Проблемы адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Проблемы адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Методические разработки. Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к ДОУ.
« Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_dou.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Недостаточно внимательное отношение к возрасту раннего детства отражается губительно на всей жизни человека» В. М. Бехтерев.
Проблемы адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Методические разработки.
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к ДОУ.
Начало посещения детского сада для ребенка любого возраста – сложный период в его жизни, а для детей раннего возраста - тем более. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Каждая мама волнуется и задает себе вопрос «Как встретят моего ребенка в группе? Не будет ли он плакать при расставании? Не обидят ли его в группе?» И мы, воспитатели, знаем, что эти тревоги и волнения закономерны, потому что перемена обстановки, встреча с новыми взрослыми, с большим количеством детей – сложный период в жизни ребенка, который требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду. Я работаю на группе раннего возраста более 20 лет и хочу поделиться с молодыми специалистами своими знаниями и опытом.
Главная моя задача как педагога – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша, чтобы ребенок чувствовал себя в группе комфортно, увлечь и заинтересовать ребёнка, возбудить желание прийти в группу снова. Я прилагаю все свои творческие и даже актерские способности, чтобы задать малышу положительный настрой на целый день. А также уверенность в себе, свою коммуникабельность и доброжелательность. Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и
общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Однако самое главное в моей работе - это ответственность за каждого малыша.
Адаптация ребенка к детскому саду – процесс вхождения малыша в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Перед посещением детского сада нужно начинать готовить и малыша. Рассказывать о садике, где много деток и том, что малыш скоро туда пойдет. За несколько дней до поступления ребенка в детский сад показать игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком и т.д. Это "первое свидание" непременно должно быть окрашено теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положительных качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми новыми заботами непременно справится и будет чувствовать себя в садике как дома. Я советую родителям еще до поступления в детский сад приходить к нам на прогулку, как на утреннюю, так и на вечернюю. Так малышам проще привыкнуть к воспитателям и другим детям. Желательно обратить внимание ребенка на то, как мамы и папы приходят за детками, как они их радостно встречают.
В первые дни адаптации оставляем малыша на час-два и постепенно увеличиваем время нахождения в группе. Все зависит от его опыта общения с чужими людьми. Некоторые малыши, особенно если в семье есть старшие дети, легко расстаются со своими родителями, они испытывают потребность в активных самостоятельных действиях. А есть дети, которые остро реагируют на смену обстановки, все вокруг новое, незнакомое, много детей. Одновременно следует принимать в группу не более двух-трех детей, с небольшими перерывами в 2-3 дня, чтобы дать возможность воспитателю уделить больше внимания детям, найти более правильный подход к каждому ребенку. Главная цель - индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку во время адаптации. Я предлагаю интересные именно ему игры и игрушки, исходя из сведений, которые почерпнула из индивидуальных бесед с родителями. Малыш в первый день может зайти в группу с мамой, но потом мама говорит спокойным и ласковым тоном фразу, которую ещё много раз будет повторять в процессе адаптации: «Я тебя очень люблю! когда ты немного поиграешь здесь, я обязательно приду и заберу тебя домой». И уходит не оборачиваясь. Строго по истечении «своего» времени мама забирает малыша домой. Уходящему ребенку я помогаю зафиксировать в сознании, что мама как обещала, пришла за ним, а он очень весело и интересно поиграл. Обязательно говорю фразу «Приходи завтра, мне понравилось играть с тобой, я тебя буду ждать!». Отдельно стоит отметить, что некоторым мама я рекомендую кормить ребёнка завтраком дома, а далее день идёт
по режиму. У некоторых детей, достаточно длительное время я корректирую приход и уход домой, это связано с особенностями ребёнка или с тяжёлой степенью адаптации, а также предлагаем дома маме с ребёнком выбрать игрушку с которой он завтра придёт в группу. Игрушка, в этот момент является «кусочком своего дома» с ней не так страшно и более безопасно. Игрушку можно прижать к себе, поиграть, показать взрослому и детям. А для меня это ещё одна ниточка, которая поможет расположить к себе ребёнка: вместе можно полюбоваться игрушкой, я показываю игровые действия с ней, а также это просто тема для беседы. Предлагаю родителям вместе с детьми приходить на прогулку группы, наблюдать, как малыши гуляют и играют в детском саду, заметить, как им весело и интересно; что они одни и без мамы, а с воспитателем.
