Какие игрушки не нужны детям
консультация по теме
Это материал для стенда для родителей на 4 листах А4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_igrushki_ne_nuzhny_detyam.doc | 715.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАКИЕ ИГРУШКИ НЕ НУЖНЫ ДЕТЯМ
"Подобно тому, как птицы из всяких вещей сооружают гнездо, так дети из всего, что попадает им в руки, делают игрушку."
В.Гюго
"Трудно представить себе, что может дать одна гибкая древесная веточка."
Ромен Роллан
Только самые могучие ростки детской души в силах пробиться сквозь все мертвое и ядовитое, чем окружены они сплошь и рядом в семье и школе. А между тем каждое новое человеческое дитя рождается с обязанностью самому сотворить свой мир. Каждый, кто не рожден идиотом, живет в детстве жизнью гения и затрачивает огромные усилия ума, фантазии, воли к творчеству, чтобы связать и осмыслить, как целое, те непонятные, многообразные вещи, которые теснятся вокруг него тысячами неотступных загадок.
С первым пробуждением сознания ребенка одним из важных факторов его развития является игрушка. Мы можем дорожить вещами из-за их узкой полезности, из соображений эстетического свойства, нередко из тщеславия, из жадности. Дитя, прежде всего, ценит в игрушке волшебный талисман, интимный дар волшебного, неведомого и прекрасного мира, в который он попал.
Этот талисман - какой-нибудь кнутик из палочки и шнурка - способен превратиться и в змею, и во флаг новооткрытой земли, и в недостающего в игре товарища, и в лошадь, и в ружье, и в мост, и даже - нельзя предсказать заранее, чем он способен стать. Мне случилось однажды видеть, как солдатская пуговица, попавшая случайно в руки одной девочки семи лет, привязанная к нитке, прошла через целый ряд чудесных приключений, где были и войны, и опасные путешествия, и восхождение на Арарат (это был комод). И девочка при этом ежеминутно проникалась судьбой героя своей поэмы и то ужасалась, то ободряла, то сочувствовала ему, прятала его от врагов, лечила его раны, приклеивая к пуговице клочок папиросной бумаги. Не у всех детей в одинаковой мере, но у всех по сравнению со взрослыми, в очень большой мере развита способность творить новую действительность. Ребенок творит художественное произведение - летучее и хрупкое лишь потому, что ребенок разбрасывает искры творчества безотчетно, не регистрируя и не объединяя их в нечто целое. Дверь в эту область естественнее всего открывается игрушкой. Не всякая, однако, игрушка способна сделать это.ната после Рождества или дня рождения её обитателя запружена дорогими, пестрыми игрушками, которые можно было бы, за немногими исключениями, разделить на пять категорий:
1) скучных;
2) глупых;
3) мертвых;
4) пошлых и
5) безнравственных.
К первой категории нужно причислить почти все механические игрушки, все отношение к которым со стороны ребенка сводится к минутному удивлению, когда эту игрушку заводят в первый раз, и к тщеславному наслаждению удивлением, а подчас и завистью товарища, которому ребенок покажет сам, как поползет жестяной жук, полетит бумажная стрекоза. В лучшем случае дети, более живые и пытливые, и уж, наверное, те из них, кому суждено быть изобретателем, ломают безжалостно хитрую выдумку, чтобы рассмотреть механизм её, и действительно знакомятся таким путем с элементарными применениями законов механики. Замечательно, что такой жук, когда крылья его отломаны и ноги недвижимы, часто попадает из скучных игрушек в любимые, но, конечно, уж не в роли именно жука, а какой-нибудь скамьи, лодки и даже слона.
К скучным игрушкам нужно отнести также слишком разодетых кукол, которых, вдобавок, не позволяют их обладательнице раздевать. От подобных игрушек исходит то зло, о котором итальянский профессор Колоцца говорит:"Каждая нарядная кукла делает одну девочку высокомерной, а сто других - завистливыми". Скучны хрупкие фарфоровые звери, которых сейчас же бережно, двумя пальцами, велят поставить на туалетный стол. Скучны животные и фигуры людей в одной, хотя бы и характерной, но застывшей, неразгибаемой позе: играющие котята, собаки на задних лапах, заяц с вытянутыми для стремительного 6ега ногами. Тем, что вся поза их говорит о движении, а движение это застыло, игрушка напоминает ребенку о своей безжизненности, и ему становится с нею скучно.
