"Тифлотехнические средства компенсации и коррекции зрительных нарушений"
статья по теме

Асадова Светлана Александровна

   В статье раскрывается понятие "тифлотехника", ее функции, цели, основные задачи, а также представлена классификация тифлотехнических средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tiflotehnicheskie_sredstva.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тифлотехника -  отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения.

В переводе с греческого языка слово тифлос означает слепой. Тифлотехника - техника для слепых. К ней могут относиться простейшие приспособления, приборы и очень сложные аппараты, цель которых одна — заменить визуальный (зрительный) контроль другими видами чувствительности. Таким образом, тифлотехника является одним из мощных факторов компенсации дефекта зрения.

Одной из основных функций тифлотехники является создание для незрячего человека возможностей получения более полной информации о мире, в котором он живет, и использование ее для адаптации к окружающему, для самостоятельной жизни в обществе. Компенсация зрительной недостаточности осуществляется, главным образом, за счет использования сохранных анализаторов. Такими мощными средствами являются осязание и слух, наименее страдающие от нарушения зрения. Поэтому в истории тифлотехники наблюдается основной путь в решении этой проблемы – перекодирование зрительной информации в осязательную и слуховую. Знание этого и лежит в основе создания всех тифлотехнических средств для незрячих, которые необходимы для коррекции и компенсации нарушений зрения.

Основные задачи тифлотехники заключаются в следующем:

1. уменьшить ограничение в ориентировке слепых в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения;

2. создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения общего, политехнического и профессионального образования и дальнейшего повышения культурного уровня слепых;

3. расширить возможности применения труда слепых в современном механизированном производстве;

4. сделать их труд высокопроизводительным и экономически эффективным;

5. облегчить ориентировку слепых в быту, создать возможности рациональной организации досуга и культурного отдыха.

Разработка тифлотехнических устройств базируется как на общих инженерно-психологических основах проектирования средств отображения и вывода информации, так и с учетом естественных возможностей компенсации, коррекции и восстановления нарушенных или недоразвитых функций у слепых и слабовидящих. Основными принципами разработки тифлотехнических устройств являются:

1) замещение функций зрительного анализатора функциями других сохранных анализаторов с использованием акустических, тактильных, проприоцептивных средств отображения информации;

2) усиление визуального сигнала, превышающего уровень помех, создаваемых дефектом информационного канала зрительного анализатора;

3) рациональное использование и охрана нарушенного зрения и сохранных анализаторов.

Тифлотехнические средства подразделяются на:

1. бытовые;

2. учебные;

3. технические средства

Благодаря тифлотехническим средствам расширяются реальные возможности участия незрячих в различных сферах социокультурной жизни, в образовательной и профессиональной деятельности. В образовательной деятельности перечисленные средства используются детьми с нарушениями зрения как на учебных занятиях, так и на коррекционно-развивающих, предусмотренных учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения.

  1. Бытовые тифлотехнические средства, преследующие расширение познавательной деятельности слепых и слабовидящих в бытовых условиях и представляющие собой базу для повышения их культурного уровня и физического развития

- проекционная аппаратура, устройства для чтения с разным увеличением:

  1. Прибор-подставка «Сигма»,  предназначен для чтения плоского текста людьми с ослабленным зрением. Он способствует улучшению условий чтения книг, журналов, и других печатных изданий и рукописных текстов. Прибор «Сигма», имея три степени свободы, позволяет установить лицевую панель с текстом в удобное для глаз положение. Это в свою очередь уменьшает утомляемость, что необходимо для людей со сниженным зрением. Три степени изменения положения панели прибора предназначены:
  1.  Первая степень - для горизонтального перемещения (от себя на себя);
  2. Вторая степень - для вертикального перемещения, учитывающая рост пользователя;
  3. Третья степень - для наклона панели.

Прибор «Сигма» оснащен индивидуальным люминесцентным светильником с выключателем. Светильник предназначен для использования в качестве дополнительного источника света в общем освещении помещения;
      2. VideoLight-VGA (увеличивающее устройство). Является многофункциональным помощником зрения (в частности, чтение текстов и просмотр изображений) и выглядит при этом как настольная лампа. Простая и удобная конструкция обеспечивает простоту использования;
      3. SenseView - карманная электронная лупа. Она имеет малые размеры, может работать до 4,5 часов без подключения к электросети, имеет плоский экран (10,9 см по диагонали), весит всего 221 г. С помощью SenseView можно читать тексты, напечатанные мелким шрифтом или заполнять бланки.

      -  Средства передвижения обеспечивают незрячим и частичновидящим доступность, безопасность и самостоятельность в передвижении, ориентировке в пространстве. 

В целях облегчения ориентировки в пространстве разработаны:

- специальные трости (длинные, складные, опорные, лазерные и т.д.);

- системы для ориентации – локаторы лазерные, световые, принцип действия которых основан на отражении волн, посылаемых прибором от препятствия;

- различные электронные приборы со звуковой или тактильной сигнализацией;

- портативный прибор «Ориентир», который разрабатывает и серийно выпускает предприятие ООО «Луч тифлотехники» (Россия). Он предназначен для построения на плоскости различных планов местности, маршрутов движения, планов зданий и часто посещаемых помещений административных зданий, а также различных элементарных схем, графиков, геометрических фигур и т.д.

Прибор состоит из металлических пластин (полей построения), магнитных элементов (фигур), магнитных полос и металлических скобок. Каждая пластина имеет два цвета, поэтому поле построения можно делать как разноцветным, так и одноцветным, в зависимости от поставленной цели. Поле построения формируется на горизонтальной поверхности посредством соединения пластин. Форма и размер поля определяется пользователем. Каждый элемент прибора может выполнять различные функции. Например: большой белый прямоугольник может быть представлен в качестве этажа дома или в качестве стола в комнате; домик может быть представлен в качестве сельского или дачного домика, или в качестве торгового павильона. Выбор функций элементов прибора зависит от поставленной цели пользователем. Все элементы прибора - магнитные, поэтому они достаточно хорошо держатся на поле построения. Магнитные полосы предназначены для построения маршрутов движения (дом - магазин), (дом - поликлиника), причем, проезжие дороги можно обозначать широкими полосами, а тротуары - узкими. Эти полосы используются в качестве обозначения контуров зданий, квартир, комнат и т.д. При необходимости, узкие полосы соединяются металлическими скобками.

- электронный компас "Пеленг-01" Прибор предназначен для облегчения пространственной ориентации при самостоятельном перемещении по открытому пространству, лишенному локальных ориентиров.

Для определения направления геомагнитных линий используются электронные датчики магнитного поля. Информация предоставляется пользователю в виде тональных сигналов через встроенный динамик или через головной телефон, подключаемый к разъему на корпусе прибора. Прибор работает в двух режимах: "поиск севера" и "удержание на курсе". Прибор питается от встроенного аккумулятора и при средних реальных потребностях пользователя позволяет обходиться без подзарядки около 1 месяца. Технические характеристики компаса: чувствительность к отклонению от курса (при вертикальном положении корпуса прибора) от 5 до 25 градусов; шаг установки чувствительности 5 градусов; диапазон частот информационного звукового сигнала 250-3000 Гц. Общее время непрерывной автономной работы после полной зарядки аккумулятора: в режиме удержания курса не менее 10 часов; в режиме поиска севера не менее 5 часов. Время зарядки аккумулятора 10-12 часов. Вес прибора (без зарядного устройства) не более 150 г. Настройки точности сохраняются при выключении прибора.

-  Средства культурно-бытового и хозяйственного назначения ускоряют и облегчают процесс формирования умений и навыков самообслуживания незрячих учащихся, повышают их качество, способствуют развитию самостоятельности названной категории учащихся.

