Психологическая готовность к школе.
статья (подготовительная группа) на тему

В своей статье я рассматриваю определение "психологическая готовность к школе", описываю категории психологической готовности к школе: личностная социально-педагогическая, интеллектуальная, эмоцоинально-волевая. Предлагаю познакомиться с мнением таких психологов и педагогов, как Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе.

        Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень  популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого целесообразно начинать учить детей к школе. Интерес к указанной проблеме  объясняется тем, что образно психологическую готовность к  школьному обучению можно сравнить с фундаментом  здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень   психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников                                                                                                                                                                                                                        Категории  готовности.

                                        

Психологическая   готовность

Физическая готовность

Личностная социально--педагогическая

Интеллектуальная                                                                                              

Эмоционально-волевая

Физическая готовность – это состояние здоровья, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений (бег, прыжки, лазание, метание)

1.Принятие позиции школьника,т.е.отношение к школе,к учебной деятельности, к учителям, к самому себе  2. Умение общаться,т.е. адекватно общаться со взрослыми,со сверстниками

1.Ориентировка ребенка в окружающем, запас знаний ,усвоенных им в системе (хотя бы определенная система знаний на уровне ребенка)        2.Любознательность-желание узнать новое                           3.Развитие образных представлений           4.Развитие речи и мышления  

1.Способность соподчинять мотивы и управлять своим поведением (удерживать внимание 15 мин.)  2.Умение организовывать рабочее место  поддерживать порядок на нем        3.Положительное отношение к целям деятельности, принятие их                                    4.Стремление преодолевать трудности                                    

        

В Отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к  школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С.Выготского, содержится в работах Л.Божович,Д.Б.Эльконина,Н.Г.Салминой,Е.Е.Кравцовой,Н.В.Нижегородцевой, В.Д.Шадриковой, М.М.Безруких, М.С.Мышкиной (2008г.), Л.П.Нестеренко (2008г), Н.И.Гуткиной и др.        

Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л.И.Божович рассматривает два её аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:                                                                        

1.определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающие познавательные и социальные мотивы  учения;                                                                2. достаточное развитие произвольного поведения;                                                3. определённый уровень развития интеллектуальной сферы.        

                                

Мотивы поступления детей в школу могут быть разные:                                        

1) Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал и т.д.).                                2)   Потребность в новой обстановке и новых впечатлениях.                                        3) Желание приобрести новых друзей.                                                                4) Желание учиться, узнавать новое(самый важный мотив).                                        5) Получать похвалу за учебу и др.        

                                                        

Основным критерием  психологической готовности к школе в трудах Л.И.Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении  со взрослыми на новом уровне.                                

Д.Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:                                                                - умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно     определяющему способ действия;                                                                                - умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;                                - умение слушать и выполнять инструкции взрослого;                                                - умение работать по образцу.

        Готовность ребенка к систематическому обучению в  школе (школьная зрелость) – это тот уровень его морфологического, функционального, психического  развития, при котором требования систематического обучения  не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья.                                                                                        Проблемой школьной зрелости занимался Л.С.Выготский. Он считал, что программа дошкольного обучения, созданная взрослыми, должна быть одновременно и программой самого ребенка. Готовить ребенка к школе, значит, активно формировать его учебно-познавательные мотивы, т.е. желание  учиться, развивать психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.                                        Учебная мотивация, складывающаяся из познавательных  и социальных мотивов учения, а также мотивов  достижения, обеспечивает необходимый уровень произвольной организации поведения и деятельности. Если при выполнении заданий проявляется слабое развитие произвольности, то обычно этому  сопутствует отсутствие  учебной мотивации. Уровень интеллекта должен быть таким, чтобы ребенок мог осуществлять обобщение.  Речевое развитие должно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли и понимать другого, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и фонематического слуха.                                                                                        Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми. В арсенале  игр должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозайки и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести и рассказы. Чтение должно быть неотъемленной частью каждого дня ребенка. Занимаясь с детьми, взрослые общаются с ними, что также очень важно для нормального развития  малыша. Вырастая в атмосфере доброты, любви, игры, книг, интереса ко всему окружающему, ребенок к 6 годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать и считать. Кажется, чего проще, чтобы все перечисленное выше присутствовало в жизни маленького человека, и как итог -  нормальное развитие к моменту поступления в школу, именуемое «психологическая готовность к школе»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                        

                                                                                                

                     

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....


 

Комментарии

Данная статья будет интересна для воспитателей, педагогов, психологов,логопедов,родителей.

Данная статья может быть интересна для воспитателей, педагогов, психологов, логопедов, родителей.