Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода"
статья (средняя группа) по теме
Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poiskovo_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода"
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- Вызвать интерес к поисковой деятельности.
- Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
- Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:
- Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;
- Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
- Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Уголок экспериментирования
Основное оборудование лаборатории:
- приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги;
- красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
- карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
- индивидуальные дневники экспериментов.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия .
- КВН, развлечения.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
- Беседы по теме «Путешествие капельки».
- Целевая прогулка.
- Экскурсия.
В создании методической разработки мы ориентируемся на материалы комплексной программы «Радуга», «Мир вокруг нас» Поповой Т.И. и на «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментированию дошкольников по теме «Волшебница Вода».
Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:
- Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
- Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
- Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Образовательные задачи (по возрастам):
- Младший дошкольный возраст:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».
- Средний дошкольный возраст:
- способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
- развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
- активизировать словарь ребёнка;
- развивать эмпатию, желание помочь другим;
- воспитывать аккуратность в работе.
Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.
- Старший дошкольный возраст:
- систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
- способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
- познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
- развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
- активизировать словарь ребёнка;
- воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и развитие опытно - экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
В данной работе отражена роль и задачи опытно - экспериментальной деятельности. В работе представленны по всем возрасным группам: 1) Задачи. 2) необходимые условия для развития опытно - эксперименталь...
Консультация «Развитие продуктивных видов деятельности у детей дошкольного возраста»
Об особенностях развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте....
«Многофункциональные пособия способствующие развитию практико-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста . Области развития: коммуникация, социализация»
Цели и задачи использования многофункциональных пособий с дошкольниками :• Побуждать ребенка к активной познавательной, творческой и игровой деятельности;• Развивать активное речевое общение детей, ра...
"Развитие познавательно - речевой деятельности у детей дошкольного возраста"
Родителям на заметку....
Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Главной целью экологической работы нашего сада – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...
Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Главной целью экологической работы нашего сада – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...
Методическое обеспечение по развитию конструктивно – модельной деятельности у детей дошкольного возраста по теме «Ателье»
КОНСПЕКТсовместной деятельности педагога и детейпо теме «Ателье» ( пошив платья для конкурса «Мисс экология) Возрастная группа: подготовительнаяВиды деятельности детей: – познавательн...
Комментарии
Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкол
Представлены основные направления работы по экспериментальной дея-ти по циклу "Вода"