Дошкольный возраст - время играть!
материал (младшая группа) на тему
Здесь представлена подборка игр, направленных на развитие речи, мелкой моторики, логического и творческого мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnyy_vozrast_-_vremya_igrat.docx | 11.65 КБ |
rechevye_igry.docx | 13.9 КБ |
igry_dlya_melkoy_motoriki.docx | 17.81 КБ |
logich.tvorcheskoe_myshlenie.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – время играть
Значение игры порой недооценивается. В первые годы Советской власти считалось, что игра ребёнку не нужна — это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.
Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля, Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности — верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам — настоящий капитан или летчик.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным.
Предварительный просмотр:
Игра для развития слуховой памяти
Интересна игра по развитию слуховой памяти у детей. Кроме того, она укрепит в памяти детей названия материалов, из которых сделаны разные предметы. Выставьте в ряд предметы из разных материалов – из металла, дерева, пластмассы, стекла, камня. Выложите в ряд также «инструмент», лучше всего, если он будет иметь вид палочки. К примеру, это может быть деревянный карандаш, длинный металлический гвоздь или шпилька, пластмассовая ручка. Постучите сначала одним «инструментом» по разным выставленным предметам, затем, по очереди, другими. Закройте глаза малышу и повторите каким-нибудь «инструментом» стук. Попросите ребенка сказать, каким «инструментом» по какому предмету вы стучали. Чтобы ребенку было интересно, взрослые тоже могут принять участие в этой игре. Расскажите малышу о материале, из которого сделан тот или иной предмет, принимающий участие в этой игре.
«Придумай слово»
Для того чтобы развить и укрепить словарный запас ребенка, предложите ему поиграть в развивающую игру, в ходе которой взрослый (или сам ребенок) выбирает какую-то букву, и произносит максимально знакомое количество слов, начинающихся на нее. К примеру, если ребенок выбирает букву «В», то его словами могут стать: волк, велосипед, вагон и так далее. Взрослый может в конце подсказать еще слова, начинающиеся на эту букву. Если детей несколько, то можно предложить соревнование между ними, кто назовет большее количество слов, известных ему и начинающихся на выбранную букву алфавита.
Тематические игры
Развивающими внимание ребенка, его память и наблюдательность могут стать игры, в которых на определенную тему (выбранную или взрослым или самим ребенком) играющий называет максимально известное ему количество слов. Например, выбрана тема школы. Интересно было бы узнать, а что известно ребенку о школе, какие слова он относит к этой теме. Или можно подобрать тему, которая очень интересна малышу, к примеру, спорт или же животные. Для тех, кто постарше, можно предложить поиграть в города, и тогда нужно будет назвать как можно больше городов.
«Начинаем с буквы…»
Усложнить игру в слова по теме можно одновременным выбором темы и буквы, на которую будут начинаться слова. Например, выбрать животных на букву «Р»: рысь, рак, рыба… Или же можно составить порядок тем, к которым будут подбираться слова на одну букву: например, попросите ребенка назвать по порядку (города, животные, растения, имена) слова на букву «Р», тогда его ответ может быть таким: Рязань, рысь, роза, Роберт. Хорошо, если взрослый может подобрать такую букву, на которую слов достаточно много, тогда ребенку будет намного интереснее. Можно также поменяться с ребенком ролями, и попросить его самого придумать и порядок тем и букву, на которую слова должны начинаться. Возможно, при этом придется отвечать малышу на вопрос, а почему нет слов на букву Ы, Ь, твердый знак.
Игра в антонимы
Не менее интересно ребенку составлять слова, представляющие собой антонимы к первым сказанным словам. С малышом можно меняться, попеременно вызываясь называть первое слово, к которому нужно подбирать антоним. К примеру: взрослый говорит слово: длинный, ребенок отвечает: короткий и тому подобное. В эту игру с удовольствием играют и взрослые вместе с детьми. А малыш больше узнает о словах, имеющих противоположный смысл.
«Угадайка»
Поиграйте с малышом в угадайку. Назовите начальный слог слова. Например: «ма», и пусть малыш назовет как можно больше слов, начинающихся этот слог: «мама», «машина», «малина», «макароны», «малыш» и так далее. Если детей несколько, то можно устроить между ними соревнование. А если ребенок один, то можно с ним чередоваться в отгадывании. Можно дать дополнительные данные, например, намекнуть, из какой области данное слово, и попросить его полностью угадать.
Предварительный просмотр:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Вашему вниманию представляются игры для развития мелкой моторики рук:
1. Работа по выкладыванию аппликации. Для этой работы взрослый должен подготовить лепестки, вырезанные из цветной бумаги (или закрашенные краской или карандашом). Если ребенок уже умеет вырезать ножницами, то можно поручить ему самому вырезать лепесточки по заранее нарисованным линиям. Объясните, как нужно приклеивать лепестки к бумаге, укажите последовательность. В центр аппликации уложите вырезанный цветной круг – это будет сердцевина цветка. Когда ребенок приклеит лепестки вдоль круга, подготовьте ему вырезанный лепесток. Очень интересным может оказаться цветок-аппликация, лепестки которого будут из перьев, кусочков ваты.
2. Игра в конструктор. После четырех лет детям уже можно давать для игр конструктор с мелкими деталями. Для развития моторики очень важно, чтобы детали были как можно меньше. Но для начала вполне можно использовать большие конструкторы. Из крупных блоков ребенок даже может построить себе «дом», а из стандартных небольшого размера деталей можно сделать, например, лабиринт. Дети с удовольствием наблюдают, когда в лабиринт из конструктора запускают шарики. Если построить вместе с ребенком сложный лабиринт, с поворотами, горками, мельницами и так далее, то тем большее удовольствие получит ребенок, наблюдая, как шарики проходят все изгибы лабиринта. Подобная игра развивает не только руки ребенка, но и его воображение.
Маленькие детали конструктора дают возможность детям работать над моторикой, при чем с большим интересом, так как маленькие детальки позволяют создавать миниатюрные машинки, домики, строить крепости, бастионы и так далее.
Сейчас также существуют конструкторы, основанные на действии магнетизма – в нем есть магнитные предметы и металлические. Благодаря эффекту намагничивания ребенок может создавать самые различные комбинации. При работе с таким конструктором ребенок не только развивает моторику, но и учится наглядно элементам физики, изучает пространственные конструкции.
3. Работа над игрушками. Малышам очень полезно самим научиться создавать предметы, для начала – игрушки. Игрушка - кальмарик. Для работы предложите малышу подумать, что может получиться из старой перчатки. Не исключено, что он сам вспомнит разные мультфильмы, книжки про животных или свои наблюдения и назовет осьминога или кальмара, если нет – напомните ему сами, объясните, что пальцы перчаток можно сделать щупальцами, а верх использовать для тела кальмарика. Начните работу с того, что выясните у ребенка, как он представляет себе кальмарика, предложите ему пуговицы вместо глаз будущей игрушки. Пришейте «глаза» на тыльную сторону перчатки. Набейте пальцы ватой. Предложите перетянуть верх перчатки резинкой для волос или просто сшейте края. Чтобы получился рот, его можно вышить нитками или нарисовать.
Аппликация из пуговиц или другого подручного материала. Нарисуйте на плотной бумаге контур – это может быть домик, машинка, лицо клоуна, фрукты. Часто в доме есть самые разнообразные пуговицы от старых вещей. Предложите ребенку приклеить по контуру разные пуговицы и создать настоящую выпуклую картинку. В качестве клея чаще используют ПВА. Если нет пуговиц, то можно использовать различные пластмассовые маленькие детальки, не очень нужные в хозяйстве. Попробуйте разделить детальки по цвету и использовать их соответственно.
Игрушка-гусеница. Для изготовления гусеницы иногда достаточно старого детского гольфика. Его наполняют ватой или крупой, затем зашивают верх. На уровне пятки пришить две пуговицы, на уровне носка – еще одну другого цвета – это будет рот гусеницы. Украсить игрушку можно ленточками и бантиками. Очень забавно будет, если вместо пуговиц приклеить маленькие пластмассовые шарики, с нарисованными на них глазками.
