Родительское собрание на тему "Игровой лабиринт"
консультация по теме
Подробный сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме о роли игры и игрушки у детей раннего возраста. Даны четкие рекомендации о том, как правильно выбрать ребенку игрушку и с какой целью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10gr_roditelskoe_sobranie_no3.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое собрание «Игровой лабиринт» от 24/02/2011
Задачи:
- Дать родителям знания о значении игры и игрушки в развитии ребёнка;
- Заинтересовать проблемой;
- Приобщить у игре ребёнка в условиях семьи;
Цель:
- Включить родителей в единое образоватеольное пространство;
- Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Участники мероприятия:
Воспитатели, родители, педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель, заведующая.
Собрание проходит в форме интерактивного ток-шоу «Игровой лабиринт», где весь процесс представлен в форме путешествия по лабиринту с остановками-тематическими этапамию.
Материальное оснащение:
Памятки для родителей по возрастным характеристикам, краски, листы бумаги формата А-4, кисти, фломастеры, геометрические фигуры и формы 4-х видов: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Формы должны быть представлены в 3-х размерах: большие, средние и маленькие; набор кукол би-ба-бо для разыгрывания сказки «Колобок»; набор игрушек для показательной витрины (включает в себя все необходимые игрушки для развития ребёнка в раннем возрасте); памятные подарки-сувениры для родителей; техническое оснащение для показ слайдов и видеороликов; список игрушек – 15 наименований (по количеству родителей).
Ход проведения
ВОСПИТАТЕЛЬ 1
МЫ пригласили вас отправиться в интересное путешествие «Игровой лабиринт». Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? По мнению психологов, ИГРА – это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человечества, тем роль игры объёмнее и важнее. Почему? А вот подумайте сами. К моменту рождения вашего малыша человечество придумало столько слов на разных языках, столько всевозможных вещей, машин, агрегатов, люди столько всего узнали и открыли, а отношения между ними так усложнились, что осваивать это становится всё сложнее и сложнее, и каждому новому поколению требуется всё больше времени на присвоение опыта человечества. Представляете, как трудно взрослеть нынешнему малышу!
Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребёнок хочет стать её участником, но в полной мере, как взрослый, ещё не может этого сделать. А вот в игре он может всё. Может слетать к звёздам, опуститься на дно океана, сделать операцию, подоить корову… «Только понарошку», - возразите вы. Да, понарошку. Но в игре по-настоящему работают воображение, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнёрами (даже если в их роли выступают простые игрушки). И не «понарошку», а по-настоящему малыши переживают события, которые лежат в основе его игры. Это формирует отношение ребёнка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрочлым важно увидеть в игре личность малыша: заботливая ли «мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец».
Своеобразным языком, говорящим об этом, и является игра. Для ребёнка она наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить.
А какие же игрушки использует в своих играх ребёнок раннего возраста? Давайте посмотрим!
ВОСПИТАТЕЛЬ 2
Обращает внимание присутствующих на витрину игрушек. Вкратце рассказывает, для чего нужны те или иные игрушки.
А теперь представьте пожалуйста, что каждый из васотправляется в длительное путешествие со своим малышом. У вас на столе лежит список из 15 игрушек. Мы предлагаем вам взять с собой в путешествие только 5 наименований из списка, которые, на ваш взгляд, были бы наиболее необходимы и интересны вашему ребёнку. Учтите, что путешествие будет долгим и возможности приобрести что-то новое у вас не будет.
Родители выбирают из списка 5 пунктов и отмечают их на бумаге.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Уважаемые родители! Вы наверное помните, что ранее мы раздавали вам анкеты «Зачем ребёнку нужна игра?». Мы обработали результаты ваших ответов и теперь можем вам показать и прокомментировать ваши представления на эту тему.
Далее идёт показ слайдов и комментарии психолога по каждому из вопросов анкеты.
