Консультация для родителей вновь поступающих детей "Мы идем в детский сад"
консультация по теме

Малышева, Дарья, Александровна

Адаптационный период очень важен при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. И то как ребенок будетпривыкать к детскому саду во многом зависит от первого этапа адаптации - Подготовка ребенка и родителей к началу посещения детского сада. Поэтому первоочередное что проводиться с родителями при оформлении ребенка в дошкольное учреждение - консультация позволяющая показать как нужно подготовить ребенка к детскому саду, как збежать трудностей с которыми могут столкнуться родители в первые дни посещения группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей к условиям детского сада

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:  - четкий режим дня;  отсутствие родных рядом; постоянный контакт со сверстниками;  необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;  резкое уменьшение персонального внимания.  Все это приводит к тому, что ребенок попадает в определенную стрессовую ситуацию, которая называется адаптацией.

   

Выделяют два вида адаптации:

1. Биологическая адаптация - это перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям. Именно при биологической адаптации возникает снижение защитных функций  организма, вследствие чего дети могут начать болеть, чаще, чем это было тогда, когда они находились дома. Ребенок может начать жаловаться на усталость, плохое самочувствие, стать более вялым. Но все это временно, как только организм привыкнет к изменениям все это пройдет.

2. Социальная адаптация – способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. Другими словами это перестройка своей жизни, привычек под новые условия.

Существует много факторов влияющих на протекания адаптации ребенка, одним из которых является возраст ребенка. Наиболее благоприятными для начало посещения детского сада являются 1.5 года и старше 3-х лет. Дети младшего возраста лучше привыкают к изменившимся условиям, т.к. их режим только закладывается, и основной проблемой для них становится только разлука с близкими и уменьшение  объема внимания к ним. Детям старше 3-х лет легче адаптироваться в том плане, что к этому возрасту у них резко возрастает потребность в общении со сверстниками, а именно в коллективе детского сада это потребность может быть удовлетворена в полном объеме. Кроме этого у них снижается привязанность к матери, они легче вступают в контакт с другими взрослыми людьми.

   

  С какими трудностями могут стакнуться родители, когда дети начинаю посещать детский сад - повышенная плаксивость.

 -капризность.

 - нервозность.

 - резкая смена настроения.

 - появление вредных привычек (сосать палец, брать в рот разные предметы, что-то накручивать и т.п.).

- изменение поведения и привычек детей.

Кому адаптироваться легче?

  1. Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее
  2. Детям, физически здоровым
  3. Детям, имеющим навыки самостоятельности
  4. Детям, чей режим близок к режиму сада
  5. Детям, чей рацион питания приближен к садовскому

Как подготовить ребенка к посещению детского сада.

Во первых нужно учитывать возраст ребенка,  детям до 4-х лет нужно при подготовке к детскому саду делать упор на приспособление к режиму детского сада, на необходимость расставания с близкими людьми. Детям, более старшего возраста кроме этого необходимо развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми, развитие игровой деятельности.

 

   Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждет при посещении детского сада Например: “Детский сад это такой  красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают, Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весело”. Можно использовать рассказы из своей жизни, о том как вы ходили в детский сад.

 Но рассказывание больше применимо для детей от 3-х лет. Для более маленьких детей лучше использовать прямое знакомство – утром прийти и посмотреть как родители приводят детей в детский сад, днем прийти на прогулку и показать как гуляют дети, и вечером, чтобы ребенок увидел как забирают детей домой. Но и детям, более старшего возраста можно использовать метод прямого знакомства.

Подготовить к расставанию с мамой. Можно оставлять не надолго с другими родственниками. При этом подчеркивая что мама ушла по делам и обязательно придет.

Построить режим дня приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения Д.С, а как минимум за 1.5, 2 недели. (7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник, 17.30 – ужин. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30. ).

Рацион питания так же должен быть приближен к меню Д.С. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно супы.

Приучение к самостоятельности – создайте условия, чтобы он мог самостоятельно одеваться и умываться для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вещать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности, одно одели вместе другое он сам.

Выработка культурно-гигиенических навыков – мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены (носовой платок, полотенце), опрятно есть.

Детей с 3-4 лет нужно приучать и культуре поведения –здороваться со взрослыми и сверстниками, употреблять слова выражающие просьбу, благодарность, выполнять элементарные правила поведения на улице и в помещении, правилам поведения за столом, в спальне.

У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок приходя в детский сад попадает в окружение сверстников нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками.

Детей старше 3-х лет нужно учить взаимодействовать с детьми – как знакомиться с детьми, входить в игру, взаимодействовать с детьми в игре, делиться игрушками, отзываться на просьбу другого ребенка. Кроме этого нужно научить ребенка играть. Игра для ребенка это не просто манипулирование предметами, это какой-то сюжет, взаимодействие с партнерами по игре. Кроме активных игр дети должны уметь играть ив спокойные развивающие игры. Для этого нужно заинтересовать их, поиграть вместе с ними, на примере показать, как делиться игрушками, выполнять правила игры.

При начале посещения Д.С. нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т.е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни не больше чем на 2-3 часа. Учтите что дели будут уставать в Д.с. не только морально но и физически, т.к все это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей.

Откажитесь на время от посещения дополнительных образовательных  и спортивных учреждений.

Вам нужно самим четко понимать, что плачь, изменение поведения ребенка это нормальные изменения вызванные приспособлением его к изменившимся условиям. Поэтому нужно как можно спокойнее реагировать на них. Самим не тревожиться и расстраиваться т.к.  это состояние передается ребенку.

Никгода не говорите при ребенке, даже если вы просто разговариваете с кем-то а ребнок стоит рядом. О том что ему скоро предстоит пойти в детский сад и вы очень этим обеспокоены, как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспитателя, у будут ли они добрые и т.п.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае: 

  1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  3. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация ребенка к условиям детского сада

Слайд 2

Адаптация Биологическая адаптация – это перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям . Социальная адаптация – способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.

Слайд 3

Факторы влияющие на протекание адаптации Возраст ребенка 1.5 года - 2 года Старше 3-х лет

Слайд 4

Поведение ребенка в период адаптации - повышенная плаксивость -капризность - нервозность - резкая смена настроения - появление вредных привычек - изменение поведения и привычек

Слайд 5

Кому адаптироваться легче Детям , которых готовили к посещению детского сада заранее Детям , физически здоровым Детям , имеющим навыки самообслуживания

Слайд 6

Подготовка ребенка к детскому саду Укрепление здоровья, физическое развитие Эмоциональная готовность Режим дня и рацион питания Развитие самостоятельности

Слайд 7

Эмоциональная готовность Знакомство с детским садом Подготовка к расставанию с мамой

Слайд 8

Подготовка к режиму детского сада Построить своим режим дня дома с хожим с режимом для детского сада Ранний утренний п одъем Обязательный дневной сон с 13.00-15.00 Прогулки на улице на детских площадках Ночной сон не позднее 21.00

Слайд 9

Молочные продукты (творог, кефир, йогурты) Рацион питания приближен к меню детского сада Различные каши (молочные и на воде) Супы Мясные изделия (котлеты, биточки) и т.п. Компоты, кисели

Слайд 10

Развитие самостоятельности Самостоятельно одеваться, раздеваться и умываться с небольшой помощью взрослых Аккуратно складывать свои вещи Мыть руки и умываться перед и после еды, после прогулки и посещения туалета Самостоятельно и аккуратно кушать

Слайд 11

Приучать к культуре поведения Здороваться со взрослыми и детьми Употреблять слова просьбы, благодарности (дайте пожалуйста, можно взять, спасибо) Культура поведения на улице и в помещении

Слайд 12

Формировать умения общения со сверстниками Посещать детские площадки, чтобы ребенок играл вместе с другими детьми Развивать игровую деятельность

Слайд 13

Первое время посещения детьми детского сада Ознакомление воспитателя с особенностями ребенка, его привычек. Создание дома комфортную, спокойную обстановку . Избегать посещение публичных мест, с большим уровнем шума . Спокойно относится к плачу и смене настроения у ребенка. Снизить собственную тревожность за ребенка.

Слайд 14

Не делайте ошибок! НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ЗА ПЛАЧЬ. НЕЛЬЗЯ ПУГАТЬ ДЕТСКИМ САДОМ . НЕ ОТЗЫВАТЬСЯ О ВОСПИТАТЕЛЯХ И О ДЕТСКОМ САДИКЕ ПЛОХО ПРИ РЕБЕНКЕ. НЕЛЬЗЯ ОБМАНЫВАТЬ РЕБЕНКА.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА психологического сопровождения вновь поступающих детей в детский сад в адаптационный период «Первый раз в детский сад»

Данная программа составленна с учетом основного запроса ГБДОУ детский сад №1, расчитана на 3 ясельные группы (1группа с 1,6 до 2 лет, 2 группы с 2 до 3 лет). Программа выстроенна с учетом возрастных о...

Консультация дляродителей «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду»

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, простран...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВНОВЬ ПОСТУПАЮЩИХ В ДОУ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ: «НА ПОРОГЕ ДЕТСКОГО САДА».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВНОВЬ ПОСТУПАЮЩИХ В ДОУ ДЕТЕЙ «НА ПОРОГЕ ДЕТСКОГО САДА»План для собрания в детском саду1) Часы работы детского сада. Самое раннее и самое позднее время...

Консультация для родителей на тему «Идем в детский сад!»

Консультация для родителей на тему: «Идем в детский сад!»...