Глупые игрушки обыкновенно рассчитаны на особый психологический эффект, причем как раз не принята в расчет детская психология. Таковы фигурки с уродливо-страшными лицами, страшные маски, монстры-уродцы.
Ребенок не может любить безобразное и страшное. Инстинкт душевного здоровья подсказывает ему убегать от таких впечатлений, которые вносят дисгармонию в жизнерадостный тон детской души и омрачают ее символами гибели.
Мертвые игрушки с первого взгляда могут показаться умными и интересными. Они стоят обыкновенно на грани учебных пособий. К ним принадлежит, например, большинство фребелевских забав. Немецкие забавы эти навязывают скучную геометрическую линию глазам ребенка, убивают в нем инициативу тем, что дают готовый трафарет для всякого занятия, готовый материал, форму и размеры каждой вещи, не оставляя для свободного творчества никакого места.
Говоря о пошлости некоторых игрушек, мы имеем в виду, главным образом, карикатуры. Карикатурные изображения какого-нибудь толстяка со свиным телом на коротких ножках, Пьеро с малиновым носом, в дурацком колпаке, невероятно курносого парня, поднося ребенку безобразное не в страшном виде, а в комическом, вульгаризируют его вкусы, отнимают возможность человеческого участия к самому трагическому из мира явлений - к уродству. Отпечаток пошлости всегда неразлучен с предметами роскоши, если они не представляют собой настоящей художественной ценности.
Представителями игрушек безнравственных является столь распространенное игрушечное оружие, в особенности то, которое стремится как можно более быть похожим на настоящее орудие убийства, пробуждающее звериные инстинкты, жажду крови, насилия и разрушения. Противоестественными и вредными для детской души можно назвать повсеместно продаваемых роботов-убийц, киборгов, лишенных головы, с пушками вместо рук, безобразных мутантов с клыками и когтями. Игрушки всех вышеперечисленных категорий должны быть устранены из детской жизни.
Ребенок, воспитанный исключительно впечатлениями городской жизни и тех магазинных игрушек, где уже нет следов живого творчества, похож на растение, запрятанное в душный угол, куда не доходят струи свежего воздуха и солнечные лучи.…Это разобщение с народной жизнью и с природой может вылиться в раннее засыхание всех живых корней души. И это может пройти незаметным для воспитания уже потому, что в школе, в семье, особенно в больших центрах, такое засыхание вовсе не исключение, а рядовое явление. Слушается, "хорошо" учится, - большего редко желают сами воспитатели. Но родителям и в голову не приходит, что их первый ученик уже ходячий мертвец, в котором живы только растительные функции и те служебные телу стороны ума и воли, какими он будет поддерживать свою фиктивную жизнь до конца дней. Спасти то живое зерно души, дар творчества, каким человек уподобляется Творцу, не есть ли основная и великая задача воспитания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие игрушки не нужны детям
Подобно тому, как птицы из всяких вещей сооружают гнездо, так дети из всего, что попадает им в руки, делают игрушку." ...
Какие игрушки не нужны детям
Игрушки...какими они бывают и как влияют на развитие ваших детей? Об этом Вы сможете узнать из представленной консультации....
Консультация для родителей на тему: «Какие игрушки не нужны детям?»
С помощью данной консультации педагоги смогут донести до родителей в доступной форме какие игрушки не нужны детям...
Консультация для родителей "Какие игрушки не нужны детям"
"Трудно представить себе, что может дать одна гибкая древесная веточка."Ромен Роллан...
В каком возрасте, в какие игрушки надо играть детям
В каком возрасте, в какие игрушки надо играть детям...
Консультация «Какие развивающие игры нужны детям»
laquo;Развивающие игры для детей 6–7 лет»...
Консультация для родителей на тему: «Какие игрушки не нужны детям?»
quot;Подобно тому, как птицы из всяких вещей сооружают гнездо, так дети из всего, что попадает им в руки, делают игрушку."...