Консультации (памятки-буклеты) для родителей будущих первоклассников
методическая разработка по теме

Лапшина Наталья Юрьевна

В работе с родителями детей подготовительных групп помимо консультирования я использую памятки-буклеты. Такие памятки для родителей служат настоящими палочками-выручалочками. Ведь можно не только освежить в памяти услышанную на консультации информацию, но и поиграть с ребенком в специально подобранные по тематике игры. Надеюсь, мой опыт работы в данном направлении будет полезен не только психологам, но и воспитателям ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал,  чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв  глаза, дети должны угадать, что спрятано.

 «Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и  попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

Выкладывание из палочек, спичек, пуговиц фигур, узоров, предметов по образцу.

Вычеркивание заданных букв из печатного текста в газете: «Найди и зачеркни все буквы «У».

   «Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

 «Карлики и великаны». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Команды даются в разбивку в разном темпе.

«Повторяй за мной». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий – шагать.

«Почта»:  разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок,  рыбку  и  т.п.) по адресу,  например: " Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать  с  наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если  ребенок испытывает затруднения,  можно начать игру в «почту»  с  цельного  листа бумаги:  «Нарисуй рыбку в верхнем левом  углу» и т.п

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ:

 - наглядно-образного

1.        Игры-обобщения «Назови одним словом» (картинки, слова), «4-й лишний»: «Тапки, туфли, сапоги – это… (обувь)» или «Слон, волк, бык, тигр. Кто лишний?». Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, величина, цвет.

 

2.        Игры «Разложи на 2 группы», на выделение-дополнение по определенному признаку (фрукты-овощи, птицы-звери и т.д.)

- логического

3.        «Что сначала, что потом» (времена года, время суток, последовательность событий в жизни детей)

4.        Логические игры «Продолжи ряд», на установление причинно-следственных связей.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

1.Последовательные картинки: разложить по порядку и придумать  рассказ. Возьмите любые сюжетные иллюстрации, перепутав порядок.

2. Рисование историй (последовательность  событий): придумать  и  нарисовать сказку,  или нарисовать последовательные картинки к сказкам:  что было вначале,  что потом.

 

3. Отыскивание букв по «Азбуке»: «Какая буква находится на две буквы вниз и одну букву направо от М? Назовите слова на эту букву».

4. «Придумай и отгадай загадку»: вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое? - снег».

5. Предложите ребенку найти все круглое, все квадратное, деревянное и т.п.




МДОУ ДСКВ №32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Играем – память, внимание, мышление развиваем»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна











г. Ейск


ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ

"Пексессо". Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные - кладете обратно. Визуализация. Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине и т.д. Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, затем уйти в другую комнату, спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета….

"Узнай предмет". Ребенку завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку.

"Чудесные слова". Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан. Эти слова читаются ребенку, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить.

"Нарисуй фигуру". Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил.

"Кто знает больше". Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов.

 ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ

! Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, мозаика, конструктор.

! Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

Какие предметы изображены? Назови их.

! Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов.

Какие предметы изображены? Назови их.

! Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или  наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.

Какие буквы и цифры написаны здесь? Назови.

! Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (в газетной статье)

! Найди и обведи все треугольники.    

! Поиск отличий в сходных изображениях.

! Поиск в картинках недостающих или неадекватных деталей.

! Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О - обруч, З - змея);

! Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из А -Л -Д).

! Детям очень нравится игра «Чья цепочка длиннее»? Напишете букву и предложите ребенку превратить ее в другую. В какой цепочке получится больше букв. 



Предварительный просмотр:




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Готовность к школе»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна









г. Ейск


Готовность родителей

•        Поступление ребенка в школу - это стресс не только для него, но и для его родителей. Причины стресса: новые нагрузки на взрослых (быть с ребенком не после 18-19 часов вечера, а после 12-13 дня; необходимость растрачивать эмоции на поддержку ребенка в новой для него деятельности; освоение родителями новой роли "домашнего учителя" и помощника в выполнении домашних заданий и т.д. Рекомендуется самим родителям: осознать, что теперь им неизбежно придется уделять больше времени ребенку, заниматься с ним (что не требовалось в детском саду) и т.д.

•        Возможно, что у самих родителей остались неприятные воспоминания, связанные со школой, и они могут начать переживать их заново (например, чувствовать себя "зависимым, испуганным ребенком" рядом с учительницей или, наоборот, по-детски сопротивляться всему, что говорит учительница). Необходимо осознать, что теперь вы приходите в школу не как ученик, а как состоявшийся взрослый человек. Постарайтесь создать партнерские отношения с учителями. Цель этих отношений - успешное пребывание в школе и обучение вашего ребенка.

•        Вы, как "родители ученика", можете столкнуться с неожиданными трудностями, особенно в первые месяцы обучения ребенка. У некоторых детей меняется поведение (одни становятся агрессивными, другие пассивными), им снятся страшные сны, некоторые утром жалуются на боль в животе, у кого-то развиваются тики. Это проблемы свидетельствуют о сложностях адаптации к школе. Их разрешать лучше с помощью специалистов - учителей, психологов. Но основа разрешения проблем - это поддержка со стороны родителей: проявление их любви и веры в способности ребенка.

Отношение ребенка к себе

Для дошкольников характерна несколько завышенная самооценка ("Мой рисунок самый лучший в группе"), не стоит с этим бороться. Причиной неуспешности ребенка в школе может стать неустойчивая или заниженная самооценка (ребенок не уверен в своих силах, боится выглядеть неуспешным, поэтому может отказываться от выполнения заданий и ответов на уроке). Основная причина низкой самооценки детей - дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания со стороны взрослых, прежде всего родителей. Родителям рекомендуется активно поддерживать, хвалить ребенка, показывать, что их любовь к нему не зависит от его учебных успехов. За успехи хвалить более интенсивно, чем ругать за неуспехи. Быть рядом с ним тогда, когда он не справляется с учебными проблемами и помогать ему и т.д.

Готовность к школе

Для успешного обучения в школе к моменту поступления ребенок и его родители должны иметь определенную готовность. Это - готовность самого ребенка (физическая, личностная, интеллектуальная) и готовность его близких, которые возьмут на себя работу по адаптации ребенка к школе). Ниже будет представлен перечень того, что требуется от ребенка при поступлении в школу; как родители могут определить уровень готовности своего ребенка; как могут развивать в нем недостающие качества.

Физическая готовность ребенка

•        Ребенок должен быть старше 6,5 лет. Если он младше, но хорошо развит, то может учиться с согласия приемной комиссии.

•        Уровень физического развития отражен в медицинской карте ребенка.

•        Начало обучения в школе - стресс для ребенка: физический стресс (смена режима; непривычные нагрузки на организм - надо долго сидеть, быть сосредоточенным, выполнять новые действия и т.д.) и психический стресс (новая обстановка, новые люди, новая деятельность и т.д.). Для того, чтобы ребенок успешно справился с неизбежным стрессом и быстрее адаптировался к школьному обучению, родители должны подготовить его организм и психику летом (дать ребенку отдохнуть, закаливать его, насытить витаминами и т.д.).

•        Необходимо продумать щадящий режим дня для первоклассника, чтобы он мог поспать или полежать днем, если захочет; чтобы ежедневно гулял; высыпался ночью. Желательно записать его в спорт. секцию.

•        Необходимо оборудовать дома учебное место ребенка: нужной высоты стол, стул со спинкой, свет с левой стороны и т.д.

Личностная готовность ребенка

•        Умение ребенка произвольно общаться со взрослыми.

Произвольно, значит, самостоятельно регулируя свое поведение в соответствии с требованиями учебной ситуации. Произвольность:

o        Ребенок понимает условность учебной ситуации и разницу между школой и детским садом или пребыванием дома. Родители должны объяснить ребенку, что он будет учиться в школе 11 лет, с сентября по май, с понедельника по пятницу, по несколько уроков в день (с переменами), с обязательным выполнением дом. заданий. За выполнение заданий он будет получать отметки. В школе у него будет свое место за партой. В туалет он будет ходить на переменах или во время урока, спросив разрешение учителя и т.д.

o        Ребенок понимает и принимает свою позицию как ученика и позицию взрослого как учителя. Родители должны разъяснить ребенку необходимость называть учителя по имени и отчеству, отвечать на его вопросы, выполнять его требования.

