конвенция
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Защита прав и достоинства маленького ребенка в Системе работы
с детьми в ДОУ
Согласно Конвенции о правах ребенка (ст.42) «все государственные
структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко
информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях
Конвенции».
Начиная работу с детьми по знакомству с Конвенцией, мы выделили
для себя ряд проблем:
* какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы
в дошкольном учреждении;
* как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей,
смысл каждого права;
*через какие формы работы с детьми (уже знакомые и нетрадиционные)
целесообразнее проводить данную деятельность;
*какую модель реализации статей Конвенции выбрать на практике.
Мы самостоятельно изучили материалы Конвенции и из общего
количества статей определили тот круг, который, с нашей точки
зрения, был бы понятен и доступен детям (ст. 2, 5, 6, 7, 9. 16, 18, 19,
23-25, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 39);
Условно объединили их в несколько блоков:
*право на охрану и укрепление здоровья (ст. 23, 24, 25, 33, 39);
*право на образование (ст. 28, 29);
*право ребенка участвовать в играх, развлечениях (ст. 31);
*право на сохранение своей индивидуальности (ст. 2, 5, 6, 7. 16, 19, 31, 32, 37).
Подобрали имеющуюся по данной проблеме литературу для педагогов и детей:
- Варывдин В.А., Клемантович И.П. «Управление системой социальной защиты детства». –М. Педагогическое общество России.
2005
- Гуров В.Н. «Формирование толерантной личности в полиэтнической
Образовательной среде». –М. Педагогическое общество России. 2005
3. Миков П.В., Русакова Н.А. «Права вашего ребенка».
-М. Педагогическое общество России. 2006
4. Миков П.В., Русакова Н.А. «Обеспечение прав ребенка в образова-
тельном процессе». –М. Педагогическое общество России. 2006
5. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И. «Реализация Конвенции
О правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях»
-М. Педагогическое общество России. 2005
6. Чумаков Б.Н. «10 заповедей сохранения жизни». –М. Педагогическое
Общество России. 2005
В процессе коллективного обсуждения была выбрана модель реализации статей Конвенции: в рамках программы «Из детства – в отрочество» интеграция правового материала через различные виды деятельности с детьми: традиции, занятия, игры, праздники, развлечения, театр, художественно-продуктивный труд. Также раскрытию содержанию статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Анализ произведений позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. Чувство правосознания, значимости своего «Я» начинает проявляться на словесном уровне через высказывания и замечания друг другу («я имею право», «ты не имеешь права этого делать»), в умении анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений. Исходя из вышесказанного был намечен перспективный план работы с детьми:
Дата | Тема | Цель и содержание деятельности | Дидактический материал |
Сентябрь | «Я и мое имя. Что оно означает?» Ст.7. | Рассказать о происхождении имени, отчества, подвести к выводу о том, что имя человеку необходимо, и каждый человек имеет право на имя. | Сказки: «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белки». |
Октябрь | «Моя семья» Ст.7, 9. | Ввести понятие «семья». Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей. | Сказки: Ш. Перро «Золушка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Морозко» |
Ноябрь | «Мои папа и мама любят меня» Ст. 5, 7, 18, 27. | Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей. | Сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Л.Толстой «Три медведя». |
Декабрь | «Дом, в котором я живу» Ст. 16. | Дать понятие «дом», его функции, разные типы жилья. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища. | Сказки: «Зимовье», М. Мревлишвили «Заячьи следы», Ю. Мориц «Дом гнома – гном дома», «Волк и семеро козлят». |
Январь | «Будем здоровы» Ст. 23, 24, 25, 33, 39. | Дать понятие «здоровье». Беседа О здоровье, почему человеку важно заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, почему важно заниматься физкультурой и закаливаться. | Сказки: «Воробушек – воробей», Гримм «Бременские музыканты», К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр». |
