Дети и кукла.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно – психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. Важнейшей составной частью образовательного пространства детства являются игра и игрушка. Игрушке принадлежит важная роль в познании окружающего мира, в развитии личностных качеств дошкольника: самостоятельности, активности, культуротворческой инициативы, самопознания, в зарождении рефлексии, эмпатии, в преодолении собственных страхов и волнений.
Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений с взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.
Кукла первая – среди игрушек, древняя по происхождению – всегда была и остается центром внимания всякой моды, всякого художественного течения. «Царь – игрушка» - так называют ее писатели, историки, художники, мастера.
Наблюдая за играми детей в куклы, трудно понять, кто кого «оживляет» и обучает. Дети в игре разговаривают с куклами, баюкают, кормят, наказывают за капризы и проступки, хвалят за аккуратность и послушание, учат их читать, танцевать, декламировать стихи. Куклы, в свою очередь, обогащают эмоционально – нравственную сферу ребенка, формируют навык диалогового общения, помогают ребенку занять позицию «другого» учат понимать эмоциональное состояние людей, преодолевать эгоцентризм.
Но самую главную роль кукла играет в формировании у девочки позитивной концепции будущей мамы, у мальчика – будущего отца. Наблюдая за детьми во время игр, мы отмечаем неподдельный интерес детей к играм с куклой. Чуть неловко, «по – мужски», но бережно мальчики берут кукол на руки, баюкают их, катают на коляске, кормят. Девочки пеленают, поют колыбельные песни, купают, вместе с «папой» водят гулять. Результатом наблюдений является твердое убеждение в том, что если бы взрослые искусственно не поделили мир детских увлечений на игрушки для мальчиков и девочек, то мир фантазий, игр и практического опыта детей стал бы, несомненно, богаче. Целостность и богатство этого мира призвана обеспечить кукла.
Кукла – воплощение сокровенного детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. А. Синявский писал: «Без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся по лицу Земли. Взрослеет ребенок, но кукла – кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – аллегория, кукла – произведение искусства – живет вместе с нами. Не потому ли на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое отношение, порой не всегда осознанное, рожденное исходящей от них неотразимой и притягательной магической силой? Может быть, дело в том, что в истории и культуре человека кукла играла таинственную и важную роль.
Младший дошкольный возраст – период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. К главным приобретениям этого возраста психологи относят:
- развитие речевого общения, понимания речи взрослых, расширения запаса словаря, овладение лингвистическими и грамматическими нормами;
- овладение элементарными социальными действиями и навыками: общекультурными, гигиеническими (чистоплотность, опрятность), способами общения со сверстниками;
- появление игровых действий (игр – подражаний действиям взрослых);
- вхождение ребенка в новую для него деятельность – сюжетно – ролевую игру; развитие способности к произвольной саморегуляции; самостоятельности, автономности, воли;
- становление элементарного самосознания, которое проявляется в положительном самопринятии, первых элементах самооценки, потребности ребенка в самопознании.
Кукла помогает ребенку преодолевать собственные страхи, переживать события своей и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию, формирует социально приемлемый опыт выхода из конфликтных ситуаций, обогащает речевые навыки диалогового общения, обучает партнерскому взаимодействию с взрослыми и сверстниками, развивает творческое воображение.
Виктор Гюго писал: «Кукла – одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно – психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. Важнейшей составной частью образовательного пространства детства являются игра и игрушка. Игрушке принадлежит важная роль в познании окружающего мира, в развитии личностных качеств дошкольника: самостоятельности, активности, культуротворческой инициативы, самопознания, в зарождении рефлексии, эмпатии, в преодолении собственных страхов и волнений.
Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.
Кукла первая – среди игрушек, древняя по происхождению – всегда была и остается центром внимания всякой моды, всякого художественного течения. «Царь – игрушка» - так называют ее писатели, историки, художники, мастера.
Наблюдая за играми детей в куклы, трудно понять, кто кого «оживляет» и обучает. Дети в игре разговаривают с куклами, баюкают, кормят, наказывают за капризы и проступки, хвалят за аккуратность и послушание, учат их читать, танцевать, декламировать стихи. Куклы, в свою очередь, обогащают эмоционально – нравственную сферу ребенка, формируют навык диалогового общения, помогают ребенку занять позицию «другого» учат понимать эмоциональное состояние людей, преодолевать эгоцентризм.
Но самую главную роль кукла играет в формировании у девочки позитивной концепции будущей мамы, у мальчика – будущего отца. Наблюдая за детьми во время игр, мы отмечаем неподдельный интерес детей к играм с куклой. Чуть неловко, «по – мужски», но бережно мальчики берут кукол на руки, баюкают их, катают на коляске, кормят. Девочки пеленают, поют колыбельные песни, купают, вместе с «папой» водят гулять. Результатом наблюдений является твердое убеждение в том, что если бы взрослые искусственно не поделили мир детских увлечений на игрушки для мальчиков и девочек, то мир фантазий, игр и практического опыта детей стал бы, несомненно, богаче. Целостность и богатство этого мира призвана обеспечить кукла.
Кукла – воплощение сокровенного детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. А. Синявский писал: «Без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся по лицу Земли. Взрослеет ребенок, но кукла – кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – аллегория, кукла – произведение искусства – живет вместе с нами. Не потому ли на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое отношение, порой не всегда осознанное, рожденное исходящей от них неотразимой и притягательной магической силой? Может быть, дело в том, что в истории и культуре человека кукла играла таинственную и важную роль.
Младший дошкольный возраст – период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. К главным приобретениям этого возраста психологи относят:
- развитие речевого общения, понимания речи взрослых, расширения запаса словаря, овладение лингвистическими и грамматическими нормами;
- овладение элементарными социальными действиями и навыками: общекультурными, гигиеническими (чистоплотность, опрятность), способами общения со сверстниками;
- появление игровых действий (игр – подражаний действиям взрослых);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
Дети и куклы.
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать...
мини-проект " Дети и куклы"
Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад куко...
"Как дети учили куклу Наташу умываться"
Закреплять с детьми последовательность умывания....
Мастер-класс для родителей и детей «Обереговая кукла из ниток
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...
Мастер-класс для родителей и детей "Изготовление куклы Масленицы"
Дать общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях,познакомить участников мастер-класса с технологией изготовления традиционной куклы-масленки....