Какой он - мой ребёнок?
статья по теме
Предварительный просмотр:
Какой он – мой ребёнок?
Консультация для родителей
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что наши дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад. и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями: это компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Исходя из собственных наблюдений, я могу сказать, что сегодня современный ребёнок: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Наши дети иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что мы взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении наших детей.
Наши дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много, но плохо. Из опыта работы я могу сказать, что самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е.О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.
Мои наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых "середнячков". Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.
Наши дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли вы родители, бабушки и дедушки наших воспитанников. Чаще всего героями для детей становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
У наших детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дети технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучениюю в начальной школе.
Появились дети, не желающие взрослеть. исследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.
Обобщив фундаментальные исследования последних лет, академик Д.И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у детей:
- резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
- рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;
– уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;
- снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;
- недостаточная сформированность мелкой моторики и следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;
– значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
- рост "экранной" зависимости;
- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
- снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;
- астенизация телосложения и снижение мышечной силы;
- рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;
- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение численности одаренных детей.
Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными.
Основная проблема дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания наших детей сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у детей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия психолога "Какой я? Какой ты? Какие люди?"
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия психолога с детьми дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии (нарушение слуха и умственная отсталость) 6-8 лет...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Какой, какая, какие предметы по цвету? "(согласование прилагательных с существительными).
Презентация предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: развитие умения согласовывать прилагательные с существительными; развивать речь,память, мышление....
План-конспект ООД "Какой, какая,какое, какие?"
Совершенствование умения согласовывать слова в предложении. Образование однокоренных слов, словообразование....
Картотека "Какая, какое, какой, какие"
Картотекакоторая поможет расширить словарь прилагательных у детей....
Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"
Дидактическая игра помогает формировать у детей умение изменять прилагательные по родам....
Что должен знать и уметь ребёнок4-5 лет.
Вашему ребёнку скоро исполнится 5 лет. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, считая, что впер...
Воспитываем мужчину: с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне «мужские качества»? Статьи / Психологическое просвещение Воспитываем мужчину с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне мужские качества Когда в семье появляетс
Когда в семье появляется мальчик, то папа ждёт, что из него вырастет друг и соратник, а мама надеется видеть в сыне помощника и защитника.Но как воспитать из маленького человека настоящего мужчину?...