Консультация для родителей "Воспитание культуры общения"
статья (средняя группа) по теме
В статье описаны методы и приемы используемые в работе с дошкольниками по овладению правилами культуры общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему: «Воспитание культуры общения»
Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях: формирование представлений о нравственным нормах поведения и накопления практического опыта.
Задача педагога не только в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни, создать условия для превращения требований, предъявляемых взрослым, в осознанные мотивы поведения.
Прежде чем планировать воспитательный процесс, надо определить уровень представлений об эстетических правилах у каждого ребенка. При этом можно использовать различные методы и приемы, например беседу по сюжетным картинкам, в которых нравственная коллизия не решена до конца. В ситуации выбора ребенок, используя свои знания о правилах поведения и личный опыт, решает, как поступят персонажи.
Для дошкольников (особенно младшего и среднего возраста) очень действенным является преподнесение правил поведения персонажами кукольного театра. Такой прием формирует оценочные отношения детей не только к поступкам других, но и к своим собственным. Например, к ребятам обращается Петрушка: «Сейчас я расскажу, как поступают некоторые дети, а вы будете оценивать их действия: если понравятся – хлопайте, если не понравятся – сидите молча». Затем Петрушка выясняет, почему дети так реагировали, какими правилами они руководствовались.
Чтобы достичь единства представлений о том, как надо себя вести, с конкретным поведением ребенка, можно использовать игры – инсценировки типа: «Кукла Катя пошла в гости», «Обед и дневной сон в лесном детском саду», «Винни – Пух пошел в гости к Кролику».
Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделять тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. Требование выполнять правило без «внутреннего» согласия с ним приводит к тому, что ребенок воспринимает поступки поверхностно, не понимая их мотивов. Поэтому важно не только оценивать поведение с точки зрения нарушения того или иного правила, но и обосновывать оценку, разъяснять результаты поведения.
Осознанию морально – этических норм способствует решение детьми проблемных ситуаций, оканчивающихся вопросами: «Кто поступил правильно?», «Как поступил бы ты?».
В старшем дошкольном возрасте возникает необходимость систематизации тех представлений о нормах поведения, которыми ребенок уже овладел. Этому способствуют этические беседы, во время которых, опираясь на определенный моральный опыт, дети сравнивают, сопоставляют действия литературных героев со своими собственными, выделяют из жизненных ситуаций образцы поведения, делают первые обобщения, выводы о последствиях поступков.
При воспитании культуры общения нельзя недооценивать великую силу художественного слова.
Используя литературные приемы, писатели побуждают ребенка действовать вместе с персонажами, сравнивать свои поступки с их поступками, делать моральный выбор.
Например, чтение рассказа В. Карасевой «Синяя чашка» воспитатель прерывает на том месте, когда решают «такого» кота прогнать на улицу. Педагог задает вопрос: «Как вы думаете, что произошло дальше?» Ответы детей: «Вове надо признаться, а то котик замерзнет. А вообще он нечестно поступил»; «Он не думал о котике, он думал только о себе»; «Если Вова честно признается, ему ничего не будет».
После прочтения финала дети дали оценку поступку персонажа: «Молодец, Вова, я бы тоже так сказал!»; «Вова – добрый мальчик, пожалел котика. Хотя ему было стыдно признаться, но он все равно признался, чтобы котика из-за него не выгоняли».
Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно – ролевая игра. Так, в роли водителя автобуса ребенок не только продает «талоны», объявляет «остановки», но и старается быть внимательным к «пассажирам»: поджидает на остановке бегущих к автобусу, объясняет, где лучше выйти.
В сюжетно – ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения. Например, дети играют в «шоферов больших грузовых автомобилей, которые принимают участие в строительстве плотины». Шоферы возят на грузовиках камни и сбрасывают их в реку. Согласно условиям игры победителем будет тот, кто успеет сделать больше рейсов. На дороге, ведущей от каменного карьера к речке, появляется девочка со щенком на руках. Она просит шоферов отвезти ее к ветеринару, потому что щенок очень болен. Дорога к врачу – в противоположную сторону от плотины. Тот водитель, который согласится помочь девочке, может проиграть соревнование. Как поступят дети? важно не только то, какое каждый из них примет решение, но и оценка действий партнера по игре и рассуждения по поводу того, кто будет назван настоящим победителем.
Примерные конспекты занятий по воспитанию культуры общения с использованием игровых и проблемных ситуаций.
Занятие 1
Урок вежливости в Школе игрушек.
Средняя группа.
Цель.
- Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
- Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
- Развивать связную, интонационно выразительную речь.
Материал.
Игрушки (на каждого ребенка) посажены или положены на стулья, стоящие вдоль стен зала; большой игрушечный медведь и книга, спрятанные в (коробке за ширмой); шапочки петушка и птички (для инсценировки).
Ход занятия
Воспитатель (подводит детей к закрытым дверям зала). Мы уже не раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас сегодня на такой урок в Школу игрушек.
(Проводит детей в зал; подходя к каждой игрушке, берет ее в руки и от ее имени приветствует детей: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Проходите, пожалуйста!», «Располагайтесь поудобнее!», «Чувствуйте себя как дома!»)
Утро в Школе начинается с необычной зарядки: ученики вспоминают вежливые слова. (Предлагает детям выбрать понравившуюся игрушку, встать около нее и, представив себя в роли этого персонажа, отвечать на вопросы.). Зайчик, что нужно сказать, если обращаешься к кому-нибудь с просьбой? Белочка, какие слова благодарности ты знаешь?.. (Педагог обращается к каждому ребенку, хвалит за правильный ответ, затем предлагает детям присесть на стульчики).
Сейчас я познакомлю вас с медведем, которому учение в Школе игрушек дается нелегко.
(Приносит из-за ширмы коробку и достает из нее игрушечного медведя, говорит за него).
Медведь.
Я все могу – могу плясать, и рисовать и петь,
Могу стоять на голове, до Марса долететь,
Могу допрыгнуть до Луны, могу найти алмаз,
Могу я даже видеть сны, не закрывая глаз…
Могу я целый день не врать. Могу…, но не хочу!
Воспитатель. Вам понравился рассказ медведя? Хотите с ним дружить? Почему? (Ответы детей). Правильно, слушать хвастунов неприятно. Скромные люди не будут хвалиться: «Я сделал лучше всех!».
Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:
Мишка злым сегодня был. Оттолкнул братишку
И сестренке нагрубил, и уткнулся в книжку.
(Мишка «отворачивается», «закрывает» морду книгой).
Как можно назвать такого мишку? Правильно, грубиян.
Мишка. Ребята! я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать!
Воспитатель. Давайте поможем медведю, расскажем, что должен делать каждый ребенок и каждый медвежонок, чтобы быть вежливым. (Рассуждения детей). Совершенно верно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг другу. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, просит прощения.
Медведь. Я понял, это очень плохо – быть хвастливым, грубым.., а еще каким?
Воспитатель. Сейчас я расскажу, что произошло в одном д/с, а ты, мишка, подумаешь и ответишь, как называют людей, которые поступают, как девочка Маша, и как бы ты поступил на ее месте.
Принесла сегодня Маша длинношеего жирафа.
Целый день с жирафом этим поиграть хотели дети:
Он бы был подъемным краном, угостился бы бананом.
Чтоб жирафчик мог поспать, приготовили кровать.
Но взяла в охапку Маша длинношеего жирафа,
Утащила в уголок, чтоб никто отнять не мог.
Медведь. Вот так Маша! Вот так жадина! Никогда я так делать не буду. Я бы на ее месте предложил детям поиграть всем вместе, даже поделился бы своими игрушками. А как бы вы поступили, ребята? (Ответы детей).
Воспитатель. Теперь проверим, нет ли в нашей группе жадных детей. (Читает стихотворение Э. Мошковской «Жадных нет»).
Жадные!
Поднимите руки, жадные, жадины и жадюги. Нету рук…
Вдруг жадных не стало. Как не бывало. Ну, хоть бы мало!
Две – три штуки!… поднимите руки, жадные девочки,
Жадные мальчики… поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных? Надо же знать! Пять? Двадцать пять?
Или сто двадцать пять? Сколько жадных? Смотрим тщательно.
Жадных нет? Замечательно!
Медведь благодарит детей за интересный и полезный урок в Школе игрушек. Дети желают ему быть вежливым, добрым, скромным.
Воспитатель предлагает отдохнуть и посмотреть инсценировку (роли исполняют заранее подготовленные дети).
Инсценировка сказки «Петушок и Птичка»
Воспитатель. Жили – были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички). Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.
Петушок. А зачем отвечать, я тебя вчера видел.
Птичка. Но я же сегодня сказала «Здравствуй».
Петушок. Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.
Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?
Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель. А что же ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!».
Воспитатель. Значит вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!
Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться!
Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой!
Воспитатель. Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь.
По окончании инсценировки, если позволяет время, педагог предлагает детям решить проблемные ситуации.
- Воспитатель попросил Катю отнести в соседнюю группу книгу. Катя вошла в комнату и сказала…
- Дима принес в д/с новую настольную игру и положил на стол, чтобы показать детям. Все окружили Диму. Оля, девочка маленького роста, встала на цыпочки, чтобы посмотреть на игру, но ничего не увидела. Огорчившись, хотела отойти, но Олег попросил ребят…
- Папа попросил Вову сходить к соседу за кассетой. Сосед отдыхал – лежал на диване с журналом в руках. Прежде, чем обратиться к нему с просьбой, Вова сказал…
- Миша строит из кубиков мост. К нему подходит Дима и говорит, что он тоже хочет строить: ломает мост и забирает себе кубики. Как бы вы поступили?