ВОСПИТАТЕЛЬ 1
А теперь я хочу предложить вам немного поиграть. Давайте все встанем в круг и познакомимся. Раскройте, пожалуйста, ладонь и загибайте каждый палец по очереди:
-Этот пальчик дедушка
-Этот пальчик бабушка
-Этот пальчик папочка
-Этот пальчик мамочка
-Ну а это наш малыш, а зовут его …
Здесь, каждый из играющих по очереди называет своё имя.
Молодцы! Давайте ещё поиграем. Возьмёмся все за руки и поиграем во многим знакомую игру «Пузырь».
Воспитатель проводит игру, после чего все садятся на места.
Вопрос воспитателя:
Как вы думаете, для чего детям нудны подобные игры?
Ответ родителей:
Наверное, чтобы дети познакомились друг с другом
Ответ воспитателя:
Правильно! Но не только для этого. Подобные игры нужны детям в период адаптации в новом для него коллективе, они снимают внутреннее напряжение, позволяют детям быстрее привыкнуть друг к другу. Приведу пример – вы идёте с ребёнком на детскую площадку и наблюдаете следующую ситуацию: дети ссорятся друг с другом, кто-то забился в угол и боится играть. Организуйте детей, предложите им поиграть в такие игры и вы сами сможете увидеть возможный результат.
А теперь мы предлагаем вам сделать первую остановку в нашем путешествии и называться она будет «ПРЕДМЕТНО-ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
ВОСПИТАТЕЛЬ 2
А что же такое, спросите вы, предметно-орудийная деятельность? Это различные действия, манипуляции с предметами. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР – одна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная от пустышки, погремушки, ложки и заканчивая сложнейшими машинами, космическими аппаратами и т.п. Без их освоения он не сможет нормально жить и развиваться. Именно в возрасте 3 лет ребёнок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. В начале он приучается использовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, лопатку, карандаш и .т.п.
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Овладение предметно-орудийной деятельностью влияет на освоение других видов деятельности. Ведь она – основа, родничок, из которого берёт начало игра, труд, изобразительная деятельность и др. У более старшего ребёнка да и у взрослого из рук всё валится, если действия с предметами уже в раннем возрасте не стали заботой родителей. Пошёл ваш малыш в школу, старательно выводит первые буковки, цифры – усилий много, а результат не радует. Или призываете вы своё чадо к порядку, например, аккуратно одеться. Он, кажется, и старается, а всё на нём наперекосяк сидит. В общем, «неумеха». Причин тому может быть несколько, но одна из них кроется и в раннем детстве, в слабом развитии предметной деятельности.
Какие же игрушки смогут помочь развитию данной деятельности?
Здесь воспитатель обращает внимание родителей на эти игрушки: матрёшки, пирамидки, вкладыши, каталки, совочки, черпачки, бусы, удочки и т.п.
А теперь я предлагаю сделать следующую остановку в нашем путешествии на станции “СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ».
ВОСПИТАТЕЛЬ 1
Я хочу рассказать вам о сенсорных играх. Вообще, что такое сенсорика?
СЕНСОРИКА – это восприятие окружающего мира и, соответственно, сенсорные игры – это игры, позволяющие развить восприятие. Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги и «испортить» его – наставить всевозможные кляксы разных цветов так, как душе угодно.
Справились? Молодцы!
Теперь обменяемся листами с соседом и попробуйте из этих пятен создать какой-нибудь образ. Например, вот к этой большой черной кляксе пририсовать носик, ножки, иголки.
Кто получился? Правильно, ёжик. Словом, фантазируйте!
После того, как работы готовы, воспитатель задаёт вопросы:
-Как вы думаете, для чего мы всё это делали?
На данном примере мы хотим показать вам, как весело и увлекательно вы можете дома нарисовать с вашим ребёнком. Такое занятие очень понравится ему, оно развивает цветовосприятие, художественный вкус, творческое воображение, прививает интерес к изобразительной деятельности. А вам понравилось?
Хорошо!
А теперь мы прибыли на следующую станцию нашего путешествия и хотим вам представить следующую разновидность сенсорных игр – это игры с геометрическими формами и фигурами.