•        Умение общаться со сверстниками

Учеба в школе предполагает взаимодействие и сотрудничество ребенка с другими детьми в ситуации общей учебной задачи. Готовность к общению с одноклассниками:

o        ребенок сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками и относится к ним как к партнерам по игре или совм. деятельности;

o        ребенок не конфликтен;

o        в совместной деятельности ребенок удерживает во внимании общую для всех участников цель деятельности.

Если у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то родители должны помочь ему: приглашать других детей в гости, на прогулки, праздники и т.п. Объяснять ребенку и показывать на своем примере как вести себя с другими детьми в ситуациях игры, совместной работы, учебы...         



Предварительный просмотр:




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Готовность к школе – 2. Интеллектуальная!»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна









г. Ейск


Как родители могут интеллектуально подготовить ребенка к школе (занятия проводятся, когда ребенок не устал и в хорошем настроении, 1-2 раза в день по 0,5ч).

Общая осведомленность

 - Как тебя зовут, сколько тебе лет?

 - Какое сейчас время года, месяц? Когда у тебя день рождения?

 - В каком городе ты живешь, назови адрес?

 - Что ты можешь рассказать о своей семье?

 - Каких животных (героев сказок, транспорт, виды спорта,..) ты знаешь?

 - Хочется ли тебе идти в школу?

•         Умение ориентироваться во времени и пространстве

o        Ребенок должен знать время суток: утро, день, вечер, ночь. (Что наступает после вечера? Как ты узнаешь, что наступила ночь? Назови части суток, начиная с дня...)

o        Ребенок должен быть знаком с календарем. Должен знать, что из суток складывается неделя, из недели - месяц, а из месяцев год. (Назови дни недели, месяцы).

o        Ребенок должен уметь соотносить положение своего тела с расположением окружающих предметов (Что спереди, сзади, сбоку, слева, права,..?)

o        На местности (на улице, в районе) ребенок должен уметь выделять основные ориентиры, по которым можно дойти до школы, до метро, до магазина. Упражнение: пройдите с ребенком от дома до школы (библиотеки, магазина), внимательно рассмотрите дорогу, дома ребенок должен подробно рассказать об этом пути и схематично нарисовать его.

•        Развитие памяти

o        Из 10 названных слов (например: тетрадь, торт, портфель, сказка, собака, цветы, друзья, улица, игрушки, школа) ребенок должен называть 7-8. Если с первого раза не удается запомнить, взрослый может повторить весь список второй или третий раз.

o        Рассмотрите репродукцию картины, попросите перечислить как можно больше деталей картины, которые он запомнил.

o        Выучите красивое длинное стихотворение, которое понравилось ребенку. Научите его декламировать стихотворение "с чувством, с толком, с расстановкой".

o        Разучите с ребенком танец, последовательность любых движений (например: сначала присесть и встать, потом хлопнуть в ладоши, закрыть глаза, потом лечь на живот...).

•        Развитие внимания

o        Умение настраиваться на восприятие указаний взрослого, не отвлекаться от выполнения задания, сосредотачиваться на задании для учебы в школе необходимы. Упражнение: на листе бумаги вразброс написаны буквы алфавита, ребенку нужно найти и вычеркнуть, например, букву О:

А О П Р Л Д О О Ж Ш Ь Т А О И Т М О В К

То же самое можно сделать и с цифрами, например, вычеркнуть цифру 1:

1 8 7 2 1 9 4 2 4 1 0 7 9 2 1 3 1 1 5 8 2 7 5 5 2 1 .

•        Развитие воображения

o        Способность к воображению у ребенка можно проверить (и развить), выполняя упражнения типа "Художник", "Скульптор", "Сказочник",.. Например: художник начал рисовать картины, но у него кончились краски. Заверши, пожалуйста, его работу.

•        Развитие эмоций

Ребенок должен уметь оценить эмоции и настроения людей. (Какое настроение, ты знаешь, бывает у людей и у животных?). Упражнение: назови, какое лицо здесь радостное, злое (сердитое), грустное, удивленное, испуганное,... Нарисуй свое настроение, настроение своей мамы, друга... Для этого можешь посмотреть в зеркало или на фотографию.

•        Развитие мышления

 -Умение обобщать и  исключать по существенным признакам. Назови одним словом: корова, бык, кролик – ? (дом. животные); груша, яблоко, вишня – что лишнее? (вишня).

 -Умение делать умозаключения по аналогии. Взрослый предлагает три слова, два из них подходят друг другу, являются парой. Ребенок должен придумать слово, подходящее по смыслу к третьему:

ДЕНЬ - НОЧЬ, БЕЛОЕ - ..? (черное)

ЗАЯЦ - ЖИВОТНОЕ, ЩУКА - ..? (рыба)  

 -Умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Взрослый берет открытку и разрезает ее на части, перемешивает их. Ребенок должен восстановить картинку, которую он прежде не видел.

 -Умение выделять причинно-следственные и пространственно-временные логические связи. Разложить по порядку 6 картинок. Составить по ним рассказ.

•        Развитие восприятия: умение создавать полный образ предмета. Упражнение: изучить предмет, используя все органы чувств, и рассказать какой он на вид (цвет, форма), на слух, по запаху, по вкусу, на ощупь (текстура материала, вес, температура).

o        Умение восстанавливать рисунок по образцу. Показывают половину картинки и просит дорисовать вторую половину.

•        Развитие речи

 -Умение произносить звуки. Логопедические проблемы решить до поступления в школу.

 - Умение производить звуко-буквенный анализ слова.

Упражнение №1: взрослый говорит ребенку слово, а он должен разбить его на части (слоги), хлопая в ладоши. Например, КРОКОДИЛ, ПОДУШКА, САМОВАР,...

Упражнение №2: ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: БЕРЕТ, ВОЛНА, АТАМАН, УТКА...

 - Родители должны иметь представление о количестве слов, которыми пользуется ребенок в речи и стараться увеличивать его словарный запас. Упражнение "Темы": вспомни все слова, которые относятся к теме "Зима", "Человек", "Все слова на букву К",...); чем больше слов ты придумаешь, тем лучше.

 - Ребенок должен уметь изменять существительные по числу (овца одна, а много - ...; облако одно, а много - ...); прилагательные по роду и числу (сахар - белый, молоко -..., бумага -..., снежинки - ...); глаголы по временам (вчера - гулял, сегодня - ..., завтра - ..).        



Предварительный просмотр:

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. 

Для вас,  заботливые родители, создана эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекоменда-циями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка.

На этапе подготовки:

  1. Избегайте чрезмерных требований
  2. Предоставляйте  право на ошибку
  3. Не думайте за ребёнка
  4. Не перегружайте ребёнка
  5. Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.
  6. Устраивайте ребенку маленькие праздники

Что происходит в период адаптации к школе?

  1. Значительно повышается нагрузка на организм, особенно так называемая статическая нагрузка. Потребность в двигательной активности остается прежней, а школьные условия требуют много времени находиться в сидячем, неподвижном положении.

  1. От первоклассника требуется значительно повысить уровень внимания и умственного напряжения. Непроизвольное запоминание в игре уступает место целенаправленному обучению за счет усилий воли.

  1. Ребенок попадает в новый для себя жизненный уклад. Ему приходится осваивать множество правил поведения образовательного учреждения, которые значительно отличаются от принятых в семье. Особенно это сложно детям, не посещавшим детский сад.

  1. Первоклассник оказывается в новом коллективе сверстников и среди незнакомых взрослых, с каждым из которых ему необходимо выстроить отношения, найти свое место в группе.




МДОУ ДСКВ №32 «Дружба»















Памятка для родителей





 «К обучению готов!»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна























г. Ейск


КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ

ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ
ТРУДНОСТЕЙ
?

1) Организуйте распорядок дня:

  1.  стабильный режим дня;
  2.  полноценный сон;
  3.  прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умение общаться

  1. Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,  умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание  развитию произвольности

  1. Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка       

  1. Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания  на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).
  2. Выучите  названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
  3. Используя  лото и книги,  учите с ребенком названия:  диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных  уборов, видов  обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия  городов,  названия  любимых сказок и их героев.

              

 Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  1. Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
  2. Составляйте рассказы по картинкам.
  3. Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  4. Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  5. Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  6. Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  7. Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
  8. Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  9. Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

    Внимание! При выполнении любых письменных заданий  следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

  1. Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации,  умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные  соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.      

   Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

     Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными). 



Предварительный просмотр:




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Развиваем память и учебную мотивацию»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна









г. Ейск


Рекомендации по формированию учебной мотивации у дошкольников

Во-первых, нужно объяснить ребёнку, зачем дети ходят в школу. Но это не так-то просто сделать, как кажется на первый взгляд.

Спросите у себя: зачем детям ходить в школу? И попробуйте ответить что-то иное, чем «Потому что все ходят. Потому что так надо. Чтобы учиться». Вашему ребёнку нужен не краткий ответ, а красочный рассказ в ответ на этот вопрос. От того, насколько грамотно вы сумеете ответить малышу на этот вопрос, во многом будет зависеть его учебная мотивация на протяжении всей последующей жизни, возможно, вплоть до студенческих лет.

Поговорите с ребёнком на следующие темы:

  1. Почему без школы нельзя обойтись?
  2. Чему нельзя научиться нигде, кроме как в школе?
  3. Как он думает, трудно ли учиться в школе?
  4. Что нужно делать, чтобы хорошо учиться в школе?

Было бы здорово не только рассказать малышу, что вы думаете о школе, но и поинтересоваться его мнением, узнать его ответы на эти вопросы.

Создайте у ребёнка положительный эмоциональный образ школы: рассказывайте о своих школьных годах, о том, как вам помогла учительница, о школьных друзьях…

Наверняка у вас найдутся добрые воспоминания, которыми вы можете поделиться с малышом.

Если у ребёнка есть старший брат или сестра, они невольно могут настраивать малыша против школы. Деликатно, как со взрослыми, поговорите с ними об этом, объясните, что ребёнку в любом случае нужно идти в школу, так пусть он это с удовольствием, попросите не говорить плохие вещи о школе.

Во-вторых, формируйте у ребёнка не только позитивное отношение к школе, но и непосредственно учебную мотивацию, то есть стремление к познанию. Учите ребёнка интересоваться всем и вся. Рассказывайте интересные истории про вещи, читайте ему, рассматривайте вместе картинки в детских энциклопедиях. Задавайте вопросы. Конечно, не следует ожидать, что ребёнок сможет объяснить вам закон тяготения. Но детская наблюдательность и смекалка могут весьма удивить, если вы грамотно поставите вопрос.

Цените детские «почему?», не оставляйте их без внимания. Старайтесь найти доступный и правильный ответ на каждый детский вопрос.

Рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Чтобы память вашего ребёнка интенсивно развивалась, нужно:

•        учить  с ним как можно больше стихотворений;

•        петь и разучивать вместе песни;

•        просить его пересказывать сказки и рассказы, которые вы прочли;

•        расспрашивать его о том, как прошёл день, что он видел на прогулке, во что играл в детском саду и т.п.;

•        учить и постоянно повторять информацию для механического запоминания: адрес, телефон, день рождения, фамилии, имена и отчества членов семьи, кто кем работает, дни недели, месяцы года, алфавит, счёт;

•        выполнять задания по пособиям, развивающим память ребёнка;

•        познакомиться в специальной литературе с играми, направленными на развитие памяти.

Зачастую вам придётся разучивать с ребёнком тексты, учить его пересказывать рассказы и сказки.

Сделать это быстрее и эффективнее вам поможет знание законов памяти:

•        Лучше усваивается первая и последняя информация. Поэтому, перед тем как что-то учить, кратко расскажите ребёнку, о чём будет текст. В конце сделайте небольшое резюме (задайте ребёнку вопросы по тексту).

•        Учите ребёнка составлять план и рассказывать по нему. В плане обязательно должны быть использованы рисунки или схематические значки. Чем меньше слов используется при составлении плана, тем лучше.

•        Чем больше ребёнок знает по этой теме, тем легче ему запомнить материал. Так, если нужно пересказать русскую народную сказку, то ребенку будет легче сделать это, если он знаком с другими народными сказками. Если ребёнок уже знает некоторые английские слова по теме «Игрушки», то ещё несколько слов он запомнит относительно быстро. Это означает, что если ребёнок впервые сталкивается с информацией на какую-либо тему, то вы потратите больше времени на её заучивание, чем если бы ребёнок был знаком с данной темой до этого.

Разучивая с ребёнком что-либо, вы можете использовать следующие приёмы:

•        зарисуйте стихотворение. Нарисуйте к каждой строчке 1-2 картинки. Глядя на них, ребёнку будет легче рассказывать стихотворение;

•        начинайте строчку, а ребёнок должен будет её завершить;

•        говорите строчки по очереди (одну – вы, одну – ребёнок);

•        если стих большой, его обязательно нужно разделить на несколько частей (сложно охватить за раз больше 8 строчек);

•        если это возможно, «расскажите стихи руками». Например, если «дует ветер», то поднимите руки вверх и сделайте покачивающие движения, если «плывёт кораблик», то сложите ладони «лодочкой» и совершайте волнообразные движения и т.п. Так как память на действия у детей развита лучше, чем память на слова, такая опора на действия поможет быстрее выучить стихотворение;

•        повторяйте стих как можно чаще. Как правило, дети быстро устают от монотонного повторения одного и того же. Но «повторение – мать учения», и без него невозможно обойтись. Однако его можно сделать творческим и занимательным.

Так, стихи можно повторять:

•        тонким голоском (как лилипуты);

•        басом (как великаны);

•        очень быстро (как пчёлки);

•        очень медленно (как улитки);

•        грустно (как ослик Иа);

•        весело (как Буратино);

•        испуганно (как Зайчик);

•        злорадно (как Баба Яга);

•        гневно (как синьор Помидор);

•        плача (как царевна Несмеяна);

•        тихо (как шелест листьев);

•        громко (как гроза);

•        заботливо (как фея, крёстная мама Золушки);

•        сердито (как мачеха Золушки).

Таким образом, вы проговорите стихотворение 14 раз, ни разу не повторившись.



Предварительный просмотр:




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Внимание! Мышление!»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна









г. Ейск


Рекомендации по развитию логического мышления дошкольника

Самое главное для развития мышления дошкольника – чтобы ребёнок учился спрашивать, видел ваше участие и заинтересованность его вопросами и не переставал стремиться как можно больше узнать о мире.

 Иногда дети ставят взрослых в тупик своими вопросами. Бывает, что ответы на них мы проходили в старших классах в курсе физики (например, «Почему, когда смотришь через лупу, всё кажется больше?»).

Иногда родителям просто не хватает знаний, чтобы ответить на «простой» вопрос своего малыша. Старайтесь не оставлять детские «почему?» без внимания. Прекрасно, если вы ответите: «не знаю, но давай узнаем вместе». Этим вы покажите пример любознательности, интереса к новому.

Вместе с ребёнком обратитесь к книгам, энциклопедиям, Интернету, найдите ответ на интересующий его вопрос.

Постарайтесь найти способ доступно объяснить ребёнку причины явления, о которых он спрашивает. Старайтесь упрощать, объяснять «примерно», а все уточнения в знания ребёнка о мире потом внесёт школа.

Учитесь сами быть «почемучкой». Задавайте ребёнку простые вопросы, на которые он в силах ответить.

Задав вопрос, ждите. Не стремитесь к тому, чтобы сразу дать ребёнку правильный ответ. Ребёнок никогда не научится отгадывать загадки, если он будет сразу после прочтения получать готовые ответы. Конечно, это не значит, что никогда нельзя давать ответы. Но приучайте ребёнка к тому, чтобы он самостоятельно искал решение поставленной перед ним задачи.

