Консультация для родителей "Портрет ребенка с СДВГ"
материал по теме
Характеристика ребенка с СДВг, рекомендации для родителей по взаимодействию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_rebenka_s_sdvg.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Портрет ребенка с СДВГ
С описательной точки зрения (с точки зрения педагогов и психологов, родителей детей) портрет ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью выглядит следующим образом.
Синдром характеризуется наличием короткого промежутка внимания, неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью внимания и рассеянностью. Такой ребенок дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Иногда кажется, что он просто не слушает, потому что ребенок не способен усидеть на одном месте: находится постоянно в движении, непоседлив и все время ерзает на стуле.
Более того раздражающие и отвлекающие факторы только усиливают негативные характеристики такого поведения. Это связано с тем, что одним из главных компонентов синдрома является импульсивность, которая определяется дифицитом сдерживающего фактора. Такой ребенок легко может расстроится или обрадоваться, проявляет импульсивную двигательную и словесную активность. Он действует как бы бездумно, переходит от одного занятия к другому, не может довести дело до конца, особенно если при этом требуется спокойно сидеть или стоять.. Ребенок не может сосредоточится на самоорганизации своего поведения, у него быстро нарастает раздражение. Поэтому он часто не ладит со сверстниками, в их играх становится «мишенью», которую легко вывести из себя.
Именно таких детей чаще всего наказывают педагоги. Это связано во многом с тем, что:
- Поведение этих детей зачастую оказывает отрицательное влияние на поведение сверстников;
- Многочисленные замечания и запреты, направленные на то, чтобы остановить такое поведение, не действуют, и даже более того – усиливают агрессивное поведение и негативизм ребенка.
Этот портрет гиперактивного ребенка с нарушением внимания делает понятным, почему родители детей часто испытывают трудности в их воспитании.
Многие родители отмечают начало проявления гиперактивности в младенчестве или в возрасте 2-3 лет. Они жалуются на то, что ребенок чрезвычайно подвижен и непоседлив, не успокаивается не на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем то одном, при этом очень быстро истощается. Однако, когда ребенок сильно устает, его гиперактивность усугубляется. Подобное состояние часто сопровождается нарушением сна.
После 3 лет увеличивается количество жалоб, связанных с тем, что ребенок имеет, несмотря на повышенную двигательную активность, плохую координацию движений. Это сочетается с легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании. Ребенок с СДВГ:
- Затрудняется в том, чтобы коснуться пальцем руки до кончика носа
- Может с трудом стоять на одной ноге в течение нескольких секунд
- Не может дотянуться до предмета, встав на цыпочки
- Не умеет хлопать в ладоши и одновременно притопывать и т.д..
Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 года и 6-7 лет.
В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают импульсивность, гипервозбудимость и двигательная расторможенность, нарушения координации движений и моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм (детскость поведения).
Рекомендации по организации режима дня
Особые трудности гиперактивные дети испытывают в том, чтобы организовать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время. Поэтому полезной психолого-педагогической рекомендацией будет совет, чтобы родители вместе с детьми разрабатывали распорядок дня, который должен выполняться с максимально возможной точностью: время приема пищи, игр, прогулок, выполнения домашних заданий и обязанностей по дому, а так же сна должно быть четко регламентировано.
Если ребенок научится выполнять режим дня, то это поможет ему компенсировать недостаточно развитые навыки самоорганизации, а его поведение станет более последовательным и уравновешенным. Для этого необходимо использовать ряд приемов,позволяющих включить ребенка в планирование и выполнение строгого режима дня, принятия режима как нужного себе, а не родителям. Вот эти приемы:
- Ежедневное выполнение определенного распорядка дня;
- Упорядочивание окружающей обстановки с ограничением отвлекающих факторов, контролем за плохими привычками и изменениями действий
- Составление списка необходимых дел
- Использование определенных правил и положительного подкрепления.
Родителям следует учитывать особенности детей. Например если попросить ребенка пойти в свою комнату, заправить кровать, убрать в шкаф одежду, сложить игрушки и вынести из комнаты мусор, то все эти действия останутся незавершенными. Почему? Потому что в силу особенностей внимания ребенок с СДВГ сумеет сделать максимум два задания из пяти-шести, данных ему взрослыми. Помня об этих особенностях, родителям следует всякий раз давать ему не более одной-двух инструкций, которые должны носить конкретный характер. Так, будет правильно:
- Попросить ребенка отправится в комнату и заправить там постель
- Через несколько минут проконтролировать, как он справляется с заданием, (просьбой)
- Вновь повторить инструкцию, если он выполняет задание, (просьбу) слишком медленно
- Если задание новое и сложное – помочь ребенку
- Постоянно нацеливать ребенка на то, что завершить выполнение задания он должен самостоятельно
- Когда дело закончено, ребенка обязательно следует похвалить.
Только после выполнения первого задания можно попросить ребенка убрать одежду, сложить игрушки и т.д. – т.е. выполнить другие задания (просьбы). Так, ребенок, привыкнет не только организовывать свое поведение, но и приучиться к выполнению несложных трудовых обязанностей по дому.
В зависимости от возраста ребенка к числу обязательных для выполнения повседневных обязанностей могут относиться:
- Помощь в уборке посуды со стола и ее мытье, вынос ведра с мусором и другие домашние дела
- Своевременный приход к завтраку, обеду и ужину
- Возвращение домой с прогулки строго в определенное время
- Спокойное (без споров и пререканий) в назначенный час ежедневное укладывание в постель вечером; застилание постели после сна и др.
Правила организации общения со взрослыми и сверстниками.
Для организации правильного, прежде всего бесконфликтного, общения со взрослыми и сверстниками родителям следует придерживаться определенных правил
- Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером и избегать беспокойных, шумных приятелей.
- Правила поведения, предлагаемые гиперактивному ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время для возможности их выполнения. Впервые формулируя какое-либо правило поведения и встретив со стороны ребенка возражения, родителям не стоит начинать с ним долгий спор, а следует спокойно объяснить, что выполнение правила принесет ему пользу, после чего снова повторить то, что взрослый от него хочет.
- Необходимо оберегать ребенка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. В частности, не следует брать его с собой в места, где собирается много людей и куда ему ходить не обязательно: на рынки, в большие магазины, рестораны.
- В ситуациях, когда ребенок постоянно вмешивается в разговоры членов семьи, мешает им смотреть телевизионные программы, требуя переключить на другие передачи, не дает говорить по телефону, без конца спорит, кричит – родители должны спокойным, но твердым тоном дать ребенку понять, что подобное поведение недопустимо(увести и оставить его в своей комнате, без нотаций и ругани увести из гостей и др)
- если родители будут проявлять выдержку и терпение, то постепенно поведение ребенка исправится в лучшую сторону, а отношения с окружающими стабилизируются.
Правила организации деятельности и обучения ребенка
Для организации целенаправленной и упорядоченной деятельности ребенка, дающей ему возможность полноценно усваивать получаемую информацию и осваивать определенные умения, родителям следует придерживаться определенных правил.
- Детям необходимо давать простые и четкие инструкции, ставить понятные им, конкретные задачи. На примере простых дел нужно учить ребенка правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных, повседневных примерах показывая, как поэтапно прийти к желаемому результату.
- Необходимо развешивать специальные листки-памятки на специальной «доске объявлений» (в комнате ребенка, на холодильнике и т.п.), на которых
- Давать информацию не только в письменной форме, но и в виде рисунков по содержанию предстоящих дел (надпись «заправь постель» сопровождается изображением кровати, «вынеси мусор» - рисунком ведра для мусора и т.п.)
- После выполнения задания ребенок должен будет сделать определенную пометку.
- Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца.
- Терпение, последовательность и настойчивость – три основных принципа, которых должны придерживаться родители в процессе обучения детей..
- Для коррекции функций организаций, программирования и контроля психической деятельности, а также внимания и памяти полезно использовать дома систему игровых упражнений.
Примеры коррекционных игровых упражнений в домашних
условиях
«Нос-ухо-глаз»
Ведущий называет слово, а дети должны показать его. При этом ведущий может «путать»: говорить «нос», а показывать ухо и тд.
Дети должны быть внимательными, чтобы показать слово верно.
«Летает не летает»
В игре взрослый называет слова и поднимает или опускает руки в зависимости от названного предмета.(самолет, пчела, комар, мяч, лодка и т.п.)
Ребенок должен поднимать руки, если предмет летает, или опускает – если не летает.
Перед началом игры можно предупредить ребенка, что надо быть очень внимательным, т.к. вы можете его специально «обмануть».
«Что изменилось»
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку.
Ребенок должен заметить что изменилось в рисунке.
Затем ребенок и взрослый могут поменяться ролями.
«Смешанный лес»
Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку)
Выполнение задания предваряется такой инструкцией: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать.
«Срисовывание по клеточкам»
На чистом листе бумаги в крупную клетку (1*1 см) ребенку предлагается простым карандашом нарисовать фигуру согласно образцу.
Задание имеет два уровня сложности
1-й уровень – образец состоит из разомкнутых фигур
2-й уровень – образец состоит из замкнутых фигур.
Выполнение задания предваряется следующей инструкцией: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»
Примечание: использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок можт заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ тренинга личностного роста для педагогических сотрудников «Работа с ребенком с СДВГ в ДОУ ».
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать в...
Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ
Рекомендации для родителей...
Развивающие упражнения и занятия с ребенком с СДВГ
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длитель...
Рекомендации для воспитателей «Как вести себя с ребенком с СДВГ»
хочу поделиться своим опытом работы с детьми с СДВГ...
консультация "Родительский подход к ребенку с СДВГ"
советы родителям для выстраивания воспитательного проценсса с детьми с синдромоом гиперактивности и дефицита внимания...
Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ
Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...
Консультация для родителей.ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ РЕБЕНОК С СДВГ – КАКОЙ ОН?
ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮРЕБЕНОК С СДВГ – КАКОЙ ОН?...