Для самообслуживания используются такие тифлотехнические средства культурно-бытового и хозяйственного назначения как:

- говорящий бытовой безмен «Сонар-Б1» (прибор предназначен для взвешивания грузов до 10 кГ в домашних или полевых условиях);

- рулетка с речевым выводом VOX-Tape;

- акустический маяк «Кенар» - звуковой индикатор уровня жидкости;

 -электронный таймер (устройство, оставленное во включенном состоянии без контакта с жидкостью, периодически вырабатывает короткие характерные сигналы, позволяющие пользователю определить на слух местонахождение прибора. Этот режим удобен для обозначения нужного пользователю предмета или ориентира.);

- медицинский термометр DX6623В с речевым выходом (термометр предназначен для измерения температуры тела подмышечно);

- автоматический нитковдеватель;

- часы (брайлевские наручные «Ракета», электронные говорящие; часы-будильник говорящие с термометром, часы наручные кварцевые, механические);

- весы электронные бытовые говорящие;

- тонометр с речевым выходом;

- калькулятор говорящий;

- перечница-дозатор, сахарница-дозатор, нож-дозатор, пробка-дозатор и т.д.;

- ножеточка, рыбачистка;

- шахматы и шашки для незрячих;

- метр для незрячих;

-определитель номинала купюр «ПАЛИТРА-02» (прибор предназначен для распознавания российских купюр различного номинала).

Коммуникатор Stick Talk

Коммуникатор, позволяющий общаться людям с ограничениями по зрению и слуху. Очень часто общение двух таких людей из ненавязчивой беседы превращается в форменную пытку, или же бег с препятствиями. Один не слышит, второй не видит, а общаться надо... Но трудности закаляют человека, а дизайнеров они вдохновляют на нужные и полезные для общества проекты. К примеру, концептуальный коммуникатор, который поможет слепому понять глухого, а глухому объясниться со слепым. Концепт называется Stick Talk, а его автором стал корейский дизайнер по имени Сунджунь Ча.

Stick Talk это что-то среднее между телефоном, диктофоном и записной книжкой. Так, устройство может запоминать сказанное, а потом выводить текст на экран. Либо же распознавать «рукописный» текст, если использовать «говорящую палочку» Stick Talk в качестве карандаша и «писать» им на любой поверхности, будь то даже собственная ладошка или пола курточки. В этом случае написанное также может быть выведено на экран, либо же произнесено вслух.

2. Учебная тифлотехника, обогащающая содержание и методы обучения слепых, слабовидящих и слепоглухонемых в специальных общеобразовательных школах, высших учебных заведениях, а также в учебных заведениях, дающих им узкую специальную профессиональную подготовку.

Специальные программы экранного доступа для слабовидящих:

  1. Для создания требуемого изображения на экране монитора существуют специальные программы, позволяющие не только увеличивать изображение, но и применять различные режимы увеличения как по виду увеличения (весь экран в режиме увеличивающего стекла «ЛУПА», часть экрана), так и по кратности увеличения. Пример такой программы - ZoomText фирмы Ai Squared. Последние версии этой программы имеют так же англоязычное речевое сопровождение выводимой на экран текстовой информации. Возможности этой программы позволяют увеличивать изображение от 2 до 16 кратности, но оптимальным считается 5 - 6 кратное увеличение. Дальнейшее увеличение приводит к очень малому объему информации, выводимой на экран, что затрудняет целостность ее восприятия, замедляет работу слабовидящего пользователя, способствует быстрому утомлению. Практика показывает, что слабовидящим, для которых необходимо увеличение более чем 5-6 кратное, целесообразнее работать с речевым сопровождением текстовой информации с экрана монитора.

На мировом рынке есть еще одна программа «Kutzweil» американской фирмы Lernout & Hauspie, позволяющая увеличивать изображение на экране в различных режимах работы, сканировать и распознавать текст. Программа снабжена также многоязычным навигатором, имеющим и русскоязычный речевой драйвер;

Специальные программы синтезирования речи:

  1. Речевая программа JAWS для работы с ОС WINDOWS (В 2008 году появилось целых шесть новых русскоязычных синтезаторов и голосов)
  2. Речевая программа EPARD для работы с DOS
  3. Речевая программа Вирго.