Если ребёнку сложно справиться с задачей на слух, постарайтесь найти для него наглядные опоры: картинки, схемы, счётные палочки. Например, ребенку даётся задача: «Мама купила синее и красное платье. Маше она подарила не синее платье. Какое платье она подарила Ире?» (ответ: синее).

Редкому ребёнку удаётся решить эту задачу в уме. Схематично нарисуйте маму и двух девочек. Напишите, кто есть кто. Рядом с каждой девочкой нарисуйте по красному и синему платью (можно просто красный и синий кружки). Прочитайте задачу ещё раз. Ребёнок зачеркнёт синий кружок рядом с Машей и сделает вывод, что ей досталось красное платье. А значит, у Иры не может быть красного и у неё синее платье.

Занимайтесь с ребёнком по пособиям с упражнениями, направленными на развитие мышление, и познакомьтесь в литературе со специальными развивающими играми.

       

Рекомендации по развитию внимания дошкольника

  1. Занимайтесь с ребёнком по пособиям с упражнениями, направленными на развитие внимания.
  2. Играйте в настольные игры, требующие усидчивости и длительного сосредоточения внимания (пазлы, домино, лото).
  3. Познакомьтесь в специальной литературе с играми, направленными на развитие внимания ребёнка.
  4. Чтобы у ребёнка сформировалось хорошее внимание, конечно же, мало просто тренировать его с помощью специальных игр и развивающих упражнений. По своей сути внимание – это организация познавательной активности ребёнка. То, насколько хорошо вы научите ребёнка организовывать свою деятельность, во многом определит степень развития его внимания.

Чтобы сформировать у ребёнка хорошее внимание, вам нужно делать следующее:

•        Соблюдать режим дня. «Режимные» дети обладают гораздо более сильным вниманием. Это связано с тем, что их организм работает в определённом режиме, что помогает ему экономно расходовать энергию: тратить её в то время, когда ребёнок обычно активно играет, и сохранять в периоды отдыха и сна. Таким образом, внимание «режимного» ребёнка работает более интенсивно, так как сам организм настраивается на активное сосредоточение внимания.

•        Содержать в порядке рабочее (учебное) место ребёнка, приучать его к порядку. Стол должен быть чист. Книги, карандаши, игрушки – всё на своих местах. Если вы водите ребёнка в развивающую студию, то приучайте его заранее собирать свой «портфель», проверяйте, заточены ли карандаши, есть ли все необходимые принадлежности в пенале и т.д.

•        Давать ребёнку возможность отдохнуть. Известно, что лучший отдых – это смена деятельности. Обычно ребёнок-дошкольник не способен долго заниматься «сидячей» работой. Занимаясь с ребёнком спокойными видами деятельности (настольными играми,  рисованием, выполнением упражнений по пособиям), каждые 10-15 минут делайте перерыв: давайте ребёнку немного попрыгать и побегать. Затем он может снова вернуться к спокойным занятиям.

•        Исключить воздействие отвлекающих факторов: шума улицы, включённого телевизора, громкой музыки, резких запахов. Однако имейте в виду, что тихая спокойная музыка, как правило, не отвлекает, а, напротив, усиливает внимание ребёнка.

•        Тренировать внимание ребёнка не только с помощью интеллектуальных игр, но и в подвижных играх.

Игры, требующие от ребёнка проявления точности, быстроты реакции, выносливости, тренируют его внимание не меньше, чем пазлы и лото.

Кроме этого, занимаясь с ребёнком по развивающим пособиям, учите его трём вещам:

•        Переспрашивать, если что-то непонятно, уточнять, что именно имеется в виду в игровом задании.

•        Планировать свои действия. Проговорите, что нужно сделать, чтобы выполнить задание, дайте чёткую инструкцию.

•        Проверять задание после его выполнения.

Если приучать ребёнка к этим вещам с дошкольного возраста, то многие школьные трудности, связанные с рассеянностью и неумением проверять свою работу, обойдут вас стороной.

Например, ребёнку нужно найти 10 отличий между двумя картинками.

Попросите его рассказать, что нужно сделать. Составьте план.

Проговорите шаги, которые нужно совершить, чтобы решить поставленную задачу: «Эти картинки чем-то отличаются. Нужно внимательно рассмотреть каждый предмет по очереди: вначале на одной картинке, затем на другой». Можно спросить: «Как быстро найти отличия между картинками?». Если вы раньше уже объясняли ему, как это сделать, ребёнок сможет ответить на этот вопрос. Дайте опоры. Скажите: «Как только найдёшь отличие, поставь рядом галочку на одной и на другой картинке». Проверьте правильность выполнения задания. Посчитайте количество галочек на одной из картинок. Если их 10, то задание выполнено правильно.



Предварительный просмотр:




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Играем и развиваемся!»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна









г. Ейск


Рекомендации по развитию словарного запаса детей

Словарный запас ребенка развивается за счет того, что пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не использует в речи) переходят в активный словарь (слова, которые ребенок использует в речи).

Основной причиной того, что словарный запас ребенка не развивается, является то, что окружающие взрослые понимают малыша с полуслова – ему не нужно использовать больше слов, у него нет в этом потребности.

Стимулируйте развитие речи ребенка: задавайте вопросы, просите грамотно и полно на них отвечать, уточняйте значения слов.

Существует три основных способа перевода слов из пассивного словаря в активный: обобщение, конкретизация и классификация.

•        Обобщение. Вы просите ребенка назвать одним словом несколько предметов. Например, ваш малыш говорит: «Я люблю, когда мне дарят машинку или мяч или мозаику». Попросите его подобрать обобщающее слово: «Я люблю, когда мне дарят разные игрушки».

Особенно это важно делать, когда ребенок заменяет обобщающие слова названием какого-то предмета. Например: «Когда холодно на улице, мы надеваем разные куртки».

Стоит поправить ребенка, уточнив, что на улицу мы надеваем не «разные куртки», а верхнюю одежду: пальто, плащи и др.

•        Конкретизация. Здесь вы, наоборот, просите уточнить значение слова. Например, если ребенок называет обувью и сандалии, и сапоги, и ботинки, поправляйте его и просите назвать сам предмет.

•        Классификация тесно взаимосвязана с конкретизацией и обобщением. Детей нужно учить отличить предметы разных классов друг от друга. Так, например, поправляйте ребенка, если он сказал, что пластилин – это игрушка. Пластилин – это школьная принадлежность, такая же, как карандаши, ручка и линейка.

  1. Развитию словарного запаса способствует игра «Кто больше назовёт», когда взрослый и ребенок соревнуются в том, чтобы назвать больше слов на заданную тему (например, «Мебель», «Что бывает деревянным», «Что можно увидеть в лесу», «Что можно назвать пушистым» и т.п.).        
  2. Учите ребенка подбирать к словам антонимы и синонимы. Поиграйте в «Слова наоборот»: вы называете слово («день»), а ребенок подбирает противоположное по значению («ночь»).
  3. Спросите ребенка, например, как по-другому сказать, что дом большой (огромный, громадный, немаленький дом) и т.д.

       

Рекомендации по развитию пространственной ориентации

•        Играя с ребенком в мяч, спрашивайте, где он находится. Например, мяч может находиться над головой, под ногой, в правой руке, катиться вправо, вперед, назад и т.д.

•        Устройте со своим ребенком соревнование: кто найдет больше определений тому, где находится какой-то предмет в комнате.

Например: где находится ваза?

 - Ваза стоит на столе.

 - Ваза стоит справа от часов.

 - Ваза стоит под люстрой и т.п.

•        Поставьте несколько игрушек в случайном порядке на разную высоту (на стол, на стул и на пол или на три полки) и обсудите, где находится, например, машинка по отношению к другим игрушкам.

Например:

  1. машинка стоит справа от мишки,
  2. машинка стоит ниже куклы,
  3. машинка стоит выше паровозика и т.п.