ВОСПИТАТЕЛЬ 2
Для начала, я хотела бы показать вам образец строительного материала – геометрические фигуры на нашей витрине. Детям второго-третьего года жизни доступно сооружение несложных построек их кубиков, кирпичиков, конуса, шара. Действуя со строительным материалом, дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают элементарные пространственные ориентировки. Очень важно сначала договориться с ребёнком, что вы будете строить – дорожку, башню, домик и т.п. Затем, беря какую-нибудь фигуру, необходимо проговорить её название, величину, цвет. Затем, по построенному образу, можно попросить ребёнка построить что-то самому. Важно понимать, что ребёнку необходим образец, поскольку его мышление пока отличается от мышления взрослого. Это мы можем возвести постройку, опираясь на наши абстрактные представления, а у ребёнка мышление наглядно-образное.
После того, как ребёнок освоил постройки из геометрических объёмных форм, мы постепенно можем переходить у плоским фигурам – треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Но здесь так же важно по-прежнему давать образец. Таким образом, от объёмных построек мы переходим к технике аппликации. В процессу подобных занятий ребёнок учится моделировать окружающий мир.
А теперь я хочу вам предложить самим сделать аппликацию из предложенных вам геометрических фигур 3-х размеров. Разбейтесь, пожалуйста, на подгруппы из 3-4-х человек и сложите любой рисунок на столе.
После того как работы сделаны, воспитатель задаёт вопрос для окружения:
- Договорились ли вы друг с другом, что будете строить?
- Проговорили ли вы, какие фигуры и какого размера вам понадобятся?
Ответы родителей могут быть самыми разными, кто-то договаривался, кто-то нет. Воспитатель даёт понять, что, занимаясь с ребёнком, очень важно заранее договариваться и в процессе работы надо называть фигуру, форму, цвет, размер.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:
А теперь мы вам покажем видеоролик с игровым занятием на сенсорику. Данное занятие направлено на развитие восприятие цвета.
Идёт показ видеоролика.
После показа воспитатель предлагает проследовать на следующую станцию путешествия – «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ».
ВОСПИТАТЕЛЬ 1
Как вы думаете, для чего ребёнку нужны пальчиковые игры?
Дело в том, что в кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, которые непосредственно связаны с речевым центром в головном мозге. Возбуждая эти самые окончания, мы стимулируем речевой центр, и, как следствие, быстрее и качественнее происходит развитие речи. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
Давайте сейчас вместе поиграем в такие игры. См. приложение 1.
После пальчиковых игр воспитатель говорит:
-Очень хорошо!
А теперь давайте отправимся на следующую станцию – «ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ СКАЗКУ»
ВОСПИТАТЕЛЬ 2
Я хочу предложить вам разыграть сказку «Колобок».
Воспитатель даёт набор кукол би-ба-бо.
Я буду колобком, а вам раздам остальных персонажей и мы вместе разыграем эту сказку.
После разыгрывания представления воспитатель задаёт вопрос:
Как вы думаете, для чего ребёнку нужны театрализованные спектакли?
Ответ родителей:
-Это позволяет развивать воображение ребёнка.
-Лучше развивает речь.
-Ребёнок учится концентрировать внимание.
Воспитатель:
-Правильно! Конечно же, спектакль с использованием игрушек помогает вашему малышу полнее воспринимать содержание художественного произведения, создаёт яркие образы, обогащает впечатления, развивает внимание, мышление, память, речь.
А теперь я приглашаю вас проследовать на следующую станцию нашего путешествия, которая будет называться «СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА».
ВОСПИТАТЕЛЬ 1
Сюжетно-отобразительная игра появляется у ребёнка примерно в первой половине второго года жизни (при правильной поддержке взрослых). Что же представляет собой СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА? Это обыгрывание доступных пониманию ребёнка сюжетов из жизни. Теперь ему интересно не просто катать машинку или колесо, а сажать куклу или зайчика и катать их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушку в постель, баюкать, причёсываться самому и причёсывать игрушки расчёской, есть самому и кормить ложкой куклу и т.п. Помогите своему малышу перенести жизненный опыт в игру. Покажите, как и во что можно играть.