Вирго - это программа немецкой фирмы Баум Электроник, которая позволяет незрячему работать в ОС Windows как с брайлевской строкой, так и через синтезатор.

  1. Речевая программа NVDA стала первым свободным продуктом с полной русификацией и активно формирующимся сообществом русскоязычных пользователей. Разработчики NVDA сотрудничают с Mozilla Foundation и с компанией Microsoft, чтобы обеспечить качественный доступ к двум ведущим интернет-обозревателям. Кроме того, для NVDA появился новый русский синтезатор речи, представляющий собой адаптацию хорошо известного синтезатора "Фонемофон" (также в этом году появилась адаптация для NVDA русского голоса известного в мире Linux синтезатора festival).

Ещё один интересный и частично бесплатный продукт - это System Access от компании Serotek. В этом году вышла его новая версия, содержащая ряд усовершенствований. Попробовать System Access можно без всякой установки. Достаточно лишь зайти на сайт www.satogo.com и следовать голосовым инструкциям. Только надо помнить, что System Access не русифицирован, а инструкции по первоначальному запуску рассчитаны на пользователей англоязычных версий Windows. И, честно говоря, в связи с развитием NVDA с одной стороны и крупных коммерческих продуктов с другой, разработчикам System Access предстоит ещё много потрудиться, чтобы укрепить свою программу на рынке.

3. Технические средства

Благодаря средствам информационного обеспечения для незрячих информационная среда современного общества становится более доступной для них.

Для этого используются:

- разные типы приборов и приспособления для чтения, письма по Брайлю;

- специальные пишущие машинки;

- азбука-колодка Брайлевская, кубик – буква Брайлевская и т.д.

Выпадение или серьезные нарушения функций зрения влекут изменения в области информационного обмена. В этом помогает электронная тифлотехника, которая позволяет при отсутствии зрения опосредствованно получать объективную, достоверную информацию о предметах, визуальных процессах и явлениях действительности. В частности, это «озвученная книга».

Кроме того, средства информационного обеспечения способствуют независимому и быстрому доступу учащихся с нарушениями зрения к информации. Современные компьютерные технологии предоставляют лицам с глубокими нарушениями зрения принципиально новые возможности самостоятельно получать, создавать и получать в общепринятой форме информацию, что в конечном итоге означает приобщение к современной информационной культуре.

Использование в коррекционно-развивающей работе с незрячими учащимися компьютерных технологий - это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче материала, и постоянный контроль за действиями обучаемого, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым учеником заданий, их сложности. Можно отметить эффективность компьютерных средств обучения при организации тренировочных упражнений, поскольку даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определенного навыка, у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения.

Этому способствуют:

- читающие машины, преобразующие обычные буквы в слуховые, тактильные, тактильно-вибрационные сигналы, дающие на выходе звуковые мелодии букв:

  1. Читающая машина ИНФА-100

Она представляет собой универсальный автоматизированный информационный центр, обеспечивающий разным категориям незрячих пользователей возможность самостоятельного чтения плоскопечатных текстов посредством синтеза речи, вывода на брайлевский дисплей, печати на брайлевском принтере "Индекс Эверест" при любом сочетании этих способов. Применение читающей машны позволяет уменьшить потребность в работе с секретарем - чтецом. Читающая машина выполнена на базе системного блока персонального IBM-совместимого компьютера с процессором Pentium-200. Использование для управления читающей машиной специальной тифлоэргономичной 10-клавишной клавиатуры позволяет включить в круг пользования лиц, не имеющих навыков работы с компьютерной техникой. Наиболее точное распознавание достигается при использовании оригиналов с типографскими шрифтами (кегль не ниже 10), качественных машинописных и принтерных копий;

  1. Читающая машина "Книголюб компакт"

Читающая машина "Книголюб компакт" оправдывает свое название. В корпусе размером со сканер находится современная высокопроизводительная читающая машина, состоящая из компьютера и сканера. Книголюб прост в управлении: с помощью шести кнопок и двух регуляторов можно управлять всеми функциями. Натурально звучащие голоса читают даже трудные тексты на различных языках. Помимо речевого вывода, "Книголюб компакт" имеет возможность вывода на брайлевский дисплей. "Книголюб компакт" имеет огромную память. Встроенный жесткий диск может хранить огромное количество страниц, которые могут быть легко найдены и прочитаны снова. Он имеет емкость достаточную для хранения более 500.000 страниц. Сохранение файлов с помощью задания имени файла через речевой ввод.

