О половом воспитании дошкольников
консультация по теме
Интерес к различиям между мальчиками и девочками появляются обычно в 2,5—3 года, примерно к 5 годам возникают вопросы о происхождении детей, откуда берутся дети, как они выходят из матери, в 5—7 лет дети интересуются, как они туда попадают. Необходимость в более подробном освещении роли отца возникает в 6—8 лет, иногда — позже. Девочки начинают задавать вопросы раньше мальчиков. На срок первых вопросов влияют особенности темперамента, любознательности, общительности, отношение родителей к теме. Как замечает Б. Спок, беспокоиться следует не тогда, когда малыши задают вопросы, а когда они почему-то долго не задают их — это значит, что дети считают тему пола почему-либо запретной и удовлетворяют свой интерес иным, не всегда желательным образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
половое воспитание дошкольников | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Ремезова Оксана Рамилевна
МАДОУ комбинированного вида - «Детский сад № 24»
городского округа г. Стерлитамак РБ
педагог – психолог
июль 2013
ВВЕДЕНИЕ
или несколько слов теории…
Предлагаем поговорить об очень важном и волнующим, многих родителей, вопросе: половом воспитании дошкольников.
Мы поговорим о том, когда надо приступать к половому воспитанию ребенка и как правильно строить разговор с детьми на сексуальные темы и чего родителям не следует делать.
Согласитесь, что у родителей возникает очень много вопросов из этой области?!
Кроме того за первым вопросом: как поступить, возникает следующий: с кем посоветоваться? А ведь от правильности нашей реакции на бурное любопытство дорогого дитя во многом зависит его дальнейшее мировоззрение на сферу половых отношений и на взаимоотношения полов в целом.
Чтобы разобраться во всех перипетиях этого вопроса и избежать проблем в подростковом возрасте предлагаем несколько слов теории…
Интерес к различиям между мальчиками и девочками появляются обычно в 2,5—3 года, примерно к 5 годам возникают вопросы о происхождении детей, откуда берутся дети, как они выходят из матери, в 5—7 лет дети интересуются, как они туда попадают. Необходимость в более подробном освещении роли отца возникает в 6—8 лет, иногда — позже. Девочки начинают задавать вопросы раньше мальчиков. На срок первых вопросов влияют особенности темперамента, любознательности, общительности, отношение родителей к теме. Как замечает Б. Спок, беспокоиться следует не тогда, когда малыши задают вопросы, а когда они почему-то долго не задают их — это значит, что дети считают тему пола почему-либо запретной и удовлетворяют свой интерес иным, не всегда желательным образом. Ответив на один вопрос, родители могут ждать другого через минуты, часы или дни, иногда — месяцы. Поэтому полезно заранее сформулировать отношение к тем или иным вопросам и примерные ответы на них. До 8—9 лет объяснения для мальчиков и девочек могут принципиально не различаться. Некоторую помощь родителям в этом отношении могут оказать советы соответствующим образом подготовленных воспитателей и врачей, а также научно-популярная литература по вопросам полового воспитания. Конечно, найтись в каждом случае, как правильно ответить на вопрос ребенка можно, если серьезно относиться к этой проблеме, соблюдать необходимый такт и учитывать возраст и развитие своего ребенка.
Невозможно дать готовые рецепты на все случаи вопросов ребенка. Отвечать на вопросы ребенка можно и нужно без стыда и страха. Нужно также еще раз подчеркнуть, что, разговаривая с ребенком искренне и правдиво, родители создают тем самым иммунитет против влияния «тайных воспитателей», предупреждают отчуждение детей и неправильное их психосексуальное развитие.
Вполне естественно, что родители не могут остаться равнодушными к ранним проявлениям сексуальности у детей. Многие интуитивно улавливают связь этих проявлений, например, онанизма, с нарушенными отношениями в семье. Это, однако, не уменьшает их опасений за ребенка, а иногда вызывает подавленность за счет ощущения собственной вины и неумения найти выход из ситуации. Предпочтительно поэтому выносить вопрос о ранних сексуальных проявлениях на рассмотрение врача, что, однако, не избавляет родителей от необходимости соблюдения ряда обязательных условий. Всякая фиксация внимания ребенка на его сексуальности должна быть исключена из быта «, семьи. Наказания за сексуальные проявления недопустимы, ибо они способствуют и закладывают отношение к сексуальности как явлению постыдному и наказуемому, что может сказываться во всей последующей жизни.
