Взаимодействие детского сада и семьи.
консультация (младшая группа) на тему

Рахматуллова Регина Гамировна

Для того чтобы  пребывание  ребенка в детском саду  было комфортным , полноценно развивались  его духовные и физические  силы , необходимо  наладить  взаимодействие педагога с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4768_.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Для того чтобы  пребывание  ребенка в детском саду  было комфортным , полноценно развивались  его духовные и физические  силы , необходимо  наладить  взаимодействие педагога с родителями .

Татьяна Николаевна Доронова использует термин “Взаимодействие “ детского сада и семьи, что предпологает  совместную деятельность  педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение , обмен мыслями , чувствами . Родители выступают  в позиции партнеров  а не учеников воспитателей .

Почему необходимо устанавливать контакт с семьей ? Один из важных механизмов социализации  ребенка по И .С. Кону д.п.н.- это повторение одних и тех же требований к  ребенку изо дня  в день , единство  воспитательных  воздействий и их последовательность  со стороны                  педагогов и родителей . Если это нарушается  то у ребенка  начинается дискомфорт , он плохо  усваивает  правила  поведения , начинает приспосабливаться , хитрить .

М.И.Лисина  выделяет  факторы влияющие на успешность  воспитания  ребенка , к ним относятся:

-Предоставление ребенку возможности  активно действовать  со многими   предметами , полноценное  участие  взрослого  в этот процесс.

- Показать значимость и важность правильного развития ребенка.

Вовлечение  родителей  в жизнь группы  важный момент                 значимости и важности общения с ребенком , повышение педагогического уровня и педагогической культуры родителей .

Последние десятилетия  актуальными задачами  взаимодействия  детского сада и семьи остаются:

- Индивидуальная работа.

- Дифференцированный подход  к семьям имеющим  различный социальный  статус  и материальную  возможность.

Последние  время  многие  ученые педагоги  занимаются  проблемой  вовлечение родителей в образовательный  процесс детского сада , налаживание  взаимодействия  доу с семьями воспитанников.С.В. Глебова д.п.н. считает  - фундамент будущего человека  закладывается  в  раннем детстве .Для  дошкольного  периода характерны  наибольшая  обучаемость  и податливость  педагогическим  влечением .Потому то что  усвоено в этот период – знания , навыки , привычки  оказываются более прочными и  являются в полном смысле слова  фундментом дальнейшего развития личности .

Большое  значение  на развитие  ребенка  оказывает семья . Исследования  Л.С. Выготского ,Л.С.Лисиной  показали  ,что  существенным фактором , влияющим на благополучие  ребенка  является  семья и главным образом  качество общения  ребенка с родителями .

В беседах с родителями  важно  подчеркнуть , что уже с раннего  возраста        необходимо  проектировать будущее своего ребенка , ясно представлять какого  человека  они хотят  вырастить , какие черты характера в нем сформировать.

Т.Н. Доронова  считает  воспитатель  должен заострить  внимание родителей на том что дошкольное  детство – важнейший период  в нравственном  становлении личности . От семейного микроклимата во многом зависит эффективность  педагогических  воздействий ; ребенок  более податлив   воспитательным влияниям , если растет в атмосфере  дружбы , доверия взаимных симпатий.

Понимание того что   развитие детей может быть  эффективным  только  при непосредственном  участии семьи , позволило определиться с основными  положениями , рекомендациями  по налаживанию контакта с семьей :

 - Т.Н. Доронова -  активные формы  привлечения  родителей  в образовательный  процесс, участие  родителей  в составления индивидуального  плана  развития ребенка .

-А .В. Козлова – сотрудничество  всех участников образовательного  процесса , устновления равноправных  отношений  между ними.

Анализ  изученности  теоритических  предпосылок дал возможность  определить  ряд  положений  важных и значимых  для работы с родителями .  Цель  заключается  в  формировании  равноправных доверительных  отношений  с семьей . Для  решения  поставленных целей  определенны  следующие  задачи :

- Изучение семьи и ее индивидуальных особенностей .

