«Развитие речевой деятельности в дошкольном возрасте»
методическая разработка по теме
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
• достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
• правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
• были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
• формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
• способность говорить;
• способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
• самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
• звуковой формой слов;
• значением слова;
• грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.
Наблюдая за развитием своего ребенка в течение дошкольного периода можно выделить следующие основания для беспокойства:
от рождения до 6 мес.
Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7-10 мес.
Отсутствие лепета, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10-12 мес.
Ребенок не реагирует на свое имя, отмечается отсутствие лепетных слов.
1 год – 3 года
Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Ребенок не строит из накопленных слов предложений, не появляются глаголы. Не говорит о себе в первом лице, во время речи кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
4 – 6 лет.
У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и. т.д.; подобрать к слову антоним, ребенок неактивен в речевом общении, не может связно рассказать и происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
Ниже предлагаем основные направления для предупреждения и преодоления речевых нарушений, которые положены в основу стимулирования речевой деятельности.
1. Развитие слухового внимания.
Задания:
• покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете;
• обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т. д.;
• привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. п.;
• сделайте вид, что говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать тоже самое;
• пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать кассеты для детей.
• расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что Вы видите;
• возьмите за привычку комментировать все, что Вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденемся, гулять пойдем.
Ни в коем случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
2. Развитие диалога.
• Инсценировки. Для них используйте следующие тексты:
-Девица, девица, сходи за водицей!
-Я боюсь волка.
Волк на работе, сова на болоте.
-Был сапожник?
-Был.
-Шил сапожки?
-Шил.
-Для кого сапожки?
-Для соседской кошки.
-Что ж ты еж, такой колючий?
-Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
Кисонька-мурысонька, где ты была?
-На мельнице.
-Кисонька-мурысонька, что ты там делала?
-Муку молола.
-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька. С кем прянички ела?
-Одна!
-Не ешь одна! Не ешь одна!
• Вопросы. Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа – да или нет. Например: хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Видишь машину?
Вторая серия вопросов – усложненный вариант игры «да-нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ. Например: ты сидишь? ( когда ребенок идет); ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активируют речемыслительные процессы.
Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет?
• устройте праздничное чаепитие для ребенка. За столом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: ты какой чай хочешь – холодный или теплый? Что тебе дать – печенье или конфетку?
• «кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака – косточки, мишка – мед и т. п. Предложите ему накормить игрушечных животных.
• Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.
•
3. Имитация и звукоподражание
Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» побуждают ребенка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, произносите междометья, отражающие эмоциональные состояния:ай-ай-ай, ой-ой-ой. Желательно создать игровую ситуацию, в которой малышу захочется повторить звукосочетания. Например: вам холодно – бррр, говорите по телефону – алла, динь, играйте в прятки – ку-ку.
4. Стихи
Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Кроме того, запоминание улучшает память, обогащает речь.
Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывает его ритм, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит.
• Выучите стихи, которые Вы хотите разучить с ребенком и повторяйте их на пргулке, в транспорте, в очереди и т. д.
5. Дневник событий
Перед сном вспоминайте события прошедшего дня. Делайте небольшие зарисовки того, что произошло. Поначалу вы можете изобразить двор, где гуляли, кого-то из знакомых, с кем встречались, покупки, которые приобрели. Стремитесь к тому, чтобы у ребенка были новые впечатления.
6. Словарная работа
Как запоминаются слова? Как они хранятся в памяти? Как извлекаются из памяти и используются в речи? Ученые на основе многочисленных экспериментов доказали, что слова в нашем сознании объединяются по смысловому принципу.
Заведите «Словарик» - альбом, в котором собраны картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы, насекомые и т. д.
Лучше, если ребенок будет помогать отыскивать картинки в журналах, рекламных проспектах, а потом вместе с Вами вырезать и наклеивать их в «Словарик».
• Формирование обобщений. Взрослый предлагает ребенку назвать обобщающим словом ряд предметов;
• Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активации знаний. Например: что происходит ночью?
• Обращайте внимание малыша на свойства предметов;
• Упражняйте ребенка в словообразовании
• формируйте по образцу морфологические и грамматические компоненты (детеныши животных, прилагательные, глаголы);
• развивайте словесно-логическое мышление. Предложите ребенку по аналогии подобрать недостающее слово:
писатель – книга, художник - … , писатель – слова, художник - … , на мотоцикле – мотоциклист, на велосипеде - … , на поезде - … .
• продолжайте учить ребенка правильно употреблять предлоги. Попросите малыша выполнить действия с каким-нибудь предметом. Например: положи мяч на стул, под стул, за кресло … Потом пусть ребенок дает похожие инструкции Вам.
7. Учимся сравнивать
• загадайте предмет, предложите ребенку отгадать задуманное, послушав сравнения. Например: он похож на чашку с водой, на пруд с ровными берегами (бассейн).
• попросите ответить ребенка на вопросы: на что похож лист клена? (воротничок Петрушки), единица? (человек с дудкой).
8. Слоговая структура слов
• после того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны … .
• учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов.
• запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных, т. е. с двумя слогами. После того, как ребенок научился правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолированного произнесения. Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой.
• напишите слово, разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.
9. Работа над пересказом
• предложите сначала отвечать на конкретные вопросы. Например, прочитав рассказ Н. Носова «Живая шляпа», можно задать такие вопросы:
Что делали мальчики?
Что делал котенок Васька?
Где лежала шляпа?
Почему мальчики прыгнули на диван?
Почему мальчики побежали на кухню?
Как мальчики хотели испугать шляпу?
• сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми – типа комиксов). Перепутайте карточки, а затем предложите разложить их правильно и рассказать историю.
• часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов: земля, шашки, колонна, горы, язычок, идет человек, дождь, письмо, свежий ветер, хлеб, новости.
• читайте и обсуждайте с ребенком стихотворения
• спрашивайте у ребенка, как он понимает смысл пословиц, поговорок;
• учите отгадывать загадки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация:
«Развитие речевой деятельности
в дошкольном возрасте»
МДОУ №56 «Искорка»
Учитель-логопед Низовцова И. В.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
- достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
- правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
- формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- способность говорить;
- способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
- самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
- звуковой формой слов;
- значением слова;
- грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.
Наблюдая за развитием своего ребенка в течение дошкольного периода можно выделить следующие основания для беспокойства:
от рождения до 6 мес.
Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7-10 мес.
Отсутствие лепета, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10-12 мес.
Ребенок не реагирует на свое имя, отмечается отсутствие лепетных слов.
1 год – 3 года
Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Ребенок не строит из накопленных слов предложений, не появляются глаголы. Не говорит о себе в первом лице, во время речи кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
4 – 6 лет.
У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и. т.д.; подобрать к слову антоним, ребенок неактивен в речевом общении, не может связно рассказать и происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
Ниже предлагаем основные направления для предупреждения и преодоления речевых нарушений, которые положены в основу стимулирования речевой деятельности.
1. Развитие слухового внимания.
Задания:
- покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете;
- обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т. д.;
- привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. п.;
- сделайте вид, что говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать тоже самое;
- пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать кассеты для детей.
- расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что Вы видите;
- возьмите за привычку комментировать все, что Вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденемся, гулять пойдем.
Ни в коем случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
2. Развитие диалога.
- Инсценировки. Для них используйте следующие тексты:
-Девица, девица, сходи за водицей!
-Я боюсь волка.
Волк на работе, сова на болоте.
-Был сапожник?
-Был.
-Шил сапожки?
-Шил.
-Для кого сапожки?
-Для соседской кошки.
-Что ж ты еж, такой колючий?
-Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
Кисонька-мурысонька, где ты была?
-На мельнице.
-Кисонька-мурысонька, что ты там делала?
-Муку молола.
-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька. С кем прянички ела?
-Одна!
-Не ешь одна! Не ешь одна!
- Вопросы. Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа – да или нет. Например: хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Видишь машину?
Вторая серия вопросов – усложненный вариант игры «да-нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ. Например: ты сидишь? ( когда ребенок идет); ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активируют речемыслительные процессы.
Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет?
- устройте праздничное чаепитие для ребенка. За столом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: ты какой чай хочешь – холодный или теплый? Что тебе дать – печенье или конфетку?
- «кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака – косточки, мишка – мед и т. п. Предложите ему накормить игрушечных животных.
- Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.
3. Имитация и звукоподражание
Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» побуждают ребенка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, произносите междометья, отражающие эмоциональные состояния:ай-ай-ай, ой-ой-ой. Желательно создать игровую ситуацию, в которой малышу захочется повторить звукосочетания. Например: вам холодно – бррр, говорите по телефону – алла, динь, играйте в прятки – ку-ку.
4. Стихи
Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Кроме того, запоминание улучшает память, обогащает речь.
Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывает его ритм, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит.
- Выучите стихи, которые Вы хотите разучить с ребенком и повторяйте их на пргулке, в транспорте, в очереди и т. д.
5. Дневник событий
Перед сном вспоминайте события прошедшего дня. Делайте небольшие зарисовки того, что произошло. Поначалу вы можете изобразить двор, где гуляли, кого-то из знакомых, с кем встречались, покупки, которые приобрели. Стремитесь к тому, чтобы у ребенка были новые впечатления.
6. Словарная работа
Как запоминаются слова? Как они хранятся в памяти? Как извлекаются из памяти и используются в речи? Ученые на основе многочисленных экспериментов доказали, что слова в нашем сознании объединяются по смысловому принципу.
Заведите «Словарик» - альбом, в котором собраны картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы, насекомые и т. д.
Лучше, если ребенок будет помогать отыскивать картинки в журналах, рекламных проспектах, а потом вместе с Вами вырезать и наклеивать их в «Словарик».
- Формирование обобщений. Взрослый предлагает ребенку назвать обобщающим словом ряд предметов;
- Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активации знаний. Например: что происходит ночью?
- Обращайте внимание малыша на свойства предметов;
- Упражняйте ребенка в словообразовании
- формируйте по образцу морфологические и грамматические компоненты (детеныши животных, прилагательные, глаголы);
- развивайте словесно-логическое мышление. Предложите ребенку по аналогии подобрать недостающее слово:
писатель – книга, художник - … , писатель – слова, художник - … , на мотоцикле – мотоциклист, на велосипеде - … , на поезде - … .
- продолжайте учить ребенка правильно употреблять предлоги. Попросите малыша выполнить действия с каким-нибудь предметом. Например: положи мяч на стул, под стул, за кресло … Потом пусть ребенок дает похожие инструкции Вам.
7. Учимся сравнивать
- загадайте предмет, предложите ребенку отгадать задуманное, послушав сравнения. Например: он похож на чашку с водой, на пруд с ровными берегами (бассейн).
- попросите ответить ребенка на вопросы: на что похож лист клена? (воротничок Петрушки), единица? (человек с дудкой).
8. Слоговая структура слов
- после того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны … .
- учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов.
- запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных, т. е. с двумя слогами. После того, как ребенок научился правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолированного произнесения. Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой.
- напишите слово, разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.
9. Работа над пересказом
- предложите сначала отвечать на конкретные вопросы. Например, прочитав рассказ Н. Носова «Живая шляпа», можно задать такие вопросы:
Что делали мальчики?
Что делал котенок Васька?
Где лежала шляпа?
Почему мальчики прыгнули на диван?
Почему мальчики побежали на кухню?
Как мальчики хотели испугать шляпу?
- сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми – типа комиксов). Перепутайте карточки, а затем предложите разложить их правильно и рассказать историю.
- часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов: земля, шашки, колонна, горы, язычок, идет человек, дождь, письмо, свежий ветер, хлеб, новости.
- читайте и обсуждайте с ребенком стихотворения
- спрашивайте у ребенка, как он понимает смысл пословиц, поговорок;
- учите отгадывать загадки.
Предварительный просмотр:
Консультация:
«Развитие речевой деятельности
в дошкольном возрасте»
МДОУ №56 «Искорка»
Учитель-логопед Низовцова И. В.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
- достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
- правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
- формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- способность говорить;
- способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
- самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
- звуковой формой слов;
- значением слова;
- грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.