Родителям следует знать и о необходимости уменьшить стимулирующие сексуальность влияния, провести, например, при наличии показаний дегельминтизацию и лечение запоров, а у детей-аллергиков и противоаллергическое лечение. В случаях, когда сексуальные проявления являются симптомом нервно-психических расстройств (это устанавливает врач), показано специальное лечение в зависимости от специфики основного расстройства. Если детский онанизм
принимает упорный, затяжной характер, показано применение специальных психотерапевтических методик. Главное условие их успешности — создание взаимопонимания и доверия, нормализация отношений детей и родителей. Правильное поведение родителей при эпизодических сексуальных проявлениях у детей, как правило, предотвращает дальнейшее их развитие в сторону углубления нарушений.
Нередко приходится слышать от взрослых: он еще маленький, еще не понимает. Действительно, часто не понимает, но всегда пытается и стремится понять. Сначала интонации и мимику, потом слова, а к 3-му году все, с чем сталкивается. Воспринимая даже не очень для него ясное, ребенок накапливает тот необходимый опыт, который становится основой для дальнейшего понимания. Не меньшего внимания заслуживает и обсуждение при ребенке его достоинств и недостатков, его привязанностей, а иногда и детской влюбленности. Безусловно, нельзя держать ребенка «под колпаком». Это и не нужно. Но следует всегда иметь в виду, что ребенок слушает и слышит, пытается понять и начинает понимать.
Половое воспитание как часть системы нравственного воспитания должно начинаться с младенчества. Начинаясь с опозданием, оно является по существу уже перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные на предыдущих этапах. Половое воспитание дошкольников необходимо и эффективно постольку, поскольку оно идет навстречу вопросам и проблемам ребенка, помогая ему в их разрешении и преодолении, и ставит своей задачей формирование гармонической личности.
«Я И МОЯ СЕМЬЯ»
или как стать хорошим родителем…
Роль родителей в половом воспитании детей.
Под влиянием ряда социальных воздействий к 3, максимум — к 5 — 6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу. Попытки изменить эти представления после указанного возраста малоуспешны. Основные социальные воздействия в дошкольном детстве так или иначе исходят от родителей. Роль родителей в жизни ребенка очень многопланова и проявляется с первых дней. В младенческом возрасте именно родители (или постоянно заменяющие их лица) составляют человеческую среду обитания ребенка, от которой зависит развитие его психики.
Существуют наблюдения, что дети, которые с младенческого возраста лишены такого общения, несмотря на физический уход, могут к 4 — 5 годам даже погибнуть в состоянии психофизического маразма и при отсутствии физических заболеваний. В одном из родильных домов ФРГ новорожденных из страха перед инфекционными заболеваниями длительное время содержали в кувезах. Смертность среди них достигла 32:1000.
В тюрьме же, где родившие матери могли определенное время быть вместе с ребенком, из 1000 детей умирали лишь 19. Но даже если исход не столь тяжел, эмоциональный мир ребенка без материнской ласки и ухода (т. е. в условиях депривации) сужается и беднеет, ребенок вырастает недостаточно способным к контакту, с более или менее тяжелыми психическими нарушениями [Rutter M., 1974].
Ребенок, не испытавший материнского тепла в младенчестве или позже разочарованный в своей привязанности к матери, чувствует себя беззащитным, испытывает страх, тревогу. Он может находить утешение в собственном теле — раскачиваться, сосать палец, кусать губы, раздражать гениталии.
Роль матери:
Недостаточное удовлетворение эмоциональных потребностей младенца и холодность матери выявляются в анамнезе детей с первичными дефектами развития, садизмом. О тяжелом влиянии депривации на последующее развитие свидетельствуют и эксперименты по разлучению младенцев с матерью, поставленные Н. Harlow (цит. по Г. С. Васильченко, 1977) на лабораторном двойнике человека — обезьянах. Выращенные с грудного возраста без матери, они выявляли тяжелые нарушения поведения.
Самцы в последствии оказались импотентными, а искусственно оплодотворенная самка была равнодушна к малышу, не знала, — что с ним делать, сбрасывала его со своего живота или спины, как надоедливую муху. Направленное индивидуализированное отношение к матери устанавливается постепенно. Этот процесс начинается к 5 — 6 мес и в конечном итоге должен привести к установлению отношений с окружающим миром через ряд этапов: общее представление о матери, активное узнавание ее, активное узнавание посторонних, беспокойство в присутствии посторонних, чувство близости и доверия.
