Консультация для воспитателей: "Театр в детском саду"
консультация по теме

           Использование элементов кукольного театра

       в театрализованных развлечениях старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_v_d.sadu_.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Использование элементов кукольного театра

       в театрализованных развлечениях старших дошкольников.

                         «Театр кукол! Как много значит он для детского

                           сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи  

                           с ним! Куклы творят чудеса: веселят, обучают,

                           развивают творческие способности дошкольников…»

                                                                                         Н.Ф.Сорокина                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Театрализованные развлечения – одна из форм организации художественной деятельности дошкольников в детском саду, цель которых – показать детям интересные зрелища, наполнить впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность. Они позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед коллективом педагогов.

Кукольный театр никого не может оставить равнодушным, будь то малыш или взрослый. Кукла в руках родителей и педагогов – незаменимый помощник в деле воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста.  Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребёнок  впитывает каждое слово, он верит «ожившей» игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности: артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора.

Ребенок, вовлеченный в процесс прямого общения с театральной куклой, постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

   Развитие творческой активности дошкольников посредством кукольного театра 

Понимая значение кукольного театра, мы решили в своей работе использовать это необыкновенно действенное средство.

Прочитав методическую и популярную литературу о кукольном театре, и получив необходимые знания по изготовлению и управлению театральными куклами, мы приступили к работе.  

Интерес к кукольному театру есть всегда. И у нас в детском саду в каждой возрастной группе (начиная с группы детей раннего возраста) организованы уголки театрализованной деятельности, где есть складная ширма и набор кукол-петрушек или  актеры пальчикового театра. Воспитатели показывают малышам небольшие сценки, используют кукол для сюрпризных моментов на занятиях. Дети средней группы пытаются самостоятельно разыгрывать знакомые сказки.  В старших и подготовительных группах дети активно участвуют в кукольных представлениях, показывают инсценировки и спектакли младшим дошкольникам, родителям. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.                                                                                                                          

Модель: Взаимодействие кукольного театра с другими видами искусства

Большую помощь в изготовлении атрибутов и декораций к кукольным спектаклям и инсценировкам оказывает специалист по изобразительной деятельности, воспитатели, родители.  

Дети с увлечением участвуют в спектаклях, сценках, где актёрами являются сами, кукольных спектаклях. Им нравятся куклы, и они с удовольствием играют, сочиняя небольшие истории и разыгрывая их самостоятельно.

 В совместной  творческой  деятельности, в общем спектакле  воспитатели и родители лучше узнают друг друга, своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. 

Мы  привлекаем  родителей к активному участию в спектаклях, театрализованных праздниках и развлечениях, тематических вечерах в качестве  изготовителей декораций, костюмов и т.д. Разучивание текстов с детьми также можно поручить родителям ребенка.

Союз педагогов и родителей способствует  интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду неограниченно рамками музыкальных занятий. В подгрупповой работе с детьми мы более углубленно занимаемся тем, что их влечет.  Занимаясь с детьми, у меня появилась возможность больше приобщать их к конкретному виду деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. На таких занятиях я активно использую сказки-шумелки с красивой музыкой, выразительными детскими голосами и забавным шумовым оформлением. Звукоподражание на различных шумовых  и детских инструментах  различными способами, с различной громкостью и оттенками обучает детей способам и приёмам игры на различных шумовых инструментах, а также способствует развитию творческой фантазии. В процессе таких занятий развивается слух детей – они различают даже небольшие оттенки звучания; слуховая память – дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказки. Слушая такие сказки и участвуя в них,  дети учатся ждать, пока начнёт играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения  управлять своим поведением. Дети учатся слушать других, уступать, сопереживать – что способствует развитию навыков общения и взаимодействия.

Для успешных занятий в этом направлении  я составила план-программу.  В планировании  отразила основные задачи в этом направлении:

- развитие творческих способностей детей;

- развитие воображения, умения импровизировать;

- развитие памяти, внимания, выражения основных эмоций;

- формирование выразительности жеста и речи, умения строить диалоги;

- прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке.

Начала работу по составлению картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений с учетом возраста детей.

На подгрупповых занятиях  в качестве разминки, для театральных игр, инсценировок, этюдов и настольных мини-спектаклей (упражнений) я использую забавных «пальчиковых актеров», сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением.