Я советую родителям в период адаптации быть к своему ребенку более внимательными, чаще говорить ему о своей любви, чаще обнимать его. Психологи утверждают, чем чаще мама обнимает своего ребенка, тем сильнее он ощущает любовь матери. Длительность пребывания малыша в группе корректируется индивидуально, в зависимости от его психоэмоционального состояния. Одинакового рецепта адаптации нет, все дети разные и привыкают они к новым условиям жизни по-разному. Кто-то уже на 4-5 день чувствует себя комфортно, а у других этот период длится 2-3 недели.
Приход малыша в группу означает большие перемены не только для детей, но также и для родителей. Залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. На первом родительском собрании я даю информацию родителям о реализации программы воспитания и обучения в детском саду. Рассказываю об особенностях физического и психического развития детей раннего возраста, о целях и задачах на учебный год, об оздоровительной программе, реализуемой в нашем детском саду. Важно объяснить родителям, что они первые воспитатели своих детей и несут за них ответственность, а дошкольное учреждение готово предоставить им всестороннюю помощь. Во время индивидуальных бесед с родителями я узнаю очень многое малыше, что помочь сгладить адаптационный период: умения малыша, которыми мама гордиться, его любимые занятия и игрушки, как и чем его можно отвлечь.
Чтобы не осложнять адаптационный период, у малыша должен быть чёткий режим дня, максимально приближенный к режиму детского сада. Я настоятельно рекомендую родителям придерживаться режима дня, разработанный медиками и педагогами с учётом всех возрастных особенностей.
Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая привела бы к наиболее безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми. Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации. В любом случае родители не должны кричать и сердится, угрожать, что они совсем не заберут из детского сада, если он будет плакать. Показателями легкой адаптации являются бодрое настроение, хороший аппетит, приход в группу без слез.
Воспитателю следует работать спокойно, без напряжения, доброжелательно встречать нового ребенка и его маму. Необходимо постоянно общаться с малышом, дать ему понять, что в здесь его никто не обидит, его здесь любят и ему рады. Ребенок не должен себя чувствовать потерянным и беззащитным в детском саду.
Безусловно, в период адаптации ребенка к детскому саду, главная роль принадлежит воспитателю. И я в своей работе стараюсь по максимуму уделить внимание каждому ребенку, каждому отдаю частичку своей души, чтобы каждый малыш в группе чувствовал, что о нем здесь заботятся и его любят.
« Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский.
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к ДОУ:
1. В первую очередь, необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем
менее болезненно будет протекать процесс адаптации.
2. Не обсуждайте при ребенке волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
3. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста.
4. Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
5. Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня. Соблюдайте режим дня и в выходные дни.
6. Заранее! познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
7. В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
8. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
9. Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым!
10. Если возникли какие-либо отклонения в поведении ребенка – плохо спал, ребенок вялый или наоборот, возбужденный и т.д. – обязательно поставьте в известность воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Данная статья посвящена проблемам адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Рассмотрены основные факторы, способствующие и затрудняющие успешную адаптацию, а ...
Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
В работе раскрываются основные проблемы, которые возникают у детей и родителей при адаптации к условиям детского сада...
«Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»04.09.2019год
Буклет для родителей...
Проблемы адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ
Буклет содержит в себе обьяснение что такое адаптация, а также советы родителям как ее легче пройти....
«Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Почему одни малыши, когда приходят в детский сад ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказ...
Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...