Значение развития связной речи .Консультация педагогам и родителям.
консультация (старшая группа) по теме
По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи проявляются, в ней как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремлённость и другие качества личности.
Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения и пр. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pedagogam_i_roditelyam.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация педагогам и родителям.
По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи проявляются, в ней как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремлённость и другие качества личности.
Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения и пр. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.
Значение развития связной речи многообразно. Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений. И, наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Рассказ может быть повествовательным (отображение события в динамике), описательным (характеристика предмета, явления) и объяснительным (какой предмет, что с ним делать, почему). Кроме того, существуют рассказы-рассуждения и творческие рассказы (основанные на воображении).
Перечислим эти блоки:
1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.
3. Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.
4. Составление рассказов по одной сюжетной картине.
5. Составление рассказов по памяти.
6. Составление рассказов по символам.
7. Составление рассказов по схемам.
8. Составление рассказов по натуральным предметам.
9. Составление рассказов по предметным картинкам.
10. Составление рассказов по заданным словам.
Если развитие вашего ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его
творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст. Если малыш находится в начале пути совершенствования, упражнения помогут грамотно сопровождать его интенсивное развитие.
Но в любом случае они позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!
В каждом блоке упражнений выделены 3 уровня сложности. Первый уровень
содержит упражнения, не требующие от ребёнка большой самостоятельности и инициативы. На втором уровне в упражнениях появляются элементы фантазирования, творчества. Упражнения третьего уровня целиком рассчитаны на активизацию творческих способностей, инициативы и фантазии малыша, выход за границы привычного.
Отметим, что, несмотря на уровень речевого развития, с каждым ребёнком желательно проделать все блоки упражнений, чтобы он овладел максимальным количеством видов рассказывания. Выполняйте упражнения последовательно, одно за другим, без пропусков и перестановок, так, как они расположены в книге. Не торопитесь составить как можно больше рассказов за одно занятие. Лучше посвятить одному упражнению несколько дней, но добиться заметного улучшения в качестве высказываний ребёнка, чем бегло «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений.
Чтобы повысить мотивацию, дополнительно заинтересовать ребёнка занятиями, запишите его рассказы на магнитофон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и старательности от малыша, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с ребёнком их положительные и отрицательные стороны.
Занимаясь, не забудьте, что динамика обучения во многом зависит от вашего настроения и состояния. Наилучшими помощниками в занятиях окажутся ваши
заинтересованность, настойчивость, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.
Для того чтобы добиться желаемого результата в работе по программе родителям и педагогам необходимо:
Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться друг к другу.
Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого как он (она) нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее.
В родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Педагогам - воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
Родителям - внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах группы.
Педагогам - учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
Родителям и педагогам - изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и образовательном учреждении.
Родителям и педагогам - проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка, бумаги или строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.
Родителям и педагогам - проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Всем участникам педагогического процесса внимательно изучить нашу программу и комплект пособий, обсудить их содержание и выработать свою стратегию и тактику работы с детьми.
Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
Игротека в кругу семьи.
Приведем еще несколько рекомендаций, именно для родителей
Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
"Только весёлые слова".
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,=допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
"Автобиография".
Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе...". (Лампочка).
Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался..." (Пятачок).
"Волшебная цепочка".
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.
"Слова мячики".
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
"Антонимы в сказках и фильмах".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.
Примеры заданий:
"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");
"Если вдруг..."
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
Все пуговицы;
Все ножницы;
Все спички;
Все учебники или книги и т. д.
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить:
"Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."
Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
Живая вода;
Цветик-семицветик;
Сапоги-скороходы;
Ковёр-самолёт и т. д.
"Подбери слово".
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
"Кто что умеет делать".
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).
"Антонимы для загадок".
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".
Обитает в воде (значит, на суше);
Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
Хвост очень длинный (значит, короткий);
Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
Очень любит солёное (значит, сладкое).
Кто это?
"Весёлые рифмы".
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка - .... печка;
Трубы - ... губы;
Ракетка - пипетка;
Слон - ...поклон;
Сапоги - ...пироги и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Значение развития связной речи у дошкольников"
Статья "Значение развития связной речи у дошкольников" В этой статье описано, почему развитие связной речи у дошкольников важно и если этому не уделять достойного внимания, какие последствия могут быт...
«Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов и родителей...
"Значение развития связной речи ребенка 7 - го года жизни" консультация для родителей
Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и не много их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто...
«Значение развития связной речи ребенка в младшем дошкольном возрасте»
laquo;Значение развития связной речи ребенка в младшем дошкольном возрасте»...
Статья «Значение развития связной речи, как необходимое условие для формирования активной диалогической позиции ребёнка».
Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в старшем дошкольном возрасте. Монолог — более сложная форма речи. Для того, чтобы научить дошкольников осознанно строить высказы...
Консультация для родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»...
"Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста. Как ее развивать?"
Ярким показателем готовности к школьному обучению является уровень речевого развития ребенка....