Игрушки на елку. Для поделок понадобится липкая с одной стороны цветная бумага. Вырежьте из нее парные фигурки, подготовьте толстую нитку. Покажите малышу, как с клейкой стороны бумаги отклеивать пленку. Затем пусть ребенок положит на липкую сторону сложенную петлей нитку, петлей наружу, а сверху аккуратно накроет второй половиной фигурки. На нелипкой стороне можно нарисовать что-нибудь: глазки, сердечки, цветы, снежинки и т.д. Для тех детей, которые не умеют обращаться с такой бумагой, лучше предложить склеивать простые фигуры – квадраты и прямоугольники, а только после склеивания вырезать фигурку.
Создание картинок из крупы, соломинок, бусинок, бисера. Предложите малышу составить картинку по нарисованному оригиналу из подручных средств. Картинка должна быть небольшого размера с простым и понятным сюжетом – домик с деревом, овечка, солнце и тучки и т.д. После того, как малыш разложит крупинки или другие мелкие детали, их можно покрасить красками.
Игра в раскрашивание. В хозяйственных магазинах часто продают простые деревянные чурочки. Иногда они остаются после ремонта. Если они не имеют заусенцев, то их можно использовать для раскрашивания. Лучше использовать для этих целей гуашь. Из обычной чурочки может получиться «дерево» с «бабочкой», разные жучки, птицы, цветы и т.д. Для примера стоит показать малышу как это делается, поговорить с ним, какой именно он хотел бы видеть эту чурочку. А после того, как чурочка раскрашена, ее можно поставить в детскую комнату или же… смыть рисунок, если не понравится. То же можно нарисовать и на природных камешках или ракушках.
Совместные рисунки. Если ребенок не очень любит рисовать - попробуйте предложить ему совместное занятие. Если малыш рисует один глаз у человечка, то вы рисуйте второй. И так далее. Хорошо помогает весело рисовать стишок «Точка, точка, запятая, вышла рожица смешная…» Или: «ручки, ножки, огуречик, вот и вышел человечек».
Предварительный просмотр:
Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.
ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ»
Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:
«Все люди спят».
«Все яблоки сладкие».
«Дождь бывает холодный и теплый».
«Все животные впадают в зимнюю спячку».
«Летом мы ходим в шубах».
«Слоны умеют летать».
«Арбузы растут на деревьях».
«Корабли плавают по суше».
«Зимой всегда пасмурно».
«Солнце светит только утром и вечером».
«Ни один человек не может жить без воды».
Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.
Примеры фраз:
«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)
«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)
«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)
«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)
«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.
Примеры заданий:
«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).
«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).
«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).
«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).
«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).
«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).
«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).
ИГРА «АССОЦИАЦИЯ»
У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.
Примеры заданий:
Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).
«Дорисуй фигуру»
Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).
Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.
«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество — процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)
Игры на развитие творческого мышления дошкольников
«Что будет, если?..»
Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:
Что будет, если...
... человек перестанет есть?
... не выключить кипящий чайник?
... оставить холодильник открытым?
... носить тесную обувь?
... не чистить зубы?
... забить мяч в окно?
... съесть десять порций мороженого сразу?
... дразнить соседскую собаку?
... ходить задом?
... не спать?
... посадить цветы в песке?
... сесть на ежика?
... человек научится летать?
«Образы»
Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»
«Новый человек»
Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.
«Непослушный карандаш»
Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).
«Какого вкуса небо?»
Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»
«Найди применение»
Самый известный пример о творческом применении предмета — это история с кирпичом.
Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольный возраст - время играть.
консультация для родителей...
Дошкольный возраст - время играть
Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит...
Дошкольный возраст – время играть
Во все времена взрослые выбирают и покупают детям игрушки. Они были и остаются самым рейтинговым товаром. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением забавных обновок для ...
Дошкольный возраст - время играть.
Дошкольный возраст - время играть....
Интерактивные игры для детей среднего дошкольного возраста "Времена года"
Задачи: Закрепить знания детей о временах года: осень, зима, весна, лето; представления об особенностях каждого времени года....
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста "Времена года"
Дидактическая игра для второй группы раннего возраста«Времена года»(авторская разработка)Цель: Закрепить с детьми признаки каждого времени года, закрепить представления детей о геометричес...
Интерактивная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Времена года»
Данная игра предназначена для систематизации знаний у детей о последовательности наступления времен года, для закрепления умений по существенным признакам и предметам определять времена года. Игра спо...