Что такое дисциплина?
консультация (средняя группа) по теме
"Дисциплина создаётся не отдельными какими-нибудь "дисциплинарными" мерами, - писал А.С.Макаренко, - а всей системой воспитания, обстановкой жизни, всеми влияниями, которыми подвергаются дети.Послушание- это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребёнка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_distsiplina.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое дисциплина?
«Дисциплина создается не отдельными какими- нибудь «дисциплинарными» мерами, - писал А.С. Макаренко, - а всей системой воспитания, обстановкой жизни, всеми влияниями, которыми подвергаются дети.
Что такое дисциплина? Если посмотреть в психологический словарь: дисциплина - порядок поведения людей, отвечающий сложившимися в обществе нормами права и морали.
Послушание - это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт. Немаловажную роль в формировании активного послушания играют сложившиеся под влиянием воспитания и окружающих условий определенные привычки и способы поведения.
Некоторые родители считают, что ребенок должен безоговорочно выполнять их распоряжения. Здесь кроется ошибка, потому что послушание не цель, а только способ, педагогическое средство, при помощи которого осуществляется воспитание растущего человека. Важно, чтобы дошкольник понимал, почему необходимо выполнять указания взрослого. Такое восприятие создает у ребенка внутреннее согласие с требованием взрослого, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого. Наличие нравственных мотивов - непременное условие активного послушания.
Безусловно, совсем маленький ребенок и дошкольник 5-7 лет проявляет различную готовность к послушанию. При правильном воспитании малыш воспринимает распоряжения взрослых как само собой разумеющееся. Указания « пожалуйста, принеси», «подойди ко мне», « не шуми» и. т. п. - это своего рода способ общения между взрослым и ребенком, способ корректировки поведения малыша.
Для старшего дошкольника характерно стремление к осмысливанию ситуации и указаний. И это стремление следует закреплять доступной его пониманию аргументацией. Например: «Побыстрей одевайся: приехала в гости бабушка, она ждет тебя». Особенно важно, чтобы ребенок понял причину отказа или запрета. Если он чувствует бездоказательность запрета, то может вступить в пререкания, капризничать, упрямиться, этим выражая протест против непонятного или не удовлетворившего его распоряжения.
С первых дней надо организовать жизнь ребенка так, чтобы предупредить возникновение нежелательных привычек, а это значит создать условия, которые обеспечивали ему хорошее самочувствие, спокойное эмоциональное состояние. Необходимо помнить, что любая положительная привычка требует постоянного закрепления и совершенствования, только тогда она становится основой поведения. Если взрослый выпускает это из виду, то ребенок сам начинает избирать удобные для себя способы действия.
Причиной негативных привычек, как правило, является недостаточное внимание взрослых к отдельным отрицательным проявлениям дошкольника. Он дерзит, а родители «не замечают» этого, уклоняется от поручений - никто не следит и не требует выполнения, и таким образом, ребенок упражняется в своеволии, упрямстве, капризах.
Взрослые иногда сами способствуют закреплению «отрицательных привычек, говоря при ребенке: « Упрям, как отец: ни за что не переубедишь», «Своенравна в мать» и т. п. Это ошибочные взгляды.
Ребенок не наследует привычки, а приобретает их в процессе воспитания и постоянного общения.
Если ребенка с малого возраста приучают соблюдать чистоту и порядок, убирать за собой вещи, быть вежливым со старшим, то эти формы поведения постепенно превратятся в естественные, привычные, вытекающие из внутренней потребности поступать так, а не иначе. Привычки у дошкольников могут легко утрачиваться, особенно если они непрочны. Достаточно изменить условия или ослабить контроль, как тут же меняется поведение детей. Например, ребенок отсутствовал в садике, придя, потом с трудом восстанавливает прежние навыки. В чем дело? Прежде меняются условия: если дома многое было подчинено прихотям ребенка, то здесь он поставлен перед необходимостью подчиняться установленному порядку. Сознательное организованное поведение дошкольника формируется прежде всего под влиянием условий жизни и воспитания в семье и детском саду. В семье дети приобретают первый опыт взаимоотношений с другими людьми, усваивают основы товарищества и взаимной помощи. Взрослым необходимо воспитывать в ребенке отзывчивость, умение считаться с интересами других, привычку выполнять свои домашние обязанности с полной ответственностью.
Налаженный быт семьи предполагает разумный распорядок жизни дошкольника. Строгий, четкий режим - существенный фактор в формировании детского поведенческого стереотипа. Упорядочению детского поведения содействует ритм жизни, обеспечивающий смену деятельности, приучающий ребенка быть организованным, собранным, подтянутым.
Главная цель режима - накопление правильного дисциплинарного опыта.
Если режимы в семье и в детском саду совпадают, то это значительно облегчает воспитателям задачу формирования у детей организованного поведения, активного послушания и в конечном итоге дисциплинированности. Ритмичный распорядок дня содействует осознанному выполнению установленных правил. Упорядоченная жизнь не только залог здоровья, но и дисциплинированности. Планомерная организация дня становится для ребенка привычной, он растет спокойным и уравновешенным, что уже создает предпосылку к формированию активного послушания.
Новизна обстановки, яркие впечатления, являющиеся отвлекающим фактором от баловства и капризов, меняют поведение.
Сложившиеся привычки не находят применения и постепенно заменяются другими. Если требования членов семьи совпадают с требованиями детского сада, то это создает преемственность в формировании положительных навыков, они закрепляются. Педагог ставит ребенка в такие условия, чтобы он имел возможность упражняться в нужных способах поведения. При этом не следует фиксировать внимание детей на том, что он капризен и упрям, иначе он невольно вспомнит свои прежние негативные привычки и все новое будет вызывать в нем сопротивление. Как рекомендуют психологи: «… необходимо воспитывать привычку выполнять распоряжения педагогов. Это не только делает легким воспитание, но и сберегает нервы ребенка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии».
Итак, от полезных привычек - к активному послушанию и к дисциплинированности – такова цель системы воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...