Наблюдая за развитием своего ребенка в течение дошкольного периода можно выделить следующие основания для беспокойства:
от рождения до 6 мес.
Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7-10 мес.
Отсутствие лепета, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10-12 мес.
Ребенок не реагирует на свое имя, отмечается отсутствие лепетных слов.
1 год – 3 года
Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Ребенок не строит из накопленных слов предложений, не появляются глаголы. Не говорит о себе в первом лице, во время речи кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
4 – 6 лет.
У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и. т.д.; подобрать к слову антоним, ребенок неактивен в речевом общении, не может связно рассказать и происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
Ниже предлагаем основные направления для предупреждения и преодоления речевых нарушений, которые положены в основу стимулирования речевой деятельности.
1. Развитие слухового внимания.
Задания:
- покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете;
- обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т. д.;
- привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. п.;
- сделайте вид, что говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать тоже самое;
- пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать кассеты для детей.
- расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что Вы видите;
- возьмите за привычку комментировать все, что Вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденемся, гулять пойдем.
Ни в коем случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
2. Развитие диалога.
- Инсценировки. Для них используйте следующие тексты:
-Девица, девица, сходи за водицей!
-Я боюсь волка.
Волк на работе, сова на болоте.
-Был сапожник?
-Был.
-Шил сапожки?
-Шил.
-Для кого сапожки?
-Для соседской кошки.
-Что ж ты еж, такой колючий?
-Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
Кисонька-мурысонька, где ты была?
-На мельнице.
-Кисонька-мурысонька, что ты там делала?
-Муку молола.
-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька. С кем прянички ела?
-Одна!
-Не ешь одна! Не ешь одна!
- Вопросы. Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа – да или нет. Например: хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Видишь машину?
Вторая серия вопросов – усложненный вариант игры «да-нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ. Например: ты сидишь? ( когда ребенок идет); ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активируют речемыслительные процессы.
Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет?
- устройте праздничное чаепитие для ребенка. За столом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: ты какой чай хочешь – холодный или теплый? Что тебе дать – печенье или конфетку?
- «кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака – косточки, мишка – мед и т. п. Предложите ему накормить игрушечных животных.
- Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.
3. Имитация и звукоподражание
Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» побуждают ребенка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, произносите междометья, отражающие эмоциональные состояния:ай-ай-ай, ой-ой-ой. Желательно создать игровую ситуацию, в которой малышу захочется повторить звукосочетания. Например: вам холодно – бррр, говорите по телефону – алла, динь, играйте в прятки – ку-ку.
4. Стихи
Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Кроме того, запоминание улучшает память, обогащает речь.
Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывает его ритм, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит.
- Выучите стихи, которые Вы хотите разучить с ребенком и повторяйте их на пргулке, в транспорте, в очереди и т. д.
5. Дневник событий
Перед сном вспоминайте события прошедшего дня. Делайте небольшие зарисовки того, что произошло. Поначалу вы можете изобразить двор, где гуляли, кого-то из знакомых, с кем встречались, покупки, которые приобрели. Стремитесь к тому, чтобы у ребенка были новые впечатления.
6. Словарная работа
Как запоминаются слова? Как они хранятся в памяти? Как извлекаются из памяти и используются в речи? Ученые на основе многочисленных экспериментов доказали, что слова в нашем сознании объединяются по смысловому принципу.
Заведите «Словарик» - альбом, в котором собраны картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы, насекомые и т. д.
Лучше, если ребенок будет помогать отыскивать картинки в журналах, рекламных проспектах, а потом вместе с Вами вырезать и наклеивать их в «Словарик».
- Формирование обобщений. Взрослый предлагает ребенку назвать обобщающим словом ряд предметов;
- Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активации знаний. Например: что происходит ночью?
- Обращайте внимание малыша на свойства предметов;
- Упражняйте ребенка в словообразовании
- формируйте по образцу морфологические и грамматические компоненты (детеныши животных, прилагательные, глаголы);
- развивайте словесно-логическое мышление. Предложите ребенку по аналогии подобрать недостающее слово:
писатель – книга, художник - … , писатель – слова, художник - … , на мотоцикле – мотоциклист, на велосипеде - … , на поезде - … .