Роль отца:
В возрасте 5 — 7 лет начинается некоторое ослабление привязанности детей к родителям как подготовка к более самостоятельной жизни. Роль отца имеет свои специфические особенности. Миссия отцовства приобретает все большую социальную важность по мере того, как в современной семье муж превращается из ее главы в партнера жены и берет на себя часть забот по воспитанию детей.
Можно сказать, что если мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», то отец — тому «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать — «кем-то для кого-то».
В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе — мужественности и женственности, происходит наиболее успешно. Современная психология и социология все чаще обращают внимание на то, что многие погрешности в воспитании детей восходят к недостаточному или неадекватному половому воспитанию самих родителей, отсутствию у них должных установок мужественности и женственности [Голод С. И., 1972].
Связанные с этим односторонние ожидания и претензии супругов друг к другу обостряют отношения в семье, которая либо распадается, либо сохраняется за счет установления авторитарной власти одного (чаще матери) и отказом другого (чаще отца) от установок на влияние.
Отец тогда либо принимает роль матери и сам выступает по отношению к ребенку как вторая мать, либо передоверяет свою мужскую роль жене, отстраняется от воспитания и оказывается в роли второго ребенка, либо обязанности строго разделяются и ему отводится только функция наказания. Иногда в такой семье наличие двух детей приводит к тому, что каждый из родителей имеет «своего» ребенка, и семья распадается на два нейтральных или враждебных лагеря. При эмоционально сдержанном, требовательно-властном отношении матери и ласковом, разрешающем — отца девочки часто обнаруживают маскулинное поведение.
Мальчики, воспитанные в таких условиях, впоследствии склонны к фемининному поведению. Нередко родители, желавшие иметь мальчика, воспитывают родившуюся девочку как мальчика (или наоборот — мальчика как девочку). В результате ребенок может принять навязываемый, не свойственный его полу, стиль поведения, нарушающий жизненную и семейную адаптацию.
Имея желанного мальчика, родители могут предъявлять к нему «сверхмужские» требования, постоянное несоответствие которым приводит ребенка к чувству несостоятельности, неуверенности, пассивности, зависимости. В клинике детских неврозов нередко встречаются пациенты, стержень невротических нарушений у которых тесно связан с нарушенным формированием половой роли. Ни в одной области воспитания воздействие семьи не имеет такого решающего влияния, как в сфере нравственности.
Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление уже своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и не воспринимают всего того, что пытается привить им мать.
В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком, о мужественности в сугубо кулачном смысле. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Воспитанные без отцов девочки менее успешно формируют представления о мужественности, у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, т. е. исполнять роль жены и матери. Нередко еще взгляд на роль отца определяется патриархальными представлениями о суровом и жестком главе семьи, распределяющем награды и наказания. В практической жизни отцу иногда отводится роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи все более сменяется ролью старшего, более опытного и мудрого товарища и друга детей. Он не строже матери, но в большей, чем она, степени уравновешен.
Его роль может быть оценена как стабилизирующая. В повседневной жизни это выражается в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий, большей сдержанности в проявлении чувств. Именно в этой психической уравновешенности скрыты важнейшие пути воздействия на формирование психики и личности детей. Поведение отца представляет ребенку мужскую позицию, в которой главное внимание уделяется поступкам.
Взаимоотношения родителей.
Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни.
Беседы, рассказы, сказки родителей открывают большие возможности для закладки основ морального сознания. Лживость у детей свидетельствует, как правило, о недостаточно доверительных отношениях в семье, о страхе, который руководит поведением ребенка.
Дошкольники нередко кажутся жестокими, несочувствующими. Это ошибочное впечатление связано с тем, что им трудно понять отрицательные чувства других людей, а в связи с этим и отзываться на них. Именно в семье, в отношениях с родителями ребенок впервые учится узнавать и понимать эмоции окружающих, получает образцы сопереживания, отзывчивости, взаимопомощи.
Роль игры:
Игра заполняет практически все время бодрствования ребенка и представляет собой столь сложное явление, что X. Хоглэнд заметил: «Понимание атома — детская игра по сравнению с пониманием детской игры».
Игра разгружает ребенка от избыточной активности, дает выход энергии, через игру ребенок познает мир и тренирует себя для будущей полезной деятельности, игра воспроизводит пройденные человеком в филогенезе этапы развития деятельности, в ней получает выход и интерес к развитию пола, она облегчает груз переживаний, позволяет отреагировать на неприятное и заново переживать приятное, является источником эмоционального удовлетворения В игре ребенок освобождается от чувства одиночества, формирует чувства товарищества и дружбы, познает новое. Игра представляет собой ведущую деятельность ребенка, в ней он обретает веру в свои силы, самоуважение, формирует личностную позицию по отношению к фрустрации, отношение к окружающему миру и людям. В ролевой игре проявляются не только аффективные потребности текущего момента, но и более глубокие тенденции, связанные с формированием личности.
Когда мальчик играет в шофера или разведчика, а девочка в куклы, это не только упражнение в деятельности, но и отражение стремлений. В детских играх символически реализуются желательные или уничтожаются нежелательные для ребенка свойства его личности. Это проявляется и в фантазиях, сновидениях, рисунках. В игре находит место и формирование мужественности — женственности, интерес к вопросам пола. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствует элемент соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные.
Девочки чаще играют дружными стайками, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением. Уважением пользуются добрые, заботливые, конформные. В совместных играх мальчиков и девочек первые больше склонны к преодолению привычного, поиску новых форм, а вторые олицетворяют тенденции упорядоченности, сохранения привычных правил и форм. В дошкольном возрасте складывается дифференцированное отношение к полу. Формирование образа тела связано с интересом к устройству своего и чужого тела, изучением телесной организации человека вообще и себя в частности.
Этот интерес удовлетворяется в совместных играх мальчиков и девочек в «папу — маму», в «доктора»». Одной из основных причин недостаточной успешности полового воспитания является отсутствие правильного представления о том, как оно фактически проводится и каковы реальные проявления сексуальности у дошкольников. Некоторый свет на эти вопросы проливают данные проведенных нами опросов. Они относятся к семьям, большинство из которых (88%) были полными, в половине из них — один ребенок, в другой половине — двое.
ИНТИМНЫЙ РАЗГОВОР
или как правильно это делать…
Маленький тест: когда нужно приступать к половому воспитанию ребенка?
- Когда ему исполниться 12?
- Когда он спросит, откуда берутся дети?
- Когда он впервые осмысленно улыбнется?
Правильный ответ – 3. Не ожидали?
От двух месяцев до года.
Малыш воспринимает себя и свою маму как единое целое. Он вообще не осознает себя как самостоятельное существо – как существо определенного пола. Однако в два месяца кроха уже начинает воспринимать речь, поэтому не забывайте о ком надо говорить в женском роде, а о ком – в мужском.. Ласковые прозвища тоже лучше подбирать с умом: девочке не очень подходит "зайчик", мальчику – "кнопочка, а "солнышко" не подходит никому.
От года до трех.
Кроха еще не задумывается о различиях между мальчиками и девочками. Но уже в год надо начинать покупать ему "его" игрушки. Постепенно формируется представление малыша о его теле. Рассказывая ребенку, где у него ушки, а где носик, сразу покажите и назовите и гле у него интимные места. Иначе потом придется заниматься этим отдельно, тем самым привлекая к ним излишнее внимание.
От трех до семи лет.
В три года малыш сравнивает себя с окружающими и решает к какому полу относится он сам. Девочки начинают дружить с девочками и играть в девчачьи игры. Мальчики тоже образовывают свои компании и учиняют свои забавы. Детишки обращают внимание на то, "правильно" ли их одели, сами выбирают "свои" игрушки. В это же время всплывают вопросы из серии "откуда берутся дети". Очень важно, чтобы ребенок получил правильные ответы. Неадекватная реакция на искреннее детское любопытство может привить малышу нездоровое любопытство к сексуальной теме.
От семи до одиннадцати лет.
Обычно половой вопрос в детской голове окончательно утрясается к школе. Правда, потом надо еще рассказать ребенку, как устроены внутренние половые органы мужчины и женщины и как проходит половое созревание. После этого останется только дождаться подросткового возраста и убедиться, что работа над половым воспитанием любимого чада увенчалась успехом.
Как правильно?
Называем, как следует. Лучше всего использовать медицинские названия: член (пенис), влагалище, менструация и т.д. так вы сразу обозначите различие между вашими разговорами и теми, которые ведутся между детьми на улицах и в подъездах.