  1. Visio.  Полноцветный читающий аппарат с 17” LCD монитором и авто-фокусом.

Visio имеет полноцветный автоматический фокус и разнообразие искусственных цветов. Имеется возможность менять местами цвета текста и фона, а также фиксировать фокус при письме от руки и заполнении форм. Благодаря автоматической экспозиции Вам не нужно регулировать яркость или контраст. Вы всегда будете автоматически получать оптимальное качество изображения. Клавиши панели управления, расположенной прямо под монитором, позволяют управлять аппаратом практически интуитивно. Большой, легко двигающийся столик обеспечивает оптимальный комфорт при чтении. С помощью выбора параметров можно легко произвести индивидуальную настройку аппарата.

Технические характеристики. Монитор: 17-ти дюймовый LCD монитор. Увеличение: от 3 до 45 раз Фокус: Автоматический фокус; Фиксированный фокус для письма от руки; Автоматическая экспозиция. Цвета: Режим реального цвета, 14 искусственных цветовых комбинаций. Размеры: 388 мм x 498 мм x 560 мм, Вес: 10,8 кг с монитором.

Появились портативные читающие машины. Огромную популярность в западных странах приобрёл KNFB Reader. Это программа распознавания и чтения документов, работающая на базе мобильного телефона Nokia N82, разработанная в сотрудничестве между Рэем Курцвайлом и Национальной федерацией слепых США.
 

Специальные компьютерные устройства:

  1. появился выбор в использовании компьютеров:

Благодаря встроенным средствам доступа в операционной системе Apple Leopard, всё больше незрячих и слабовидящих пользователей выбирают компьютеры Макинтош. Любой современный Мак по умолчанию уже обладает неплохими средствами речевого и брайлевского доступа, а также экранного увеличения. Достаточно лишь нажать COMMAND+F5, и Макинтош начинает говорить. А если подключить к нему один из популярных брайлевских дисплеев (Например, Focus от Freedom Scientific), то компьютер "подхватит" этот дисплей без необходимости устанавливать особые драйверы.

Компьютер DAVID. Являясь первым компьютером, специально созданным для слепых пользователей, ДАВИД предоставляет огромные возможности, не сравнимые с его компактным размером. ДАВИД совмещает в себе все специальные технологии для слепых: и брайлевскую строку, и речевой синтезатор, а также многие другие новые функции. ДАВИД позволяет работать со стандартными дискетами и чаще всего применяется для обработки с текстовыми файлами. Операционная система - DOS, хотя компьютер сконфигурирован также и для работы с Windows-приложениями. Его можно использовать 5 часов без подзарядки, затем аккумуляторы нужно зарядить в течение 2 часов;

Огромную популярность на рынке приобрели так называемые нетбуки или субноутбуки. Это устройства, масса которых не превышает 1 кг, а технические возможности сравнимы со стандартным ноутбуком при существенно более низких ценах. На таких компьютерах отлично работают программы экранного доступа.

Появился выбор в использовании Брайлевских принтеров:

  1. Индекс-Эверест

Эверест - высокоскоростной брайлевский принтер, позволяющий работать с обычной бумагой и создавать брайлевские документы, полностью готовые к использованию сразу после печати. Эверест управляется специальной панелью, на которой команды написаны и по брайлю, и в плоском варианте. Снабженный речевой обратной связью, принтер просто устанавливается и с ним легко работать слепым и слабовидящим пользователям.

