Макет речевой газеты для родителей и педагогов
проект по теме
Макет речевой газеты для размещения консультативной информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazeta_no2.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Речевое развитие пятилетних детей.
Уважаемые родители! Ваш ребенок растет. Ему уже пять лет. Он совсем большой! У него отмечаются значительные достижения в умственном и речевом развитии. Что же должен уметь ребенок? На что обратить внимание? Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные, признаки и качества окружающих предметов, устанавливать простые связи и точно отражать их в речи. Речь ребенка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих людей, ребенок уже, может выслушивать до конца ответы взрослых. Чем старше становится ваш ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное воспитание. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качества предметов, описания временных и пространственных отношений, определения цветов. Кроме основных цветов дети называют дополнительные (красный, светлый, розовый), начинают появляться притяжательные прилагательные (кошачий хвост, лисья шуба, собачья морда), слова, которые указывают на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (деревянный карандаш, кожаная сумка, пластмассовое ведро). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под, около и др.). Появляются собирательные существительные (одежда, обувь, транспорт, овощи), однако их ребенок употребляет еще очень редко. Свое высказывание ребенок строит из двух- | трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, все же еще далеко не во всех ситуациях. Увеличение словарного запаса, употребление более сложных предложений нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки. Они неправильно изменяют глаголы (хотят — «хочут», бегут — «бежут»), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), меняют местами слова в предложениях. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи. Однако следует учесть, многие дети все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать прочитанную сказку, рассказ. У пятилетнего ребенка резко возрастет интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «наша - Маша», «кошка—мошка». Некоторые дети, замечая ошибки произношения своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением. Обратитесь за помощью к специалистам. У пятилетних детей отметается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, речевого слуха и требует поощрения со стороны взрослых. Прислушайтесь к ребенку, помогите ему и он будет стараться Вас радовать! |
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР
В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЫ
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Как бы нам хотелось, чтобы наши выпускники имели правильную речь! И сколько приходится приложить усилий, чтобы был желаемый результат. Но работать отдельно от других специалистов невозможно! Нам нужна поддержка всех, кто окружает детей. И особенно воспитателей. Планируя свою работу, необходимо учитывать задачи совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя. Основными задачами коррекционного обучения являются:
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты. Дополнительные задачи определяются особенностями психического развития детей с OНP и тем более имеющими ЗПР (особенности внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, моторики, временной и пространственной ориентировки, затруднения в произвольной деятельности и др., коррекция которых необходима для усвоения общей программы). Педагогический эффект в решении этих задач зависит от творческого и профессионального контакта учителя - логопеда с воспитателями. Для правильной организации взаимосвязи в работе необходимо;
. использование разнообразных форм связи в совместной работе всех специалистов | (личные контакты, микропедсоветы, конференции, практические семинары, советы и консультации, открытые просмотры, совместные обсуждения литературы, различная наглядность в виде экранов, таблиц, диаграмм и т.д.) Воспитатель руководствуется прежде всего требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду (для группы соответствующего возраста). Учитель-логопед обязан знать требования этой программы, особенно в отношении развития речи детей. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется выбранной им коррекционной программой. Воспитатель активно подключается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе. В работе над речью детей перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая цель: сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед, и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность. Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть достаточно чётко определены и разграничены. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит учителю-логопеду. Воспитатель организует индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы - после приёма детей в детский сад, днём – на прогулке и в вечерние часы – после полдника. Речевой материал указывается в коррекционных тетрадях детей и в совместной документации учителя – логопеда и воспитателя. |
