Методические рекомендации для родителей "Как вести себя в конфликтных ситуациях с детьми"
статья по теме
Методические рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_dlya_roditeley.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для родителей «Как вести себя в конфликтных ситуациях с детьми».
Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается открытым спором. В других не высказанной и затаенной обидой, а бывает и настоящим «сражением». Различают конструктивные и неконструктивные способы разрешения конфликта. Неконструктивные:
- «Выигрывает родитель». Родители, склонные использовать такой способ считают что побеждать ребенка надо, так как он «на шею сядет».
- «Выигрывает только ребенок». Этот способ выбирают родители, которые боятся конфликтов или готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка».
Наиболее благоприятный выход из конфликта – конструктивный способ разрешения конфликта «выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок». Этот метод предполагает несколько последовательных шагов:
- Прояснение конфликтной ситуации. Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет в чем состоит его проблема, т.е. что он хочет или не хочет. Делает он это в стиле активного слушания. После того как ребенок убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а так же примет участие в поисках совместного решения.
- Сбор предложений. Этот этап начинается с вопроса «Как женам быть?» После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение, и только затем предлагать свои варианты. Когда сбор предложений окочен, делают следующий шаг.
- Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга. И предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Практика показывает, что при повторении таких ситуаций мирное решение споров становится для ребят привычным делом.
- Детализация принятого решения. Предположим, в семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать и завтракать. Одного решения мало . Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать , где какая еда лежит.
- Выполнение решения, проверка. В удобный момент, можно спросить у ребенка: «Ну как идут дела? Получается ли?». Не стоит пенять ему при каждой неудаче. Лучше, если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина.
Этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.
Правила, помогающие наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
- Правила (ограничения , требования , запреты должны быть в жизни каждого ребенка. Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.
- Правил не должно быть слишком много они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек».
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
- Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
- Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно - разъяснительным, чем повелительным.
- Наказать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Методические рекомендации для воспитателей «Как вести себя в конфликтных ситуациях с родителями».
Конфликт «педагог-родитель» обычно предполагает протекание по типу начальник-подчиненный, что и обуславливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Способы разрешения конфликтных ситуаций:
Соревнование – стремление добиться своего в ущерб другому. Условия применения: заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта. Недостатки: испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения.
Уклонение – уход от ответственности за принятие решений. Условия применения: исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. Недостатки: большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.
Приспособление – сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов. Условия применения: предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. Недостатки: нерешенность конфликта.
Компромисс - поиск решений за счет взаимных уступок. Условия применения: Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей. Недостатки: получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта.
Сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Условия применения: наличие времени, необходимого для решения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения. Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.
Наиболее эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как вести себя в конфликтной ситуации
На первом этапе требуется осознать и проанализировать конфликтную ситуацию. Для этого необходимо определить причину и цели конфликта (уделяя внимание расхождению истинных и заявленных целей)...
Семейные проблемы: как вести себя в конфликтной ситуации
Прочитав статью Вы узнаете, как сохранить душевное спокойствие во время семейной ссоры и как вести себя во время семейного конфликта, если рядом - ребенок...
Конфликты. Как вести себя в конфликтных ситуациях в общении с родителями
Семинар для педагогов (презентация)...
«Конфликты. Как вести себя в конфликтных ситуациях в общении с родителями»
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективнфм являются такие способы выхода конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из данных стратегий может оказаться в разны...
Конфликты. Как вести себя в конфликтных ситуациях.
Семинар для педагогов...
Как вести себя в конфликтной ситуации с родителями
Порой в работе возникают ситации, которые ставят нас в тупик. Как вести себя и что делать в конфликтной ситации с родителями? Предлагаю вам несколько проверенных временем советов....
Рекомендации "Как вести себя в конфликтной ситуации?"
Любое взаимодействие, любой диалог партнеров предполагает...