Работа с детским страхом.
консультация по теме

Борисова Марина Валерьевна

Работа с детским страхом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детскими страхами
Консультации для воспитателей

                                                           Воспитатель: Борисова Марина Валерьевна

 Детские страхи наблюдаются у каждого ребёнка дошкольного возраста, и это нормально, так как отсутствие страха поставило бы под угрозу саму жизнь ребёнка: страх, как и боль, предупреждает об опасности.

 Развиваясь и расширяя жизненный опыт, ребёнок постоянно сталкивается с новыми для него явлениями и ситуациями, которые поначалу настораживают и пугают. Конечно, страхи такого рода со временем преодолеваются. «Мне страшно, но я не боюсь», - говорят дошкольники.

 Но если ребёнок испытывает страх, то, конечно же, это может нарушить обычный ритм жизни ребёнка, ограничивает познания окружающей действительности, уменьшает и даже парализует естественную любознательность детей дошкольного возраста. Но страхи у детей возникают чаще всего тогда, когда пугающее, непознанное, неизвестное происходит с ребёнком без поддержки со стороны взрослого, то есть совпадает с ощущением беспомощности и беззащитности. Едва ли у ребёнка, чувствующего себя под защитой матери, сформируется патологическая боязнь собак в ответ на предупреждение о том, что собака может укусить. Но те же слова, с раздраженьем произнесённые матерью во время конфликта с ребёнком или сказанные чужим человеком в отсутствие близких (и в том и в другом случае ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным), могут положить начало невротическим страхам.

 Зачастую детские страхи порождаются благодаря родителям. Подчиняясь дурной традиции, родители, добиваясь послушания, пугают детей всеми мыслимыми и немыслимыми персонажами: Бабой – Ягой, доктором, чужим дядей, милиционером, сдачей ребёнка «обратно в магазин» и т. д. Они как бы заселяют мир ребёнка страхами, отказывая ему в своей защите и таким образом, лишая его возможности чувствовать себя в безопасности.

 Детские страхи понимаются как эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорождённых. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ребёнка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи развиваются при недостатке родительского принятия и тепла, когда дети не чувствуют себя защищёнными. У таких детей нередко развивается страх школы.

 Страхи, зарождающиеся в повседневной жизни, в ней же лучше и преодолеваются. Хороший эмоциональный контакт с ребёнком, умение взрослых использовать заложенные в играх психотерапевтические возможности и наполнить целебным смыслом самые обыденные ситуации часто оказываются достаточной помощью ребёнку. Поэтому при работе с детскими страхами используются игровая, рисуночная, шепчущая, групповая и сказочная терапия.

 Игровая терапия наиболее близка детям дошкольного возраста, так как она наиболее приближена к реальности и соответствует возрастной потребности детей в игре. Во время игровой терапии детям предоставляется самостоятельность и возможность импровизации, как процесс творчества и самораскрытия. Спонтанная игра снимает чувство напряжения и скованности, расширяет возможности эмоционального отреагирования, помогает осознать и преодолеть страх. Для ребёнка имеет значение возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, где он находится в согласии с самим собой и своими чувствами и переживаниями.

 Сказочная терапия проводится на базе знакомых детям сказках. Например, обыгрывая сказку «Колобок», роль колобка исполняет ребёнок, который убегает из дома и встречается с различными персонажами, изображаемыми взрослым. На своём пути колобок должен преодолеть ряд препятствий, например, найти дорогу в лесу, укрыться от грозы, перейти речку, защитить себя от угрозы нападения и т. д. Здесь, кроме выявления страхов имеет значение, насколько далеко может ребёнок в своей фантазии. У зависимых и тревожных детей колобок проявляет всё больше беспокойства по мере удаления от дома и желание вернуться. У детей с тенденцией к независимости и протестными реакциями колобок совершает более дальний «побег».

 Терапия Изо – деятельностью детей имеет два вида – это лепка и рисование. Лепка имеет те же принципы, что и рисуночная терапия, но рисование, как показала практика, более близкий, доступный и легко объяснимый для детей вид деятельности.