- Однажды только Наташа пришла в д/с с санками. На прогулке дети окружили девочку, всем очень понравились санки с удобной спинкой и захотелось на них покататься. Как, вы считаете, должна поступить Наташа?
- после дневного сна воспитатель сказал детям: «Застилайте побыстрее постели, мы сейчас пойдем смотреть спектакль в музыкальном зале». Настя аккуратно застелила свою постель и уже хотела бежать в зал, но тут увидела, что Кирилл не может справиться с одеялом. Как вы думаете, что сделает Настя?
Занятие 2
Вежливое путешествие
Старшая группа
Цель.
- Продолжать формировать положительные моральные качества.
- Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам.
- Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
Оформление групповой комнаты.
Комната поделена на игровые зоны: «Автовокзал», «Магазин игрушек», «Парикмахерская», «Больница», «Лес».
Материал. Атрибуты для роли водителя, продавца, парикмахера, врача; Петрушка – кукла из кукольного театра или игрушка.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? На каком транспорте? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Как называется место, откуда автобусы отправляются в путь? Правильно, это место называется автовокзал. Давайте построим автобус. (Дети под руководством воспитателя строят автобус из стульев и элементов большого конструктора. Затем выбирают «водителя», который садится в «кабину автобуса»).
Водитель должен внимательно следить за дорогой, движением других машин и сигналами светофора, громко объявлять остановки, продавать талоны.
(Воспитатель достает Петрушку и говорит за него).
Петрушка. Эй, ребята! мне стало скучно, и я решил съездить к своему другу гномику Лелику. Когда я вошел в автобус, то пролез в серединку, расталкивая пассажиров. Увидел свободное место и сел. Какая –то бабушка стояла рядом и всю дорогу вздыхала. Через две остановки я пробрался к выходу и выскочил из автобуса. Вдруг я увидел Лелика на другой стороне дороги и закричал: «Эй ты, Лелька – Пилелька!…».
Воспитатель. Подожди, Петрушка! Мне кажется, что ребятам в твоем рассказе что-то не нравится. (Дети называют ошибочные действия Петрушки). Давайте вспомним правила поведения при посадке в автобус и в его салоне. (Ответы детей).
Проблемная ситуация.
Саша и его родители зашли в автобус. Все места были заняты. Только на переднем сидении одно место оказалось свободным. Как вы думаете, кому следует сесть на свободное место? (Ответы детей).
Водитель. Остановка «Магазин игрушек». Следующая остановка «Парикмахерская». (Дети и воспитатель выбирают «продавца», который приглашает всех в «магазин игрушек» и встает за «прилавок»).
Воспитатель. Вспомним правила поведения в магазине. (Ответы детей). Надо спокойно ждать своей очереди, не толкаться, здороваться с продавцом, вежливо просить показать понравившуюся вещь, поблагодарить продавца.
Игра «Покупаю игрушку»
Чтобы купить игрушку, надо вспомнить пословицу или поговорку о добрых отношениях между людьми.
Пословицы и поговорки.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Ссора до добра не доводит.
- Поделитесь, да не подеритесь.
- Друзья познаются в беде.
- Новых друзей наживай, а старых не забывай.
- Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
- В ком правды нет, в том и добра мало.
- Не говори что делал, а говори, что сделал.
- Делу время – потехе час.
- Легко сломать, да трудно сделать.
- Не будет скуки, если заняты руки.
- К большому терпению, идет умение.
- Мала пчела, да и та работает.
(Дети «покупают» игрушки и направляются к «автобусу». Педагог продолжает путешествие по другим игровым зонам, используя приведенные выше методические приемы.).
Воспитатель. Давайте отдохнем и послушаем сказку «Вежливый кролик».
Мексиканская сказка «Вежливый кролик»
Жил – был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была голодна и сердита.
Кролик очень испугался. Бежать, но куда? Он опрометью бросился к пещере. Кролик не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере жила Змея.
Кролик , однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
«Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С Пещерой, конечно!» и, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая Пещера! Пожалуйста, разрешите мне войти!
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите, - ласково ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик понял, с кем имеет дело, - он узнал голос Змеи.
- Простите, что побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания! – и бросился бежать со всех ног.
Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость еще никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
Консультация для родителей "Культура общения в семье - основа формирования авторитета родителей"
Счастлива та семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми....
Консультация для родителей "Культура общения со сверстниками"
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша в...
Консультация «Вежливость и культура общения»
laquo;Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели»...
Консультация для родителей "Культура общения"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Культура общения в семье»
Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественно...
Консультация для родителей "Культура общения и поведения"
Культура общения и поведения...