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И
ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППАХ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Дети с речевыми нарушениями, поступающие в логопедическую группу, должны научиться правильно проговаривать звуки, овладеть доступным словарным запасом, приобрести умение связно, логично, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать небольшие литературные тексты. Добиться положительного результата возможно лишь при совместной деятельности и планировании коррекционной работы специалистов и, особенно, воспитателей. Воспитателям необходимо: 1. Провести психолого – педагогическое обследование детей с 1 по 15 сентября и планирование работы на основе данных обследования. 2. Планировать в своём календарном плане работу по подготовке лексических тем (отработка лексики: существительных, прилагательных и глаголов) в соответствии с календарным планом логопеда с опережением на одну неделю.3.Планировать в календарном плане воспитателя работу по заучиванию стихов, текстов, загадок и другого литературного материала в соответствии с изучаемой лексической темой. 4. В планы занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим включать следующие упражнения как структурные части занятия: упражнения на развитие внимания, восприятия, памяти и мышления; артикуляционную зарядку; дыхательную гимнастику Стрельниковой, а также: в I периоде обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): дидактические игры и задания, направленные на закрепление лексико-грамматического материала; упражнения в составлении предложений по показу действий, по картинкам, на основе наблюдений упражнения в составлении коротких рассказов с опорой на предметные и сюжетные картинки. | Во II периоде обучения (декабрь, январь, февраль): использовать вопросы: «где?», «куда?», «откуда?», в контексте изучаемых тем; упражнять в распространении простого предложения; использовать вопросы для составления детьми сложноподчинённых предложений при объяснении явлений окружающего мира. В III периоде обучения (март, апрель, май, июнь): упражнять в составлении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений по вопросам педагога и в процессе самостоятельных ответов в контексте изучаемых тем; составлять рассказы по образцу, плану, картине, серии картин; планировать проведение артикуляционной зарядки после дневного сна. 5. Проводить дыхательную гимнастику Стрельниковой после дневного сна, а также на утренней зарядке. 6. Планировать проведение пальчиковых игр на занятиях воспитателя и в свободное время. 7. В старшей и подготовительной логопедической группе планировать упражнения по закреплению моторных навыков (штриховка с помощью линейки и печатанье). 8. Планировать закрепление речевых навыков в дидактических и сюжетно-ролевых играх, в инсценировках стихов, сказок, а также при проведении кукольных и пальчиковых театров и самостоятельной игровой деятельности. 9. Планировать закрепление произносительных навыков по заданию логопеда в вечерние отрезки времени. |
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛБНОЙ РАБОТЫ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
УВАЖАЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ! Все мы знаем, что расширение математических способностей детей тесно связано с развитием устной речи. Поэтому на математике должны использоваться приёмы коррекционно-воспитательного воздействия по закреплению речевого материала логопедических занятий. В I периоде обучения обращается внимание на умение слушать и понимать обращённую речь, на закрепление отдельных грамматических форм: единственного и множественного числа существительных и глаголов прошедшего времени, существительных с уменьшительными суффиксами и другого материала, включённого в лексико-грамматические конструкции простого предложения. Реализация. Называние детьми и педагогом счётного материала, геометрических фигур при закреплении формы единственного и множественного числа существительных сначала в понимании, затем в активной речи. Вопросы, указания, пояснения педагога, побуждающие детей к использованию этих форм. Упражнения в обозначении с помощью приставочных глаголов выполняемых действий, приводящих к образованию равных или неравных групп предметов. Сопровождение речью производимых действий. Участие детей в подведении итогов занятия. Во II периоде обучения закрепляются предложно-падежные формы существительных, образование относительных прилагательных, закрепляется умение распространять простое предложение, используя однородные члены. Строить | сложные предложения, а также закреплять навыки формирования связной речи. Реализация. Использовать для счёта группы предметов, отличающиеся по какому-либо признаку (цветом, размером, формой и др.). Выражать в речи результаты сравнения, стимулировать детей к включению в речь относительных прилагательных. Задавать вопросы, предполагающие использование при ответах словосочетания с предлогами, а также простых и сложных предложений. Использовать задания на выполнение ряда последовательных действий, составлять группы предметов по заданному числу, выбирая предметы, сходные по форме и др. признакам. На вопрос, как составлена группа из восьми предметов, ребёнок отвечает: «Я взял два зелёных, три синих и три красных кружка». Выделяя круглые по форме предметы, ребёнок говорит: «Я выбрал мяч, колесо, пуговицу, тарелку». В III периоде обучения основной акцент в коррекционной работе переносится на развитие связной речи при продолжении работы по закреплению навыков использования сложных предложений. Реализация. Стимулировать детей к составлению высказываний из трёх-четырёх предложений о том, как составлена группа предметов; сколько их и каких, о результатах сравнения чисел. |
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
КОРРЕКИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНСТРУИРОВАНИЮ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Процесс овладения навыками и умениями по изобразительной деятельности и конструированию детьми с общим недоразвитием речи имеют особенности, которые связаны с несформированностью тонкой моторики рук, с неточностью зрительного восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию в группе для детей с общим недоразвитием речи должны разрабатываться и проводиться по специальному плану с использованием методических приёмов, направленных на коррекцию нарушенных сторон речи. Для развития тонких движений рук полезно включать в занятия специальные упражнения на формирование силы, точности движений пальцев и всей кисти в целом, на развитие зрительно-моторной координации. Это способствует правильному и длительному удержанию карандаша, кисточки, ножниц ребёнком, уверенному использованию их, а в дальнейшем облегчит усвоение графических навыков при письме. Для развития внеречевых психических процессов, обслуживающих продуктивную деятельность (восприятие, память, творческое воображение) важно максимально использовать на занятии наглядные опоры, развёрнуто и последовательно, отражающих ход работы. Обучение детей постепенно переходит к самостоятельному планированию и | контролированию своей деятельности, осваиванию умения воспроизводить и анализировать образец по памяти. Занятия по изобразительной деятельности решают следующие коррекционные задачи: развитие восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевой коммуникации. Развивая восприятие речи у детей, необходимо учить их соотносить содержание речи взрослых с собственными действиями или действиями других детей. В ходе обучения содержание речи взрослых постепенно усложняется и увеличивается её объём. На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи. На занятиях по изобразительной деятельности в ходе естественной речевой коммуникации дети упражняются в овладении разными речевыми моделями: от простых (ответь одним словом, словосочетанием) до более сложных (сложносочинённое и сложноподчинённое предложение). Таким образом, в продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с предметом, действием, признаком, что совершенствует восприятие речи ребёнком его собственных речевых навыков; сами действия детей в процессе деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми, что ускоряет процесс усвоения изобразительных умений и навыков. |
октябрь
год
№
октябрь
год
№
месяц
год
№
месяц
год
№
месяц
год
№
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №4 "Речевое дыхание"
Раскрыто понятие "речевое дыхание". Даны советы как научиться правильно дышать и игры для развития плавного ротового выдоха....
Тематические газеты для родителей и педагогов
Тематические газеты для родителей и педагогов детского сада, рассказывающие об истории праздников...
Газета для родителей "Речевичок"
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. В диалогической речи совершенствуются речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразитель...
Информационно-познавательная газета для родителей и педагогов МБДОУ д/с № 5 "Снежинка" города Сафоново.
Педагогичский коллектив детского сада пришёл к выводу о необходимости выпуска газеты, в котором мы размещаем самую интересную информацию о жизни нашего учреждения....
Речевичок. Буклет для родителей и педагогов.
В буклете раскрываются основные механизмы речи детей в 6-7 лет, система игр, которые помогут родителям развить в детях речевой аспект своей жизнедеятельности....
Газета для родителей и педагогов "Вести от Дюймовочки".
Газета для родитетелей и педагогов "Вести от Дюймовочки" выпускается ежемесячно. В газете размещается информация о событиях, происходящих в ДОУ....
Речевая газета для родителей
Консультация для родителей в виде газеты - Речецветик. Рубрики: "Значение интонационной выразительности речи дошкольников", "Памятка для родителей", "Развитие дикции ребенка в...