сложным видом речевой деятельности. Формирование данного вида деятельности протекает успешно при достаточном уровне развития психофизиологических предпосылок и мыслительных операций. Знакомство дошкольников 5-7 лет с языком письменной речи и развитие умений использовать данные знаки с учетом существующих правил для понимания и выражения различных смыслов – требуют особого подхода в организации образовательного процесса.

           Работа по обучению грамоте детей предшкольного возраста (5.5 – 7 лет) должна обязательно включать задания, направленные на развитие неречевых и собственно речевых предпосылок такого сложного вида деятельности как чтение.

Основу формирования навыков чтения составляют:

  • состояние речевых умений и навыков (словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, фонематические процессы);
  • возможности совершения серии мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, синтеза, классификации предметов (изображений, букв) по признакам.
  • умение пространственной ориентировки (в собственной схеме тела: понятия право - лево, вверху - внизу, ориентировка на плоскости, на листе бумаги: верхний правый угол листа, центр листа, сдвинься на 2 клетки вправо, три клетки вниз))
  • предметный и буквенный гнозис (узнавание изображений предметов и букв в разных оптических условиях; различение вариантов правильного и искажённого написания букв),
  • состояние фонематических процессов: навыки звукового анализа и синтеза, сформированность слуховой дифференциации оппозиционных звуков, сложные формы аналитико-синтетической звукопреобразующей деятельности (при устном выполнении заданий);
  • состояние мелкой моторики и графо – моторных навыков (умение правильно держать ручку/карандаш при письме, рисовании; координация движений пальцев, кисти и локтя руки);
  • достаточный объём слухо–речевой памяти (умение удерживать в оперативной памяти последовательность звуков в слове, смысловые характеристики слов в словосочетании, предложении).

Необходимым условиям началом занятий по обучению грамоте также является владение ребёнком общими речевыми умениями и навыками (достаточный уровень развития словарного запаса, сформированность навыков словоизменения и словообразования, развёрнутая фразовая речь). Детям, в речи которых отмечается большое количество замен и смешений звуков (например ш – с, ж – з, л – в, р – й, ц – с) рекомендуется более длительный подготовительный период, что связано с необходимостью работы по слуховой дифференциации смешиваемых в произношении звуков.

В целом, звуковой аналитико-синтетический способ является наиболее оптимальным для обучения детей предшкольного возраста чтению. Выделяется три этапа работы: подготовительный (добуквенный), (буквенный) и послебуквенный.

На подготовительном этапе важно реализовать следующие направления работы:

  1. Научить ребёнка составлять предложения из слов, данных в неверном порядке, из слов в начальной форме.
  1. Исправлять логико-грамматические ошибки в предложениях.

Примеры алогичных предложений: «Пошёл сильный дождик, потому, что Катя взяла зонт». «Осень началась, потому что перелетные птицы улетели на юг».

  1. Определять на слух количество слов в предложениях без предлогов, затем в предложениях с предлогами.
  1. Научить ребёнка различать на слух длинные и короткие слова, постепенно сокращая разницу между парой слов (например, первоначально анализируют пары типа гусеница – жук, затем можно взять пару слов лук – корова, дом – кошка и т.д.)
  1. Сформировать навыки выделения на слух звука из слогов, слов; определение первого и последнего звука в слове. При этом, рекомендуется определённая последовательность звуков, используемых для отработки данных операций: гласные А,О, У, И, Э, Ы, согласные (щелевые) Ф, В, С, Х, Ж, Ш, Щ, далее можно преложить согласные (смычные и сложной артикуляции): Д, Т, К, Г, Б, П, Л, Р, Ц,Ч . В последнюю очередь учат выделять на слух Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я.
  1. Развивать навыки синтеза слов из отдельных слогов, звуков. Наиболее продуктивным видом работы является добавление последнего или первого звука (слога) в словах, подобранных с единообразным началом или концом. Данная работа также проводится на слух. Например: взрослый произносит «осколочки слов»: бан.., мыш…, руч.., картош…, веточ… и просит ребёнка в конце каждого осколочка добавить слог «КА» и назвать слово целиком.

            Параллельно должна проводиться работа по развитию навыков пространственной ориентировки. Большое внимание следует уделять дифференциации значений предлогов и слов с пространственным значением.

       Ориентировка на листе бумаги включает возможность чёткого следования инструкциям по графическим заданиям (проведение линий, точек, соблюдения направления линий, штрихов) с использованием терминов: диагональ, центр листа, правый/левый/нижний/верхний углы листа. Дети обучаются копировать образцы геометрических фигур, линий, нарисованных по клеточкам или по точкам.

В буквенном периоде дети знакомятся с буквами и учатся чтению по слогам (без называния отдельных букв). Параллельно можно проводить работу по обучению навыкам письма (написание печатных букв, слогов, слов путём списывания с образца, под диктовку на слух)

Последовательность подачи звуков и букв (в ходе изучения) далека от привычной – алфавитной. Это обусловлено соблюдением как общедидактических, так и коррекционных принципов.

1. Первоначальным является изучение гласных звуков (первого ряда: А, О, У, Э, Ы) и букв, затем согласных. Это позволяет сформировать в сознании ребёнка чёткое представление о системе гласных и согласных, понять слогообразующую роль гласных. Благодаря такой последовательности ребёнку легче освоить членение слов на слоги, составление из отдельных слогов слов.

2. Необходимо учитывать последовательность появление звуков в онтогенезе (индивидуальном речевом развитии). Сначала в речи ребёнка появляются гласные, затем заднеязычные согласные (к, х, г) и губно – губные (п, б, м), а также губно – зубные (В,Ф). Позже появляются свистящие, шипящие, сонорные (Л, Р) и аффрикаты (Ц, Ч).

2. Йотированные гласные (Е, Ё, Ю, Я) вводятся для изучения в последнюю очередь. Это связано с необходимостью чёткого осознания понятий «звук» и «Буква» и пониманием специфики образования данных гласных (например: буква Ю обозначает два звука Й+У и т.д.)

3. В основу обучения должен быть положен звук. Это значит, что букву следует произносить так же как звук (например: М – буква (м), а не (Эм).

4. После того как ребёнок усвоил определённое количество букв, и вы начинаете переходить к чтению слогов и слов, необходимо следить за тем, чтобы минимальной единицей чтения был слог, а не отдельные буквы слога. Типичной ошибкой является случай, когда ребёнок, видя слог (слово) сначала называет буквы (по порядку), а затем пытается их соединить.

Нередко у детей возникают трудности запоминания букв, что может быть обусловлено дефицитом внимания, незрелостью навыков пространственной ориентировки, зрительного гнозиса, зрительной памяти. Особые трудности вызывают буквы с несимметричным расположением элементов (Е,З, Б, Г, С, Р, Ь,

Ч, Ц, Щ) и буквы с элементом, расположенным под острым углом относительно осевой линии буквы (У, И, Я). Встречаются случаи, когда дети длительное время запоминают и более простые буквы ( М, Н, П, Т, Ш, Ф, Л, А, Ж).

Существуют различные приёмы, призванные облегчить процесс запоминания каждой новой буквы.

  1. Письмо букв большого размера. Их раскрашивание, штриховка. Рядом располагаются слова, в которых ярким цветом выделена изучаемая буква.
  2. Узнавание буквы из ряда других букв. Более лёгким вариантом является отсутствие в данном ряду оптически сходных букв по отношению к данной. Например, для буквы Я можно подобрать следующий ряд: О, Д, Я, Ч, К, Я, Ш, Ф, Я, Т. Более сложным вариантом является подбор букв оптически сходных с данной. Например, Я, Р, Ь, В, Я, Л, Р, Я, Ъ, Я.
  3. Выкладывание буквы из палочек, одинаковых пуговиц (так как буквы с закруглёнными элементами сложно выложить из палочек); лепка буквы из пластилина, плетение из проволоки; рисование букв на песке.
  4. Введение неречевой ассоциации буквы. Например, Буква О – колесо, У – рогатка, Т – стол на длинной ножке, Б – пузатый старичок в кепочке и т.д.
  5. Написание буквы в воздухе.
  6. Дописывание пропущенных элементов буквы. Узнавание и вычёркивание неверных вариантов написания буквы (например зеркальных букв).
  7. Написание буквы по опорным точкам.

В послебуквенном периоде внимание уделяется чтению слогов и слов различной слоговой структуры. Основным приёмом закрепления навыка чтения на данном этапе является чтение таблиц слогов и слов. При этом соблюдают следующие требования:

Для заполнения таблицы подбирают единообразный речевой материал. Это слоги и слова определённой структуры (например, ряды прямых слогов: па, на, са, по, ту, мы, лу; обратных слогов без стечения: ап, ом, ук, уд, аш, ис, ел, юп, со стечением согласных: апр, окр, афр , укр, опт, уст и т.д. Чтение данных таблиц проводится в двух направлениях: по строчкам и по столбикам. Используют приёмы избирательного чтения слов (например, каждого второго слова из строки, или первый столбик читаем снизу – вверх, второй сверху – вниз).

Наш опыт работы с детьми 5.5-7 лет по развитию начальных навыков чтения показал, что наиболее целесообразной последовательностью подбора речевого материала слогов является следующая:

1.Обратные слоги структуры (Г+С)

АФ, АС, АХ, ОФ, УШ, ОВ и.т.д.

2. Прямые слоги структуры (С+Г) при этом согласный должен быть щелевым: Ф, В, С, З, Х, Ш, Щ, Ж.

ФА, ХА, ВУ, СО, ЗУ, ШУ, ЩА, ЖА и т.д.

3. Открытые слоги структуры (Г+С+Г). Сначала следует подбирать слоги с одноимёнными гласными, например:

АПА, ОКО, УТУ, ОГО, АСА, ОБО, ЭДЭ и т.д.

Затем в закрытых слогах используют разные гласные, например:

АКО, ОТУ, УЛО, ОДА, УША, ИШО, ЭТО и т.д.

4. Закрытые слоги, где первый согласный щелевой, например: СУП, ХОМ, ФУТ, ЗОМ.

5. Закрытые слоги, где первый согласный смычный, например: БУС, КУТ, ДОК, БАН, ГОР, НОМ.

6. Обратные слоги со стечением согласных, например: ОСТ, УСТ, АФЛ, ОВЛ, АШТ, УШТ (первый согласный из стечения должен быть щелевым)

7. Обратные слоги со смычными согласными: ОБТ, УНК, АРК, ОДР, УТР, ОГН.

8. Прямые слоги со стечением согласных. Первая буква – щелевой согласный: например, СТА, ФТО, ШПУ, ЗЛА, ЖДУ, ХЛО, ВРА.

9. Прямые слоги со стечением согласных (оба согласных – смычные).

Например: ПТО, МЛА, ГЛО, ДРО, КМА, ДНО, ТКА, КТУ и т.д.

Если у ребёнка не вызывает затруднения слогослияние прямых и обратных слогов (даже без стечения согласных), можно параллельно включать односложные слова: сок, дом, лук, кот, дым, рак, бык, жук, луч, шар, сом, нос. При этом важно следить, чтобы ребёнок не называл каждую букву по отдельности, а пытался прочесть первый слог целиком, затем добавить последний звук: со – о – М, лу – у – Ч, и т. д.

Затем можно использовать таблицы слов (по аналогии со слоговыми таблицами). Примерные столбики слов: сок, нос, лис, рог, лак, кит, шум; парк, куст, мост, борт, морс и т.д., рука, туча, коза, луна, дача, мука, лужа, рыба или балкон, картон, каблук, капкан и др.)

Также целесообразно использование следующих видов работы:

- чтение слов по цепочке (второе слово начинается с последней буквы первого слова, третье слово начинается с последней буквы второго и т.д. При этом границы слов не выделены: сокустанкротучарка),

- чтение слов, зашифрованных в слоговых пирамидках, звуковых или слоговых дорожках;

- восстановление порядка букв в слове по цифрам:

О Т К (кот) У Т А Ч (туча) А М К (мак)

2 3 1 2 1 4 3 2 1 3

- нахождение отдельных слов в таблице букв (по строчкам и по столбикам);

- чтение слов из таблицы в определённом порядке.

Например: в таблице вписаны названия животных, начинающиеся на разные буквы алфавита. Ребёнок должен найти и прочитать названия животных в алфавитном порядке или прочитать слова, начинающиеся с согласных.

- запоминание серии слогов или слов, вписанных в один квадрат, и последующее нахождение запомненного материала во втором квадрате (без опоры на первый квадрат).

Включение в качестве речевого материала предложений и текста должно опираться на достаточно высокий уровень сформированности у детей навыка слогослияния и слогового синтеза отдельных слов при чтении.

Автоматизация навыков чтения должна включать задания по расширению объёма, устойчивости и переключаемости зрительного внимания, памяти. Целесообразно использование приёма чтения слов с пропущенными буквами, слогами; нахождение ошибок в предложениях (неверное использование предлога, окончания слов). Запоминание ряда из 5 – 8 слов и нахождение данных слов в тексте. Проводится чтение слов и предложений с утопленным изображением верхней или нижней части надписи; чтение предложений (пословиц, поговорок) по таблице с использованием ключа. Составляют две таблицы. Клеточки первой заполнены буквами. Во второй таблице нарисованы стрелки, указывающие, в какой последовательности и по каким клеткам надо двигаться в таблице с буквами, чтобы получилось слово.

Следует помнить, что качественные изменения техники чтения более успешны, если осуществляется оптимизация смысловой стороны чтения. Это направление работы связано с обогащением словарного запаса ребёнка, развитием навыков словообразования и словоизменения; уточнением этимологии (происхождения) наиболее частотной лексики, устойчивых выражений. Важно следить за тем, чтобы ребёнок понимал прочитанное и мог пересказать (своими словами, близко к тексту)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопед рекомендует

15 советов родителям...

Логопед рекомендует "20 пальчиковых игр - для дома"

      Игровая гимнастика для пальчиков – бесценный вклад в становление и развитие речи малыша, мелкой моторики его ручек, подготовку к нагрузкам в школе. Ее огромные плюсы ...

Детский учитель-логопед рекомендует …. 20 советов родителям

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэт...

Логопед рекомендует…

рекомендации логопеда при занятии с детьми....

Логопед рекомендует родителям старшей группы

Советы логопеда родителям старшей группы "Такие простые, но очень полезные советы по развитию речи"...

Логопед рекомендует

20 советов логопеда...

Консультация "Логопед рекомендует"

Консультация для родителей...