  1. Индекс 4 Х 4 PRO

Двусторонний высокоскоростной брайлевский принтер Индекс 4 Х 4 PRO для печати на листах двойного формата. Также, как и Everest, управляется специальной панелью, на которой команды написаны и по брайлю, и в плоском варианте.

Появился выбор в использовании Брайлевских дисплев:

  1. "Vario" 

Он представляет новое поколение Брайлевских дисплеев: крошечный и легкий, чрезвычайно экономичный и достаточно мощный и гибкий, оптимальный для пользователя, устройство, которое можно использовать всюду и в любое время. Встроенные аккумуляторы позволяют использовать его в течение 40 - 50 часов без подзарядки. Этого достаточно для работы в течение целой недели. После этого подзарядка занимает только около 2,5 часов. ВАРИО автоматически выключается, если не используется в течение 15 минут. ВАРИО настолько мал, что это может быть помещен перед клавиатурой компьютера;

  1. "SuperVario" 

SuperVario - брайлевский дисплей, может успешно работать с любыми персональными компьютерами, а также с ноутбуками и читающими машинами. Эти дисплеи обладают всеми необходимыми характеристиками, обеспечивающими удобство работы, большую гибкость управления и высокую надежность;

Электронные «записные книжки» для незрячих. Эти устройства позволяют прочитать «компьютерным» голосом текст, с помощью Брай-левской клавиатуры внести в него исправления, найти нужный фрагмент и др. В 2008 году стали доступными для незрячих известные плееры IPod от компании Apple. В новой версии Айподов, вышедшей в сентябре, есть возможность добавления голосового меню, а также голосовых меток, содержащих названия композиций.

Следует отметить и тот факт, что компьютерные технологии являются средством для формирования у незрячих учащихся социально-адаптивных, коммуникативных навыков с целью их дальнейшей интеграции в современное общество зрячих.

Тифлотехнические средства на коррекционно-развивающих занятиях выполняют важную роль:

  1. расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения коррекционно-развивающих задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств;
  2. повышают качество знаний, умений и навыков, приобретаемых на этих занятиях;
  3. повышают скорость достижения поставленных целей на коррекционно-развивающих занятиях;
  4. повышают мотивацию детей с нарушениями зрения к трудным для них видам деятельности;
  5. обеспечивают возможность продуктивной деятельности в условиях группового обучения

В зависимости от вида используемого тифлотехнического средства различна и их специфическая роль в повышении эффективности проведения коррекционно-развивающих занятий.

Средства диагностики нарушения зрения:

1. Таблица для исследования остроты зрения. Пациент смотрит на таблицу с буквами, цифрами или другими знаками и называет объекты.

2. Исследование цветового зрения – данный метод диагностики заболеваний глаз проводится с помощью специальных таблиц (таблицы Рабкина) и служит для определения таких нарушений цветового зрения как протанопия, дейтеранопия или цветослабость (виды дальтонизма).

3. Четырехточечный цветотест, синоптофор - исследование бинокулярного зрения. В основе работы приборных средств тестирования находится принцип разделения полей зрения каждого из глаз, осуществляемого с помощью цветовых светофильтров или поляроидных устройств. Четырехточечный цветотест (тест Уорса в модификации Фридмана - Белостоцкого), несмотря на его простоту, обладает хорошими диагностическими возможностями. Тест используется для оценки характера зрения (бинокулярное, монокулярное или одновременное) при двух открытых глазах.

В процессе тестирования перед одним глазом пациента помещают красный светофильтр, а перед другим - зеленый и предлагают смотреть на экран прибора с четырьмя светящимися кружками, один из которых красный, два зеленых и один белый. При наличии бинокулярного зрения пациент увидит 4 кружка, причем белый кружок приобретает цвет стекла, поставленного перед ведущим глазом (лучше видящим глазом). При одновременном зрении будут видны 5 кружков, при монокулярном - либо 2, либо 3 кружка.