Ребёнок подражает действиям взрослых. К концу второго – началу третьего года жизни он уже берёт на себя определённую роль в игре, но не заявляет о ней. Отдельные бытовые сценки переплетаются с ситуациями вымышленными, иногда сказочными, но в основе их всегда лежит собственный детский опыт. Вы без труда узнаете, как мальчик копирует в игре отца, как девочка выразительно передаёт типичные жесты и интонацию мамы, старшей сестры.
Всё это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Ребёнок на верном пути познания, ведущем от мира вещей к миру людей, социальным отношениям.
А теперь мы хотим показать вам видеоролик с примером сюжетно-отобразительной игры.
Идёт показ ролика.
После показа ролика говорит СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:
-Вот и подошло к концу наше путешествие.
А теперь возьмите пожалуйста ваши списки игрушек, которые вы брали с собой в путешествие и посмотрите, соответствует ли ваш выбор тем основным воспитательным задачам, о которых мы вам сегодня рассказали.
Ещё обратите пожалуйста внимание на памятки с нормами возрастного развития ваших детей. По ним вы можете ориентироваться в вопросах развития вашего ребёнка. И последнее – воспитатели приготовили для вас памятные сувениры о нашей встрече.
Благодарим за внимание !!!
Далее идёт раздача сувениров, прощание.
Приложение 1
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
- «Пальчики здороваются»
Большими пальцами дотронуться «поздороваться» со всеми пальцами-братьями, затем, то же с другой рукой.
- «Лесенка»
Мы по лесенки шагаем и ступеньки все считаем.
И ступеньки все считаем.
Раз, два, раз, два
Ох, поднялись! Красота!
(По столу шагают средний и указательный палец одной руки, затем другой руки, затем вместе. После счета – ручки вверх.)
- «Фонарики»
Ладошки раскрыть – фонарики зажглись.
Ладошки согнуть – фонарики погасли.
- «Моем руки»
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда! (имитируем мытьё)
Брызги вправо, брызги влево
Мокрым стало наше тело (пальцы сжать в кулачок, и резко выпрямить пальцы)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро (имитируем вытирание)
- «Месим тесто»
Тесто мнём, мнём, мнём!
Тесто жмём, жмём, жмём! (сжимаем и разжимаем калаки)
Пироги мы испечём! (имитируем лепку снежков)
- «Флажки»
Я в руках флажок держу
И ребятам всем машу. (взмахи ладошек вверх-вниз)
- «Пароход»
Пароход плывёт по речке,
И труба дымит как печка. (ладошки соединены, большие пальцы кверху - трубы )
- «Цветок»
Солнце поднимается –
Цветочек распускается! (Имитируем бутон – закрыт / раскрыт)
Солнышко садится –
Цветочек спать ложиться. (ладошки вместе / врось)
- «Ворота»
Ворота крепко мы запрём (ладошки ребром)
Не сможет волк проникнуть в дом.
- «Зайчик»
Кто там скачет на лужайке? (V из пальцев – указательный и средний)
Это длинноухий зайка!
- Человечек»
Маленькие ножки шагают по дорожке!
Топ-топ, топ-топ.
Шагают по дорожке.
- «Пчела»
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Над цветочком я кружу. (круговые движения указательными пальчами)
- «Семья»
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Ну а это наш малыш
И зовут его ……….. (имя ребёнка)
- «Домик»
Раз, два, три, четыре, пять (разгибаем пальцы)
Вышел пальчик погулять
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять (сжимаем пальцы в кулак)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание на тему "Игровой лабиринт"
Подробный конспект родительского собрания в нетрадиционной форме о значении игры и игрушки в раннем возрасте. Даны четкие рекомендации о том, как и скакой целью выбирать малышу игрушки....
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительское собрание «Игровая развивающая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
Современные родители чаще в интернете ищут ответы на вопросы, как воспитывать и развивать детей. Но, несмотря на огромное количество там рекомендаций, на...
4. Сценарий общего родительского собрания "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича
Работа с родителями...
Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича - конспект родительского собрания
Знакомство родителей с инновационной игровой технологией...