Для того чтобы дети получали удовольствие от общения с театральной куклой, обучаю их элементарным приёмам кукловождения. В этом нам помогают упражнения, театральные игры  и этюдный тренаж на театральной ширме, необходимые для формирования выразительности речи, умения строить диалоги. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить». Этюдный тренаж необходим для развития внимания, памяти, воображения, мышления, выразительности речи и жеста, выражения различных эмоций.                                                                                                                    

На занятиях я создаю ситуации, при которых ребенок находит фразы, слова для выражения эмоций, содержания определенной сцены, в которой действует его персонаж.

Умение сосредоточиться на игрушке, сценическом образе, музыкальном фрагменте приходит к ребенку не сразу. Этому предшествует систематическая работа. 

Работа над спектаклем ведется поэтапно:    

  1. Чтение и разбор пьесы: мораль, главная мысль, характеристика героев и их поступков.
  2. Распределение ролей между детьми и взрослыми.
  3. Определение и запоминание места куклы на ширме, последовательности её действий.
  4. Обыгрывание отдельных эпизодов близко к тексту.
  5. Индивидуальное разучивание текстов с куклой на руке, соединяя слова с действиями куклы.
  6. Общие репетиции всей пьесы.

Старшие дошкольники с увлечением участвуют в кукольных спектаклях, которые показывают детям младшего дошкольного возраста. Такие выступления воспитывают ласковые, теплые чувства к малышам. Ребята подготовительной и старшей  групп выступали перед малышами с музыкальными  сказками. Творческая группа педагогов для всех детей нашего детского сада готовят  интересные спектакли по мотивам русских народных сказок. 

Кукольные спектакли, фрагменты постановок я включаю в течение года в утренники, досуги и развлечения. Танцевальные импровизации  детей, не принимающих участие непосредственно в сценках, служат прекрасными заставками во время смены декораций и являются иллюстрациями сценок.  На утренниках  были показаны сценки из сказок, и спектакли: «Золушка»,  «Под грибом», «Стрекоза и муравей», «Репка», «Колобок», «Теремок»,  «Волк и семеро козлят», «Вовка в тридевятом царстве», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль»  и др.        

Яркие, полные импровизации и детской непосредственности кукольные сценки, отдельные, непродолжительные по времени номера, по характеру близкие к игре я включаю  в сценарии  праздников. Развлечения, на которых присутствуют забавные и добрые куклы, приобретают своеобразную окраску: они не только развлекают, но и заставляют зрителей переживать, волноваться, сочувствовать героям. Куклы способны вызвать волнение у любого человека: будь то ребенок или взрослый. Дети охотно вступают в диалог с кукольными персонажами, искренне сочувствуют им, бурно выражают свои эмоции, реагируя  на проблемы сказочных героев, охотно подпевают куклам.

Спектакль для детей – это возможность радостного общения со сверстниками и взрослыми, реализации своих способностей и незабываемые впечатления. Именно поэтому в развлечениях я так активно использую элементы кукольного театра, который, по моему мнению, помогает детям раскрыть свои таланты, понять самих себя и окружающий мир, обогатиться положительными эмоциями, стать смелее, добрее, увереннее, умнее.

Литература:

1. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.

2. Макарова Л.П., Рябчикова В.Г., Мосягина Н.Н. Театрализованные праздники для детей.

3.Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет:                        Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

4.Ярославцева И. Кукловедение для малышей: Основы кукловождения в детском саду.

5.Картушина М.Ю. Забавы для малышей.

6.Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр».

7.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности.

8. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.

Знакомство с основами актерского мастерства

Знакомство с основами драматизации

Праздники и развлечения

 Театральная

самостоятельная деятельность

Знакомство с основами  кукольного театра и кукловождения

РЕБЕНОК

Кукольный

     театр

Музыка

Литература

     ИЗО

Фольклор

Муз.фон, звуковые эффекты, песни персонажей, оркестр дет.муз.инструмент.

Сценарий: стихотворения, сказки, пьесы, рассказы, загадки…

Декорации, ширма, куклы, костюмы, атрибуты, оформление…

Песни-потешки, поговорки, пословицы, народные сказки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".

 Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....

Консультация для воспитателей театр на фартуке

Данная консультация расскажет воспитателям о таком виде театра, как театр на фартуке. Поможет воспитателям вдохновится на новые виды творчества....

Консультация для воспитателей "Театр как важное средство воспитания дошкольников"

Цель проведения консультации:знакомство воспитателей с особенностями театральной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи проведения:Изучить возможности театральной педагогики: актуальные её про...

консультация для воспитателей "Театр - это волшебный мир"

консультация для воспитателей "Театр - это волшебный мир"...

Консультация для воспитателей «Театр, творчество, дети»

Консультация для воспитателей «Театр, творчество, дети»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Театр скороговорок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениед \с «Светлячок» г. Цимлянска         КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Театр с...