Развитие процессуальной игры
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Большое значение для общего психического развития детей и в раннем, и в дошкольном возрасте имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт. Игра для ребенка- это особый вид деятельности, в основе которого лежит сознание мира человеческих предметов и отношений. Ценность игры состоит в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности через действие в условных, придуманных обстоятельствах. Игра – это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реальности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Необходимая предпосылка игры- наличие разнообразных впечатлений. Ребенку ,обделенному знаниями и впечатлениями о жизни, не из чего черпать материал для воображения. Еще одно условие возникновения игры- умение ребенка подражать действиям взрослого. Если взрослый не учит малыша играть, игра не возникает ни в детстве, ни в школьном возрасте. Если же взрослый показывает малышу как нужно играть, то уже в конце первого года жизни он начинает усваивать игровое назначение предметов: кормит куклу, укладывает ее спать, купает. На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другой, похожий на него. Чем же отличается игра ребенка второго года жизни? Элементы игры переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из другого и не доводится до конца. Ребенок еще не способен выстроить логическую цепочку жизненной ситуации. Но в игру включает все больше предметов. Впервые возникают замещения недостающих предметов такими предметами, которые не имеют четко фиксированного назначения (кубиками, палочками, шариками и т. п.). В целом можно сказать, что на втором году жизни ребенка происходит закладка основных составляющих игры : возникновение интереса к новому виду деятельности; умение принять воображаемую ситуацию; овладение первыми игровыми действиями; становление первых замещающих действий подражательного характера. Однако все эти элементы игры еще очень не устойчивы и при отсутствии взрослого быстро переходят в простые манипуляции. Если же взрослые уделяют должное внимание развитию игры ребенка, то на третьем году происходит значительное усиление потребности малыша в игре. Обогащается эмоциональная окраска, ребенок начинает играть длительнее и самостоятельнее. Главное достижение этого возраста- бурный рост воображения. Ребенок уже может создать собственный сюжет, проявляя изобретательность. Огромное значение в процессе развития игры приобретает речь, которая позволяет ребенку осмыслить то, что он делает, развивает его мышление, способность вести диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. С чего же нужно начинать учить ребенка играть?
Прежде всего заинтересуйте ребенка игрой, можно разыграть ситуацию: кормление или купание куклы и т. д. Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой, с той, которой у него сложилась особая эмоциональная связь. После того, как ребенок научится играть с реалистическими игрушками, в игру можно постепенно вводить предметы- заместители. Поначалу такие замещения носят характер подражаний.: ребенок будет использовать только те замещения, которые использовал взрослый. Но постепенно инициатива перейдет к самому ребенку. Задача взрослого: стимулировать речь ребенка, разговаривая с куклами, обращаясь к ребенку, радуясь совместным находкам. Постепенно взрослый сокращает свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время ребенок уже не будет нуждаться в его постоянном участии. Очень важно в игру включать элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие память. Особенно благотворна в этом смысле игра, где освоение форм, размеров, цвета включено в деятельность, интересную и осмысленную для ребенка. Так в игру можно вводить предметы разных размеров, которые можно сравнивать между собой: кормление игрушек из разной по величине посуды, катание их на разных машинах и т.д. Постепенно ребенок усваивает понятия «большой» и «маленький». Точно также можно начать обыгрывать понятие цвета. Разложив на столе кукольную одежду разных цветов, от лица куклы сказать, что она сегодня хочет надеть красное платье и красные туфельки. Важно только не перегружать память ребенка слишком большим объемом информации и не вводить одновременно несколько новых понятий. Что же дает ребенку игра? Игра – это средство познания окружающего мира. Она учит изобретательности, потому что дает ребенку возможность проявить фантазию. В игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка: концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процессуальная игра в раннем возрасте
Особенности развития ребёнка в ходе процессуальной игры....
Процессуальные игры в 1-й младшей группе
Дети 2-3 лет особенно нуждаются во всестороннем педагогическом воздействии. Основной формой работы с детьми раннего возраста является игра. Творческий подход воспитателя к реализации программных целей...
Становление процессуальной игры - одна из главных линий развития детей раннего возраста
Материал для пед совета...
Консультация для педагогов «Ранний возраст: развитие процессуальной игры»
Игра для ребенка — это особый вид деятельности, в основе которого лежит осознание мира человеческих предметов и отношений....
Ранний возраст: развитие процессуальной игры.
консультация для родителей...
ДидакДидактические игры по развитию элементические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошк.возраста...
Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".
Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувств...