ГОТОВИМСЯ К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА.
статья по теме
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Детям очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый ребенок проходит период адаптации к детскому саду. Задача взрослых, помочь ребенку адаптироваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_poseshcheniyu_detskogo_sada.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВИМСЯ К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Детям очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый ребенок проходит период адаптации к детскому саду. Вся привычная, сложившаяся жизнь ребёнка в семье кардинальным образом меняется: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду. Адаптация - это приспособление или привыкание организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме, во всех его органах и системах. Нам обычно видно то, что бросается в глаза, а это поведение ребенка. Мы видим его изменение и оно может привести нас в смятение. А что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад? Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Нет абсолютно одинаковых детей. Каждый из них индивидуален. Поэтому реакция детского организма и темпы адаптации к изменившейся обстановке у разных детей будут различны.
Как родителям готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение
Современная система образования предлагает родителям широкий выбор учреждений и многообразие форм воспитания и обучения. Вниманию родителей предлагаются различные педагогические системы. Существуют учреждения коррекционного типа: логопедические детские сады, сады для часто болеющих детей и т.д. Форму воспитания и обучения лучше подбирать с учетом психофизиологических особенностей ребенка, принимая во внимание уровень его развития, который может определить психолог во время проведения диагностических процедур. Если учреждение подобрано с учетом индивидуальности ребенка, то малыш попадет в условия, помогающие ему обучаться в тех темпах и формах, которые соответствуют его возможностям, а грамотные воспитатели помогут скорректировать некоторые проблемы ребенка, например, возникающие в общении с детьми, со взрослыми, в усвоении материала, в развитии произвольной деятельности и т.д. Неслучайно родителям, собирающимся отдавать ребенка в детский сад, предлагается пройти комиссию, состоящую из специалистов разного профиля: детских и медицинских психологов, врачей, педагогов, логопедов. Такая комиссия проводит полную диагностику психофизиологического развития ребенка и, обладая информацией о детских учреждениях разного профиля, поможет выбрать оптимальную форму обучения.
Когда ребенок идет в детский сад, он испытывает стресс, но и у родителей волнений не меньше – родного ребенка надо отдать незнакомым людям, а вдруг упадет, а вдруг поссорится, а вдруг простудится?! Вот почему так важно еще до садика многому научить ребенка: общаться, знакомиться, пользоваться горшком, платком, мыть ручки, держать в руках ложечку, пить из чашечки, обращаться ко взрослым на «Вы», знать названия одежды и т.д.
Учимся знакомиться
Научить ребенка знакомиться и общаться можно только собственным примером. И первое, чему надо учить ребенка - здороваться и называть свое имя, начинать можно задолго до садика. Если мы хотим, чтобы ребенок запомнил, как зовут воспитательницу, то мы сами здороваемся с ней, обращаясь по имени-отчеству, четко его произнося. А дома, когда малыш возвращается из детского сада, разговаривайте с ним о том, кого он в саду запомнил, как зовут мальчика или девочку, какие у него были игрушки, что он делал. Так новое окружение гораздо быстрее станет привычным.
Учимся просить игрушку и играть
Дети берут игрушки без спроса, потому что не знают, что надо просить, и потому что не знают, как это делать. Лучше заранее проговорить все трудные моменты: «Если тебе понравилась игрушка у другого ребенка, подойди, скажи «Как тебя зовут?» и спроси «Можно я поиграю?». «Если тебе разрешили взять чужую игрушку, скажи «Спасибо», а если не разрешили, то брать нельзя». Проиграйте ситуацию с любимой игрушкой сначала дома.
После того, как вы рассказали, как себя вести, показали, и ребенок попробовал сделать что-то по вашему рассказу, его обязательно нужно похвалить. Чем больше будет радостных эмоций, тем уверенней он будет себя чувствовать в детском саду.
Учимся прощаться с родителями
Если малыш очень сильно привязан к маме (папе), тогда лучше прощаться еще дома – а в садик в первое время пусть водят папа (мама), бабушка или кто-то из близких. Во время прощания работает тот же подход – сначала рассказываем во всех подробностях, только потом делаем. «Ты придешь в садик, поздороваешься, чуть-чуть поиграешь, а меня совсем недолго не будет с тобой. С кем ты будешь играть? Покажи мне». И когда событие случится в реальности, вы можете напомнить ребенку – «Помнишь, я тебе рассказывала». Уверенность в вашей честности сделает ребенка спокойнее.