•        Используйте в этой игре такие предлоги, как «над», «под», «между», «в», «на», «среди», «справа, слева», «ниже, выше», «перед», «за» и др.

•        Если вы встречаете в книге иллюстрацию, на которой нарисовано много предметов, то спрашивайте ребенка, что по отношению к чему на ней расположено. Например, задавайте ему такие вопросы:

  1. «Что растет справа от ёлки?»
  2. «Кто стоит перед домиком?»,
  3. «Над чем нарисовано солнышко?»,
  4. «За чем спрятался зайчик?».

Рекомендации по развитию временной ориентации

•        Учить названия дней недели можно с помощью игры в мяч. Вместо того чтобы считать, сколько раз ребенок набил мяч, перечисляем дни недели: понедельник, вторник и т.д. После воскресенья снова идет понедельник. Взрослый может считать, сколько «недель» смог набить ребенок. Так же можно выучить и последовательность месяцев в году.

•        Обращайте внимание ребенка на изменения в природе, связанные с наступлением времён года. Делайте рисунки осени, зимы, лета и весны, включая в них как можно больше признаков того или иного времени года. Спрашивайте у ребенка, что происходит с погодой, деревьями, животными, птицами, насекомыми в разное время года, что делает люди, во что мы одеваемся и т.п.

  1. Что делают птицы весной?
  2. Что делает медведь зимой?
  3. Что происходит с деревьями осенью?
  4. Когда самый длинный день и самая короткая ночь?
  5. Когда на улице мороз?

•        Купите или сделайте сами для ребенка циферблат с двигающимися стрелками. Лучше всего сделать на циферблате два круга: внешний (часовой) и внутренний (минутный) с делениями для всех 60 минут.

Рекомендации по формированию представлений о форме и цвете

•        Сделайте с ребёнком «Радужный круг». Нарисуйте на бумаге круг и разделите его на 6 равных частей. Через одну части закрашиваются в синий, красный и жёлтый цвета. Затем ребёнку предлагается на оставшихся свободных «кусочках» смешать две соседние краски: красную и синюю, синюю и жёлтую, жёлтую и красную. Обратите внимание ребёнка на то, какие цвета получились в результате. Спросите его, почему этот круг называется радужным.

•        Развивайте словарный запас ребёнка на тему «Цвета». С помощью большого набора карандашей познакомьте его с такими цветами, как бежевый, вишнёвый, малиновый, лиловый и т.п. Договоритесь о названии цветов всех карандашей и просите ребёнка дать вам карандаш того или иного цвета или назвать цвет карандаша.

•        Сделайте для своего ребёнка набор геометрических фигур из цветного картона. Фигуры должны быть не только разного цвета, но и разной величины (большие, средние и маленькие). Такие фигуры можно классифицировать по форме (отложить квадраты в одну сторону, круги  - в другую, треугольники – в третью), по цвету (найти только красные фигуры) и по величине (положить большие фигуры с одной стороны, а маленькие – с другой).

•        Обращайте внимание на свойства геометрических фигур: сколько у них сторон, углов, равны ли их стороны и т.п. Сравнивайте между собой круг и овал, круг и квадрат, квадрат и прямоугольник и т.п.



Предварительный просмотр:




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Формируем кругозор ребёнка»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна









г. Ейск


Рекомендации по формированию у ребенка осведомлённости о мире предметов

•        Мир предметов окружает нас каждый день, поэтому здесь самое – умело направить внимание ребенка на познание окружающего мира.

•        К 7 годам ребенок должен иметь представление о следующих классах предметов: игрушки, школьные принадлежности, одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда, электрические приборы, рабочие инструменты, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, транспорт.

•        Учите ребенка классифицировать предметы внутри классов: например, отличать мужскую одежду от женской, зимнюю – от летней, выделять воздушный, наземный и водный виды транспорта.

•        Просите ребенка обобщить предметы или, наоборот, конкретизировать понятия. Например, как одним словом назвать кроссовки, тапочки и ботинки? Или, наоборот, просите его назвать обувь, которую он знает. Играйте в «Называлки» (кто назовет больше мебели, посуды и т.д.).

•        Задавайте вопросы о назначении сложных предметов («Зачем нам телевизор, компьютер?» и т.д.).

•        Сравнивайте предметы и находите в них общие признаки. Например, чем похожи масленка, сахарница, хлебница и солонка? (В них хранят продукты питания.)

•        Обращайте внимание ребенка на материалы, из которых сделаны предметы вокруг него. Объясните, что стекло делается из песка, кирпичи – из глины, бумага – из дерева, резина, пластмассам и бензин – из нефти.

•        Расскажите ребенку о сложных предметах: измерительных приборах (секундомер, часы, будильник, линейка, весы, ростомер), оптических приборах (лупа, очки, линзы, телескоп, микроскоп) и т.д. Научите его пользоваться компасом, картой и глобусом.

       

Рекомендации по формированию у ребёнка осведомлённости о себе

•        К 7 годам ребёнок должен знать свои фамилию, имя и отчество, а также имена родителей и их профессии. Выучите их с ребёнком, объясните, где имя, где фамилия и где отчество.

•        Создайте с ребенком «книгу» про него самого. Возьмите альбом для рисования. Озаглавьте «книге» именем ребенка. На первой странице может быть автопортрет. Интересно будет выполнить коллаж: вырезать лицо из фотографии и приклеить, а тело дорисовать.

•        Теперь переходим к дню рождения. Напишите вместе с ребенком дату его рождения: день, месяц и год (конечно, это имеет смысл, только если он умеет читать и знает цифры). Если малышу будет интересно, то можно рассказать ему, в какой день недели он родился, днём это было или ночью и какая тогда была погода.

•        Раз уж заговорили о дне рождения, нельзя обойти тему подарков. Пусть малыш нарисует, что он хочет получить на день рождения.

•        Обведите ладошку ребенка. Её можно превратить в смешную зверюшку (рыбку, медузу, осьминожку и т.п.). То же можно сделать и с контуром ступни.

•        Нарисуйте портрет семьи. Теперь можно подробно рассказать о папе с мамой: отвести им отдельные страницы, нарисовать их или вклеить фотографии. Нужно также обозначить их профессии, написать имена и отчества, возраст или даты рождения. Так же можно поступить со всеми остальными членами семьи, которые живут под одной крышей. Если у вас есть домашнее животное, можно посвятить ему отдельную страничку.

•        Стоит нарисовать и ваш дом: сколько в нем этажей и подъездов, указать стрелочкой, где вы живете. Полезно здесь же написать ваш адрес и телефон. Можно посвятить несколько страниц нашей стране (нарисовать флаг, приклеить герб, написать название страны, столицы и родного города) и планете.

Как вы думаете, что ещё можно включить в книгу о вашем ребёнке?

Рекомендации по формированию у ребёнка осведомлённости о живой и неживой природе

•        Как можно чаще выезжайте с ребенком на природу, наблюдайте за живыми существами вокруг.

•        Обращайте внимание ребенка на то, как связаны живые существа между собой. Например, дятел ест насекомых, которые вредят дереву, таким образом, помогая сохранить лес здоровым.

•        Ухаживайте вместе с ребенком за комнатными цветами и домашними животными. Попробуйте сами посадить семечко и вырастить небольшое растение. Наблюдайте за тем, как оно развивается.

•        Составляйте гербарии. Обращайте внимание ребенка на семена и листья разных деревьев. Объясните ему, что иголки – это тоже листья.

•        Если у вас есть дача, приучайте ребенка к посильному труду: доверяйте ему собрать ягоды с куста, прополоть грядку, полить цветы и т.п.

•        Объясните ребенку, чем живое отличается от неживого. Спросите, почему дерево живое, а камень – нет. Расскажите ему, что все живое размножается (у живого всегда появляются дети: так, семена – это маленькие детки растений). Живое всегда растет, меняется. Неживому не нужно питаться, пить, дышать, а живое без питания, воды и воздуха умрёт. Расскажите, что растения питаются полезными веществами из почвы (поэтому нужны удобрения) и солнечными лучами. Животные и растения дышат по-разному. Животные дышат кислородом и выдыхают углекислый газ, а растения, наоборот, вдыхают углекислый газ и выдыхают кислород. Поэтому кислород и углекислый газ не заканчиваются на планете.

