Воспитание культуры поведения детей
материал (старшая группа) по теме
Информация о воспитании культуры, вежливости, такта у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_povedeniya_detey.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект в старшей группе
«Воспитание культуры поведения детей»
МДОУ Центр развития ребенка
д/с №21 «Аист»
пос. Запрудня
Талдомского района
Московской области
2012
«Воспитание культуры поведения детей»
В Программе воспитания и обучения в детском саду есть раздел, который обязан быть выполненным. Это воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений. Формирование этических представлений.
Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей.
На конкретных примерах (поступках окружающих людей, героев художественной литературы). Формировать представление о доброте, честности, справедливости, дружбе, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености. Учить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам; справедливо разрешать возникшие споры и конфликты. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей. Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, хорошее и неприязнь ко злу формируются с детства. Если упущены детские годы, упущенное восполняется с трудом, а иногда и не восполняется в последствии.
Решающая роль в воспитании принадлежит семье, в которой ребенок усваивает первую школу общения с близкими.
Жить с людьми и для людей – это значит уметь сердцем и разумом чувствовать другого человека, проявлять готовность разделить с ним радость и помочь в беде.
Сегодня хотелось бы поговорить о гуманных чувствах людей, о культуре поведения.
Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовке человека. К сожалению, некоторые родители считают, что культура поведения и общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока, что с него спрашивать! Ведь ребенок!» Не считают нужным знакомить с элементарными нормами приличия: не уступать дорогу в дверях взрослому, громко разговаривать во время приема пищи за столом, в транспорте, перебивать вопросами беседу взрослых. Не всегда здороваться со знакомыми взрослыми и т.д.
Мы проводили занятия:
- «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- «Что видел Петрушка»;
- «Здравствуйте, я Петрушка»
Дети правильно называли все добрые дела, и помощь слабым, и быть вежливым, и не шуметь за столом, заботиться о птичках, помогать старшим, здороваться со взрослыми. Теоретически они это знают, практически – нет.
Пример: как можно расценить поведение ребенка. «В дом пришли друзья с пятилетней дочкой. Девочка опережая отца и мать стремительно сует свою ладонь в руку хозяйке: «Здрасте. А мы к вам в гости. А угощать нас будете?» - громко спрашивает девочка. Затем начинает кружиться на носочках, стараясь продемонстрировать и свое новое платье, и огромный бант в волосах. Останавливается, ждет восторгов. «Какая ты нарядная» -хвалит хозяйка. «Да это очень модно» - солидно соглашается девочка. И снова вопросы, вопросы. А затем беззастенчиво рассматривает одежду хозяйки, мебель, вслушивается в разговор старших, перебивает, стараясь все время чтобы на нее обратили внимание.
Как можно расценить поведение ребенка?
Поведение девочки заставляет задуматься над тем, не упущено ли что-то в ее воспитании. Действительно, как бы ни был ребенок развит, смышлен, внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор старших (взрослых), не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: невоспитан. В этой связи нельзя забывать и о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Присмотритесь к своему ребенку, как он ведет себя, можно ли считать, что вы развили в нем такое ценное проявление как вежливость? Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии у окружающих. Вежливость прививается благодаря целенаправленному воспитанию, а так же всей атмосферой в семье, их взаимоотношениям. Взрослым следует помнить золотое правило только вежливость рождает вежливость. Важно добиваться, что бы вежливость детей основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестанет быть признаком нравственности. Нельзя считать ребенка вежливым только потому что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола (а дома все говорят спасибо), а обращаясь к взрослому произносит обязательно «пожалуйста». Этого мало. В любых ли условиях он вежлив? Или только в знакомых и заученных ситуациях. Всегда ли он говорит спасибо дома выходя из-за стола? Как ведет себя с вами, с окружающими людьми? В неожиданных для него случаях? Попробуйте уронить какой-нибудь предмет – носовой платок, записную книжку, карандаш и посмотреть, и посмотреть как прореагирует ваш ребенок, поднимет и подаст вам или «не заметит». Как он это сделает – с готовностью или лишь отметит вслух «Это уронили….». А может быть услужит с расчетом на похвалу? Вот в группе они не замечают ни брошенных игрушек на пол, ни упавшего стула, обойдут, наступят, но не поднимут. Скажешь, ответят – это не я.
Даже на столь обычное проявление вежливости детьми, как умение здороваться, прощаться, благодарить, не следует смотреть как на формальность. Ведь и благодарить можно по-разному: угрюмо, сухо, по обязанности, небрежно. А можно тепло, приветливо, с чувством признательности. В этом случае благодарность приобретает соответствующий смысл, является выражением воспитанности. Учите ли вы поздороваться или мимоходом подносите здравствуйте – пожелания здороваться. Тот, кто деликатен никогда не доставит неудобства окружающим, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство. Об этом уже можно вести с нашими детьми разговор в соответствующих ситуациях, и при определенной корректировке поведения он поймет чего от него хотят.
Ведь мы е иногда снисходительно относимся к тому, что ребенок шумно ведет себя в общественных местах (бегает в поликлинике, заглядывает в кабинет к врачам, громко кричит, шумные игры затевает там, где взрослые читают, отдыхают). Случается неправильно оцениваем отдельные детские проявления, например, так называемую детскую непосредственность – «Почему вы пришли к нам? Нам некогда. Мы уходим.» - заявляет четырех лет девочка соседке, зашедшей справиться о здоровье бабушки. Мама с умилением смотрит на дочь: «Ох уж эта детская непосредственность». Стараетесь ли воспитывать в ребенке чуткость?
Эти моральные качества проявляются в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить. Способен ли на это ваш сын или дочь? Например, проявить сочувствие, если в доме неприятности или кто-то болеет. Учите ли вы ребенка проявлять чуткость к близким людям маме, папе, бабушке, дедушке, не огорчать их своим поведением, предлагать им свою помощь, замечать их настроение и физическое состояние, не нарушать их отдых? А как воспитываете чувство такта? Такт помогает определить когда и как вступать в разговор, а когда помолчать, что можно и что нельзя, что хорошо, а что плохо, как разрешить острую ситуацию, не обидев человека, не оскорбить самолюбие другого. Уже нашим дошкольникам должно быть известно элементарное чувство такта. Воспитываете ли вы в ребенке скромность? Учите ли детей не хвастать своими успехами. Не захваливаете ли ребенка, создавая в нем чувство исключительности? Как часто произносите: «ты такой же как и все», «не только ты умеешь, но и другие тоже». К сожалению, часто можно наблюдать, как иные родители восторгаются своим ребенком: и развит не по годам, и остроумен, и рисует лучше чем другие, и стихов много знает и читает.
Стараются выдвинуть его в вожаки в детских затеях, наставляя: «НЕ уступай другим, пусть тебе уступают», «не будь разиней». И вот из отдельных случайных поступков складывается черта характера преувеличенное самомнение, стремление ставить свое «я» не первый план. А отсюда и соответствующее поведение характерное для эгоиста. Со скромностью это несовместимо. Вопросов много. И решать их нам с вами вместе. Внимательно приглядывайтесь к детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »
Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...
Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения детей 4-5 лет
Доклад "Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения" содержит главы: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ...
Тема по самообразованию «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье»
Цель: воспитание культуры поведения детей среднего возраста на основе этикетных правил.Задачи:Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы ...
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Мой опыт работы по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
«Воспитание культуры поведения детей младшего дошкольного возраста».
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством ...
Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.
Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт...
ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
воспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностьювоспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностью...