Семейный клуб "Приглашаем в мир общения"
статья (подготовительная группа) по теме
Взаимодействие педагогов и родителей по формированию семейных традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_klub.docx | 58.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный клуб
«Приглашаем в мир общения»
Клементьева Наталья
Введение (актуальность вопроса)
« Как понять своего ребенка?», « Как научиться быть терпимее к его шалостям?» - многие родители задают эти вопросы психологу.
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.
К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет проследить связь нарушений общения ребенка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с проблемами развития его личности.
Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка – тема нашей работы. Задача, которую мы ставим перед собой, - предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка.
Особенности общения и развития личности ребенка
Период дошкольного детства – это время, когда контакты взрослых с ребенком достаточно легки и желанны со стороны ребенка. Со временем, если такие контакты не установлены, будет трудно, подчас и невозможно обрести взаимопонимание со своим повзрослевшим ребенком.
Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям Л.И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3-х лет, 7-ми лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении.
Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.
Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный стиль отношений, который будет проецироваться и на отношение к ребенку, и на тип воспитания, применяющийся к нему (авторитарный, демократический, промежуточный).
Очень важно для развития будущей личности ребенка, чтобы в семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способствует демократический стиль отношений. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх и может стать причиной невроза у ребенка, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, конформность, зависть и т.д.
Гиперопека препятствует становлению творческой независимой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуверенности в себе.
Многими авторами изучалось влияние конфликтов в супружеских отношениях на развитие ребенка: исследовались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания.
Это дало возможность выделить четыре родительских установки и соответствующие им варианты поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности, и способствует гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения он получает разнообразную и необходимую информацию.
Общение – это, прежде всего, взаимопонимание. Никакое результативное общение невозможно без ориентирования на другого человека. Запомните несколько важных заповедей, выполнение которых обеспечит вам правильное взаимодействие с детьми.
Заповедь первая
Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремиться к равноправию и не понимает, почему взрослым, а ему нельзя. Задачи взрослого – понизить целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование – запрет (нельзя и все, мал еще рассуждать), а требование объяснение.
Заповедь вторая
Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого: убедить, если ребенок был не прав, согласиться, если были вы не правы. Уметь признать свои ошибки, извиниться перед ребенком. Нужно обязательно по-хорошему спорить с детьми, учить их доказывать, отстаивать свое мнение, и вместе с тем развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.
«Мое имя»
Имя играет огромную роль в жизни человека. С имени начинается осознание человеком своей индивидуальности и уникальности.
Нередко, дети плохо запоминают имена незнакомых людей, так как у них не развито уважительное отношение к собственному имени. Это можно и нужно исправить. Спросите неожиданно у ребенка: «Ты кто?». Скорее всего, он ответит: «Я – твой сын» или «Я твоя дочь». Это соединение «Я» ребенка с подчиненным отношением к вам говорит об очень многом. Прежде всего, оно свидетельствует, что он видит окружающий мир вашими глазами и говори о нем вашими словами. Свои слова у него пока не сложились.
Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей, необходимо помочь ребенку сформировать положительное отношение к своему имени. Это позволит ребенку осознать себя отдельно от вас и других людей.
А знает ли ребенок, что значит его имя? Почему его так назвали?
Скажите, сколько вариантов своего имени знает ребенок, употребляете ли Вы их в общении с ним?
А вот что говорят сами дети? (высказывания детей, зафиксированные на ладошке)
Да, нам необходимо чаще ласково и нежно разговаривать с ребенком, осыпать его ласковыми и забавными прозвищами, не забывая при этом обращаться к нему по имени. Пусть в семье малыш хоть до свадьбы останется «котиком» или «лапушкой», но он твердо должен знать, что у него есть «взрослое» красивое имя. Важно, чтобы ребенок сам принял и полюбил свое имя, чтобы получал удовольствие при его звучании.
Имя – своеобразный жизненный код, как бы дополняющий информацию, передающуюся в ДНК. В этот код родители вкладывают свое послание новорожденному, свои добрые пожелания новому жителю планеты. И затем на протяжении жизни имя всегда играет определенную и весьма весомую роль. Родителям также не следует скупиться на тактильный контакт: погладить по голове, обнять, прижать малыша к себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Общение"(семейное чаепитие)
Нетрадиционное родительское собрание...
Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)
Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...
Конспект заседания семейного клуба на тему "Самое лучшее общение - это общение в своей семье"
Заседание семейного клуба проводится в форме интеллектуальной игры. В ходе игры воспитатель привлекает внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через...
КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)
Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...
Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»
Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»...
Конспект занятия семейного клуба «Уроки общения» по теме: «Сундучок семейных ценностей»
Цель: способствовать активному сотрудничеству детского сада с семьями воспитанников и их психолого-педагогическому просвещению. Задачи: 1.Формировать потребность в психолого-педагогич...
СЕМЕЙНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ: СОЧЕТАЕМ ОБЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Несколько полезных игр для совместного времяпровождения детей и взрослых - в картотеку педагогов и заботливых родителей......