«Содержание и формы работы с родителями и социальными партнерами по профилактике школьной дезадаптации»
статья (подготовительная группа) по теме
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчинятся разнообразным нормам и правилам, выполнять требования учителей и родителей, добиваться хороших результатов в учебе и прочее. К новым правилам, требованиям, нормам нужно адаптироваться, привыкнуть. И часть первоклассников, достаточно успешно справляется с этой задачей. Однако период привыкания к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год. Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкиваются, например, с такой проблемой, когда ребенок с сохранным интеллектом и нормальным психическим развитием отказывается от посещений школы, конфликтует с учителями, сверстниками и прочими.
Взрослые пытаются решить эти проблемы средствами, заставляя ребенка учить уроки, взывают к его совести, упрекают в отсутствии прилежания, повышают уровень требовательности. Эти традиционные способы влияния , как правило не дают значимого эффекта. Прежде всего, необходимо разобраться в причинах осложнений адаптации.
Помочь сделать это - главная цель данной статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для педагогов | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка -детский сад № 49
Колпинского района Санкт – Петербурга.
«Содержание и формы работы с родителями и социальными партнерами
по профилактике школьной дезадаптации»
Авторы:
Смирнова С.Н. –
старший воспитатель ГБДОУ № 49
Гаврикова Л.И. –
воспитатель ГБДОУ № 52
2012г.
Содержание
1.Вводная часть
2. Факторы школьной дезадаптации
3.Анамнестические факторы риска
4.Признаки готовности к школе
5.Формы работы с родителями и социальными партнерами
«Содержание и формы работы с родителями и социальными партнерами по профилактике школьной дезадаптации»
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчинятся разнообразным нормам и правилам, выполнять требования учителей и родителей, добиваться хороших результатов в учебе и прочее. К новым правилам, требованиям, нормам нужно адаптироваться, привыкнуть. И часть первоклассников, достаточно успешно справляется с этой задачей. Однако период привыкания к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год. Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкиваются, например, с такой проблемой, когда ребенок с сохранным интеллектом и нормальным психическим развитием отказывается от посещений школы, конфликтует с учителями, сверстниками и прочими.
Взрослые пытаются решить эти проблемы средствами, заставляя ребенка учить уроки, взывают к его совести, упрекают в отсутствии прилежания, повышают уровень требовательности. Эти традиционные способы влияния , как правило не дают значимого эффекта. Прежде всего, необходимо разобраться в причинах осложнений адаптации.
Каждому педагогу хорошо известно, что от уровня сформированности взаимоотношений детей друг с другом зависит характер протекания их адаптации. Многие современные дети при вхождении в новый коллектив испытывают серьезные трудности в общении с одноклассниками. Прежде всего, это связано с негативностью большинства первоклассников к взаимодействию со сверстниками в новой для них деятельности учения. Как помочь вчерашнему дошкольнику найти свое место в классе? Как снять детскую тревожность перед школой? Как создать каждому ученику эмоциональный комфорт на уроке? Как помочь каждому ребенку быть уверенным в себе при выполнении школьных заданий?
Но прежде всего, мы должны знать, что же такое дезадаптация в школе.
Школьная дезадаптация – невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения.
Факторы, которые лежат в основе дезадаптации:
-индивидуальный фактор
-соматический фактор
-психолого-педагогический фактор
-коррекционно - профилактический фактор
-средовой
-социальный фактор
-психический фактор
-психологический фактор
-семейный фактор
Виды нарушений при школьной дезадаптации
Проявления такие:
1. Ребенок не может контролировать свои эмоции и свое поведение. Появляются заикание, навязчивые движения, тики, частые отлучки в туалет, недержание мочи.
2. Ребенок не вовлечен в жизнь класса. Не может усвоить модель поведения на уроке, не пытается наладить контакт со сверстниками.
3. Не может проконтролировать правильность выполнения задания, детали оформления работы. Успеваемость снижается с каждым днем. Не может выполнить тесты, которые выполнял на вступительном тестировании или при прохождении медкомиссии.
4. Неспособен найти разрешение из создавшихся учебных проблем. Не видит собственных ошибок. Не может самостоятельно решить проблемы отношений с одноклассниками.
5. Тревожен на фоне хорошей успеваемости. Наблюдаются волнение, повышенное беспокойство в школе, ожидание плохого отношения к себе, боязнь низкой оценки своих способностей, навыков и умений.
6. Школьный невроз – тяжелые по форме проявления школьной дезадаптации.
Психологи выделяют три основных этапа( фазы) адаптации
Первый этап | Второй этап | Третий этап |
Ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых взаимодействий , связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением , практически все системы организма. Это « физиологическая буря». Длится достаточно долго ( 2-3 недели). На первом этапе не о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится : организм тратит все что есть, а иногда и «в долг берет». Поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. | Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие -то оптимальные ( или близким к оптимальным) варианты реакции на эти взаимодействия. На втором этапе «цена» снижается, «буря» начинает затихать. | Период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующее меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу не выполнял школьник, будь то умственная работу по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной»сидячей» позе, или психологическая нагрузка общение в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. |
Мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста»
Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста.
Источник: Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №9 2008...
Презентация к родительскому собранию на тему "Как помочь своему ребёнку стать счастливым в школе?" ( профилактика школьной дезадаптации).
Рассматриваются теоретические вопросы школьной зрелости, а также роль семьи в профилактике школьной дезадаптации первоклассника....
Игровая терапия для профилактики школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.
Представлены игры направленные на спочение коллектива, знакомство и умения взаимодействовать....
Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста.
В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией....
Презентация на тему "Профилактика школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Формирование мотивационной готовности к школе, как один из путей профилактики школьной дезадаптации
Существуют различные виды готовности к школе, это: личностно-социальная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность. А сегодня мы будем рассматривать один из компонентов г...