Важные аспекты культуры питания.
консультация (младшая группа) по теме

Апалько Юлия Станиславовна

 

Для здорового роста и полноценного развития малыша имеет огромное значение не только качество пищи и ее вкус, но и окружающая обстановка во время еды, поэтому одним из первых навыков, который должен усвоить малыш, является культура поведения за столом.

Когда начинать и как научить малыша кушать правильно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta.doc401 КБ

Предварительный просмотр:

Важные аспекты культуры питания.

Диетологи утверждают – то, как мы едим, также важно, как и то, что мы едим. Для здорового роста и полноценного развития малыша имеет огромное значение не только качество пищи и ее вкус, но и окружающая обстановка во время еды, поэтому одним из первых навыков, который должен усвоить малыш, является культура поведения за столом.

Когда начинать и как научить малыша кушать правильно?

Питание ребенка – одна из главных тем волнующих родителей. Заботясь о правильном питании своего малыша, родителей больше беспокоят вопросы: какими полезными продуктами нужно кормить кроху и какие блюда приготовить, в то время как на задний план уходит воспитание у ребенка культуры потребления пищи. Да и сами взрослые далеко не всегда являются хорошим примером для своих малышей, часто перекусывая на бегу, на краю стола, заваленного посторонними предметами, сидя перед телевизором или компьютером.

Между тем полноценное и гармоничное развитие ребенка невозможно без формирования у него культурно - гигиенических навыков, которые включают в себя знания и соблюдении правил личной гигиены, умение вести себя за столом, следование этикету и соблюдение принципов здорового питания. Очень важно воспитывать культуру потребления пищи с раннего возраста, так как  именно в детстве закладываются многие привычки, которые в дальнейшем формируют образ жизни, в том числе отношение человека к питанию и к своему здоровью. Кроме того воспитание культурно - гигиенических навыков имеет большое значение не только для здоровья, но и для успешной социализации ребенка, вхождение малыша в мир взрослых. Хорошо усвоив правила и нормы поведения за столом, у ребенка появится уверенность в себе и чувство собственного достоинства, ему легче будет адаптироваться в новом коллективе и он сможет достойно вести себя в любой обстановке. Таким образом, прививая ребенку культуру употребления пищи с самого раннего возраста, родители имеют возможность избежать многих проблем в будущем.

Всему основа – гигиена.

Пищевая культура неразрывно связана с гигиеной питания. Чем старше становится ребенок, тем активнее он взаимодействует с окружающим миром и тем чаще сталкивается с микробами и вирусами, являющимися возбудителями различных заболеваний. В отличие от взрослых кислотность желудочного сока у детей младшего возраста значительно ниже, относительно не высока активность пищеварительных ферментов, а иммунная система кишечника до конца не сформирована, поэтому бактерии, вирусный  яйца гельминтов, попавшие в организм крохи, например с грязными руками, могут проникать из желудков нижележащие отделы пищеварительного тракта и гораздо чаще, чем у взрослых, вызывать различные заболевания, Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства малыш усвоил следующие правила гигиены:

  • Обязательно мыть руки с мылом перед едой (а также после туалета, после контактов с животными, по возращении с улицы домой);
  • Нельзя пробовать немытые овощи, фрукты и ягоды;
  • Нельзя кушать еду с пола
  • Принимать пищу нужно только за столом. Есть на ходу, на улице, в транспорте, в магазине, прикасаясь к пище немытыми руками, негигиенично и некрасиво.

Мытье рук перед едой должно стать для ребенка естественной и неотъемлемой частью приема пищи. Ребенку старше двух лет можно поставить к умывальнику скамейку или невысокий устойчивый стульчик, позволяющий ему самостоятельно дотрагиваться до крана. В этом возрасте малыш уже сам в состоянии помыть себе руки, но все же лучше находиться рядом с ребенком и контролировать его действия, помогая и направляя, если у крохи что-то не получается. Необходимо выделить маленькому чистюле отдельное полотенце, лучше, если оно будет с ярким детским рисунком, а детское мыло в виде маленьких забавных фигурок с приятным запахом.  И обязательным условием является личный пример мамы и папы.

Место для еды.

Желательно, чтобы у ребенка было свое место для еды. Наличие собственного обеденного места поможет сформировать у ребенка привычку принимать пищу только за столом, а также даст возможность малышу почувствовать свою значимость и  ощутить себя полноценным членом семьи. Необходимо  чтобы сиденье стула было отрегулировано в соответствии с ростом малыша. Когда ребенок сидит за столом его спина должна касаться спинки стула локти малыша должны находиться на уровне поверхности стола, а ноги согнутые в коленях под прямым углом упираться в перекладину стула или стоять на полу, при этом тарелка  с едой должна стоять на уровне груди малыша. Следует помнить, что любая неправильная посадка способствует развитию у ребенка нарушений осанки.

Детская посуда.

Умение вести себя за столом – одна из главных составляющих культуры питания и культуры поведения человека в целом, но формировать навыки культурного приема пищи необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей  ребенка. Основная задача родителей в этот период приобщать ребенка к культуре принятия пищи своим примером, проявлять терпение и всячески поощрять самостоятельность малыша, мягко и постепенно обучая его навыкам самостоятельного приема пищи. Нельзя допускать, чтобы малыш кидался едой и играл с ней.

Аккуратность

К 3 годам ребенок должен уметь самостоятельно опрятно есть первые и вторые блюда, пользоваться столовыми приборами, салфетками. Малыш должен усвоить, что вставать из-за стола можно только закончив прием пищи, после еды нужно обязательно поблагодарить накормившего его человека, прополоскать рот теплой едой. В это период следует постепенно начинать знакомить ребенка с правилами этикета за столом.

Здоровое питание.

Употребление «здоровых» продуктов, умеренность в еде, разнообразное питание должны с раннего детства стать основной для формирования пищевого поведения ребенка, чтобы в последствии сложиться в образ жизни. Но привить ребенку эти ценности возможно только в случае если все члены семьи придерживаются принципов здорового питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры безопасности у дошкольников как важный аспект социализации: взаимодействие ДОУ и семьи.

В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных отношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Такие компон...

Консультация для педагогов на тему: "Культура питания Культура питания – как одна из составляющих здоровья дошкольников."

Данная консультация содержит маиериал для развития знаний педагогов о культуре питания – как одной из составляющих здоровья дошкольников в ДОО....

Психологические аспекты организации питания детей

Психологические аспекты организации питания детей...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Психолого - педагогические аспекты организации питания дошкольников

Сегодня мы коснёмся психолого- педагогических аспектов организации правильного питания детей дошкольного возраста, данных, которые могут служить ключом к предвидению и преодолению возможных трудностей...