Логопедическая помощь родителям
статья на тему

Солопова Лариса Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopediya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 5 лет  до 7 лет. Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Диагностику речевого развития детей старших и подготовительных групп, посещающих наш садик, и их готовности к школьному обучению логопед проводит в начале учебного года для своевременного оказания помощи. В ходе обследования логопед может выявить различные нарушения речи.

Фонетическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно. Недоразвитие Фонематического восприятия – специфического слухового восприятия звуков речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых заменах, однако степень его выраженности и особенности у данного ребёнка может определить только специалист. Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости.

Иногда недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия у детей сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, так же встречаются недоразвитие грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитие связной речи. Такое общее недоразвитие речи сказывается при усвоении грамоты, да и на будущей успешности обучения ребёнка в школе в целом.

Мы стараемся в нашем детском саду оказать логопедическую помощь всем детям, нуждающимся в ней. Какую же работу выполняет логопед? Это:

  1. коррекция звукопроизношения;
  2. формирование фонематического восприятия;
  3. расширение лексического запаса;
  4. развитие грамматической стороны речи;
  5. развитие связной речи;
  6. развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
  7. индивидуальный подход к ребенку;
  8. совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

  1. ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
  2. в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
  3. он не повторяет за Вами слова,
  4. или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

  1. у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
  2. не может запомнить четверостишье,
  3. совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

  1. все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
  2. ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
  3. допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду.

Взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений у детей?

Логопедическая задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.

В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.

Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений, нужно понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, в условиях 20 - 25 минутного жестко регламентированного взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  1. не ругать ребенка за неправильную речь;
  2. ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  3. не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  4. осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних логопедических заданий.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между, – ведь это их речь воспринимается, как норма.

Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе», произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Дидактические игры по развитию речи

«У кого кто?»:

(единственное и множественное число имен существительных)

у утки — утенок, утята, много утят; у гусыни — ..., у индюшки — ....

«Кто чем питается?»

(употребление творительного падежа имен существительных)

кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., собака — ..., лошадь — ... .

«Назовите разные слова»

Ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков (какой? какая? какое? какие?), соответствующих предложенному объекту.

Например, «собака» большая, лохматая, добрая, старая, веселая…

«Назови ласково»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) мяч — мячик, кукла — ... ; белка — ... ; стул — ... ; ворона — ... .

«Исправь ошибку»

(на логическое мышление):

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

«Из чего — какой?»

(образование относительных прилагательных)

из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти — ..., из меха — ..., из пуха — ..., из резины — ... .

«Пересчет различных предметов»

(согласование числительных с существительными)

один автобус, 2 автобуса, 3 автобуса, 4 автобуса, 5 автобусов;

один воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьёв;

одна липа, 2 липы, 3 липы, 4 липы, 5 лип;

один стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев;

одно ведро, 2 ведра, 3 ведра, 4 ведра, 5 вёдер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические сайты в помощь родителям

logopedplus.ru - хорошие материалы по дисграфии и дислексии, на вопросы отвечает Свободина Наталья Генриховна, специалист, занимающийся проблемами письма и чтения, член Совета директаров Ассоциа...

«ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ·        ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ·        ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА·...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ. Рекомендации логопеда родителям.

Родители должны понимать, что ребёнку можно и нужно помочь, только для этого им надо приложить некоторые усилия. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на пр...

Применение ИКТ в работе с родителями детей с нарушениями речи или логопедическая помощь родителям в новом формате

Применение ИКТ в работе с родителями детей с нарушениями речи или логопедическая помощь родителям в новом формате...

Сборник домашних логопедических заданий (в помощь родителям)

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исслед...

Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.

Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит....