Речь на кончиках пальцев
материал по теме

Коноваленко Елена Сергеевна

    Уважаемые Родители! Все мы знаем, что наша главная задача - раскрыть в наших детях заложенный в них огромные возможности. Поскольку нет в мире людей неталантливых - есть люди с нераскрытыми способностями! Чем раньше начать развивать ребенка, тем наилучшего результата можно достигнуть. Самый преждевременный, а значит, и самый своевременный способ развития - это пальчиковые игры! Работая с мелкой моторикой ребенка, пальчиковые игры развивают речь, логическое мышление, умственную активность, внимание, память, зрительное и слуховое восприятие... В  данном материале вы найдете развивающие игры, и потешки для самых маленьких. Главное - заниматься как можно чаще...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речь на кончиках пальцев335.51 КБ

Предварительный просмотр:

Речь на кончиках пальцев

Учитель-логопед

 Столярова Е.С.

Развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Ученые, изучающие деятельность мозга ребенка, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах начинают с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений: одевания, раздевания, застегивания и расстегивания пуговиц, манипулирования палочками для еды, ложками, ножницами.

В результате исследований, было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые пришли к выводу, что формирование речи у малыша начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности и координированности. Другими словами, речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук, а точнее, от пальцев. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, старательно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

В первобытном обществе люди общались при помощи жестов, т.е. развитие функций руки и развитие речи у них шло параллельно. Речь ребенка развивается по такому же пути. Сначала совершенствуются тонкие движения пальцев рук, затем ребенок начинает произносить первые слоги. Дело в том, что в головном мозге, в коре больших полушарий, двигательная зона, куда поступают импульсы с кончиков пальцев и речевая зона находятся рядом и  возбуждение, возникшее в двигательной зоне, распространяется на речевую.

Таким образом, движения пальцев рук и речевая моторика имеют единые механизмы. Поэтому пальчиковая гимнастика и игры с пальчиками играют главную роль в развитии речи. Пальчиковые игры, сопровождающиеся текстом, чаще стихотворным, не только развивают мелкую моторику и речь, но и  слуховое внимание (умение слушать), умение улавливать ритм речи. Они способствуют установлению телесного контакта малыша и мамы, который необходим для психического развития ребенка.

    На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

    В семье тренировку маленьких пальчиков можно и нужно начинать в доречевой период, в возрасте 6-7 месяцев. Сделайте малышу массаж – погладьте кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Затем слегка разотрите каждый пальчик, каждую его фалангу и ладошки вашего ребенка. После этого подушечками своих пальцев постучите по кисти малыша. Массаж выполняйте одной рукой, другая в это время держит ручку ребенка.

После массажа возьмите каждый пальчик вашего малыша по отдельности в свои пальцы и сгибайте, разгибайте его, делайте круговые движения. Положите ручку ребенка на стол ладошкой вниз, затем приподнимайте поочередно каждый пальчик и отпускайте его, чтобы он со стуком упал вниз. Делайте массаж и гимнастику пальцев ежедневно, не более 5-ти минут. Помните, что упражнения не должны приносить ребенку дискомфорт, а доставлять радость и удовольствие.

     С десятимесячного возраста можно проводить активные упражнения для пальцев рук. Давайте малышам перебирать сначала крупные ярко окрашенные предметы, затем – более мелкие (кольца от пирамидок, крупные бусины, нанизанные на резинку). Пусть дети конструируют из кубиков, собирают вкладыши, мисочки одну в другую, катают пальчиками деревянные, пластмассовые, пластилиновые шарики.

 Предложите  ребенку бумагу разной фактуры – гофрированную, кальку. Пусть он манипулирует с ней – мнет, рвет, собирает кусочки. Насыпьте в глубокую миску большие пуговицы, макароны различной конфигурации, разноцветную фасоль – и малыш (разумеется, под вашим присмотром), с огромным удовольствием будет перебирать, перекладывать из одной кучки в другую эти предметы.

     Народные игры, также дают очень хорошую тренировку движений пальцев. В фольклоре любого народа есть короткие стишки-потешки, сопровождаемые движениями пальцев. Одна только «Сорока-ворона»  имеет множество вариантов.

   

    Сорока-ворона

    Кашу варила,

    На порог скакала,

    Деток поджидала.

    Дети прибежали,

    Кашу расхватали:

    Этот – на ложку,

    Этот – в поварешку,

    Этот – в горшок,

    Этот – в масленичек.

    А ты, толстый-короткий,

 

  Тряси бородкой:

    Воду не носил,

    Дров не рубил,

    Кашу не хвалил.

    А теперь-ка ты

    Принеси воды

    Взял лукошко,

    Да через ладошку,

    Да через ручонку,

    Да к речонке –

    Зачерпнул, зачерпнул,

    Зачерпнул!

Нетрудно догадаться, какие движения соответствуют тексту потешки. Понравится вашему малышу и такая игра:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем  в лес ходил,

С эти братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

    Читая это стихотворение, взрослый действует в соответствии с текстом, сгибая и разгибая пальчики малыша, начиная то с большого, то с мизинца, то на одной руке, то на другой.

 Много положительных эмоций принесет и мамам, и малышам пальчиковая игра «Семья»:

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик_ папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Ну а этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья!

    Это так называемая «пассивная гимнастика» пальцев, то есть родители сами совершают движения детскими пальчиками, сопровождая их чтением рифмованных строчек.

Детям 1,5-2-ух лет и старше предлагаются более сложные задания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, разнообразные шнуровки, матрешки, разрезные картинки. Малышу нравится показывать, какой он сильный - пусть он сильно сожмет мамину, папину руку.  Игры также «растут» вместе с малышом.  Ребенок теперь сам может выполнять движения пальцами согласно тексту стихотворения сначала по образцу, затем – самостоятельно, по памяти:

 -          Где твой палец большой?

                                          -     У меня за спиной!  (показать из-за спины)

-        А где твой указательный?

-        Посмотри внимательней!

-      А где средний твой палец?

                                          -        Вот какой он красавец!

-        А где твой безымянный?

-   Вот, с кольцом оловянным!

-          А мизинчик – малышка?

-     Вот он, младший братишка!

Ребенок должен поочередно показать каждый палец, остальные пальцы в это время сжаты в кулак.  Игра также помогает детям запомнить названия пальцев. Если эта игра слишком сложна для вашего малыша, выполните упражнение. «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять  

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

 (Ритмично разжимаем все пальцы вместе)

Раз, два, три, четыре, пять

 (Сжимаем  поочередно в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять

 (Ритмично сжимаем в пальцы вместе)

Существует множество  пальчиковых игр-упражнений, выполнять которые можно, сидя за столом:

Ручка в зеркало глядит,  (Обе ладони стоят ребром на столе)

Ручка пальчикам велит:

Загибайтесь, выпрямляйтесь,

Вместе в горстку собирайтесь.

Разбегитесь, распрямитесь,

В кулачок теперь сожмитесь.

Кулачок – на кулачок

И ладошки – на бочок.

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко.

На бочок. Опять на стол.

И конец игре пришел.

игра «Прогулка»

Пошли пальчики гулять    

 (Пальцы сжаты в кулаки, большие опущены вниз и как бы прыжками движутся по столу)

А вторые -  догонять

 (Указательные пальцы ритмично движутся по столу)

Третьи пальчики – бегом

 (Средние пальцы движутся в быстром темпе)

А четвертые – пешком

  (Медленное движение безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал,

 (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал

 (Хлопок кулаками по поверхности стола)

   А теперь пусть ребенок поставит правую ладонь ребром на стол. Пальцы раздвинуты, как  «веер». Указательный палец левой руки  «прыгает» с одного пальца правой руки  на другой.

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся,

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

    С детьми постарше можно поиграть в игру «Раз, два, три, пальчики покажи!» Ребенок убирает руки за спину. Взрослый просит показать на каждой руке определенное количество пальцев. Например, «покажи на правой руке 2 пальца, а на левой – 3». Малыш выполняет задание за спиной и протягивает руки вперед.

    Во всех этих играх (если не предусмотрено участие обеих рук), все упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой и только потом – одновременно двумя руками. Если малыш затрудняется, помогите ему или научите помогать себе второй рукой.

    Существует также множество игр-упражнений для развития мелкой моторики с использованием различных предметов: палочек, спичек, веревочек, проволоки, камешков, бумаги, пуговиц.

Нам было интересно…… Уважаемые родители,

 оставляйте ваши отзывы о данном материале, нам очень важно ваше мнение!

  №

 п\п

Ф.И.О. родителя

Дата

Пожелания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Развитие речи на кончиках пальцев

Консультация для родителей...

Речь на кончиках пальцев.

Игры с предметами на развитие мелкой моторики и речи....

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...