•        Обращайте внимание ребенка на изменения в погоде. Просите его рассказать, какая сегодня погода.

•        Свойства неживой природы лучше всего изучать с помощью экспериментов:

  1. Надуйте и завяжите пакет. Спросите у ребенка, что в нем и почему пакет кажется пустым. Сделайте вывод о том, что воздух прозрачен и мы не можем его видеть, но он окружает нас повсюду.
  2. Если взмахнуть веером, то мы ощутим ветерок. Объясните ребенку, что ветер – это движение воздуха.
  3. Бросьте кусочек льда в воду, а позже спросите ребенка, куда исчез лёд, почему он растаял.


Предварительный просмотр:




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Развиваем память! Учимся считать»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна









г. Ейск


Рекомендации по знакомству детей с цифрами и числами

•        Чтобы заинтересовать ребенка написанием цифр, покажите ему, на что они похожи. Например, единица похожа на спицу, двойка – на лебедя, тройка, если её положить на бок, - на усы и т.п.

•        Пусть он сам попробует придумать, на что похожи цифры. Нарисуйте на листе несколько единиц (они могут быть перевернутыми и лежащими на боку) и предложите ребенку дорисовать их до целого рисунка. Может быть, у вас получится корабль, проплывающий мимо порта, или жираф в зоопарке. То же самое предложите ребенку сделать и с другими цифрами.

•        Нарисуйте на бумаге большие цифры. Попросите ребенка выложить цифры из мелких предметов (пуговиц, семечек, горошин) поверх контура. Затем предложите ему выложить цифру на чистом листе бумаги.

•        Нарисуйте в воздухе цифру пальцем, а ребенок пусть попробует её угадать. Также вы можете рисовать цифры пальцем на ладошке ребенка.

•        Сделайте или купите карточки с числами. Раскладывайте числа «паровозиком» (по порядку). Находите «соседей» чисел. Например, у 4 числами - «соседями» являются 3 и 5, а у 9 – 8 и 10.

•        Сравнивайте числа. Спрашивайте у ребенка, какое число больше, а какое – меньше.

•        Обратите внимание ребенка на то, что с помощью цифр мы записываем числа, а с помощью чисел – считаем предметы. «Единица» - это цифра, а «один» - это число.

Рекомендации по формированию навыков сложения и вычитания

•        Чтобы научить ребенка решать примеры, воспользуйтесь счетными палочками, карточками с числами и тарелочками (коробочками, салфетками). Поставьте на стол 3 тарелки. Между первыми двумя поставьте знак «+» (его можно сложить из счетных палочек или нарисовать на листке бумаги), между последними двумя – знак «=». Положите в 2 первые тарелочки 2 числа, чтобы получился пример. 4 +  5 =

Теперь ваш ребенок должен отсчитать 4 счетные палочки и положить их к числу 4.Затем 5 счетных палочек положить к числу 5. Чтобы решить пример, ему нужно взять палочки с обеих тарелок и положить на третью. После чего ребенок считает палочки и подбирает карточку с соответствующим числом (9).

•        Примеры на вычитание решаются чуть сложнее. 6  –  2 =

Ребенок снова кладет в 2 первые тарелочки соответствующее числам число палочек (6 и 2). Теперь он выкладывает из 2 тарелочек по одной палочке (пары палочек), пока во второй их не останется (из второй тарелки одну и из первой тарелки одну, затем опять из второй тарелки одну и из первой – одну). Оставшиеся палочки перекладываются из первой тарелки в третью, подсчитывается их количество, и находится соответствующая карточка с числом (4).

После того как ребенок понял, что такое сложение и вычитание, выучите с ним состав числа. Например, состав числа 5:

5= 0 + 5, 5= 1 + 4, 5 = 2 + 3, 5 = 3 + 2, 5 = 4 + 1, 5 = 5 + 0

Рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Чтобы память вашего ребёнка интенсивно развивалась, нужно:

•        учить  с ним как можно больше стихотворений;

•        петь и разучивать вместе песни;

•        просить его пересказывать сказки и рассказы, которые вы прочли;

•        расспрашивать его о том, как прошёл день, что он видел на прогулке, во что играл в детском саду и т.п.;

•        учить и постоянно повторять информацию для механического запоминания: адрес, телефон, день рождения, фамилии, имена и отчества членов семьи, кто кем работает, дни недели, месяцы года, алфавит, счёт;

•        выполнять задания по пособиям, развивающим память ребёнка;

•        познакомиться в специальной литературе с играми, направленными на развитие памяти.

Зачастую вам придётся разучивать с ребёнком тексты, учить его пересказывать рассказы и сказки.

Сделать это быстрее и эффективнее вам поможет знание законов памяти:

•        Лучше усваивается первая и последняя информация. Поэтому, перед тем как что-то учить, кратко расскажите ребёнку, о чём будет текст. В конце сделайте небольшое резюме (задайте ребёнку вопросы по тексту).

•        Учите ребёнка составлять план и рассказывать по нему. В плане обязательно должны быть использованы рисунки или схематические значки. Чем меньше слов используется при составлении плана, тем лучше.

•        Чем больше ребёнок знает по этой теме, тем легче ему запомнить материал. Так, если нужно пересказать русскую народную сказку, то ребенку будет легче сделать это, если он знаком с другими народными сказками. Если ребёнок уже знает некоторые английские слова по теме «Игрушки», то ещё несколько слов он запомнит относительно быстро. Это означает, что если ребёнок впервые сталкивается с информацией на какую-либо тему, то вы потратите больше времени на её заучивание, чем если бы ребёнок был знаком с данной темой до этого.

Разучивая с ребёнком что-либо, вы можете использовать следующие приёмы:

•        зарисуйте стихотворение. Нарисуйте к каждой строчке 1-2 картинки. Глядя на них, ребёнку будет легче рассказывать стихотворение;

•        начинайте строчку, а ребёнок должен будет её завершить;

•        говорите строчки по очереди (одну – вы, одну – ребёнок);

•        если стих большой, его обязательно нужно разделить на несколько частей (сложно охватить за раз больше 8 строчек);

•        если это возможно, «расскажите стихи руками». Например, если «дует ветер», то поднимите руки вверх и сделайте покачивающие движения, если «плывёт кораблик», то сложите ладони «лодочкой» и совершайте волнообразные движения и т.п. Так как память на действия у детей развита лучше, чем память на слова, такая опора на действия поможет быстрее выучить стихотворение;

•        повторяйте стих как можно чаще. Как правило, дети быстро устают от монотонного повторения одного и того же. Но «повторение – мать учения», и без него невозможно обойтись. Однако его можно сделать творческим и занимательным.

Так, стихи можно повторять:

•        тонким голоском (как лилипуты);

•        басом (как великаны);

•        очень быстро (как пчёлки);

•        очень медленно (как улитки);

•        грустно (как ослик Иа);

•        весело (как Буратино);

•        испуганно (как Зайчик);

•        злорадно (как Баба Яга);

•        гневно (как синьор Помидор);

•        плача (как царевна Несмеяна);

•        тихо (как шелест листьев);

•        громко (как гроза);

•        заботливо (как фея, крёстная мама Золушки);

•        сердито (как мачеха Золушки).

Таким образом, вы проговорите стихотворение 14 раз, ни разу не повторившись.

                 



Предварительный просмотр:




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Играем и речь развиваем»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна









г. Ейск


Рекомендации по формированию у детей знаний о слогах и словах, о предложениях и текстах

Важно, чтобы ребёнок научился разделять слова на слоги.

Расскажите ребенку, что в слове столько же слогов, сколько гласных звуков. Чтобы определить, сколько слогов в слове, можно воспользоваться «правилом подбородка». Поставьте ладонь чуть ниже подбородка и произнесите слово. Сколько раз подбородок коснётся ладони, столько слогов в слове.