4. Проба с призмой для детей младшего возраста. При наличии способности к бинокулярному зрению приставление к одному из глаз призмы вызывает установочное движение этого глаза, переводящее изображение на центральную ямку сетчатки и устраняющее двоение. Пробы с призмой проводят следующим образом. Ребенку показывают какой-либо предмет, привлекающий внимание. Перед одним глазом помещают и быстро убирают призму в 10-12 призменных диоптрий. Затем устанавливают и убирают призму перед другим глазом. При наличии бинокулярной фиксации оба глаза после устранения призмы совершают установочное движение. При отсутствии бинокулярного зрения установочное движение либо не возникает, либо совершается только одним ведущим глазом.

Средства коррекции нарушения зрения:

Средства коррекции позволяют восстанавливать неполноценное зрение, а также сохранять остаточное.

Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии коренным образом изменили понимание охраны нарушенного зрения. В настоящее время «охрана» трактуется не как пассивное неупотребление зрения, а как широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и его развитие.

Один из путей реализации такого подхода к охране зрения – целенаправленное развитие зрительного восприятия с использованием тифлотехнических средств:

- разнообразная оптическая аппаратура для развития остроты зрения, цветоразличения, бинокулярного зрения, фиксации взора (различного рода линзы, лупы (складная, с подсветкой, лупа – строка), телескопические очки).

Коррекционный прибор "СВЕТЛЯЧОК". 

Предприятие “Луч” (МАН) “Воля” (Россия) разработало и освоило серийный выпуск прибора “Светлячок” двух модификаций: настольный и портативный. Он предназначен для копирования различных рисунков, схем, графиков и т.д. Прибор представляет собой деревянный каркас с подсветкой. Его рабочее поле выполнено из органического матового стекла, по длинным краям которого закреплены металлические пластинки. Эти пластинки вместе с магнитными вставками образуют систему крепления для листов бумаги.
Для приведения прибора в рабочее состояние необходимо взять два листа, один с рисунком, а второй - чистый; совместить и положить их на рабочее поле. Затем включить прибор. Прибор готов к работе.

Коррекционный прибор “Светлячок” активно развивает прослеживающую функцию глаз, способствует формированию бинокулярного зрения, упражняет ребёнка в зрительно-двигательной координации, хорошо влияет на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи.

Прибор “Светлячок” совершенствует графические навыки.

Приборы «Ориентир» и «Графика» - это учебные пособия предназначены для коррекционной работы по пространственной ориентировке  слепых и слабовидящих детей. Применение этих приборов на коррекционных занятиях способствует развитию моторики, сенсорики, речи и т.д. Преподаватель может легко отобразить каждый рисунок, чертеж из дидактического материала с помощью элементов прибора, а ребёнок с ограничением зрения сможет  его прощупать и воспроизвести.

Большие возможности для развития зрения заложены в оптическом приборе лупе “Топаз”. Он представляет собой дисплей, который изменяет размер, яркость, контраст изображений, цвет (от черно-белого до цветного). Пособие многофункционально, позволяет решать ряд задач. Оно может быть использовано для обогащения сенсорного и чувственного опыта ребенка, развития зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, ориентировки на вертикальной и горизонтальной поверхности, внимания, речи. Для развития зрительного восприятия используются разные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различные признаки. Пособие удобно для обучения детей элементам изобразительной деятельности, формирования навыка следования инструкции. Лупу “Топаз” эффективно использовать в работе с детьми со сходящимся и расходящимся косоглазием, миопией, астигматизмом, гиперметропией, так как могут быть созданы условия (увеличивают или уменьшают величину изображения) благоприятные для зрительного восприятия при каждом из названных диагнозов.

«Амблиокор». Прибор, применяемый в офтальмологии для восстановления остроты зрения. Метод, реализуемый прибором, носит название «видео-компьютерный аутотренинг» (сокращенно - ВКА). В основу его положена технология условных рефлексов, позволяющая восстанавливать контроль нервной системы над процессами, происходящими в зрительном анализаторе. Метод преследует цель развития естественной способности головного мозга восстанавливать изображение, которое искажается на сетчатке глаза. Это позволяет восстанавливать зрение при многих заболеваниях, при которых традиционные методы (медикаментозное лечение или хирургическое вмешательство) не всегда эффективны.