- продолжайте учить ребенка правильно употреблять предлоги. Попросите малыша выполнить действия с каким-нибудь предметом. Например: положи мяч на стул, под стул, за кресло … Потом пусть ребенок дает похожие инструкции Вам.
7. Учимся сравнивать
- загадайте предмет, предложите ребенку отгадать задуманное, послушав сравнения. Например: он похож на чашку с водой, на пруд с ровными берегами (бассейн).
- попросите ответить ребенка на вопросы: на что похож лист клена? (воротничок Петрушки), единица? (человек с дудкой).
8. Слоговая структура слов
- после того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны … .
- учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов.
- запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных, т. е. с двумя слогами. После того, как ребенок научился правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолированного произнесения. Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой.
- напишите слово, разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.
9. Работа над пересказом
- предложите сначала отвечать на конкретные вопросы. Например, прочитав рассказ Н. Носова «Живая шляпа», можно задать такие вопросы:
Что делали мальчики?
Что делал котенок Васька?
Где лежала шляпа?
Почему мальчики прыгнули на диван?
Почему мальчики побежали на кухню?
Как мальчики хотели испугать шляпу?
- сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми – типа комиксов). Перепутайте карточки, а затем предложите разложить их правильно и рассказать историю.
- часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов: земля, шашки, колонна, горы, язычок, идет человек, дождь, письмо, свежий ветер, хлеб, новости.
- читайте и обсуждайте с ребенком стихотворения
- спрашивайте у ребенка, как он понимает смысл пословиц, поговорок;
- учите отгадывать загадки.
Предварительный просмотр:
Консультация:
«Развитие речевой деятельности
в дошкольном возрасте»
МДОУ №56 «Искорка»
Учитель-логопед Низовцова И. В.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
- достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
- правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
- формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- способность говорить;
- способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
- самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
- звуковой формой слов;
- значением слова;
- грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.
Наблюдая за развитием своего ребенка в течение дошкольного периода можно выделить следующие основания для беспокойства:
от рождения до 6 мес.
Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7-10 мес.
Отсутствие лепета, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10-12 мес.
Ребенок не реагирует на свое имя, отмечается отсутствие лепетных слов.
1 год – 3 года
Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Ребенок не строит из накопленных слов предложений, не появляются глаголы. Не говорит о себе в первом лице, во время речи кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
4 – 6 лет.
У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и. т.д.; подобрать к слову антоним, ребенок неактивен в речевом общении, не может связно рассказать и происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
Ниже предлагаем основные направления для предупреждения и преодоления речевых нарушений, которые положены в основу стимулирования речевой деятельности.
1. Развитие слухового внимания.
Задания:
- покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете;
- обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т. д.;
- привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. п.;
- сделайте вид, что говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать тоже самое;
- пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать кассеты для детей.
- расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что Вы видите;
- возьмите за привычку комментировать все, что Вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденемся, гулять пойдем.
Ни в коем случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
2. Развитие диалога.
- Инсценировки. Для них используйте следующие тексты:
-Девица, девица, сходи за водицей!
-Я боюсь волка.
Волк на работе, сова на болоте.
-Был сапожник?
-Был.
-Шил сапожки?
-Шил.
-Для кого сапожки?
-Для соседской кошки.
-Что ж ты еж, такой колючий?
-Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
Кисонька-мурысонька, где ты была?
-На мельнице.
-Кисонька-мурысонька, что ты там делала?
-Муку молола.
-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька. С кем прянички ела?
-Одна!
-Не ешь одна! Не ешь одна!
- Вопросы. Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа – да или нет. Например: хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Видишь машину?
Вторая серия вопросов – усложненный вариант игры «да-нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ. Например: ты сидишь? ( когда ребенок идет); ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активируют речемыслительные процессы.
Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет?
- устройте праздничное чаепитие для ребенка. За столом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: ты какой чай хочешь – холодный или теплый? Что тебе дать – печенье или конфетку?
- «кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака – косточки, мишка – мед и т. п. Предложите ему накормить игрушечных животных.
- Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.