Чтобы научить ребёнка определять, на какой слог падает ударение, расскажите ему о приёме «Позови!». Когда мы зовём кого-либо или что-либо (а в сказочном мире любой неживой предмет может быть живым), то выделяем ударный слог: «Ма-а-а-ама!», «Ча-а-а-айник!», «Парово-о-оз!». 

Ребёнку будет интересно расставлять ударение в детских стихах и сказках (это можно сделать простым карандашом, чтобы не портить книгу). Только давайте ребёнку для работы небольшую часть текста: две строчки стиха или строчку из сказки.

Ребёнка можно научить составлять схемы слов, где прямоугольники обозначают слоги, а ударение указывает на ударный слог.

Вы можете нарисовать  несколько схем слов и попросить ребёнка найти подходящую к выбранному слову.

Также можно составлять схемы слов, где количество квадратиков соответствует количеству звуков, а цвет определяет особенности звуков слова: красный – гласный звук, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный.

Когда ваш ребенок уже способен прочесть небольшие рассказы и тексты, не гонитесь за скорочтением. Учите его читать пусть медленно, но вдумчиво, понимая, что он читает. Обязательно спрашивайте ребенка, что он прочитал, о чем был рассказ.

Тексты, которые читает ребенок, должны быть короткими и набраны крупным шрифтом. Нежелательно, чтобы в тексте встречались сложные слова, переносы, запятые или тем более двоеточия и тире.

Дети быстро усваивают, что предложения отделяются друг от друга точкой, вопросительным и восклицательным знаками, а первая буква в предложении – заглавная. 

Поэтому, как правило, посчитать предложения в тексте для них не составляет труда. А вот посчитать, сколько слов, иногда бывает сложно, особенно на слух, когда предлоги «сливаются» с более длинными словами: «Кошка залезла на дерево». Обращайте внимание ребенка на эти «маленькие слова» и учитывайте их при подсчёте.

       

Рекомендации по развитию у детей фонематического слуха и произношения

•        В норме уже к 5 годам ребенок должен выговаривать все звуки речи. Если ваш ребенок в 6 лет не выговаривает хотя бы один звук, ему необходима профессиональная логопедическая помощь.

•        Из-за того что в настоящее время остро увеличилось число детей с логопедическими нарушениями, статистические нормы «сдвигаются». Так, вам могут сказать, что многие дети в этом возрасте имеют похожие проблемы и нужно подождать, пока малыш их перерастет. Но это «нормально» только с позиций сухой статистики. А с точки зрения здоровья вашего ребенка такую ситуацию никак нельзя назвать нормальной.

•        Во время занятий с логопедом интересуйтесь у специалиста, как вам заниматься дома, на что обращать внимание, чтобы поправить ситуацию. Заметный прогресс появится лишь при ежедневной коррекции, которая возможна только дома, в общении с вами.

•        Произношение звуков ребенком во многом зависит от того, насколько правильно произносят слова его близкие взрослые. Не заменяйте слова на «детские» аналоги («бибика» вместо «машина»). Если вы склонны говорить очень быстро, замедляйте темп речи при разговоре с малышом. Произносите сложные слова («мотоциклист», «фотографировать» и др.) медленнее, выделяя в них каждый звук.

•        Даже если ваш ребенок не имеет логопедических проблем, вы можете развить его речь, способствуя улучшению артикуляции и фонематического слуха.

•        Учите ребенка определять первый  и последний звуки в слове, наличие звука в слове («Хлопни в ладоши, если в слове есть звук «к»: колесо, заколка, мячик, стол» и т.п.), называть слова, начинающиеся с определённого звука (буквы).

•        Следите за тем, чтобы речь ребенка была внятной. Часто дети недоговаривают окончания, «проглатывают» предлоги.

Даже если вы поняли, что хотел сказать ребенок, притворитесь, что не поняли, настаивайте на том, чтобы произнёс фразу внятно и красиво.

•        Проговаривайте с ребенком скороговорки: сначала медленно, постепенно увеличивая темп. Пойте песенки, разучивайте потешки, считалки, стихи. Учите его подбирать рифмы, сочинять несложные рифмовки. Всё это разовьёт чувство ритма и впоследствии проявится в плавности и красоте речи.

Рекомендации по формированию грамматического строя речи

•        Грамотная речь детей формируется в первую очередь благодаря грамотным ответам на вопросы взрослых. Учите ребенка давать полные ответы. Например, на вопрос «Как тебя зовут?» можно ответить кратко: «Миша», а можно полно «Меня зовут Миша».

•        Доброжелательно исправляйте ошибки ребенка. Дети только начинают учиться грамотно строить свои высказывания.

Зачастую взрослым приходится помногу раз исправлять их, пока ребенок не усвоит какую-то грамматическую форму (например, что нужно говорить «уши», а не «ухи»).

Делайте ребенку замечания спокойно, чтобы у него не оставалось ощущения, что его осуждают за ошибку.

•        Зачастую дошкольникам сложно дается словоизменение (когда необходимо изменить слово по родам, числам, падежам) и словообразование (когда нужно от одного слова образовать другое).

Поправляйте ребенка, когда он говорит, например, «медведиха» вместо «медведица», «коровёнок» вместо «телёнок» и т.п.

•        Учите ребенка образовывать множественное число. Обращайте внимание на то, что некоторые слова не меняются во множественном числе (пальто, какао, пианино, кофе, метро, какаду, чернила, ножницы). Дети не всегда правильно называют во множественном числе детенышей зверей: «козлёнки» вместо «козлята» и т.п. Иногда у детей вызывает трудности согласование со словом «пара»: «пара варежков» вместо «пара варежек», «пара брюков» вместо «пара брюк» и т.д.

•        Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал слова в предложении. Например, он может сказать «Дай твоя игрушка» вместо «дай твою игрушку»; «Два кота бежат по дворе» вместо «Два кота бегут по двору» и т.п.

Особое внимание обратите на такую распространённую ошибку: «Ваня и Костя идёт в цирк» вместо «Ваня и Костя идут в цирк» и т.п.



Предварительный просмотр:




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Готовимся к школе!»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна









г. Ейск


Рекомендации по формированию учебной мотивации у дошкольников

Во-первых, нужно объяснить ребёнку, зачем дети ходят в школу. Но это не так-то просто сделать, как кажется на первый взгляд.

Спросите у себя: зачем детям ходить в школу? И попробуйте ответить что-то иное, чем «Потому что все ходят. Потому что так надо. Чтобы учиться». Вашему ребёнку нужен не краткий ответ, а красочный рассказ в ответ на этот вопрос. От того, насколько грамотно вы сумеете ответить малышу на этот вопрос, во многом будет зависеть его учебная мотивация на протяжении всей последующей жизни, возможно, вплоть до студенческих лет.

Поговорите с ребёнком на следующие темы:

  1. Почему без школы нельзя обойтись?
  2. Чему нельзя научиться нигде, кроме как в школе?
  3. Как он думает, трудно ли учиться в школе?
  4. Что нужно делать, чтобы хорошо учиться в школе?

Было бы здорово не только рассказать малышу, что вы думаете о школе, но и поинтересоваться его мнением, узнать его ответы на эти вопросы.

Создайте у ребёнка положительный эмоциональный образ школы: рассказывайте о своих школьных годах, о том, как вам помогла учительница, о школьных друзьях…

Наверняка у вас найдутся добрые воспоминания, которыми вы можете поделиться с малышом.

Если у ребёнка есть старший брат или сестра, они невольно могут настраивать малыша против школы. Деликатно, как со взрослыми, поговорите с ними об этом, объясните, что ребёнку в любом случае нужно идти в школу, так пусть он это с удовольствием, попросите не говорить плохие вещи о школе.

Во-вторых, формируйте у ребёнка не только позитивное отношение к школе, но и непосредственно учебную мотивацию, то есть стремление к познанию. Учите ребёнка интересоваться всем и вся. Рассказывайте интересные истории про вещи, читайте ему, рассматривайте вместе картинки в детских энциклопедиях. Задавайте вопросы. Конечно, не следует ожидать, что ребёнок сможет объяснить вам закон тяготения. Но детская наблюдательность и смекалка могут весьма удивить, если вы грамотно поставите вопрос.