Откуда берутся дети?
Расскажите, что такое беременность и роды, как развивается ребеночек в животе у мамы. Приготовьтесь ответить и на вопрос о том, как малыш попадает в мамин живот. Правильный ответ: ребенок развивается из маминой яйцеклетки, после того как к ней попадает сперма папы. Поэтому ребенок вырастает похожим и на маму и на папу. Помните, если вы отказываетесь отвечать на какой-то вопрос, вы ставите ребенка перед необходимостью либо придумывать причину отказа (наверное, в этом есть что - то плохое и страшное), либо отправиться на поиски ответа.
Что дяди и тети делают в постели?
Правильный ответ – занимаются сексом. Можно пояснить, что именно так сперма мужчины может попасть к женской яйцеклетке. Не убеждайте ребенка в том, что люди занимаются сексом исключительно для того, чтобы завести ребенка. Ведь это не правда! Лучше скажите, что взрослые люди, которые любят друг друга, получают от этого удовольствие. Так будет легче ответить на вопрос занимаетесь ли вы сексом и зачем вы это делаете.
Если вопрос вас шокировал?
Даже в этом случае не отказывайтесь на него отвечать. Вы можете честно сказать, что вам надо подумать над ответом. И обязательно выполните обещание! Помните, что именно сейчас вы приучаете ребенка к мысли, что вы – самый подходящий человек для обсуждения трудных вопросов. Таким образом, вы готовитесь пережить подростковый период без болезней, нежелательных беременностей и прочих неприятностей.
Что прилично, а что нет?
Внушите ребенку, что секс не является запретной темой,но бывают ситуации, когда говорить об этом не стоит (например, праздничный обед). Есть люди с которыми не надо обсуждать такие вопросы (например соседи, потому что они чужие, бабушка – потому что она иначе воспитана). Кроме того существуют вопросы, которые задавать не принято (например как именно родители занимаются сексом – это их личное дело). Объясните все это вашему ребенку. Пусть он усвоит, что неприлично – это не значит грязно или плохо. Это значит некрасиво и неэтично.
Не игнорируйте и не наказывайте ребенка за трудные вопросы.
Признайтесь, что так вы пытаетесь скрыть свое смущение. А заявляя, что ему еще рано этим интересоваться, вы оттягиваете разговор и его просветит кто-то другой.
Не искажайте действительность.
Не желая "портить" ребенка, некоторые родители предлагают ему упрошенный вариант правды. Например, говорят, что заниматься сексом это обниматься и целоваться. Или утверждают, что беременность наступает только у замужних женщин. В результате ребенок может оказаться в глупой ситуации (например, сообщив воспитателю, что они с Пашей занимались сексом) или попасть в серьезные неприятности.
Избегайте резких замечаний.
О собственной проблеме ребенок может рассказать вам на примере своих друзей – так легче. Поэтому не спешите с резкими высказываниями, так вы отобьете охоту делиться с вами самым сокровенным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Половое воспитание дошкольников»
Одной из основных частей общей системы воспитания является половое воспитание. От того, как было поставлено половое воспитание, часто зависит очень многое в формировании личности ре...
Консультация для родителе по половому воспитанию дошкольников: «Мама, откуда я взялся?»
Одно из главных воспитаний в дошкольном возрасте это половое, но часто родителям очень трудно разговаривать со своим ребенком на "интересные " темы. В данной статье автор помогает родителям ответить п...
Половое воспитание дошкольников.
Как правильно и коректно вести беседу с родителями, на какие стороны общения с ребенком обратить внимание. Основной аспект - это отношения родителей между собой, другими родственниками и между дочерью...
Половое воспитание дошкольников
половое воспитание...
Консультация для родителей "Половое воспитание дошкольника"
Половое воспитание сегодня является важнейшей составляющей во всем процессе воспитания. Оградить ребенка от всего этого просто невозможно, да и делать этого нельзя, потому что рано или поздно, когда о...
Половое воспитание дошкольников - Список литературы для заинтересованных родителей
middot; Любые вопросы ребенка дошкольного возраста продиктованы, прежде всего, стремлением понять непонятное, новое и неизведанное. Родителям бывает полезно заранее подготовиться и ...
Консультация для родителей дошкольников «Половое воспитание дошкольников»
Не будет преувеличением сказать, что судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей. Тема э...