Учимся заботиться о здоровье
Смена обстановки и стресс пробивают большие дыры в защитной системе организма, и лучше заранее подготовиться к его укреплению с помощью специфических и неспецифических профилактических средств. В первое время в детском саду вам нужно обращать внимание на то, как соблюдаются санитарные нормы, почаще стирать одежду, в которой ваш малыш ходит в детский сад, вовремя предложить свою помощь воспитателю. И хорошо, если, отдав ребенка в детский сад, вы не сразу же побежите на работу, а хотя бы еще полгодика посидите дома, чтобы по первому требованию оставлять ребенка дома – на этапе привыкания это очень важно.
Очень хорошо, если вы заранее рассказали малышу о том, что его ожидает – про воспитательницу, игрушки и будущих друзей, показали, где он будет гулять, где стоят его шкафчик и кроватка. Однако рассказов мало, нужны еще и привычки. Поэтому развиваем коммуникативные навыки.
Развитие навыков общения с детьми:
- Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.
- Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (пока нет открытого конфликта).
- Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду упреждающей агрессией.
Развитие навыков общения со взрослыми:
- Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).
- Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.
- Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.
- Научить ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи. Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то "папе с мамой не говорить" - за этой просьбой может скрываться опасность. И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.
В общем, ребенка нужно учить думать и отвечать за свои поступки. В этом случае садик станет полноценным тренингом общения, подготовкой к школе и ко взрослой жизни в целом.
Первые шаги родителей и ребенка в детском саду
Некоторые родители опасаются, не будет ли страдать ребенок вследствие резкого перехода из домашней среды в четкий режим детского сада, где ему уже не смогут уделять столько внимания, как дома. Социализация ребенка проходит ряд существенных этапов. Адаптация к детскому саду предполагает наличие у мамы готовности отпустить ребенка, предоставить ему больше самостоятельности. Психологи считают, что с переходом на новый этап отношений с родителями, ребенок приобретает новый опыт построения отношений с близкими людьми и миром, делает важный шаг по пути взросления. Случается, что требования, предъявляемые родителями к организации деятельности ребенка в детском саду, не отвечают его возрастным потребностям. В этой ситуации важно достичь взаимопонимания между родителями и сотрудниками ДОУ с целью создания единого пространства «семья - детский сад», обеспечения преемственности в требованиях, предъявляемых к ребенку, понимании задач воспитания и обучения.
Важнейшая задача родителей - мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Конечно, некоторые дети, особенно те, у кого есть старшие братья и сестры, охотно пойдут в детский сад. Но другие нуждаются в поддержке. Известно, что нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Надо создавать заинтересованность в присоединении к детскому коллективу.
Отправляя ребенка в детский сад, маме необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего такой, которая позволяет ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Ребенок должен легко сам одевать и снимать одежду. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не возникало желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.
Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации. Однако не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда мама забирает малыша из детского сада - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому маме не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений. Он может нуждаться в спокойной прогулке со взрослым, расслабляющей музыке.
Наиболее распространенный источник напряжения в период адаптации - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.
Другой источник напряжения – повышенные требования к поведению и «сдерживанию» себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность больше играть дома в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств. Наблюдая за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе. Проявляйте как можно больше положительных эмоций. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовим ребенка к посещению детского сада.
В помощь родителям ! Готовим ребенка к посещению детского сада. Советы и рекомендации. Максимально приблизить время сна, прием пищи, прогулки к режиму детского с...
Первый раз в детский сад! Рекомендации родителям по подготовке ребенка к посещению детского сада
Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги… Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу, а это значит, что пришло время отдавать своего кроху в детский сад! Что ждет его за ...
Общее родительское собрание для родителей вновь поступающих детей в детский сад. Тема: «Подготовка и адаптация ребенка к посещению детского сада».
ЗАЧЕМ МОЙ РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД?...
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
Буклет для родителей "Готовим ребенка к посещению детского сада"
Описание шагов по подготовке ребенка к посещению детского сада....
Консультация «Как правильно подготовить ребенка к посещению детского сада? Адаптация ребенка в детском саду».
Консультация для родителей...