Цените детские «почему?», не оставляйте их без внимания. Старайтесь найти доступный и правильный ответ на каждый детский вопрос.

Рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Чтобы память вашего ребёнка интенсивно развивалась, нужно:

•        учить  с ним как можно больше стихотворений;

•        петь и разучивать вместе песни;

•        просить его пересказывать сказки и рассказы, которые вы прочли;

•        расспрашивать его о том, как прошёл день, что он видел на прогулке, во что играл в детском саду и т.п.;

•        учить и постоянно повторять информацию для механического запоминания: адрес, телефон, день рождения, фамилии, имена и отчества членов семьи, кто кем работает, дни недели, месяцы года, алфавит, счёт;

•        выполнять задания по пособиям, развивающим память ребёнка;

•        познакомиться с играми, направленными на развитие памяти.

Зачастую вам придётся разучивать с ребёнком тексты, учить его пересказывать. Сделать это эффективнее вам поможет знание законов памяти:

•        Лучше усваивается первая и последняя информация. Поэтому, перед тем как что-то учить, кратко расскажите ребёнку, о чём будет текст. В конце сделайте небольшое резюме (задайте ребёнку вопросы по тексту).

•        Учите ребёнка составлять план и рассказывать по нему. В плане обязательно должны быть использованы рисунки или схематические значки.

•        Чем больше ребёнок знает по этой теме, тем легче ему запомнить материал. Это означает, что если ребёнок впервые сталкивается с информацией на какую-либо тему, то вы потратите больше времени на её заучивание, чем если бы он был знаком с данной темой до этого.

Разучивая с ребёнком что-либо, вы можете использовать следующие приёмы:

•        Нарисуйте к каждой строчке 1-2 картинки. Глядя на них, ребёнку будет легче рассказывать стихотворение;

•        начинайте строчку, а ребёнок должен будет её завершить;

•        говорите строчки по очереди;

•        если стих большой, его обязательно нужно разделить на несколько частей;

•        повторяйте стих как можно чаще. Так, стихи можно повторять:

тонким голоском (как лилипуты); 

басом (как великаны);

очень быстро (как пчёлки);

очень медленно (как улитки);

грустно (как ослик Иа); весело (как Буратино); испуганно (как Зайчик); злорадно (как Баба Яга);

гневно (как синьор Помидор);

плача (как царевна Несмеяна);

тихо (как шелест листьев);

громко (как гроза); заботливо (как фея, крёстная мама Золушки);

сердито (как мачеха Золушки).

Рекомендации по развитию у ребёнка мелкой моторики

Мелкую моторику развивает всё, что мы делаем руками. В первую очередь это рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, вырезание. При этом развивается ещё и память, внимание, мышление и воображение.

Также развитию мелкой моторики способствует манипулирование различными мелкими предметами: составление мозаики, собирание пазлов, застёгивание пуговиц. Можно лепить из теста печенье, зашнуровывать ботинки, наматывать нитку на катушку, перебирать крупу, собирать ягоды. Развитию мелкой моторики способствует массаж пальцев и пальчиковая гимнастика. Кроме того, массаж помогает расслабить мышцы кисти, если рука ребёнка устала, например, при рисовании. Также расслабить руку помогает сильное сжатие кистей в кулаки на 10 секунд: после него руки сами по себе расслабляются. Обучите ребёнка таким приёмам, чтобы ему было легче на уроках письма.

Занимайтесь с ребёнком специальными упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики – «Обведи по пунктиру», «Проведи по дорожке», «Заштрихуй предмет», «Срисуй по клеточкам». Учите ребёнка рисовать по клеточкам. Нарисуйте в тетради в клетку квадрат, прямоугольник, лесенку и попросите ребёнка срисовать их, обращая внимание на клетки.



Предварительный просмотр:

Если ребенок настроен против…

1. Вводите ребенка в школьный мир постепенно. Расспрашивайте пришедших в гости подруг об успехах их детей-школьников, чаще приходите гулять в школьный двор, вместе смотрите фильмы со школьной тематикой. Расскажите забавные истории из своей школьной жизни.

2. Позаботьтесь об атрибутике. Выберете и купите вместе с малышом самый красивый портфель, пенал, ручки, карандаши, линейки, ластики. Просмотрите в книжном отделе учебники. Скажите, что завидуете: раньше таких чудесных школьных принадлежностей и красиво изданных книг не было!

3. Поиграйте в школу дома. Ведите несложные "школьные уроки" - где учительницей будете Вы, любимая бабушка, сам ребенок. Не пугайте малыша: не делайте замечаний, не выдумывайте сложных заданий, не ставьте «троек» и «двоек», не говоря уже о «колах».

Почитайте вместе книжки про школу.

4. Старайтесь не показывать ребенку Вашу озабоченность «школьным вопросом», да и сами постарайтесь отнестись к этому легче. Дети зачастую реагируют отрицательно не на саму идею школы, а на ощущение зависимости и «обязаловки».

Зачем ходить в школу? Спрашивают дети, отвечают родители:

        В школу ходят, чтобы учиться и получать новые знания, без которых невозможно жить: читать, писать, считать и так далее.

        В школу ходят все. Мама, папа, бабушка и дедушка тоже ходили в школу.

        Школа учит дисциплине: самостоятельности, ответственности, умению планировать и отвечать за свои поступки.

        Чтобы получить аттестат, без которого ты не сможешь поступить в институт.

        Школа – такая же работа, как у папы с мамой. В каждом возрасте работа своя, детская работа – ходить в школу.

        Чтобы общаться, обрести много новых друзей, дружить с ними, ссориться и мириться, влюбляться…

        Чтобы учиться жить!




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для родителей





«Готовность к школе - 5»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна













г. Ейск


Что же такое психологическая готовность к школе?

Уровень развития у каждого разный – поэтому учиться все будут по-разному. Каждый приходит в школу со своим багажом и опытом, навыками и привычками, но ГЛАВНОЕ – это способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность к обучению.

Итак, школьная зрелость подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый имеет свои сильные и слабые стороны. Готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся совершенствованию.

Выделяют три аспекта готовности к обучению в школе:

  1. Интеллектуальная;
  2. Эмоциональная;
  3. Социальная.

Интеллектуальная готовность:

  1. Умение выделить главное и устанавливать связи между явлениями и событиями.
  2. Способность сконцентрировать внимание.
  3. Логическое запоминание.
  4. Умение воспроизводить или работать по образцу.
  5. Развитие тонких движений руки и их координация.

Эмоциональная зрелость:

  1. Ослабление импульсивных реакций на события.
  2. Умение выполнять не очень привлекательную работу (произвольность поведения).

Социальная зрелость:

  1. Потребность в общении, умение подчинять свое поведение детским группам.
  2. Умение выполнять и слушать указания учителя.

Запомните правила:

  1. Занятия с ребенком должны быть обоюдно добровольными. Старайтесь именно заинтересовать будущего ученика: возможностью получить «5» или возможностью проверить свои знания «получится или нет?».
  2. Длительность занятий не должна превышать 20-30 минут.
  3. Не пытайтесь предлагать ребенку занятие, если он устал. Толку от таких занятий не будет.
  4. Необходимо, чтобы занятия имели регулярный характер. Лучше помалу, но часто, а вот мозговой штурм при подготовке к школе не слишком эффективен.

                     

     Успехов и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация :"Советы логопеда для родителей будущих первоклассников".

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной ...

Консультация для педагогов и родителей будущих первоклассников.

Консультация для педагогов и родителей будущих первоклассников....

Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Консультация от учителя-логопеда "Родителям будущих первоклассников"

Консультация  учителя-логопеда Халановой Н.Б.«Родителям будущих первоклассников»Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше разв...


 

Комментарии

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

Наталья Юрьевна! Большое спасибо за материал!