- Сформировать потребность  субъектной позиции родителей в развитие детей.

- Предоставить всем членам  семьи  возможность  для активного участия в групповой деятельности .

С целью изучения семьи , выяснения образовательных потребностей родителей , установление контакта  с ее членами  для  согласования  воспитательных воздействий  на ребенка,  было проведено  анкетирование  родителей “ Сотрудничество детского  сада и семьи”. На основе собранных данных  осуществлен  анализ особенностей  интересов  детей и семьи , их традиций . Выработала тактику  общения  с каждым  родителем ,  что помогло в  лучшей  ориентировке  педагогических  потребностях  семьи . В  учете  ее  индивидуальных  особенностей и возможностей  был разработан критерий “ Включенность родителей в образовательный  процесс”Сначала этот критерий  отражал  количественные  показатели  присутствия  родителей  на групповых    мероприятиях ;

-Посещение  родительских  собраний и консультаций .

-Присутствие  родителей  на детских праздниках .

- Участие  в выставках , тематических встречах ,  в анкетирование .

-Помощь  родителей в оснащение педагогического процесса .

Позднее  были выделены  качественные  показатели – инциативность ,  ответственность , отношение родителей  к продуктам  совместной  деятельности  детей и взрослых .

Анализ полученных результатов  позволил выделить  три группы  родителей.

Родители  лидеры- которые  умеют и с  удовольствием  учавствуют  в  воспитательно - образовательном процессе.

Родители исполнители – которые принимают участие  при  условии значимой    мотивации .

Родители  сторонние наблюдатели .

Таким образом  появилась возможность  дифференцированного подхода         к родителям, в выборе  проведения активных  форм  работы .

Выделены  наиболее  эффективные формы  работы :

- Общие  и групповые родительские собрания .

-Консультации , также  индивидуальные .

-Выставки детских работ  с участием  родителей.

-Дни добрых  дел .

-Участие родителей в подготовке к праздникам .

-Работа с родительским комитетом группы.

-Наглядная пропаганда.

-Тематические встречи.

-Совместное  создание  предметно- развивающейся среды .

Установились  постепенно в  совместной деятельности  родителей  с воспитателем на таких мероприятиях как “Дни  добрых дел “: изготовление  кукольного театра , ремонт игрушек, а  также их изготовление , выбор мебели , помощь в создании предметно –развивающийся  среды , налаживалась атмосфера  мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями . Мы вместе стремились  чтобы  детям в  группе было хорошо и уютно .В  зависимости  от  плана работы , сообща составляли график помощи родителей , обговаривали каждое мероприятие .

Итог – эстетическое оформление группы , создан уют и комфортное пребывание  детей.

На сегодняйший день  сложилась определенная система  в работе с родителями .Использование  активных форм  работы дало  определенные  результаты ; родители  стали  активными участниками встреч и  партнерами воспитателя , создана атмосфера  взаимоуважения .Определились единые цели и подходы в разработках  индивидуальных маршрутов развития ребенка , активное участие в создание портфолио .Позиция родителей как партнеров стала более гибкой . Теперь они ощущают себя более компитентными в воспитании детей . Родители  стали проявлять искренний интерес к жизни группы , научились  выражать  восхищение  результатами  и продуктами детской деятельности ,эмоционально поддерживать  своего ребенка .

По результатам моего наблюдения  в группе нет  родителей наблюдателей ,на 30 % выросло  число родителей лидеров   и до 70 %  выросло  число родителей исполнителей .

Использованная литература :

-Т.Н Доронова – активные формы  работы  с  родителями .

- А .В .Козлова –“Работа  доу с семьей” .Москва 2008

-Л. Свирская- “ Работа  с семьей “ Линка –пресс.Москва 2008

-Н.В.Микляева –“Создание  условий  эффективного  взаимодействия с семьей”. Айрис-пресс .Москва 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  взаимодействие с с...

Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...