Особенности психического развития детей от одного года до трех лет.
консультация (младшая группа) по теме

Гнусарева Елена Федоровна

В статье описываются особенности психического развития детей от 1 года до 3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психического развития детей от одного года до трех лет.

После первого года жизни начинается новый этап в развитии ребенка.

 Младенчество «вооружило» его умением смотреть, слушать и управлять движением рук.

С этого времени он уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению.

Следующие два года – период раннего детства – приносят малышу новые большие достижения.

Особенности и критерии развития основных психических процессов и систем взаимодействия с окружающим миром.

Развитие зрительной системы

В возрасте 2 – 4 лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности.

Восприятие ребенка тесно связано с  выполняемыми предметными действиями. Малыш может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения того или иного действия. В других же случаях восприятие маленького ребенка может оказаться весьма расплывчатым, не точным. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

Однако если предметы просто находятся перед глазами ребенка, рассматриваются, но ему не надо специально выяснять их форму, цвет и другие свойства, это не сформирует у ребенка четкие представления. Такие представления образуются только в результате многократного выполнения действий с предметами, обладающими тем или иным свойством.

Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Если ребенка не обучать специально, восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе).

Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание),  для группировки их в классы («овощи», «звери») при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и на яву и т.д.

Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной «видеотеки». Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством реального зрения, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти.  

 

 Развитие слуховой системы

Слух, как  и зрение, состоит из двух взаимосвязанных частей: слухового восприятия и слуховой памяти.

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д.

Посредством слухового восприятия улавливаются текущие звуковые события, настраивается слуховой аппарат на лучшее восприятие: находит источник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.

Первые реакции на звуки довольно примитивны, но к 3-м годам у ребенка должно сформироваться осмысленное отношение к звукам.

Говоря о слуховом восприятии, трудно разделить понятия «слуховая память» и «восприятие», так как трудно развести в исследовании, воспринял ли ребенок сигнал и уже успел забыть его или не воспринял. Ведь именно благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать слуховые впечатления прошлого.

К двум годам ребенок знает несколько сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения. К трем годам ребенок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.

Развитие воображения

Воображение ребенка возникает в игре. И на первых порах оно не отделимо от восприятия предметов и выполняемых с ними игровых действий. В раннем возрасте воображение воспроизводит впечатление в виде образов: ребенок скачет верхом на палочке, и в это время он -  всадник, а она – лошадь.

Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стихов. Здесь так же как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Это могут быть впечатления, полученные ребенком при рассматривании картинок, чтении рассказов и сказок, просмотра мультфильмов и кинофильмов. В целом же воображение ребенка не богаче, а во многих случаях гораздо беднее, чем воображение взрослых. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт, а следовательно меньше материал для воображения. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще.

Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умениями отличать воображаемое от действительного.

Развитие мышления

Мыслить – значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.

По современным представлениям интеллект – это не что-то одно, чего у одних людей больше, а у других меньше. С одной стороны, это множество относительно независимых способностей (языковых, двигательных, логико-математических, зрительных, музыкальных и некоторых других), на основе которых формируются соответствующие знания и навыки, с другой – рабочая память, обслуживающая все виды мышления. Важна также достаточная скорость умственных действий. Для мыслительной деятельности важно, организована ли усвоенная масса информации в единую систему или она состоит из множества не связанных между собой «записей».

18-36 месяцев

У ребенка увеличиваются количество знаний, навыков, словарный запас и объем рабочей памяти. В результате, мыслительные процессы приобретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность: он уже может сам одеться, правильно использует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков. К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его близких, об игрушках и т. д. Он понимает значения нескольких предлогов, правильно относит предметы к некоторым классам и имеет представление о людях разного пола, возраста и профессий. К этому времени относят и начало логического мышления. Об этом говорят его суждения и умозаключения.

Развитие речи и общение

Заключительный скачок в развитии потребности  в общении наблюдается на третьем году жизни, но при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением общаться и выработкой навыка общения.

Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Эти качества в значительной степени влияют на характер взаимоотношений между детьми.

 Ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях  и связях между явлениями и окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру. Он охотно и энергично повторяет за другими и воспроизводит готовые образцы жестов, манер и слов. Исследуя психологическую основу этой особенности ученые младших дошкольников, ученые рекомендуют широко использовать подражание в детских играх, особенно направленные на умение общаться, взаимодействовать друг с другом.

Самостоятельность – необходимое условие организации совместной деятельности детей, развития положительных взаимоотношений. Не менее важно научить действовать согласованно, играть мирно, не ссориться.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его.

От 2-х до 3-х лет внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени – бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений увеличивается очень быстро, грамотность их построения совершенствуется.

Развитие волевых процессов

Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений  с другими детьми, умение преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других людей, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. У детей с более высоким уровнем развития воли контакты со сверстниками более длительны и бесконфликтны.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка почти целиком складывается из импульсивных поступков – проявление воли наблюдается лишь время от времени при особо благоприятных для этого обстоятельствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности психического развития детей от двух до трех лет.

Детки 2-3 лет – личности уже более зрелые и понятные. Благодаря своим бесконечным наблюдениям они познакомились и освоились во внешнем мире, разработали свой тип взаимоотношений со взрослыми. Этот воз...

Организационное родительское собрание "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Данное родительское собрание предназначено для педагогов, которые работают в старшей группе с новенькими детьми. Проводится как первое собрание в учебном году. Цели собрания:·...

Возрастные особенности психического развития детей 2-3 года

Ранний возраст завершается кризисом трёх лет, ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявле...

Консультация "Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни"

Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни. Задачи воспитания и обучения»В старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться психические процессы реб...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): особенности личности

Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение сп...