Шпаргалки для родителей
консультация по теме

Коваль Татьяна Эдуардовна

Консультайии по воспитанию детей для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультации для родителей30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Как защитить интересы своего ребёнка?

  Даже в детсадовской жизни найдётся немало поводов для того, чтобы защитить интересы ребёнка. Самая распространённая ситуация – проведение разного рода исследований (тестирования) без информирования родителей и без получения от них разрешения на эти действия в отношении их ребёнка. Педагоги чаще всего объясняют необходимость проведения такого рода исследований практической необходимостью оценить результаты развития ребёнка. Как правило, всё завершается тем, что воспитатели выстраивают рейтинговые таблицы (столько-то детей показали высокий уровень развития, столько-то – средний, столько-то – низкий). На самом же деле, педагоги обязаны использовать подобные действия прежде всего для оценки эффективности своей деятельности, а полученные результаты – для того, чтобы искать и находить индивидуальные, подходящие для каждого конкретного ребёнка методы и приёмы.

Как предотвратить проблему?

  Прежде всего, стараться быть в курсе событий. На родительских собраниях надо не просто безропотно выслушивать мнение педагогов об «усвоении ребёнком программы», а спрашивать о том, какими они видят сильные и слабые стороны, достижения и перспективы ребёнка, что они делают для того, чтобы помочь ему достичь лучших результатов, что предлагают вам, родителям.

   Обязательно обсуждайте с педагогами все тревожащие вас ситуации. Лучше пусть вас посчитают излишне внимательными родителями, чем недосказанное вами будет мешать ребёнку жить.

    Не принимайте на веру всё негативное, что говорят о малыше педагоги. Прежде всего нужно получить факты, подтверждающие их мнение. Для этого обязательно используйте своё право присутствовать в группе, наблюдать за ребёнком среди сверстников. Вполне возможно, что вы увидите те факторы, которые вызывают негативное поведение ребёнка, и поймёте, что дело вовсе не в нём.

    В случае, если вы увидели подтверждение мнения воспитателя, не принимайте это как трагедию. Ребёнок растёт и развивается, так что правильным будет решение – обсудить ситуацию и принять совместные действия в пользу малыша.

   Будьте уверены: если этого не сделаете вы, не сделает никто.

Если ребёнок всё время льнёт к вам.

   Если ребёнок не отходит не на шаг, льнёт к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребёнок только пошёл в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-либо его насущные оправданные потребности. Например, в общении, ласке, игре, движении, сне.

Как предотвратить проблему?

    Предлагайте ребёнку больше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовать так, как он считает нужным.

    Снимите чувство незащищённости и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, ты снимаешь колечки с пирамидки», «Ты решил покачать куклу?»

   Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребёнка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребёнок испытывает потребность грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, репы, яблока.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

  Если вы знаете, что ребёнок переживает временный сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему дополнительное внимание. Введите ограничитель вашего прямого контакта, например, поставьте таймер и скажите: «Через две минуты я займусь своими делами, а ты выберешь себе игру».

   Не потакайте зависимому состоянию ребёнка, слишком долго обнимая его. Обнимите и отведите его на место, где он может играть.

   Не толкайте и не тяните ребёнка, это ещё сильнее усугубит ощущение незащищённости. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоянии: «Умница, играй с куклами. Я буду рядом гладить бельё».

  Пригласите в гости друзей или сверстников ребёнка, предложите им разные игры и игрушки. Попросите малыша научить друзей играть в его любимую игру.

   Обеспечьте ребёнка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в кошкину мисочку и т.д.

Если дети балуются.

   Этот тип поведения довольно распространён среди младших дошкольников, особенно среди четырёхлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьёзные проблемы.

                                                  Как предотвратить проблему?

    Предоставляйте детям больше возможностей баловаться и даже поощряйте к этому в специально отведённое время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что не мешают, взрослым весело на них смотреть.

     Иногда сами предлагайте побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

     Может оказаться так, что ребёнок, который слишком много дурачился или строил из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьёзных проблем в своей жизни.

    Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и вследствие того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.

     Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребёнок за «маской шута», что пытается заглушить таким поведением.

   Если увидите, что ребёнок спокоен и серьёзен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую не увидит никто, кроме вас двоих.

    Если ребёнок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твёрдо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьёзным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

Если ребёнок плохо ест.

     Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.

Как предотвратить проблему?

     Вы являетесь для ребёнка главным примером поведения  за столом, поэтому должны есть вместе с ним и то же, что и он.

    Малышу следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно.

    Можно сказать: «Пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо».

   Ребёнок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнет, есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней.

   Во время еды вовлекайте ребёнка в неторопливый разговор. Почаще что-нибудь готовьте вместе.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

        Если ребёнок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте еду в тарелку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили еды достаточно и можете дать ему добавки.

    Объясните ребёнку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожёванной пищи больше полезных веществ, это помогает человеку расти высоким, красивым, сильным.

    Если ребёнок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя её. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.

  Если ребёнок слишком привередлив в еде, для начала давайте ему новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте своё положительное отношение к конкретной еде.

Если ребёнок дразниться и ругается.

    Эта проблема представляет собой определённую сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться ещё больше.

   Не стоит считать, что всё плохое дошкольники получают в детском саду. В реальности все без исключения ребята уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своём опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,5 до 3,5 лет и от 4 до 5.

Как предотвратить проблему?

     Поговорите с ребёнком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить отрицательные эмоции. Например: мне не нравиться, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т.д.

   Когда ребёнок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

    Сначала нужно разобраться, почему малыш говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость – ребёнок видит, что родители поступают именно так.