Февраль | «Жизнь прекрасна» Ст.6. | Знакомство с понятием «жизнь». Сообщение о том, что во всех странах жизнь человека охраняется законом. | Сказки: «Колобок», «Семеро козлят», «Снегурочка», Д. Радович «Крокодиловы слезы». |
Март | «Не обижай меня» Ст. 2, 19, 32, 35, 36, 37. | Беседа с детьми о праве на защиту от всех форм насилия и жестокости. | Сказки: «Лисичка – сестричка», В. Осеева «Волшебная иголочка», Ш. Перро «Мальчик – с – пальчик». |
Апрель | «Какие мы разные» Ст. 7, 6. | Беседа с детьми о праве на индивидуальность, на свое мнение. | Сказки: «Морозко», «Сивка – Бурка», «Журавль и цапля», Ю. Владимиров «Чудаки», «Знаменитый утенок», А. Милн и Б. Заходер «Вини – Пух и все, все, все». |
Май | «Кому нужно учиться» Ст. 28, 29. | Ввести понятие «образование». Беседа о необходимости и значимости образования. Знакомство детей с правом на обучение и образование, о преимуществе образованных людей над необразованными. | Сказки: А. Толстой «Золотой ключик» и Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». |
Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их
выполнения.
Поэтому, начинать работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, необходимо с проведения диагностики, с целью выявления информированности наших родителей о данном правовом документе, а также выявления отношения родителей к данному документу.
Таким образом, вся предварительная работа (анкетирование родителей, обработка и анализ полученных данных) подводит нас к следующему этапу – разработке системы мероприятий:
- Ярмарка идей «Как сделать родителей соучастниками и партнерами
детей».
- Оформление стенда с наглядной агитацией «Твои права».
- Стенная печать, папки – передвижки, листовки.
- Диспут «Защитим наших детей от …»
- Устный журнал, посвященный воспитанию здорового образа жизни.
- Театральное представление «Мы тоже имеем права» (по страницам Конвенции о правах ребенка).
- Родительское собрание «Азбука вежливости родителей».
- Совместная деятельность детей и родителей:
а) оформление выставок:
*детского рисунка на темы: «Вот как я играю дома», «Моя семья»;
*создание альбомов: «Кто я?», «Ребенок имеет право»;
б) совместные праздники: «Мы мужчины», «Мамин день»;
9. Встреча – дискуссия «Ответственность родителей за воспитание и
развитие своего ребенка»;
10. Встреча – диспут «Развитие индивидуальности ребенка в семье
через соблюдение его прав, уважение к его свободе»;
11. Музыкальное развлечение для родителей «Я и мои права»;
12. Открытое занятие «Страна детства»;
13. Круглый стол для родителей «На защите прав детей – педагогика
не насилие» (форма проведения – телепередача «Моя семья»).
14. Консультации для родителей:
* «Недопустимость разлучения с родителями»;
* « Право на жизнь без насилия»;
* «Родительские обязанности»;
* «Дети – инвалиды».
Все эти мероприятия призваны оказать помощь родителям и детям осмыслить свои человеческие права и обязанности, а главное –
сделать их основой своего поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/20/picture-25745.jpg)
рассказ воспитателя о "конвенции о правах ребенка"
формировать у детей представление о правах ребенка. Понимание и принятие детьми нравственных норм: воспитание любви и уважения ...
Конвенция о правах ребенка
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года...
"В гостях у Конвенции" конспект занятия по правам ребенка
дети подготовительной группы в игровой форме знакомятся с некоторыми првами, представленными в Конвенции. Дошкольники пополняют словарный запас новыми словами....
Конвенции о правах ребенка в 1989 году прошло пятнадцать л
Конвенции о правах ребенка...
Презентация "Конвенция о правах ребенка"
В 1923 году неправительственной организацией "Международный союз спасения детей" была разработана первая Декларация о правах ребенка, содержащая основные условия, которым должно следовать общест...
Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"
Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....