Компьютерные программы (игры):

Программа "Чибис" - позволяет осуществлять тестовые и тренировочные процедуры для оценки состояния бинокулярного стереозрения и функционального лечения бинокулярных расстройств.
Лечебное действие программы основано на стимуляции координированной деятельности левого и правого зрительных каналов за счет использования чисто бинокулярных зрительных стимулов - стереограмм из случайных точек, которые могут успешно восприниматься только при согласованной работе двух глаз.

Программа КЛИНОК-2 - комплексная интерактивная компьютерная программа для диагностики и лечения косоглазия, позволяющая осуществлять все традиционные процедуры аппаратного лечения, проводимого на синоптофоре.

Программа построена по принципу имитации соответствующих процедур, но позволяет расширить их временной и скоростной диапазон и использовать ряд новых режимов стимуляции. Диагностический блок программы обеспечивает количественную оценку состояния бинокулярных функций: определение характера зрения, гетерофории, функциональной скотомы, угла косоглазия и фузионных способностей.

Программа "ЦВЕТОК" - интерактивная тренировочная программа, имеющая игровой характер. Программа предлагает пациенту серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного объекта среди нескольких объектов, предъявляемых на лепестках цветка.

Программа "eYe" ("Ай") - предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. В основу упражнений положены методы плеоптики, ортоптики и диплоптики. Разделение полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков.

Программа "Контур" - программа для лечения амблиопии, восстановления и развития бинокулярного зрения.

В бинокулярных упражнениях пациент в красно-синих очках, видя опорный рисунок одним глазом, обводит или дорисовывает его "пером", видимым другим глазом. Всего в программе 38 рисунков различной сложности. Для устранения функционального подавления и тренировки фузии предусмотрены многочисленные регулировки: изменяется соотношение контрастов объектов и толщина линий рисунка и "пера", объекты могут независимо переключаться из светлых в темные, включается мигание с управляемой частотой, регулируется сила стимула для периферической фузии.

Программа "Крестики" является игровым паттерн-стимулятором для лечения амблиопии, в котором используется инвертирующееся шахматное поле. Этот стимул активизирует нейроны и восстанавливает межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы. В ходе игры клетки уменьшаются до порога различения их игроком. Частоты инвертирования связаны с размером клеток, обеспечивая наибольший лечебный эффект. Контраст изображения можно выбирать в широких пределах: от максимального для стимуляции, до едва различимого для тренировки. Для воздействия на яркостный и цветооппонентные каналы зрительной системы используются черно-белые, красно-зеленые или желто-синие шахматные поля. Продолжительность одной игры — 5 минут.

Программа "Паучок" - еще одна игра для лечения амблиопии, где стимуляция производится структурированными динамическими изображениями. Игровая задача побуждает пациента удерживать взор вблизи центров подвижных радиальных или спиральных решеток. В результате макула и периферия одновременно возбуждаются стимулами оптимальных размеров: макула - мелкими, периферия - крупными. Также в процессе игры активизируются визомоторная деятельность, конвергенция и аккомодация. Различные настройки и цветовые переходы позволяют стимулировать все типы фоторецепторов, а также on- и off-нейроны. Как и в предыдущей игре, контраст изображения можно выбирать.

Использованная литература:

1. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики.

2. Электронный ресурс - http://tiflo.net/

3. Электронный ресурс «Большая советская энциклопедия» Доступ: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/139920/Тифлотехника




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятия зрительного утомления

Здесь представлена наиболее полная подборка упражнений для снятия и профилактики зрительного утомления и снижения остроты зрения при различных нарушениях зрения....

Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

Консультация "Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятие зрительного утомления"

Эффективность работы по развитию зрительного восприятия, осуществляемая на коррекционных занятиях, в ходе домашнего педагогического процесса, во многом определяется своевременным и систематическим исп...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря з...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)....