  Если ребёнок ищет внимания и власти – полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди или дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребёнок именно этого и добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ним о недопустимости использования таких слов.

     Если ребёнок произносит бранные слова автоматически или подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

Если ребёнок дерётся.

  Гораздо более типичным такое поведения является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин – мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаше выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

  Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры. Многие дошкольники ещё не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.

  Можно и нужно научить детей действовать по разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно – уйти от драки.

Как предотвратить проблему?

  Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

   Дайте ребёнку возможность естественного конструктивного выхода энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде, роликах, строить дома из стульев и т.д. Сделайте дома подобие боксёрской груши.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

   Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».

  Договоритесь с ребёнком о некоторых правилах борьбы: не ставить подножку, не бить ногами и т.п.

  Если ребёнок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберёшь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»

  Помогите ребёнку осознать своё поведение. Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Если ребёнок слишком много капризничает и плачет.

  Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребёнка начинают дразнить сверстники.

  Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.

Как предотвратить проблему?

  Убедитесь в том, что ребёнок здоров, в том, что никто не пугает его, не обижает  исподтишка.

  Предлагайте ему больше увлекательных активных практических занятий. Дайте достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.

  Снимите чувство незащищённости и  неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с малышом: «Я вижу как ты рисуешь», «Ты решила прибрать в кукольной комнате?».

  Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребёнка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

   Если капризничает ребёнок трёх лет или старше, не реагируйте не его слёзы, но скажите: «Объясни мне, в чём дело, и я буду знать, как тебе помочь».

  Когда вы заметите, что ребёнок спокоен, скажите ему: «Как приятно видеть (играть, разговаривать с тобой), когда ты не плачешь».

  Как только ребёнок начинает говорить «капризным» тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы я могла понять, в чём дело».

   Объясните ребёнку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.

  Внимательно понаблюдайте за ребёнком, чтобы убедился, что его поведение не связано с определённым временем дня или определёнными людьми. Например, малыш может становиться плаксивым перед сном, обедом. В таком случае проявите гибкость и немного измените время сна и еды.

Если ребёнок часто устраивает истерики.

       Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворённость от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребёнок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находиться в стрессовом состоянии.  Причин этому может быть множество – слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жёсткие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как предотвратить проблему?

   Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.

  Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребёнку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

   Старайтесь не обращать  внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребёнка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения – добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

   Если своей истерикой ребёнок приводит к замешательству окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».

    Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребёнка на истерики.

  Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

Если ребёнок вынуждает вас делать покупки.

        Это вполне распространённое явление. Чаще всего требованием покупок дети пытаются компенсировать недостаток внимания к себе со стороны взрослых. Новая игрушка, шоколадка вызывают чувство удовлетворения на некоторое время, но не надолго.

    Кроме того, причиной такой требовательности могут быть неустоявшиеся интересы: сегодня это – рисование, завтра – динозавры и т. д.

    Особое значение требование покупок может иметь в 4-5 лет. В этом возрасте дети начинают приобретать друзей, а поводом для привлечения внимания служит предмет (игрушка, конфета, новое платье).

Как предотвратить проблему?

  Постарайтесь чтобы ребёнок не испытывал дискомфорта от недостатка проявлений вашей любви и заботы. Вовсе не обязательно делать для этого покупки – шишка из леса «от зайчика», горсть желудей «из белкиного дупла» вызовут не меньше радости, разбудят воображение.

  Всегда предупреждайте ребёнка о готовящемся походе в магазин за покупками специально для него. Момент выхода в «свет», выбор покупки, участие в расчётах за неё вполне сообразны потребностям ребёнка в социальных навыках и принесут удовлетворённость.

     Не лишайте ребёнка права участия в обсуждении и планировании расходов семьи.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

   Если требования покупок неравномерны, не сообразны с вашим бюджетом и принимают характер истерик, старайтесь не обращать внимание на такое поведение внимания, только следите, чтобы действия ребёнка не угрожали безопасности его и других.

Если ребёнок слишком много смотрит телевизор.

    Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не выбирают какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребёнку осмыслить то. Что он смотрит. Тогда дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.

        Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из сюжета, совершенно не соответствует действительности.

Как предотвратить проблему?

   Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы познакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей.

    Замените время просмотра наиболее подходящих, на ваш взгляд, телепередач прогулкой, совместной игрой, чтением.

   Побуждайте ребёнка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, в каких случаях ему могут пригодиться эти знания.

   

Если ребёнок испытывает страхи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития

На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...

Консультации для родителей "Шпаргалки для родителей"

Шпаргалка для родителей Если ребенок плохо ест Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают...

Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»

Консультация для родителей  «Шпаргалки для родителей»...

Консультация для родителей Шпаргалка для родителей «Как справиться с проблемой…»

Если вам не нравятся черты характера вашего ребенкаДля начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не ...

Консультация для родителей "Шпаргалки для родителей или психолог советует"

Материал содержит рекомендации для родителей в воспитании детей, когда родился еще один ребенок, а также информацию о том, как вести себя с ребенком, который:кусается;чрезмерно активен; попал в б...

Консультация для родителей " Шпаргалки для родителей"

quot;Шпаргалки для родителей" - краткие статьи по разным вопросам воспитания...

Газета для родителей "Игралочка" №1. "Шпаргалка" для родителей. Развивающие игры и упражнения.

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок умел и любил играть, и не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. Детям нужны родители. Играйте с ребёнком.А моя рубрика в этом вам п...


 

Комментарии

Коваль Татьяна Эдуардовна

Краткие и важные рекомендации для родителей в воспитании дошкольноков