Воспитание культуры здоровья в условиях детского образовательного учреждения
учебно-методическое пособие (средняя группа) по теме

Шашура Валентина Васильевна

 

Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ

  Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят  за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о  негативных тенденциях в здоровье подрастающего  поколения, связанные с особенностями  современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и  не научает "конструировать" собственное  здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем  детей и подростков, берет на себя система образованияю

     Отличительной чертой развития системы образования  на современном этапе является тенденция  к ее гуманизации. Для современного российского образования в этом отношении особое значение приобретает  гуманитарное знание, ориентированное  на признание ценности человека как  личности, его права на свободное  развитие и проявление своих способностей. Вместе с тем, система образования  не может считаться гуманистической, если в ней не нашла отражение  одна из основополагающих человеческих ценностей - здоровье. Это положение  приобретает особую актуальность в  связи со все более тревожной  тенденцией к снижению уровня и качества здоровья населения Российской Федерации, что наиболее отчетливо проявляется  в статистике здоровья наиболее уязвимого  звена общества - детей. Во многом это  обусловлено тем, что существующая система образования и воспитания  не рассматривает сохранение и улучшение  состояния здоровья как один из приоритетов  своей деятельности, в результате же организация и содержание образования  ведут к его ухудшению у  всех участников образовательного процесса

   Так, согласно статистическим данным, 80-85 % детей школьного возраста имеют  плохое здоровье, более 60% студентов  вузов требуют стационарного  лечения, а 85% педагогов имеют хронические заболевания. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий - болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

 

     Одной из основных причин такого положения, по данным Министерства образования  РФ, являются факторы среды дошкольного  учреждения: переполненность групп, заниженный уровень освещенности помещений, не обоснованное научное комплектование групповых коллективов, авторитарный стиль работы педагога, отсутствие помещений для отдыха, неблагополучие психологического климата групп; неоправданная, интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической  и экологической обстановки и  т. д. Вопросы сохранения здоровья, оптимизация факторов, которые его формируют, поднимаются  не только медиками, но и экологами  в связи с тем, что в настоящее  время влияние отрицательных  факторов окружающей среды неуклонно  возрастает, а адаптационные возможности  человека как биологического вида не безграничны. Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья дошкольников в работе воспитателя необходим системный  подход, то есть культура здоровья дошкольников должна развиваться в целостном  интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны. Система работы педагога по воспитанию культуры здоровья дошкольников – это сложная совокупность логически и организационно взаимосвязанных явлений, характеризующаяся единством цели, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов и приемов работы, отражающаяся в различных взаимодействиях воспитателя с медицинской, психологической, социальной службами, семьями, инструктором физической культуры, педагогами дополнительного образования, администрацией детского сада, работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений, основанных на программе воспитание культуры здоровья дошкольников  Вопросы воспитания культуры здоровья у дошкольников отражены в трудах Ушинского, Сухомлинского.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование валеологической культуры ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения

Здоровье человека - это великое благо и неотъемлемое условие его счастья. Когда человек здоров, он строит свою жизнь по собственным планам и легко преодолевает любые трудности....

Применение технологии "БОС-Здоровье" в условиях дошкольного образовательного учреждения

характеристика метода, медико-экономическое обоснование, показания и противопоказания к применению, теория и практика применения метода в ДОУ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

Аннотация: в статье предложены и охарактеризованы пути повышения мотивации к формированию культуры здоровья в условиях детского образовательного учреждения. Предложены конкретные приемы работы, которы...