 Ребёнку предлагается нарисовать свои страхи. Ввиду условного характера их изображения дети могут выполнить это задание без особого напряжения. Тем самым они как бы переступают свой страх, нарушают его неприкосновенность и недоступность, нейтрализуют страх страха в своём сознании. Это можно объяснить следующим образом. Прежде чем ребёнок сможет изобразить страх, он преодолеть препятствие в виде внутреннего напряжения, полностью осознать страх. Так как ребёнок догадывается о лечебной роли рисунка, ведь тематику дал взрослый, как правило психолог или психотерапевт, то это задание непроизвольно (бессознательно) ассоциируется с улучшением состояния. Кроме того, процесс рисования ребёнка проходит под наблюдением, а значит при анализе комментарии и незримой поддержке специалиста, работающего с данным ребёнком.

 Шепчущая терапия проводится аналогично игровой терапии, где ребёнок и психолог берут на себя роль какого – нибудь животного и проигрывают определённую ситуацию, проговаривая действия и поступки, причём психолог использует метод «попугая», задавая и отвечая на вопросы так, какой бы ответ хотел бы услышать ребёнок.

 Все перечисленные выше методики проводятся в диадных отношениях: психолог – ребёнок. Групповая терапия проводится с ребёнком в группе детей, где проблемы ребёнка выносятся на группу и решаются совместным путём, а взрослый выступает в роли ведущего. Групповая терапия проводится в Т – группах в виде различных игр и упражнений.

 

Например.

Игра 1. «Нарисуй свой страх» (25 минут).

Цель игры: Снятие страхов.

Процедура игры:

Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх». После того, как дети нарисуют рисунки необходимо обсудить чего боится каждый ребёнок.

Игра 2. «Темнота» (25 минут).

Цель игры: Снятие страхов перед темнотой.

Процедура игры:

Этюд 1. Выбирается ребёнок, боящийся темноты. В присутствии других детей в ярко освещённой комнате его садят посреди комнаты на пять – семь минут, и ребёнок воображает, что он один. Другие дети могут рисовать или играть в какую – либо спокойную игру. Можно также организовать с ним разговор: «Видите, Серёжа сидит один и ничего не боится! А, вы не боитесь?»

Этюд 2. В тёмной норе. Ребёнок, боящийся темноты, входит за руку с воспитателем в тёмную комнату на три – пять минут. Он представляет себя «робким цыплёнком», который вошёл в «тёмную нору».

Этюд 3. Второй раз ребёнок входит в тёмную комнату, представив себя «смелым утёнком» (три – пять минут).

Игра 3. «Школа для животных» (20 – 25 минут).

Цель игры:

Снятие страха перед школой.

Из общего числа детей отбираются те дети, которые боятся школы. Каждый ребёнок по желанию выбирает для себя роль какого – либо животного (трясущего от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью.

Игра 4. «Школа для людей» (20 – 25 минут).

Цель игры:

Ускорение адаптации к школе.

В данной ситуации школа представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «Школа». Один из детей выполняет роль учителя.

Можно модифицировать урок рисования, «Учитель» рисует на доске какую – либо фигуру (круг, квадрат и пр.). Дети перерисовывают эту фигуру.«Учитель» обязательно хвалит тех, у кого получился хороший рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА: РИСОВАНИЕ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ.

В последнее время набирает обороты направление Sand Art - рисование песком на световом столе, которое используют в своей работе не только художники, но и психологи в развивающей и коррекционной работе...

Памятка по работе с детскими страхами

Данная памятка актуальна для воспитателей и родителей. Она содержит практическую информацию, техники по работе с детскими страхами....

Игры и упражнения в работе с детскими страхами .

Игры и упражнения в работе с детскими страхами....

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...

Детские страхи. Психокоррекционные игры в песке (работа со страхами)

Каждый ребенок переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру, когда он чувствует себя менее защищенным, чем обычно. Именно в это время у него чаще всего и возникают страхи. Наличие...

Памятка родителям по работе с детским страхом

Если у вашего ребенка вы стали замечать приступы необоснованного страха, тревожности, испуга, воспользуйтесь данными рекомендациями для улучшения эмоционального состояния ребенка:...