3. Имитация и звукоподражание
Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» побуждают ребенка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, произносите междометья, отражающие эмоциональные состояния:ай-ай-ай, ой-ой-ой. Желательно создать игровую ситуацию, в которой малышу захочется повторить звукосочетания. Например: вам холодно – бррр, говорите по телефону – алла, динь, играйте в прятки – ку-ку.
4. Стихи
Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Кроме того, запоминание улучшает память, обогащает речь.
Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывает его ритм, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит.
- Выучите стихи, которые Вы хотите разучить с ребенком и повторяйте их на пргулке, в транспорте, в очереди и т. д.
5. Дневник событий
Перед сном вспоминайте события прошедшего дня. Делайте небольшие зарисовки того, что произошло. Поначалу вы можете изобразить двор, где гуляли, кого-то из знакомых, с кем встречались, покупки, которые приобрели. Стремитесь к тому, чтобы у ребенка были новые впечатления.
6. Словарная работа
Как запоминаются слова? Как они хранятся в памяти? Как извлекаются из памяти и используются в речи? Ученые на основе многочисленных экспериментов доказали, что слова в нашем сознании объединяются по смысловому принципу.
Заведите «Словарик» - альбом, в котором собраны картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы, насекомые и т. д.
Лучше, если ребенок будет помогать отыскивать картинки в журналах, рекламных проспектах, а потом вместе с Вами вырезать и наклеивать их в «Словарик».
- Формирование обобщений. Взрослый предлагает ребенку назвать обобщающим словом ряд предметов;
- Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активации знаний. Например: что происходит ночью?
- Обращайте внимание малыша на свойства предметов;
- Упражняйте ребенка в словообразовании
- формируйте по образцу морфологические и грамматические компоненты (детеныши животных, прилагательные, глаголы);
- развивайте словесно-логическое мышление. Предложите ребенку по аналогии подобрать недостающее слово:
писатель – книга, художник - … , писатель – слова, художник - … , на мотоцикле – мотоциклист, на велосипеде - … , на поезде - … .
- продолжайте учить ребенка правильно употреблять предлоги. Попросите малыша выполнить действия с каким-нибудь предметом. Например: положи мяч на стул, под стул, за кресло … Потом пусть ребенок дает похожие инструкции Вам.
7. Учимся сравнивать
- загадайте предмет, предложите ребенку отгадать задуманное, послушав сравнения. Например: он похож на чашку с водой, на пруд с ровными берегами (бассейн).
- попросите ответить ребенка на вопросы: на что похож лист клена? (воротничок Петрушки), единица? (человек с дудкой).
8. Слоговая структура слов
- после того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны … .
- учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов.
- запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных, т. е. с двумя слогами. После того, как ребенок научился правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолированного произнесения. Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой.
- напишите слово, разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.
9. Работа над пересказом
- предложите сначала отвечать на конкретные вопросы. Например, прочитав рассказ Н. Носова «Живая шляпа», можно задать такие вопросы:
Что делали мальчики?
Что делал котенок Васька?
Где лежала шляпа?
Почему мальчики прыгнули на диван?
Почему мальчики побежали на кухню?
Как мальчики хотели испугать шляпу?
- сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми – типа комиксов). Перепутайте карточки, а затем предложите разложить их правильно и рассказать историю.
- часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов: земля, шашки, колонна, горы, язычок, идет человек, дождь, письмо, свежий ветер, хлеб, новости.
- читайте и обсуждайте с ребенком стихотворения
- спрашивайте у ребенка, как он понимает смысл пословиц, поговорок;
- учите отгадывать загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей или родителей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""
Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Россия – родина моя»
Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Решаются программные задачи: закрепить знания о нашей стране и государственной символике; познакомить детей с картой ...
Познавательная деятельность как условие развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Данная работа выполнена на тему: «Познавательная деятельность как условие развития речевой деятельности детей дошкольного возраста». ...
Презентация на тему: "Речевое развитие ребенка 6-7 лет. Использование театральной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"
Данную презентацию можно использовать для консультации родителей....
Проектная деятельность «Развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
АктуальностьНи один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Поэтому развитие всех компонентов речи, таких как: формирование словаря, грамма...